Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной самостоятельности учащихся средствами дифференцированного обучения 6
1.1. Анализ учебно - методической литературы по теме исследования 6
1.2. Понятие познавательной самостоятельности в педагогике 10
1.3. Дифференциация обучение 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Организация обучения технологии, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности через дифференцированное обучение. . .22
2.1. Методические рекомендации по использованию дидактического
материала для развития познавательной самостоятельности 22
2.2. Построение занятий по технологии с использованием рабочей тетради. 33
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
Условия жизни в современном обществе находятся в постоянном ускорении темпов развития и требуют от каждого человека, стремящегося к успеху, готовности и способности адаптироваться к разноплановым изменяющимся ситуациям, умения корректировать поставленные цели, пути и средства их достижения.
Основа формирования необходимых качеств подрастающего поколения закладывается во время обучения в школе, чему способствует реализация перехода на ФГОС. Идея, положенная в основу Стандарта нового поколения, заключается в признании сдвига основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Таким образом, каждый ученик общеобразовательной школы должен осознавать личную необходимость не только приобретения профессиональных навыков, но и постоянного повышения их уровня. Следовательно, развитие у учащихся потребности беспрерывного совершенствования, имеющегося багажа знаний, потребности овладения умениями ведения самостоятельной познавательной деятельности является одним из самых актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Согласно требованиям ФГОС второго поколения образовательный процесс должен быть направлен на достижение основных результатов; личностных, метапредметных и предметных. Одним из путей достижения данных результатов является развитие познавательной самостоятельности.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется противоречием между требованиями ФГОСа к результатам образования и неспособностью быстрого перехода учителей на но-вые формы и методы обучения обучаемых.
Объект исследования: обучение учащихся на занятиях по технологии.
Предмет исследования: организационная деятельность учителя по развитию познавательной самостоятельности.
Цель исследования: разработать дидактические задания по технологии и описать методику их использования в развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Определить понятие и выделить особенности термина «познавательной самостоятельности» в трактовке отечественных и зарубежных педагогов.
3. Рассмотреть особенности дифференцированного обучения при организации учебного процесса в образовательной области «Технология».
4. Разработать разноуровневые задания и составить методические рекомендации по их использованию при организации обучения технологии, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности учащихся с элементами дифференцированного обучения на примере 7 класса.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов: аспекты организации познавательной деятельности, активизации процесса обучения, формирования и развития познавательных интересов как основы познавательной самостоятельности ( Т.И. Шамова, И.Я. Лернер и др.); формированию и развитию познавательной самостоятельности (Н.А. Половникова, И.А. Чуриков и др).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического познания; анализа; обобщения; Содержание выпускной квалификационной работы представлено введением, двумя главами, заключением и приложением. Библиографический список насчитывает 31 источник.
В заключение данной работы отметим, что тема развития познавательной самостоятельности учащихся средствами дифференцированного обучения носит весьма актуальный характер на современном этапе развития системы образования в связи с переходом на ФГОС, требованиями которого является достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Для достижения обозначенной в работе цели первоочередной задачей было провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования. В работе были проанализированы различные источники по проблеме исследования, в результате чего определены и выделены особенности термина «познавательной самостоятельности» в трактовке отечественных и зарубежных педагогов. Таким образом удалось выяснить, что познавательная самостоятельность - это система внутренних образований и их внешнего проявления - практических действий по самообразованию. Проведя данный анализ мы пришли к выводу, что развитие познавательной самостоятельности это один из путей достижения результатов ФГОС.
За основные критерии сформированности познавательной самостоятельности в данной исследовательской работе были взяты критерии разноуровневости, выделенные Лернером - репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский. Используя признаки диффиринциации уровней сформированности познавательной самостоятельности разработан дидактический материал и предложены методические рекомендации по использованию дидактического материала и его применению на разных этапах урока технологии. Результаты исследования дают возможность более рационально использовать дидактический материал при развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
В результате проведенного исследования считаем, что цель работы удалось достигнуть, задачи полностью выполнены.
1. Андронатий В.В. Дифференцированный подход к процессу обучения: психолого-дидактический аспект. - Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2000. - 250с
2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 138с.
3. Бережнева А.Н., Голиков А.И. Повышение уровня учебной мотивации детей среднего школьного возраста в условиях реализации ФГОС // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2016. - № 2. - С.67-71.
4. Гришкова, Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности детей разновозрастной группы в предметно-развивающей среде: дис. к. п. н.: 13.00.01 / Г.Н. Гришкова. — Омск, 2002. — 181 с.
5. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин- тов /. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
6. Диняева, М.З. Зависимость познавательной самостоятельности детей от содержания и организации деятельности (на материале обучения математике): дис. к. п. н.: 13.00.01 / М.З. Диняева. — М., 1983. — 148 с.
7. Дуйсебаева А.Б. Некоторые особенности реализации уровневой диффе-ренциации обучения. УДК Народное образование. - Педагогика, 2017.
8. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П.Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961.- 239 с.
9. Казакевич В.М. Молева Г.А., Вертикаль. Технология. Техническийтруд. 7 класс. 2018 г. 218 стр.
самостоятельности школьников // Человек и образование. - 2012. - № 4. - С.139-141.
11. Кузимина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащегося [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1984. №1. - С.20 - 26.
12. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. ... д.п.н. - М., 1971. - 38с.
13. Лернер И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности уча-щихся // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагоги¬ка, 1971. - №4. - С.34-39.
14. Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии : автореф. дис. ... к. п. н. - Кемерово, 2014. - 22 с.
15. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и автор вступительной статьи В.С.Хелемендик. -М.: Политиздат
16. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н.Наумчик, М.А. Праздни¬ков и др. М.: Вече, 2006,-279 с.
17. Педагогический энциклопедически словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол .: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
18. Половникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // Советская педагогика. - 1970. - №5. - С.76-83.
19. Половникова Н.А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 1969. - С.45-61.
20. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 326с.
21. Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках математики и информатики: Монография. - Брянск: Издательство БГУ, 2013. - 120 с.
22. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. УВК вариативного образования. - Ярославль, 1995.
23. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
24. Смоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : [Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та]; Воронеж : [МОДЭК], 2015 (Воронеж : ФГУП ИПФ Воронеж). - 214 с.
25. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980. - 169с.
26. Ушинский, К.Д. Сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984.- Т.8.-776 с.
27. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.
28. Шишмаренков В.К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема.- Челябинск, 2010.
29. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. - С. 97.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
31. Чуриков И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. к.п.н. - Казань, 1973. - 20с.