Объект исследования - ООО «Братина» (г. Нижний Новгород).
Основной вид деятельности - торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.
Проведен анализ персонала за 2021-2023 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1.Стиль руководства: понятие и виды 6
1.2.Понятие и сущность психологического климата в организации и его оценка 10
1.3. Методы влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ НА ПРИМЕРЕ ООО «БРАТИНА» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ кадрового потенциала исследуемого предприятия 29
2.3. Оценка существующего стиля руководства и его влияния на психологический климат в коллективе на исследуемом предприятии 34
Выводы по главе 2 45
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ООО «БРАТИНА» 47
3.1 Мероприятия по формированию позитивного психологического климата на исследуемом предприятии и влияния стиля руководства на его оптимизацию 47
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 60
Выводы по главе 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Актуальность исследования обусловлена тем, что успех любой организации зависит от множества факторов: грамотной организации текущих процессов и решения финансовых вопросов, подбора персонала и т.д. Однако не менее важное значение имеют стили и методы руководства, выбранные менеджерами всех уровней управления. От того, насколько правильно определен стиль руководства и насколько правильно он применяется, будет зависеть психологический климат в коллективе.
Существует зависимость психологического климата в коллективе, взаимоотношения между руководителем и его подчиненными со стилем руководства. Практика повседневной управленческой деятельности учит, что, добившись здоровых отношений в коллективе и сумев наладить прочный контакт с подчиненными, руководитель сможет добиться лучших результатов в работе.
В настоящее время многие крупные коммерческие компании, работающие как в России, так и в других странах, кладут в основу управления уважение к человеку, стараясь раскрепостить его творческие возможности. Руководители крупных компаний приходят к выводу, что подчиненным нужно давать возможность проявлять самостоятельность и предприимчивость, и тогда они принесут большую пользу фирме, при условии правильного управления. Однако предприятия среднего и малого бизнеса, как правило, не придают особого внимания управлению человеческими ресурсами. К тому же во многих небольших фирмах в настоящее время вообще нет руководителей, которые получили хотя бы элементарную подготовку в области управления. Зачастую, выбирая неверный стиль руководства, они неосознанно подводят компанию к затруднительным ситуациям, и даже к кризису. Все это и обусловливает актуальность исследования стилей и методов руководства.
Степень изученности проблемы. Проблемы влияния стилей и методов руководства на психологический климат в коллективе нашли отражение в многочисленных исследованиях ученых, таких как В.А. Агафонова, А.Р. Алавердов, Д.А. Аширов, А.В. Дейнека, Ю.В. Куприянов, И.Н. Попова, А.А. Раренко, Л.А. Черкасова. Но на сегодняшний день трудности влияния стилей и методов руководства на психологический климат в коллектив остаются наиболее важной и, к сожалению, нерешенной в практике проблемой.
Цель выпускной квалификационной работы – провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния стиля руководства на психологический климат в организации и разработать рекомендации по совершенствованию психологического климата в коллективе ООО «Братина».
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе;
провести анализ и оценка влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе на примере ООО «Братина»;
разработать рекомендации по совершенствованию стиля руководства и его влияния на психологический климат в коллективе ООО «Братина».
Объектом исследования в данной работе выступает компания ООО «Братина».
Предметом исследования выступает процесс влияния стилей и методов руководства на психологический климат организации.
В выпускной квалификационной работы были использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сравнения, а также метод наблюдения, тестовые методики, системный и комплексный подходы.
Методики исследования: беседа, методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), тест-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации, шкала уровень профессионального стресса Д. Фонтаны, тест «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» и «Определение стиля руководства персоналом» (адаптированный вариант методики В.П. Захарова).
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что глубокое изучение и осмысление изложенного в работе материала, применение его на практике может повысить эффективность реализуемых на предприятии стилей и методов руководства, а, следовательно, улучшить психологический климат организации.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Были рассмотрены теоретические основы управления психологическим климатом в коллективе организации и было отмечено, что социально-психологический климат является существенным фактором жизнедеятельности отдельного человека и компании в целом, который влияет на всю систему социальных отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. Очевидно то, что за многообразием подходов к пониманию социально-психологического климата стоит видение его многогранности, его структура.
В настоящее время проблема диагностики социально-психологического климата актуальна и перспективна, поскольку растут требования к психологическому включению человека в ту или иную деятельность. Формирование единомыслия и согласованности применительно к нормам, принятых в организации уделять особое внимание вопросам управления социально-психологическим климатом.
Современные исследователи указывают на взаимосвязь стиля руководства с психологическим климатом организации, результативностью труда, межличностными отношениями в группе, мотивацией деятельности. В современных условиях наиболее приемлемым стилем руководства будет являться такой, когда руководитель умеет быть вместе с другими, но не отождествляться с их мыслями, образом действия и т.д. То есть современный руководитель должен сохранять заинтересованный, но вместе с тем, отстраненный взгляд.
ООО «Братина» была основана 9 октября 2002 года, как розничная компания по продаже косметики, парфюмерии и бытовой химии. Являясь поставщиком, фирма ООО «Братина» завоевала доверие партнёров, постоянно повышая уровень предоставляемых услуг, заботясь о качестве продукции и о том, чтобы сделать сотрудничество взаимовыгодным.
В анализируемом периоде в целом выявлена тенденция к росту значений показателей, что имеет двойственную характеристику, поскольку, во-первых, в рассматриваемом периоде имело место быть значительное расширение кадрового состава за счет организации новых рабочих мест, а, во-вторых, имелась тенденция к росту количества увольнений с 3 до 7 случаев.
Проблема не совсем благоприятного психологического климата в коллективе обусловлена неэффективным стилем руководства, плохой коммуникацией и плохо развитой системой поощрений, то есть если сотрудник перевыполнил дневной план, то это нормально, он не услышит ни слова в свой адрес, и уж тем более похвалы, а вот если не выполнил – «пиши объяснительную и вообще, я тебя лишу премии».
В целом, психологический климат в организации в целом, благоприятный. Тем не менее, в организации присутствует определенный уровень стресса. Его причиной, скорее всего, является увеличение объема реализуемых товаров, также дефицит времени на выполнение заданий и то, что многие ситуации среди персонала не разрешаются, а загоняются вглубь, что приводит к нарастанию внутреннего напряжения.
Были выделены следующие проблемы влияния стиля руководства на психологический климат ООО «Братина»:
наличие авторитарного стиля руководства. Заместитель генерального директора с авторитарным стилем управления оказывает наибольшее влияние на психологический климат в коллективе ООО «Братина».;
в коллективе не совсем благоприятный социально-психологический климат.
В качестве рекомендаций по совершенствованию управления социально-психологическим климатом в организации разработана программа развития благоприятного психологического климата в коллективе ООО «Братина» с целью формирования устойчивого и благоприятного социально-психологического климата в коллективе ООО «Братина».
Разработанная нами программа тренингов и мероприятий, направленны на формирование и развитие благоприятного социально-психологического климата в коллективе ООО «Братина» может быть эффективным средствам для формирования высокой степени благоприятности социально-психологического климата в коллективе.
Рост выручки на 12% или на 9606,12 тыс.руб. приведет к тому, что в 2023 году данный показатель будет составлять 89657,12 тыс.руб. Рост себестоимости составит 25 тыс.руб. или 0,1%, что обусловлено затратами на внедрение разработанных мероприятий. На основе этого можно сделать вывод, что мероприятия эффективны для компании.
В результате оптимизации стиля руководства ООО «Братина» повысит эффективность психологического климата в коллективе, а также свои финансовые показатели и достигнет поставленных стратегических целей. На примере коллектива ООО «Братина» мы попытались проанализировать основные проблемы, возникающие при не совсем благоприятном психологическом климате в коллективе.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2018.
2. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006.
3. Буренина Н.Б. Процесс эффективного управления социально-психологическим климатом в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2020. Т. 9. № 2. С. 15.
4. Грибина Г.А., Воронцов А.М., Дубровин Н.А. Социально-психологический климат как элемент системы управления педагогическим коллективом // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2021.
5. Зебрева Е. Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива // Юридическая психология. – 2017. – N 3. – С. 22.
6. Злобина Е.В. Социально-психологический климат как объект управления // В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Материалы конференции. Белгород, 2021. С. 5333.
7. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры : [Текст] : учебник / К. Камерон, Р. Куинн; гл. ред. Е. Строганова; пер. с англ. А. Токарев. – СПб. : Питер, 2019
8. Коноваленко, М. Ю. Психология управления персоналом : учебник для вузов / М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 369 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01091-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450083.
9. Кузьмин, С. А. Рыночная экономика труда : [Текст] : учеб.пособие / С. А. Кузьмин – М.: Наука, 2020.
10. Лодкина Е.В., Трусевич Е.В., Фалунина Е.В. Обучение руководителя как элемент процесса управления социально-психологическим климатом педагогического коллектива // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 3 (45). С. 48.
11. Магомедов, К. Д. Влияние конфликтов на социально–психологический климат в коллективе / К. Д. Магомедов // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 2 (14). – С. 142.
12. Маслова, В. М. Управление персоналом : учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
13. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – С.78.
14. Песоцкий, Е. А. Реклама и мотивация потребителей : [Текст] : учеб.пособие / Е.А. Песоцкий. – М.: Дашков и Ко, 2019.
15. Селезнева, Е. В. Психология управления : учебник и практикум для вузов / Е. В. Селезнева. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С.67.
16. Топузян, Г. Г. Управление социально–психологическим климатом в системе управления персоналом организации / Г. Н. Топузян // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2016. – № 12. – С. 830.
17. Управление персоналом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Литвинюк [и др.] ; под редакцией А. А. Литвинюка. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – С.45.
18. Хоменко А.А., Мельничук А.В. Управление социально-психологическим климатом организации // Modern Science. 2020. № 1-3. С. 228.