Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА

Работа №87889

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2013
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА 7
1.1 Исследование содержания понятия «удовлетворённость трудом» . 7
1.2 Понятие о стиле руководства трудовым коллективом 12
1.3 Виды стиля руководства трудовым педагогическим коллективом 16
1.4 Сущность процесса руководства педагогическим коллективом .. 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ИМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Проведение исследования 28
2.3 Результаты исследования 38
Выводы по второй части 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


В современных, динамично изменяющихся условиях персонал является ключевым активом организации, обеспечивающим ее конкурентоспособность и устойчивое развитие. Понимание и удовлетворение текущих и будущих ожиданий и потребностей работников является залогом долгосрочного успеха и процветания организации.
Удовлетворенность трудом педагогов является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием педагога в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой педагогической деятельности.
Снижение удовлетворенности работой педагога отрицательно влияет на эффективность педагога, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении: фактам текучести кадров педагогов, ухудшении трудовой деятельности, фактам небрежного отношения к работе педагога.
Несомненно, существует ряд факторов, влияющих на удовлетворенность педагогов своим трудом, в том числе и руководство образовательного учреждения, его стиль.
С другой стороны, управление образовательным учреждением в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.
Решение этих вопросов во многом зависит от правильно выбранного стиля руководства педагогическим коллективом.
Проблема удовлетворенности трудом давно привлекает пристальное внимание многих ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Следует подчеркнуть, что историческое первенство в изучении проблемы удовлетворенности трудом и факторов, определяющих её уровень, принадлежит западным ученым. Первыми столкнувшись с проблемой, актуальность которой особенно высока в обществах с развитой рыночной экономикой, они заложили основы её дальнейшего изучения. Большой вклад в изучение удовлетворенности трудом, отношения к труду, мотивации труда внесли такие ученые, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мейо, Г. Форд, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоутер, В. Врум, Р. Хьюзман, Дж. Хатфилд, У.Э. Деминг, Б.Ф. Скиннер и др.
Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый П. И, Сластенин В.А., Рогов Е. И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И. Личность руководителя в структурах управления рассматривают психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В.
Анализ литературы, касающейся вопросов организации и управления, изучение опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время недостаточно внимания уделено стилю управления трудовым коллективом именно в образовательном учреждении.
Так, выбранная тема "Удовлетворенность трудом работников образовательных учреждений в зависимости от стиля руководства" актуальна, так как рассматривает основы и современные особенности взаимосвязи удовлетворенности трудом работников и стилей руководства трудовым коллективом в образовательных учреждениях.
Таким образом, целью дипломной работы является изучение удовлетворенности трудом работников образовательных учреждений в зависимости от стиля руководства.
Объектом изучения является удовлетворенность трудом работников образовательных учреждений.
Предметом - взаимосвязь удовлетворенности трудом работников и стиля руководства образовательного учреждения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что стиль руководства директоров образовательных учреждений влияет на удовлетворенность трудом подчиненных таким образом, что че больше выражен у руководителя авторитарный стиль руководства, тем ниже удовлетворенность трудом его подчиненных.
В соответствии с целью, объектом и предметом выдвигаются следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «удовлетворенность трудом».
2. Дать понятие о стиле руководства трудовым коллективом
3. Охарактеризовать виды стиля руководства трудовым педагогическим коллективом
4. Выявить сущность процесса руководства педагогическим
коллективом
5. Практически изучить стили руководства трудовым коллективом в различных образовательных учреждениях.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психологической литературы;
- эмпирические: психологический тестирование.
-методика математической статистики (t-Стьюдент).
Теоретическая значимость состоит в обобщении и систематизации взглядов по проблеме взаимосвязи удовлетворенности трудом работников и стиля руководства образовательного учреждения.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования определяется тем, что выявление уровня удовлетворенность трудом учителей, является важнейшим условием активизации их личностного самоопределения, их готовности к саморазвитию. Определение влияния стиля руководства в образовательном учреждении на удовлетворенность трудом позволяет определить более оптимальный стиль руководства, что в свою очередь влечет более высокое удовлетворение трудом и ка следствие - повышение качества работы. Полученные автором эмпирические данные и обоснованные в работе положения могут быть использованы для организации направленной психолого-педагогической поддержки учителей средней школы, а также руководства.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя теоретический анализ психолого-педагогической на тему «Удовлетворенность трудом работников образовательных учреждений в зависимости от стиля руководства», мы пришли к ряду выводов:
Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых она осуществляется. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения администрации с работниками, т.е. различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных работников, управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.
Стиль руководства трудовым коллективом выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления.
Наиболее распространенными считают три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем всех решений, а так же слабый интерес к работнику как личности. Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива.
Важным моментом в работе руководителя педагогического коллектива является мотивирование деятельности учителей и воспитателей, стимулирование их профессионально-педагогической работы, направленное на повышение качества обучения и воспитания детей. Но еще более важно позаботиться о творческом росте и личностном развитии каждого педагога в том коллективе, где он работает. Для этой цели требуется разработка и принятие в педагогическом коллективе особой программы его интеллектуального и нравственного развития. В реализации данной программы должен принимать участие каждый член коллектива.
Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.
На втором, эмпирическом этапе с целью исследования удовлетворенности трудом работников образовательных учреждений в зависимости от стиля руководства мы решили ряд задач:
1. Провести диагностику стилей руководства трудовым
коллективом в дошкольных образовательных учреждениях.
2. Провести диагностику стилей руководства трудовым
коллективом в средних образовательных школах.
3. Провести диагностику удовлетворенности трудом работников .
4. Сравнить результаты диагностик стилей руководства трудовым коллективом в разных образовательных учреждениях и сделать выводы.
Исследование проводилось на базе 6 СОШ г. Нижнекамска в период с января 2013 года по апрель 2013 года. Объем выборки исследования - 66 человек в возрасте от 33 до 52 лет (6 директоров и 60 учителей).
Для диагностики стилей руководства трудовым коллективом нами была использована методика «Самооценка стиля управления» А. В. Аграшенкова.
Для оценки удовлетворенности работой нами были использованы методики «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой» и Опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н. П. Фетискин).
По результатам диагностики стилей руководства трудовым коллективом мы выяснили, что половина директоров школ используют в своем руководстве преимущественно авторитарный стиль, а остальные преимущественно либеральный стиль.
Среди факторов, которые вызывают неудовлетворенность учителей своей профессией и работой выделяются недовольство взаимоотношениями с администрацией школы (у учителей под руководством авторитаров) и недовольство материальной базой школы.
С помощью t-критерия Стьюдента, мы выяснили, что авторитарный стиль руководства отрицательно влияет на отношение подчиненных к руководителю и соответственно на удовлетворенность профессией и работой учителей в целом.
Следующей методика выявила низкие показатели удовлетворенности работой у учителей под руководством авторитаров наблюдаются по параметрам «Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством» и «Удовлетворенность условиями труда». У учителей под руководством либералов по параметру «Удовлетворенность условиями труда».
Применение t-критерия Стьюдента выявило зависимость отрицательного влияния авторитарного стиля руководства на отношение подчиненных к руководителю и соответственно на удовлетворенность профессией и работой учителей в целом.
Для определения связи уровня проявления авторитарного стиля руководства директорами школ и различными показателями удовлетворенности работой их подчиненных мы воспользовались корреляционным анализом Пирсона.
С помощью него по результатам первой и второй методики была установлена корреляция между удовлетворенностью учителями учебной программой и уровнем проявления авторитарности руководителей; между уровнем проявления авторитарности руководителей и достигаемыми результатами. Обратная корреляционная взаимосвязь выявлена между уровнем авторитарности руководителей и удовлетворенностью отношениями с администрацией школы.
По результатам первой и третей методики была установлена корреляция между уровнем авторитарности стиля управления и уровнем притязаний в профессиональной деятельности сотрудников; между уровнем авторитарности руководителя и предпочтением выполняемой работы высокому заработку.
Отрицательная корреляция обнаружена между уровнем авторитарности руководителей и удовлетворенностью взаимоотношениями с руководством.
Это подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу о том, что стиль руководства директоров образовательных учреждений влияет на удовлетворенность трудом подчиненных таким образом, что че больше выражен у руководителя авторитарный стиль руководства, тем ниже удовлетворенность трудом его подчиненных.



1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: Юнити, 1999. - 407 с.
2. Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит - инструмент управления// Основы педагогического менеджмента. - 2003. - № 4.- С.8-18.
3. Бабкин А. С. Удовлетворенность работой как инструмент мотивации различных отраслевых и профессиональных групп работников // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2012. - № 1. - С.60¬65.
4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 2008. - 335 с.
5. Бармакова Н.Г. Оценка удовлетворенности работников образовательного учреждения условиями труда // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2012. - №8. - С. 9-13.
6. Баскаков А. М. Стиль руководства и качество управления образовательным учреждением// Вестник Института педагогических исследований. Сер.: Педагогика и психология. - 2004. - Вып. 1. - С. 154 - 161.
7. Бессокирная Г.П., Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью.- СПб.: Питер, 2004. - 284 с.
8. Бурякова Е.С. Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера // Московский психологический журнал. - №3. - 2008. - С. 5-9.
9. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность. - СПб.: Питер, 2002. - 294 с.
10. Васильева Л. И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы// Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 8. - С.60-63.
11. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. - М.:
Экономика, 1969. - 257 с.
12. Ветлужских Е. Есть ли связь между клиентоориентированностью и удовлетворенностью персонала? // Управление персоналом. - 2004. - N 17. - С.47-49.
13. Вечерин А. В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8, N 2 (апрель-июнь). - С.96-111.
14. Видергольд И. В. Развитие рефлексивного стиля профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения// Сибирский педагогический журнал. - 2010.
- N 4. - С. 274-279.
15. Горнаков Э. И. Мотивация поведения работника // Отдел кадров. -
2005. - N 3. - С. 74-76.
16. Давыдов С. Предельная привлекательность работы: понятие и измерение // Общество и экономика. - 2011. - N 8/9. - С.228-246.
17. Дубрин Э. Успешный руководитель: монография/пер. с англ. И. В. Болгова. - Москва: АСТ : Астрель, 2005. - 335 с.
18. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления //Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983. - 184 с.
19. Журавлев А.Л., Рубахин В.Ф., Шорин В.Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. - М.: Экономика, 1976. - 458 с.
20. Захаров В. П. Удовлетворенность трудом (описание и измерение).
- М., 1982 - 184 с.
21. Ивашкина Е. В. Корпоративно-профессиональная культура кадетского образовательного учреждения и ее роль в самореализации педагогического коллектива// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N 8. - С.285-294.
22. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. - М.:
Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
23. Интегральная удовлетворенность трудом / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М./ - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.
24. Кирсанова А. Работа в удовольствие - мечта или реальность? // Пространство РА ТИСС. - 2004. - № 4. - С.26-27.
25. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 334 с.
26. Князев Е. Об искусстве управлять школой // Директор школы. - 2005. - №6. - С.77-85.
27. Красовский Б.Д. Руководитель трудового коллектива: из опыта психолого-управленческого консультирования. - М.: Дело, 1989. - 183 с.
28. Кузнецов А. А. Выбор метода мотивации развития профессионально-личностного потенциала сотрудников - инструмент управления качеством образовательного процесса// Учительский журнал. - 2012. - № 1. - С.36-40.
29. Купер А.В., Шмидт Ю.Д. Стимулирование труда профессорско- преподавательского и учебно-вспомогательного персонала вуза // Университетское управление. - 2006. - № 6(46). - С. 85-89.
30. Лебедев В.И. Психология и управление. - М., 2000. - 479 с.
31. Мацакова Э. М. Влияние имиджа руководителя и стиля руководства на создание социально-психологического климата в образовательном учреждении// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - N 5. - С.67-72.
32. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. - М., 1975. - 174 с.
33. Носкова О. Г. Психология труда / под ред. Е. А. Климова. - М.: Academia, 2004. - 382 с.
34. Островский Э.В. Психология управления. Учеб. Пособие. Островский Э.В. - М.: Инфра-М, 2008. - 249 с.
35. Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. - 2007. - №6. - С.34-40.
36. Пряжников Н. С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2001. - 476 с.
37. Психология труда /Под ред. А. В. Карпова. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005. - 350 с.
38. Пугачев П.П. Руководство персоналом организации. - М.: «Аспект Пресс», 2005. - 279 с.
39. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. - 274 с.
40. Ребзуев Б. Г. Разработка конструкта трудового поведения и шкалы экстраролевого трудового поведения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Т. 6, N 1 (январь-март). - С.3-57.
41. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. - СПб.: Питер , 2004. - 219 с.
42. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2010. - 136 с.
43. Соломанидина Т. О. Проблемы мотивации удовлетворенности трудом сотрудников компании // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2012. - № 3. - С.39-47.
44. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - 184 с.
45. Столяренко Л. Д. Психология управления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л. Д. Столяренко. - Изд. 4-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 507 с.
46. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. - Ростов н/Д.:Феникс, 2003.- 185 с.
47. Тарасова, Н.А. Удовлетворенность персонала трудом: понятие и оценка. - М.: 2011. - 284 с.
48. Терещенко К. Между желаемым и действительным - индекс удовлетворенности персонала // Справочник по управлению персоналом. -
2006. - N 5.- С. 43-48.
49. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2005. - 479 с.
50. Туник Е. Е. Стили управления: тест. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 45 с.
51. Филонович С. Р. Лидерство как интегральная проблема наук о поведении // Российский журнал менеджмента. - 2007. - N 4. - С. 91-100.
52. Фомичева Е. Удовлетворенность работой и формирование симптомов эмоционального выгорания у медицинских работников // Человек и труд. - 2008. - N 1. - С.38-40.
53. Фурсова С. Ю. Самооценка директора школы // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 9. - С.19-25
54. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 2009. - 274 с.
55. Щёкин Г. В. Организация и психология управления персоналом: Учеб.- метод. пособие. - К.: МАУП, 2002.
56. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: Анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования/ Ядов В.А., Киссель А.А. // Социологические исследования. - №1. - 1974. - С. 5-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ