Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №48028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
707
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе 8
1.1. Сущность и структура понятия «психологический климат в коллективе» 8
1.2. Характеристика стилей руководства коллективом 18
1.3. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе 27
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния на психологический климат в коллективе стиля руководства 38
2.1. Организация и проведение исследования 38
2.2. Статистический анализ результатов исследования 42
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 65

Актуальность исследования. В настоящее время заметно возрастает интерес ученых - исследователей, организационных психологов - практиков, менеджеров, работающих в различных сферах деятельности, к вопросам, касающимся такой важной составляющей работы коллективов, как социально-психологический климат, так как от него зависит эффективность производственной деятельности, получение высоких результатов.
В условиях повышения требований к качеству работы специалистов любой сферы, но особенно медиков, больших ожиданий государства и общества в высоких достижениях здравоохранения, проблема выбора стиля руководства, способного повлиять на конечный результат деятельности медицинских организаций, выходит на первый план.
Сегодня успех любой медицинской структуры зависит от четкой и продуманной организации деятельности руководителя и его подчиненных, позитивного общего настроя, благоприятности социально-психологического климата.
Социально-психологический климат - это эмоциональный фон общности, общее настроение коллектива, который проживает, работает или обучается вместе. От благополучия социально психологического климата зависит групповая совместимость и сработанность членов коллектива, удовлетворенность профессиональной деятельностью, сплоченность и характер межличностного общения. Кто же, как ни главный управленец задает русло межличностных коммуникаций в коллективе и рамки дозволенного. Выбрав определенный стиль управления, руководитель может управлять внутригрупповыми коммуникативными процессами. Однако не все так однозначно, ведь и руководитель должен в какой-то степени подстраиваться под специфику коллектива, чтобы эффективность работы была максимальной и при этом сохранялся психологический комфорт.
В нашем исследовании как раз и изучается проблема влияния стиля
управления, которого придерживается управленец, а именно заведующий
отделением, и то, что вследствие этого царит в коллективе - благоприятная атмосфера или же психологически токсичная обстановка.
Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание менеджером наличия множества причин ухудшения психологического климата, снижения вследствие этого показателей результативности работы, способов и стилей управления, делают руководителя более эффективным, уверенным в себе и коллективе, успешным и самодостаточным.
Информация о закономерностях процесса управления, личностно-психологических особенностях поведения человека в коллективе рассматриваются как важнейший компонент общей культуры специалиста любой профессии. Требования, предъявляемые к профессиональной компетентности людей, от которых зависит жизнь и здоровье пациентов, неуклонно возрастают.
Анализируя степень научной разработанности проблемы, следует сказать, что большой вклад в изучение малой группы, ее процессов, характеристик внесли Г.М. Андреева, Т.А Афанасьева, А. А Бодалев, А. И Донцов, В. В. Дружинин, Е. М. Дубовская, Е.Н. Зебреева, Р. Л Кричевский, Д. Майерс, С. Московичи, Н. И. Найденов, Д.А. Новиков, Н.Н.Обозов, А. В. Петровский, А. Г. Чхартишвили.
Проблеме ценностей в коллективе как высокоразвитой группе, управлению ценностями, их значению для формирования организационной культуры посвящены исследования Н.М. Борисовой, М. Рокича, Дж. Коллинза, К.- С. Камерона, Л Е. Шейна, Л. Яхонтовой и др.
Изучению стилей руководства посвятили свои работы К. Левин, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко.
Проблема изучения социально-психологического климата в коллективе поставлена рядом авторов, это Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Е.А. Климов,
О.Г. Носкова, А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин, Ю.К. Стрелков и др.
Несмотря на то, что проблеме психологического климата, стилей управления посвящено немало исследований, но существует необходимость изучения влияния стиля управления на психологический климат в различных профессиональных коллективах, особый интерес представляют медицинские коллективы, как испытывающие специфическое давление со стороны пациентов с завышенными требованиями, это и определило содержание этой работы. Следовательно, мы можем подойти к решению проблемы определения степени влияния стилей руководства на психологический климат в коллективе
Объект исследования: психологический климат в коллективе.
Предмет исследования: влияние стиля руководства на
психологический климат в коллективе (на примере учреждений сферы здравоохранения).
Цель исследования: установить степень влияния на психологический климат в коллективе стиля управления, используемого руководителем.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру понятия «психологический климат» в коллективе.
2. Проанализировать и раскрыть подходы к изучению стиля руководства в отечественной и зарубежной психологии.
3. Теоретически рассмотреть влияние стилей руководства на психологический климат в коллективе.
4. Эмпирически изучить влияние на психологический климат в коллективе стиля руководства.
5. Разработать рекомендации для работы с медицинскими коллективами, имеющими неблагоприятный психологический климат.
Гипотеза исследования. На благополучие психологического климата в коллективе влияет определенный стиль управления, выбранный руководителем, он должен быть адекватен целям, особенностям коллектива,
характеру профессиональной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования. Для решения сформулированных задач исследования использован комплекс общенаучных принципов: принцип системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.); принцип социально-психологической детерминации явлений и процессов (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, М.Я. Басов, Г.А. Берулава, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Д.И. Фельдштейн, Г.М. Цыпин и др.).
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: метод опроса, психодиагностика; методы статистического анализа эмпирических данных.
Методики исследования: тест «Индекс жизненной
удовлетворенности», многофакторный личностный опросник Кеттелла, методика диагностики психологического климата коллектива, методика диагностики делового, творческого и нравственного климата в коллективе, анкета для руководителей отделения медицинского учреждения.
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики 55 респондентов в возрастном диапазоне 25 - 58 лет (сотрудники ГАУЗ РКБ МЗ РТ).
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна исследования.
1. Обоснована теоретическая значимость рассмотрения психологического климата в учреждениях сферы здравоохранения, так как он обеспечивает формирование доверительных отношений пациентов к персоналу медицинского учреждения.
2. Обобщен огромный опыт использования психологического управления, накопленный в России и за рубежом.
3. Впервые эмпирически доказано процентное влияние психологических особенностей работников на формирование психологичного климата в коллективе.
4. Установлено процентное влияние авторитарного, демократического и либерального стиля управления на развитие психологического климата в коллективе.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
результаты структурирования теоретического материала и эмпирического исследования могут помочь специалистам по психологии труда и организационной психологии в разработке рекомендаций по улучшению социально-психологического климата сотрудников сферы медицинской помощи, а также по предотвращению психо-эмоционального выгорания и профессионального деформирования медицинских работников.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
1. В постоянно изменяющихся социальных условиях требуется пересмотр принципов управления для повышения эффективности системы здравоохранения.
2. Необходимо изучить стили руководства и применять их в зависимости от ситуации, отдавая предпочтение демократическому стилю.
3. При управлении людьми, важно замечать позитивные детали коллег и приветствовать их публично. Показывать подчиненным, что заведующий отделением верит в их возможности и способности. Быть терпимым к инакомыслию, привлекать членов коллектива к принятию важных решений. В руководстве использовать компромиссы и уступки. Оказывать сотрудникам помощь и поддержку.
Полученные в исследование результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. В большинстве исследований социально-психологический климат определяется как атмосфера, качественная характеристика межличностных отношений, которые сложились в коллективе, понятие, которое характеризует психологическую сторону отношений между людьми.
Анализ разных точек зрения на определение понятия социально - психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой сложное, многоуровневое, полифункциональное социальнопсихологическое образование, опосредующее деятельность коллектива.
2. Стиль руководства, по определению исследователей, - это система взаимоотношений руководителей и подчинённых, включающая в себя методы воздействия. От качества этих взаимоотношений во многом зависит результативность работы коллектива, уровень работоспособности сотрудников, социально-психологический климат в коллективе, его возможность достигать поставленных перед ним целей и задач.
3. Эмпирические данные полученные по результатам данной работы позволили выявить, что в коллективе, где руководитель использует демократический стиль руководства достоверно выше по отношению к другим коллективам такие психологические особенности как: деловые качества; индекс жизненной удовлетворенности; интерес к жизни; нравственные качества; общий фон настроения; психологический климат в коллективе; творческие качества; смелость.
Следовательно, в коллективах с демократическим стилем руководства наиболее комфортная атмосфера для работы.
4. Дисперсионный анализ показал, что наибольшее влияние на развитие
психологического климата в коллективе оказывают следующие психологические особенности работников: смелость (f=10,82**; h=32 %); нонконформизм (f=4,27*; h=15 %); самоконтроль (f=3,99*; h=15%);
нравственные качества (f=5,53**; h=19%); деловые качества (f=4,46*; h=16 %).
5. Дисперсионный анализ показал, что демократический стиль руководства (F=26**; H=52,30%) на 52 % влияет на развитие психологического климата в коллективе; авторитарный стиль руководства (F=21.50**; H=31%) на 31 % влияет на развитие психологического климата в коллективе; либеральный стиль руководства (F=4.46**; H=15%) на 15 % влияет на развитие психологического климата в коллективе.
Таким образом, благоприятный психологический климат это важнейшее условие успешной деятельности медицинского коллектива. Стиль руководства является одной из важнейших форм реализации технологий, используемых руководителем в практике управления. Современная бюджетная медицинская организация нуждается в пересмотре старых методов управления в пользу развития демократических принципов руководства.
Перспективы дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили наметить программу дальнейшего исследования в виде создания технологии по целенаправленной коррекции психологического климата в коллективах сферы здравоохранения.



1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Андреева Г. М., Донцов А. И. (Ред.) Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 1981.
3. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат / ст. - М.: ИСИ МГУДТ, 2003.
4. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 с.
5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982.
6. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: Учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 591 с.
7. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский. 3-е изд. М. : Экономистъ, 2004. 528 с.
8. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ, 2005. 499 с.
9. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый
эффективный ресурс компании: Учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 282 с.
10. Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности / переизд. - М.: Просвящение, 1989.
11. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: изд. МГУ, 2000.
12. Дорошеева М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. //Управление персоналом. 1997. №8.
13. Ефимов, В.В. Социология и психология управления / В.В. Ефимов. - М.: КноРус, 2012. - 256 с.
14. Захарова, Л.Н. Психология управления: Учебное пособие / Л.Н.
Захарова. - М.: Логос, 2012. - 376 с.
60
15. Зайцева О. А. Основы менеджмента: учебное пособие / [и др.]. М. : Центр, 2002. 432 с.
16. Зуб А.Т. Психология управления [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб ; МГУ им. Ломоносова; доп. УМО. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2015.
17. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методы социальной психологии.
Ленинград, Изд-во Ленинградского ун-та, 1977, 129 с.
18. Карпов А.В. Психология менеджмента.-М., 2008
19. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы / уч. пос. - М.: Аспект Пресс, 2001.
20. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
21. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского
коллектива. - М., 1978. - С. 22-23.
22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004.
23. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: Инфа-М, 1999.
24. Московичи С. Социальная психология / перевод - СПб.: Питер, 2007.
25. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2000.
26. Обозов Н. Н. Психология малых групп / Социальная психология // переизд. - СПб.: Питер, 2003.
27.. Платонов К.К. Психология - М: Высшая школа, 1977.
28. Парыгин Б.Д.Основы социальной сихологии.-М.,2003.
29. Поддубный С. Е. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы / канд. дисс. - М., 2001.
30. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология: моногр. /
Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - Москва: Наука, 2000. - 302 с.
61
31. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]: учебник для слушателей, обуч. по программе "Мастер делового администрирования" / М. Армстронг ; рек. Сов. Минобрнауки РФ по образ.программе доп. проф. образ. "Мастер делового администрирования". - 10-е изд. -Спб. Питер, 2009.
32. Слаква, С. П. Психология малой группы / С.П. Слаква. - М.: Экзамен, 2004. - 160 с.
33. Столяренко Л.Д. Психология [Текст] : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко ; доп. М-вомобразов.и науки РФ. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
34. Управление персоналом организации: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. М.: ИНФРА-М, 2010. 398 с.
35. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества [Текст] : (пособие для слушателей ИПК) / Шакуров Р. Х. ; Всерос. ин-т повышения квалификации инженер. - пед. работников и специалистов проф.-техн. образования. - Санкт- Петербург : ВИПКИПРСПТО, 1994. - 43 с.
36. Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. - М.: Деловая книга, Институт психологии РАН, КСП+, 2000. - 448
с.
37. Шепель В.М. Человековедческая компетентность руководителя. - М., 1998.
38. Элвин, Дж. ВандерГриндНеемия. Лидер - слуга. Руководство для лидера малых групп: моногр. / Элвин Дж. ВандерГринд. - М.: Мирт, 2013. - 96 с.
39. Шмелев А.Г., Соловейчик А.С., Гребенюк Г.А., Лепеха Т.Р. Разработка экспресс-теста менеджерского потенциала // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1993. №3. С. 23-34.
40. Шорохова ЕВ. Социально-психологическое понимание личности. М.,1975.
41. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Прогресс,1983.
42. Юнг К. Психологические типы. М.: Ренессанс, 1992.
43. Ядов В.А. Социальный тип личности // Коммунист. 1988. № 10.
44. Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1987.
45. Ядов В.А. Личность в условиях модернизации // Человек. 1991. № 3. С. 5-10.
46. Языкова Т.А., Зайцев В.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. 1990. Т.
11. № 5. С. 56-60.
47. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния. Л., 1981. С. 17-23.
48. Ясюкова JI.A. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. 1990. №5. С. 72-81.
49. A dictionary of Psychology by James Drever. London, Penguin Books, 1956.
50. Applied economic psychology in 1990. Ed. Exeter, 1990.
51. Argyle M. Social psychology. London. Tavistock, 1985.
52. Argyle M. Bodily communication. N.-Y., 1975.
53. Asher I.I. and Sciarrino Y.A. Realistic work sample tests: A review Personal Psychology. V. 27, 1994.
54. Bottomore T.B. Elites and Society. 5-th ed. Middlisex, England: Penguin Books, 1970.
55. Cantril H. The Invasion from Mars. N.-Y., 1966.
56. Cascio W.A. Costing human resources; The Financial impact of behavior in organigation. Bostan, Kent, 1982.
57. Cattel R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen personality factor questionnaire (16 PF). Champaign, Illinois: Institute
for Personality and Ability Testing, 1970.
63
58. Corey K.M., Cryns A.G. // Joum. Geront. Social Work, 1996. V. 2.
59. Drucker P Managing in Turbulent Times. N.-Y., 1980.
60. Economic Psychology and Experimental Economics. IAREP/GEW Joint Conference. Frankfurt-am-Main, 1992.
61. Fadiman J., Frager R. Personality and personal growth. London, 1976.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ