Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №48165

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7
1.1 Изучение понятий «творчество» и «творческие способности» в трудах
педагогов и психологов 7
1.2 Изучение методологических подходов к проблеме развития творческих
способностей учащихся 13
1.3 Различные взгляды педагогов, психологов и методистов на развитие
творческих способностей учащихся 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1 Дидактическая модель поэтапного развития творческих способностей
школьников при обучении английскому языку 33
2.2 Формы и методы развития творческих способностей в процессе обучения
английскому языку в школе 43
Выводы по главе II 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Сегодня обучение иностранному языку как средству межнациональной коммуникации имеет приоритетное значение, в связи с глобализацией образования. Совершенствование преподавания английского языка занимает доминирующее положение в мировой информационной системе, и с каждым днем оно приобретает все большую актуальность. Национальная доктрина образования Российской Федерации ориентирует на развитие творческих способностей учащихся и утверждает положение о своевременном и разностороннем развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения форм и методов формирования творческих способностей учащихся. Необходимо воспитать у подрастающего поколения творческое восприятие окружающей среды, а также активность и самостоятельность мышления, для того, чтобы эти качества личности в будущем способствовали достижению положительных перемен в обществе и государстве.
Новизна исследования заключается в том, что в ходе исследования была сформирована дидактическая модель развития творческих способностей учащихся, сформулирована характеристика формирования творческих способностей учащихся, обосновано поэтапное развитие творческих способностей учащихся при обучении английскому языку, а также были разработаны методические рекомендации, направленные на оптимизацию обучения английскому языку.
Анализ научной литературы, проведенный с целью выявления степени разработанности данной темы, позволил выявить ряд противоречий между глобализацией мировой информации и ограниченностью ее реализации в учебно-воспитательном процессе; возрастающими требованиями к развитию творческих способностей учащихся и относительно узкой направленностью реального процесса обучения английскому языку, который ориентирован на достижение определенных дидактических целей; возрастающие требования к месту, форме и методам проведения учебно-воспитательного занятия.
Определив безусловные приоритеты развития творческих способностей учащихся, можно поставить проблему данного исследования: какие дидактические условия обеспечивают развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку?
Объект исследования: формирование творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс совершенствования обучения английскому языку как важнейшее условие развития творческих способностей учащихся.
Цель исследования: теоретически и практически проверить воздействие психолого-педагогических условий совершенствования обучения английскому языку на формирование творческих способностей учащихся.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
1) Изучить понятия «творчество» и «творческие способности» в трудах известных педагогов, психологов и методистов.
2) Описать дидактическую модель поэтапного развития творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку.
3) Описать формы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Поставленная цель и задачи предопределяет использование следующих методов: описательный, метод изучения научных идей, связанных с проблемой исследования, индуктивно-дедуктивный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы.
Теоретическо-практическая значимость работы заключается:
- в разработке методических рекомендаций, которые оказывают большое влияние на развитие творческих способностей учащихся;
- в возможности использования дидактической модели поэтапного развития творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку в общеобразовательных учреждения, при условии создания благоприятной психолого-педагогической атмосферы, которая способствовала бы оптимизации условий развития творческих способностей учащихся;
- в возможности создавать многовариантные модели и методы развития творческих способностей школьников на основе предложенных рекомендаций.
Теоретическо-методологической основой исследования выступили труды известных педагогов, психологов и методистов и научные положения, раскрывающие развитие творческих способностей учащихся в процессе овладения ими английским языком. В области психологии и педагогики были изучены труды таких ученых, как: В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, М. Вертгеймер, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А.Н Лук, Я.А. Пономарев, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, З. Фрейд, Е.Л. Яковлева и др.;
Изучение методологических источников исследования говорит о том, что развитие творческих способностей школьников осуществляется эффективнее при условии создания более совершенных условий обучения английскому языку, а именно:
- обосновывается сущность процесса поэтапного развития творческих способностей учащихся;
- формируется дидактическая модель поэтапного развития творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования, ставится цель, задачи работы, определяется предмет и объект изучения, характеризуется новизна и методы исследования.
Первая глава дает широкое представление о степени разработанности изучаемого нами явления. В этой главе обобщены результаты исследований, посвященных данной теме.
Вторая глава отражает анализ форм и методов формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку, которые способствуют эффективному и успешному развитию личности.
Заключение является логическим обобщением данного исследования.
Список использованной литературы включает научные труды, которые были использованы при написании работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Анализ научной литературы показал, что особенности проблемы развития творческих способностей актуальны на всех этапах развития общества. Приоритетным направлением становится выявление и развитие творческого потенциала личности и реализация их в различных сферах человеческой жизни.
Главной задачей учителя является воспитание гармоничной, всесторонне развитой и творческой личности. В связи с этим педагог сам должен быть личностью с высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Содержание профессиональной деятельности учителя должно включать в себя специальные приемы и методы, которые способствуют осознанию значимости творческих условий, и которые активизируют креативность учащихся.
Творческий интерес школьников отвечает за качество их знаний, активность на учебно-воспитательных занятиях, формирование активной жизненной позиции, а также за формирование положительных мотивов учения, что в совокупности вызывает совершенствование процесса обучения. Личность с более развитыми творческими способностями всегда занимает более высокую позицию по сравнению с теми, кто пользуется устоявшимися, шаблонными методами. Необходимо заметить, что специалист с определенным интеллектуальным уровнем и умением творчески его повышать, может более грамотно и рационально развивать, внедрять и воспринимать прогрессивные технологии. Общество, состоящее из личностей, отличающихся высоким творческим потенциалом, способно обеспечить себе достойные условия существования. Этим объясняется высокий интерес к исследованию процесса развития творческих способностей человека.
Важность развития творчества и творческих способностей детей, умение проявлять инициативу, догадку, самостоятельность для всех сейчас является очевидным фактом. При соотношении процесса творчества и процесса обучения необходимо говорить о создании таких условий, которые способствовали бы появлению и развитию у учащихся склонностей и качеств, обычно свойственных для творческой личности. Эффективность работы общеобразовательного учреждения определяется тем, в какой мере учебно¬воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учеников.
В ходе исследования был проведен анализ трудов по педагогике, психологии, методике и, как результат, было изучено современное состояние вопроса о формировании и развитии творческих способностей учащихся. После обобщения и систематизации результатов были сделаны следующие выводы:
а) Понятие «творчество» включает в себя такие структурные элементы, как сам процесс творчества, приемы и методы развития творчества, конечный продукт творчества, творческая личность, творческие способности личности.
б) Творческие способности - это своеобразная структура, которая сложилась в процессе обучения и деятельности, основываясь на уже существующих задатках. Творческие способности в повседневной жизни проявляются как способность достигать определенные цели, находите выход из безвыходной, на первый взгляд, ситуации, используя предметы, обстановку и обстоятельства самым нетривиальным способом. Творческие способности не являются врожденными и не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются в результате непрерывного развития личности.
в) При обучении английскому языку конечной целью является научить школьника самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, обучить его решать поставленные задачи, применяя различные приемы и методы, а педагогу, в свою очередь, необходимо проследить за ребенком, поддержать его и под чутким руководством направить его на верный путь. Это и развивает творческие способности.
г) Инновационное видение форм, методов и приемов развития творческих способностей в рамках дидактической модели является альтернативным средством повышения эффективности обучения учащихся при изучении английского языка.
д) Иностранный язык как предмет предполагает наличие разнообразных форм и методов для развития творческих способностей учащихся. Иностранный язык, как предмет, обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом, но предмет иностранный способен реализовать его при условии расширении кругозора учащихся, развития их памяти, мышления, формировании мировоззрения, нравственных качеств личности, ценностей и убеждений.
Таким образом, проведенное исследование в основном разрешает поставленные задачи. Оно дает дополнительную информацию о характере творчества, творческих способностях, специфике их содержания и динамике в период обучения в общеобразовательной школе. Педагог, хорошо зная типологию учащихся, может грамотно и эффективно применять различные формы и методы обучения на любом уровне сложности, которые в свою очередь помогут добиться желаемого результата и активизировать творческую активность учащихся.



1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. - М.: Педагогика- пресс, 1992. - 167 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать / Г.С. Альтшуллер. - Тамбов: Книжное издательство, 1961. - 386 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Рабочая книга по развитии творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Кишинев: МТНЦ Прогресс, 1990. - 331 с.
4. Андреев, О.А. Учись быть внимательным / О.А. Андреев, Хромов Л.Н. - М.: Просвещение, 1996. - 243 с.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса: методологические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
6. Баранов, В.П. Распространение ТРИЗ и культурные архетипы / В.П. Баранов/ / ТРИЗ. - 1996. -№1. - С. 22-23
7. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М.: Международные отношения, 1991. - 351 с.
8. Бехтерев, В.Н. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: Гений и творчество Грузенберг. / В.Н. Бехтерев. - М.: П.П. Сойкина, 1924. - 120 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. - 160 с.
10. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская / / Вопросы психологии. - 1971. - №1.
11. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - 1987. - 336 с.
12. Видинеев, Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н. В. Видинеев. - М.: Мысль, 1989. - 173 с.
13. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М: НМЦ СПО,
1999. - 538 с.
14. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:Просвещение, 1965. - 327 с.
15. Вяткин, Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / Б.А. Вяткин // Вопросы психологии. - 1994. - 1994. -№5. - с 73-82.
16. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 159 с.
17. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта / Д. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1999. - 233 с.
18. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Спб.: Питер, 2013.
- 464 с.
19. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - М.: Издательство ОМС, 1994. - 192 с.
20. Грузенберг, С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии тво рчества / С.О. Грузенберг. - Л.:Изд-во П.П. Сойкина, 1924. - 254 с.
21. Гумерова, М.М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития в условиях учебно-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / М.М. Гумерова. - Набереж. Челны: Набережночелн. гос. пед. ин-т, 2001.
- 209 с.
22. Доброхотов, А.Л. Культурология: Учебное пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т Калинкин -М., 2010. - 480 с.
23. Дорофеева, Е. В. Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Дорофеева. - Казань: КГУ, 2006. - 318 с.
24. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - Спб.: Питер, 2008. - 320 с.
25. Жуганов, А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А.В. Жуганов. - Л.: Наука, 1991. - 141 с.
26. Журавлев, А.Л. Основные вехи жизненного пути и научного творчества / А.Л. Журавлев, Я.А. Пономарева. - М.: Арис, 2010. - 54 с.
27. Закирова, Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки учителей: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Закирова. - Казань: КГУ, 2001. - 126 с.
28. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
29. Зеньковский, В.В. Принципы православной педагогики / В.В. Зеньковский. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 176 с.
30. Зимняя, И. Педагогическая психология / И. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 383 с.
31. Иванов, Г.И. Формула творчества или Как научиться изобретать / Г.И. Иванов. - М.: Просвещение, 1994. - 231 с.
32. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2009. - 368 с.
33. Ильина, Т.А. Воспитание как предмет педагогики / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
34. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1982. - 204 с.
35. Кедров, Б.М. Диалектика отрицания отрицания / Б.М. Кедров. - М.: Политиздат, 1982. - 343 с.
36. Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Учпедгиз, 1955. - 655 с.
37. Копытин, А. И. Арт-терапия / А.И. Копытин. - Спб.: Питер, 2001. - 320 с.
38. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека / В.Т. Кудрявцев. - Рига: Эксперимент, 1999. - 160 с.
39. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина. - Л.:ЛГУ, 1961. - 215 с.
40. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1967. - 280 с.
41. Лапшин, И.И. Художественное творчество / И.И. Лапшин. - Пг.: Мысль, 1922. - 331 с.
42. Лезин, Б.А. Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. / Б.А. Лезин. - Харьков: Мирный труд, 1911. - 446 с.
43. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
44. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
45. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М.: Издательство политической литературы, 1976. - 250 с.
46. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
47. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
48. Методическое письмо: О преподавании иностранного языка в условиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Иностранные языки в школе. - 2004. -№5. С.2- 12.
49. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - Спб.: Питер. - 2010. - 240 с.
50. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 173 с.
51. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008. - С . 227-228.
52. Пономарев, Я. А. Психология и педагогика творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 378 с.
53. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Б.Ф. Ломова. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
54. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - Спб.: Питер,
2000. - 384 с.
55. Спиркина К. О творческой силе человеческого разума / К. Спиркина. - Казань: Мегариф, 2006. - 96 с.
56. Стариков, П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие / П.А. Стариков. - Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. - 92 с.
57. Убогая, Н.В. Развитие творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку: дис. ... канд. пед. наук. / Н.В. Убогая. - М.: РГБ, 2003. - 155 с.
58. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. - М., 1990.
59. Хайдеггер, М. Исток художественного творения. / М. Хайдеггер. - М.: Академический проект, 2008. - 528 с.
60. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
61. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер. - 2008. - 607 с.
62. Чернилевский, Д. Креативная педагогика и психология. г. 1. / Д. Чернилевский, А. Морозов. - М.: ИРТА, 2001. - 300 с.
63. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2006. - 320 с.
64. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. - М.: Наука, 1998. - 335 с
65. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК , 1998. - 304 с.
66. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Московский психолого- социальный институт, 1997. - 224 с.
67. Wright, A. &Haleem, S. Visuals for the language classroom. London & New York: Longman, 1992, pp. 78-90


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ