Развитие познавательной самостоятельности учащихся средствами дифференциации обучения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной самостоятельности учащихся средствами дифференцированного обучения 6
1.1. Анализ учебно - методической литературы по теме исследования 6
1.2. Понятие познавательной самостоятельности в педагогике 10
1.3. Дифференциация обучение 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Организация обучения технологии, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности через дифференцированное обучение. . .22
2.1. Методические рекомендации по использованию дидактического
материала для развития познавательной самостоятельности 22
2.2. Построение занятий по технологии с использованием рабочей тетради. 33
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной самостоятельности учащихся средствами дифференцированного обучения 6
1.1. Анализ учебно - методической литературы по теме исследования 6
1.2. Понятие познавательной самостоятельности в педагогике 10
1.3. Дифференциация обучение 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Организация обучения технологии, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности через дифференцированное обучение. . .22
2.1. Методические рекомендации по использованию дидактического
материала для развития познавательной самостоятельности 22
2.2. Построение занятий по технологии с использованием рабочей тетради. 33
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
Условия жизни в современном обществе находятся в постоянном ускорении темпов развития и требуют от каждого человека, стремящегося к успеху, готовности и способности адаптироваться к разноплановым изменяющимся ситуациям, умения корректировать поставленные цели, пути и средства их достижения.
Основа формирования необходимых качеств подрастающего поколения закладывается во время обучения в школе, чему способствует реализация перехода на ФГОС. Идея, положенная в основу Стандарта нового поколения, заключается в признании сдвига основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Таким образом, каждый ученик общеобразовательной школы должен осознавать личную необходимость не только приобретения профессиональных навыков, но и постоянного повышения их уровня. Следовательно, развитие у учащихся потребности беспрерывного совершенствования, имеющегося багажа знаний, потребности овладения умениями ведения самостоятельной познавательной деятельности является одним из самых актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Согласно требованиям ФГОС второго поколения образовательный процесс должен быть направлен на достижение основных результатов; личностных, метапредметных и предметных. Одним из путей достижения данных результатов является развитие познавательной самостоятельности.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется противоречием между требованиями ФГОСа к результатам образования и неспособностью быстрого перехода учителей на но-вые формы и методы обучения обучаемых.
Объект исследования: обучение учащихся на занятиях по технологии.
Предмет исследования: организационная деятельность учителя по развитию познавательной самостоятельности.
Цель исследования: разработать дидактические задания по технологии и описать методику их использования в развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Определить понятие и выделить особенности термина «познавательной самостоятельности» в трактовке отечественных и зарубежных педагогов.
3. Рассмотреть особенности дифференцированного обучения при организации учебного процесса в образовательной области «Технология».
4. Разработать разноуровневые задания и составить методические рекомендации по их использованию при организации обучения технологии, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности учащихся с элементами дифференцированного обучения на примере 7 класса.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов: аспекты организации познавательной деятельности, активизации процесса обучения, формирования и развития познавательных интересов как основы познавательной самостоятельности ( Т.И. Шамова, И.Я. Лернер и др.); формированию и развитию познавательной самостоятельности (Н.А. Половникова, И.А. Чуриков и др).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического познания; анализа; обобщения; Содержание выпускной квалификационной работы представлено введением, двумя главами, заключением и приложением. Библиографический список насчитывает 31 источник.
Основа формирования необходимых качеств подрастающего поколения закладывается во время обучения в школе, чему способствует реализация перехода на ФГОС. Идея, положенная в основу Стандарта нового поколения, заключается в признании сдвига основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Таким образом, каждый ученик общеобразовательной школы должен осознавать личную необходимость не только приобретения профессиональных навыков, но и постоянного повышения их уровня. Следовательно, развитие у учащихся потребности беспрерывного совершенствования, имеющегося багажа знаний, потребности овладения умениями ведения самостоятельной познавательной деятельности является одним из самых актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Согласно требованиям ФГОС второго поколения образовательный процесс должен быть направлен на достижение основных результатов; личностных, метапредметных и предметных. Одним из путей достижения данных результатов является развитие познавательной самостоятельности.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы определяется противоречием между требованиями ФГОСа к результатам образования и неспособностью быстрого перехода учителей на но-вые формы и методы обучения обучаемых.
Объект исследования: обучение учащихся на занятиях по технологии.
Предмет исследования: организационная деятельность учителя по развитию познавательной самостоятельности.
Цель исследования: разработать дидактические задания по технологии и описать методику их использования в развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования.
2. Определить понятие и выделить особенности термина «познавательной самостоятельности» в трактовке отечественных и зарубежных педагогов.
3. Рассмотреть особенности дифференцированного обучения при организации учебного процесса в образовательной области «Технология».
4. Разработать разноуровневые задания и составить методические рекомендации по их использованию при организации обучения технологии, ориентированного на развитие познавательной самостоятельности учащихся с элементами дифференцированного обучения на примере 7 класса.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов: аспекты организации познавательной деятельности, активизации процесса обучения, формирования и развития познавательных интересов как основы познавательной самостоятельности ( Т.И. Шамова, И.Я. Лернер и др.); формированию и развитию познавательной самостоятельности (Н.А. Половникова, И.А. Чуриков и др).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического познания; анализа; обобщения; Содержание выпускной квалификационной работы представлено введением, двумя главами, заключением и приложением. Библиографический список насчитывает 31 источник.
В заключение данной работы отметим, что тема развития познавательной самостоятельности учащихся средствами дифференцированного обучения носит весьма актуальный характер на современном этапе развития системы образования в связи с переходом на ФГОС, требованиями которого является достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Для достижения обозначенной в работе цели первоочередной задачей было провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования. В работе были проанализированы различные источники по проблеме исследования, в результате чего определены и выделены особенности термина «познавательной самостоятельности» в трактовке отечественных и зарубежных педагогов. Таким образом удалось выяснить, что познавательная самостоятельность - это система внутренних образований и их внешнего проявления - практических действий по самообразованию. Проведя данный анализ мы пришли к выводу, что развитие познавательной самостоятельности это один из путей достижения результатов ФГОС.
За основные критерии сформированности познавательной самостоятельности в данной исследовательской работе были взяты критерии разноуровневости, выделенные Лернером - репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский. Используя признаки диффиринциации уровней сформированности познавательной самостоятельности разработан дидактический материал и предложены методические рекомендации по использованию дидактического материала и его применению на разных этапах урока технологии. Результаты исследования дают возможность более рационально использовать дидактический материал при развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
В результате проведенного исследования считаем, что цель работы удалось достигнуть, задачи полностью выполнены.
Для достижения обозначенной в работе цели первоочередной задачей было провести анализ учебно-методической литературы по теме исследования. В работе были проанализированы различные источники по проблеме исследования, в результате чего определены и выделены особенности термина «познавательной самостоятельности» в трактовке отечественных и зарубежных педагогов. Таким образом удалось выяснить, что познавательная самостоятельность - это система внутренних образований и их внешнего проявления - практических действий по самообразованию. Проведя данный анализ мы пришли к выводу, что развитие познавательной самостоятельности это один из путей достижения результатов ФГОС.
За основные критерии сформированности познавательной самостоятельности в данной исследовательской работе были взяты критерии разноуровневости, выделенные Лернером - репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский. Используя признаки диффиринциации уровней сформированности познавательной самостоятельности разработан дидактический материал и предложены методические рекомендации по использованию дидактического материала и его применению на разных этапах урока технологии. Результаты исследования дают возможность более рационально использовать дидактический материал при развитии познавательной самостоятельности обучающихся.
В результате проведенного исследования считаем, что цель работы удалось достигнуть, задачи полностью выполнены.
Подобные работы
- Развитие познавательной самостоятельности учащихся средствами
дифференциации обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Использование мультимедийных технологий на уроках внеклассного чтения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



