Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №56986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие «самостоятельная деятельность обучающихся» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Типы и виды самостоятельной деятельности 11
1.3 Самостоятельная деятельность на уроках математики в начальной
школе 17
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1 Познавательные способности и особенности их формирования в
младшем школьном возрасте 25
2.2 Особенности использования самостоятельной деятельности как
средства развития познавательных способностей младших школьников 32
ГЛАВА 3. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
3.1 Организация проведения исследования 39
3.2 Разработка и применение самостоятельных работ для развития
познавательных способностей у младших школьников на уроках математики 43
3.3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время значительно выросло значение самостоятельной работы в процессе обучения, яснее обрисовались методика и дидактические средства их успешной организации. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет самостоятельную деятельность обучающихся, как одно из обязательных требований к организации образовательного процесса. В этих условиях важным аспектом профессиональной деятельности учителя считается обеспечение успешной самостоятельной работы, сосредоточенной на развитии личности, развитии у школьников навыков самостоятельной организации, самообразования, дающих возможность постоянного личностного роста.
Ученики младших классов часто обращаются за помощью к учителю при выполнении новых для них заданий, а учителя растолковывают эти действия дефицитом дидактического материала, позволяющего разрешить настоящую проблему. Кроме этого, сформировавшийся порядок обучения в младшей школе нацелен только на овладение школьниками готовых знаний, а не полученных ими в ходе поисково-познавательной деятельности, и поэтому мешает формированию самостоятельных личностей. Младшая школа считается собственно той ступенью, на которой происходит развитие самостоятельности. Самостоятельность у детей формируется в деятельности. Основная деятельность школьников младших классов - образовательная деятельность.
Самостоятельная деятельность позволяет школьнику повысить эффективность учебы как в позиции постижения знаний, умений и навыков, так и в позиции формирования способностей в интеллектуальном и физическом труде. Самостоятельная деятельность исполняет главную роль на занятии и уровень самостоятельности учеников при выполнении различных видов самостоятельных работ сопряжен с установкой их
деятельности, которая завязывается с подражательных действий, далее усложняется и принимает свои высшие проявления. В связи с этим увеличивается потребность пересмотра управляющей роли учителя.
Руководство учителя самостоятельной деятельностью состоит в том, чтобы дать право школьникам продемонстрировать себя, свои силы на уроках при решении задач и упражнений. Это возможно в тех случаях, когда учитель неплохо осознает уровень развития учеников класса, осведомлен о личных особенностях учеников и может подбирать посильные и увлекательные упражнения для самостоятельной деятельности.
Исследованием самостоятельной деятельности у младших школьников занимались М.В. Веденькина, В.К. Буряк, Л.В. Жарова, Н.М. Мякишева, Р.Ф. Швецова и др. Вопросам развития познавательной самостоятельности при обучении математике младших школьников уделили внимание В.А. Далингер, А.М. Черкасова, Р.Ф. Швецова, Д.Г. Ямалтдинова.
Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что проблема обучения обучающихся младших классов самостоятельной деятельности как средству развития познавательных способностей, требует дальнейшего изучения в области разработки методики организации самостоятельной работы на уроках математики.
Цель исследования: изучить особенности организации
самостоятельной деятельности школьников на уроках математики в начальной школе и определить ее влияние на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения математике обучающихся начальной школы в современных условиях.
Предметом исследования является самостоятельная деятельность школьников на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: если методически грамотно организовать самостоятельную деятельность обучающихся младшего школьного возраста на уроках математики, то повысится уровень их познавательных способностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие «самостоятельная деятельность обучающихся» в психолого-педагогической литературе;
- проанализировать типы и виды самостоятельной деятельности младших школьников;
- изучить самостоятельную деятельность на уроках математики в начальной школе;
- разобрать познавательные способности и особенности их формирования в младшем школьном возрасте;
- выделить особенности использования самостоятельной деятельности как средства развития познавательных способностей младших школьников;
- подобрать методы диагностики познавательных способностей и выявить уровень их развития у младших школьников;
- разработать комплекс заданий для самостоятельных работ по развитию познавательных способностей у младших школьников на уроках математики;
- оценить эффективность проведенной работы с детьми.
Методической основой исследования являются работы российских и зарубежных исследователей, таких как В.К. Буряк, Р.А. Васильева, Г.Ф. Гаврилычева, Б.П. Есипов, М.К. Ковальская и др.
Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, беседа с детьми, наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть использованы на занятиях математики в начальных классах и применяться
учителями для организации самостоятельной деятельности и повышению познавательных способностей детей младшего школьного возраста.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие ученики 3А и 3Б классов, в количестве 50 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самостоятельная деятельность в школе - это такая деятельность, которая исполняется без прямой роли педагога по его заданию, в особо предоставленное для этого время, но при этом школьники осознано желают достичь поставленной цели, применяя свои действия и проявляя в том или ином виде итог умственных или физических действий.
В согласовании со ступенями самостоятельной образовательно - познавательной деятельности школьников можно выдвинуть четыре типа самостоятельных работ: воссоздающие самостоятельные работы по примеру, реконструктивно-изменчивые, приближенные и творческие. Любой из четырех типов имеет свои обучающие цели.
Активное применение в учебном процессе самостоятельной деятельности содействует формированию самостоятельности как качества личности школьников, способствует реализации принципа индивидуального подхода к обучению, позволяет дифференцировать учебные задания, достичь высокого уровня сознательного и прочного овладения знаниями.
Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание.
Развитие познавательной самостоятельности может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы, изучаемых в младших классах, изучение математики наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности, так как поиск решения математических задач требует самостоятельной мыслительной деятельности для построения плана решения, самопроверки полученного результата, умений самостоятельно пользоваться правилами и алгоритмами, а также умений применять систему обобщенных знаний.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в 2016 году. В исследовании приняли участие обучающиеся 3А и 3Б классов, в количестве 25 человек в каждом классе. Они были поделены на два класса: экспериментальный (3А) и контрольный (3Б).
Основным объектом исследования являлись познавательные способности детей младшего школьного возраста и эффективность их развития в процессе организации самостоятельной деятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у обучающихся экспериментальной и контрольной групп в меньшей степени развит такой компонент познавательных способностей, как наблюдательность, а в большей степени - познавательная активность.
В целом в экспериментальном классе 12% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 80% - средний уровень и 8% высокий уровень развития познавательных способностей. В контрольном классе 8% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 84% - средний уровень и 8% высокий уровень развития познавательных способностей.
Полученные результаты помогли выстроить дальнейшую работу и перейти к следующей, формирующей стадии эксперимента. Была разработана и проведена серия уроков в экспериментальном классе с применением самостоятельной деятельности, которые составили формирующий эксперимент.
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что в экспериментальном классе наблюдается положительная динамика в развитии таких компонентов познавательных способностей как воображение, восприятие, внимание, зрительная память.
В целом в экспериментальном классе на контрольном этапе эксперимента 76% детей имеют средний уровень и 24% - высокий уровень развития познавательных способностей. Детей, имеющих низкий уровень развития познавательных способностей выявлено, не было. В контрольной группе детей младшего школьного возраста существенные изменения в развитии познавательных способностей выявлены не были.
У экспериментальной группы наблюдается тенденция к повышению уровня познавательных способностей при применении самостоятельной деятельности в процессе обучения математике.
Сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментов, можно отметить, что организованный нами комплекс самостоятельной деятельности по математике оказал положительное влияние на развитие познавательных способностей, обучающихся 3А класса. Наши наблюдения показали, что у учащихся возрос интерес к урокам математики и математической деятельности. Это связано с тем, что самостоятельная деятельность была направлена на решение задач: образовательных и воспитательных. Она является не только средством мотивации деятельности детей, но и позволяет организовать систематическое повторение и закрепление математических знаний и умений.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень познавательных способностей детей младшего школьного возраста повысится, благодаря использованию самостоятельной деятельности в образовательном процессе, подтвердилась. Цель исследования была достигнута, задачи решены.



1. Адрианова А.Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 16-20.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университет, 1990. - 88 с.
3. Болотова А.И. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики // Воспитание и обучение. - 2009. - №6. - С.17-19.
4. Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся // Начальная школа. - 1992. - №1. - С. 12-13.
5. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. - М.:
Просвещение, 1984. - 64с.
6. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. - М.: Педагогика, 1975. - 118с.
7. Веденькина М.В. Формирование познавательной
самостоятельности у младших школьников с учетом их полоролевых особенностей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2007. - 27 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 446 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007. - 94 с.
10. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - М.: Владос, 2008. - 234 с.
11. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей //
Начальная школа. - 2000. - №11. - С. 48- 54.
12. Григорьева Л.Г. Особенности формирования и развития познавательной самостоятельности младших школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2011. - №3. - Ч.2. - С.15-17.
13. Голант Е.Я. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения. - Казань: 2009. - 78 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
15. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы. - СПб.: Питер, 2008. - 166 с.
16. Далингер В.А., Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения // Математика в школе. - 2004. - №6. - С. 20-23.
17. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: метод. пос. - М. : АРКТИ, 2005. - 88 с.
18. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
19. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. - М.: Просвещение, 2007. - 180с.
20. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. - М.: Просвещение, 2001. - 115с.
21. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.
22. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.16-22.
23. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. - М.:
Просвещение, 2009. - 164 с.
24. Истомина Н.Б. Контрольные работы по математике: 1-4-й
классы. - Тула: ООО «Изд-во Астрель», 2002. - 264 с.
25. Кабанова-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова - Миллер. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
26. Каиров И. А. Педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.:
Просвещение, 1994. - 280 с.
27. Каиров И. А. Педагогический словарь. - М.: Просвещение, 1990.
- 256 с.
28. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
29. Клещева И.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики и ее роль в развитии метапредметных умений // Вестник Новгородского государственного университета. - 2011. - № 64.
30. Ковальская М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения. - М.: Владос, 2007. - 156 с.
31. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2008. - 96 с.
32. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. - М.: Проспект, 2010. - 140 с.
33. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2007. - 272 с.
34. Морева Н.А. Педагогика среднего обучения: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2009. - 110 с.
35. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как школьнику сохранить познавательную потребность // Начальная школа. До и после. - 2014. - №2. - С.16-18.
36. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС // Начальная школа. До и после. - 2014. - №2. - С.22-25.
37. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2006. - 322 с.
38. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим - Бада. - М.: Наука, 2003. - 499с.
39. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Просвещение, 2000. - 72 с.
40. Пиче-Оол Т.С. Возможные пути решения проблемы самостоятельной работы младших школьников с текстом / Т.С. Пиче - Оол // Начальная школа. - 2001. - №9. - С. 31-36.
41. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Просвещение, 2006. - 280 с.
42. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
43. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности
учащихся в обучении. - М.: Владос, 2012. - 164 с.
44. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.
45. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспекты лекций. - М.: Приор - издат, 2008. - 184 с.
46. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М.: Академия, 2004. - 312 с.
47. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным
методикам обучения. - СПб.: Питер, 2009. - 80 с.
48. Черкасова А.М., Аммосова Н.В. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики // Начальная школа плюс До и После. - 2010. -№3. - С.42-44.
49. Швецова Р.Ф. Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 53-57.
50. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. - 2008. - №2. - С.8-9.
51. Яровая В.В. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах // Начальная школа. - 2006.- № 4. - С.84-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ