Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование системы управления персоналом в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении

Работа №150542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

управление персоналом

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Бердянского машиностроительного колледжа.
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.

ВВЕДЕНИЕ... 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ...9
1.1.Сущность и содержание управления персоналом..... 9
1.2. Система управления персоналом, ее составляющие и их взаимодействие....19
1.3. Управление персоналом в образовательных учреждениях...28
ГЛАВА II. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ...33
2.1.Характеристика деятельности «БМК» и его структурных подразделений……33
2.2. Оценка персонала и режима работы колледжа...42
2.3. Анализ документооборота и кадрового делопроизводства в ГБПОУ «БМК»...52
ГЛАВА III.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ....................61
3.1 Управления персоналом как фактор инновационного развития предприятия...61
3.2. Пути усовершенствования системы управления колледжем...... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...86
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...

Система управления персоналом сочетает в себе как искусство управления человеческими ресурсами, требующее творческого и новаторского подхода, так и науку, понимаемую как точность и требующую неуклонного применения необходимых научных теорий.
Процессы управления человеческими ресурсами охватывают все уровни и все категории людей, а также сам управленческий и оперативный персонал. Все уровни или категории вовлечены в управление персоналом, эффективное и действенное управление командой требуется от всех тех, кто занимает руководящие должности.
особенности элементыЛюбое предприятие — маленькое или большое, независимо от организационно-правовой формы, особенности элементынуждается особенности элементыв своевременном и качественном управлении. В современных условиях для особенности элементыповышения особенности элементыэффективности управления необходимо совершенствование работы с особенности элементыдокументами, особенности элементытак как всякое управленческое решение всегда базируется особенности элементына особенности элементыинформации, на служебном документе [32].
Для успешного управления персоналом образовательного учреждения и оценки его эффективности, необходимо понимание сущности и специфики данного процесса и его целей.
Весомый вклад в формирование теоретических основ и прикладных рекомендаций по обеспечению эффективности управления персоналом предприятий осуществили такие отечественные зарубежные ученые —экономисты, как М. Армстронг, М. Акулов, Б. Беккер, С.Я. Батышева Н.П. Глотова, А.Т. Глазунова, Д.А. Новикова, А.М. Новикова, М.В. Никитина, М.М. Поташник, П.И. Пидкасистый, Е.И. Рогова, В.А. Сластенина, И.П. Смирнова, Т.И. Шамоваи др.
Персонал колледжа работает в сфере образования. Образование характеризуется целостностью, внутренней взаимосвязанностью, организованностью, открытостью и динамичностью. Образование — это самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего, научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения [21].
Можно отметить, что специфика деятельности образовательного учреждения обусловливает необходимость сочетания как традиционных для кадрового менеджмента подходов к управлению персоналом, так и адаптированных к реализуемым образовательным учреждением педагогическим функциям.
Педагогический состав колледжа является организованной частью трудового коллектива, которая включена в процесс реализации осуществляемых им трудовых функций. Поэтому вполне закономерным представляется рассмотрение условий управления персоналом СПО, которые обусловлены спецификой функционирования данного образовательного учреждения.
Тема магистерской диссертации — «Совершенствование системы управления персоналом в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Бердянский машиностроительный колледж».
Актуальность выбранной темы особенности элементыобусловлена особенности элементытем, что решение проблемы управления особенности элементыв современных условиях позволяет целенаправленно особенности элементыформировать особенности элементыинформационные ресурсы организации, и обеспечиваетособенности элементы повышение особенности элементыих эффективности.
Объект исследования — процесс управления образовательной организацией на примере деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Бердянский машиностроительный колледж» (ГБПОУ «БМК»).
Предмет исследования — управление персоналом на примере ГБПОУ «Бердянский машиностроительный колледж».
Цель: совершенствование системы управления персоналом в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Бердянский машиностроительный колледж».
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить понятие и содержание управления персоналом;
- рассмотреть систему управления персоналом, ее составляющие и их
взаимодействие;
- изучить управление персоналом в образовательных учреждениях;
- дать общую характеристику колледжу БМК и его структурным подразделениям;
- дать характеристику персоналу и изучить режим работы колледжа;
- проанализировать документооборот и кадровое делопроизводство ГБПОУ «БМК»;
- разработать процессы усовершенствования управления персоналом как фактор инновационного развития предприятия;
- рекомендовать методы оптимизации системы управления колледжа.
Теоретико-методическую основу исследования составили основные теоретические положения отечественных и зарубежных ученых и практиков в сфере управления персоналом предприятий и организаций. В процессе работы, в зависимости от поставленных целей и задач, использовались соответствующие методы исследования: диалектический метод, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, системный метод, сравнительный метод, метод монографического описания, статистический метод, количественный метод, кластерный метод, методы экономико-математического моделирования.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что теоретические и научно-методические положения, которые изложены в данной работе, можно использовать как практические рекомендации, также их можно предложить к внедрению в работу колледжа. Результаты исследования могут быть использованы в процессе формирования и совершенствования стратегии управления персоналом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретико-методологическими основами управления современными образовательными организациями считаем принципы управления, использование инновационного подхода, теории образовательного менеджмента и тому подобное. Управление персоналом — это процесс и в то же время философия приобретения, развития, использования и поддержки компетентной рабочей силы для достижения целей этой организации наиболее эффективным и действенным способом.
Персонал организации представляет собой совокупность людей, которые вовлечены в трудовой процесс и рассматриваются одним из основных факторов успешного функционирования учреждения. А систему управления персоналом можно определить, как совокупность взаимодействующих функциональных подсистем работы с персоналом, направляющих ее к успеху в деятельности организации и удовлетворенности ее сотрудников.
Управление персоналом в образовательных учреждениях в широком спектре включает следующие аспекты: человеческие ресурсы, денежные или нематериальные выгоды и трудовые отношения.
В данной работе был проведён анализ деятельности ГБПОУ «БМК». Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бердянский машиностроительный колледж» осуществляет подготовку специалистов среднего звена. Взаимодействие всех компонентов организационной структуры и структуры управления в управленческой деятельности в учебном заведении осуществляется на основе системности, предусматривающей рассмотрение и учет всей совокупности социально-педагогических условий совершенствования управления учебным заведением их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Проведенное исследование может говорить о существовании благоприятного среды для внедрения изменений, по крайней мере, среди административного персонала. Деятельность предприятия, направленная на снижение текучести кадров, может оказать непосредственное влияние на повышение эффективности работы в целом. Обнаружены «узкие места» в системе управления СПО. Они являются теми аспектами, деятельности на которые нам необходимо обратить внимание при разработке изменений в системе управления.
В нынешних условиях рыночной экономики уровень конкурентоспособности и финансовой устойчивости любого предприятия зависит от инновационной стратегии. Эффективность работы ГБПОУ «БМК» зависит от работоспособности ее сотрудников, а от эффективности работы — благосостояние работников. Одной из главных задач управления персоналом в колледже является нахождение баланса между показателями стабильности и гибкости с учётом общей динамики условий. Мероприятия по совершенствованию управления предприятием призваны усовершенствовать процессы привлечения, поиска, отбор работников, его развитие и поддержание корпоративного духа, поиск новых источников формирования доходов для предприятия и его персонала.
На основании вышеизложенного даны рекомендации, которые содержат следующие положения:
• Предложено внедрить систему мотивации.
• Сформированы принципы и элементы управления персоналом исследуемого колледжа и элементы системы управления кадров, их логика взаимодействия.
• Предложена методика планирования персонала для исследуемого СПО.
• Описана категория персонала, в которой может нуждаться исследуемое предприятие, а также приведены рекомендации по совершенствованию правил проведения отборочного собеседования, направленных на уменьшение такой кадровой угрозы, как принятие на должность неподходящего персонала.
• Рекомендуемые курсы развития персонала.
• Предложено наладить сотрудничество с учреждениями высшего образования. Среди предлагаемых направлений сотрудничества для предприятия: участие в научно-практических мероприятиях; участие в научных проектах высших учебных заведений; сотрудничество в качестве стейкхолдера и тому подобное.
• Рекомендовано развивать корпоративную культуру, в направлении увеличения уровня сотрудничества между руководством и остальным персоналом, большего реального привлечения персонала к процессу принятия управленческих решений, стимулирования их инициативности и креативности.



1. Айгумов, Т.Г. Мониторинг экономической среды в управлении производственной деятельностью / Т.Г. Айгумов, В.Б. Мелехин, Г.А. Эмирова // Московский экономический журнал. - 2018. — № 5. —24 с.
2. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы — Текст: электронный. — URL: https://studfile.net/preview/9202346 /page:4/ — Дата публикации: 21 апреля 2023 (дата обращения 05.03.2024).
3. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 390 с. — ISBN 978-5-534-17956-9. —URL: https://urait.ru/bcode/535855 (дата обращения: 2.05.2024).
4. Беляева, Н. Е. Инструментарий организационных изменений предприятия / Н.Е. Беляева // Культура народов Причерноморья.— 2017. — № 103. —26 с.
5. Быкова, Т.А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учебное пособие / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецова, Л. В. Санкина ; под общ. ред. Т.В. Кузнецовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 304 с. + Доп. материалы. — ISBN 978-5-16-004805-5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1906701 (дата обращения: 11.04.2024).
6. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. — М.: Проспект, 2015. —С. 96 —ISBN 5-482-01198-4.
7. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А.И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2022. — 656 с. — ISBN 978-5-9776-0320-1.
8. Дневник бизнесмена.— Текст: электронный.— URL: http://business-notepad.ru/facts/licnaa-effektivnost-rukovoditela.html — Дата публикации: 22 марта 2024 (дата обращения: 03.04.2024).
9. Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. — 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 378 с. — ISBN 978-5-16-006048-4. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1242309 (дата обращения: 14.03.2024).
10. Круглов, В.Н. Условия внедрения инноваций в производственную деятельность / В.Н. Круглов, А.А. Мурашов // Прикладные экономические исследования. — 2016. — № 2. —36 с.
11. Кибанов, А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, Е.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 156 с. — ISBN 978-5-16-009530-1.
12. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 228 с. — ISBN 978-5-16-004751-5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/ 2017325 (дата обращения: 04.03.2024).
13. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова, Л.Н. Кибанова — Москва: КноРус, 2021. —360 с. —ISBN 978-5-406-04751-4.
14. Кязимов, К. Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для вузов / К. Г. Кязимов.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021. —202 с. — ISBN 978-5-534-09762.
15. Ленская, И. В. Управление персоналом организации: конспекты лекций / И. Ю. Ленская, И. В.Шиндряева, В. А.Ширяева. — ООО Издательство «Мир науки», 2017 —120 с. — ISBN 978-5-9908913-6-4.
16. Литвинюк А.А. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А.А. Литвинюк [и др.]; под редакцией А.А. Литвинюка. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 461 с.— ISBN 978-5-534-14697-4. — (URL: https://urait.ru/bcode/510735 (дата обращения: 24.03.2024).
17. Лихачев, М.Т. Документы и делопроизводство: справочное пособие / Т. В. Кузнецова, М. Т. Лихачев, А. Л. Райхцаум, А. В. Соколов; сост. М. Т. Лихачев. — Москва: Экономика, 2010. —271 с.— ISBN 5-282-01054-2.
18. Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика. делопроизводство в кадровой службе: учеб.— практ. пособие / М.В. Ловчева, Е.Н. Галкина, Е.В. Гурова; под ред. А.Я. Кибанова.— М.: РГ-Пресс, 2021. —78 с. — ISBN 978-5-392-10015-6.
19. Лукичева, Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин — М.: Омега-Л, 2018. —263 с. ISBN 978-5-370-02048-3.
20. Макарова, Л.В. Особенности управления персоналом организации / Л.В. Макарова, Н.К. Джафаров // Вестник Московского университета МВД России. —2019. — № 1. – С. 242-244. — ISSN 2073-0454.
21. Мельников Н.А. Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы.— Текст: электронный. — URL:http://проф-обр.рф/blog/2018-06-21-1238 (дата обращения: 06.04.2024).
22. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Гос. акад. управления им. С. Орджоникидзе / З.П. Румянцевой, Н.А. Саламатина — М.: ИНФРА-М., 1995. —165 с.— ISBN 5-86225-136-7.
23. Методы оценки персонала при приеме на работу «Издательство «Главная книга» — Текст: электронный // электронный журнал — URL: https://urait.ru/bcode/510735 (дата обращения: 24.04.2024).
24. Минченкова, О.Ю. Управление персоналом: система бюджетирования : учебное пособие / О.Ю. Минченкова, Н.В. Фёдорова. — Москва: КноРус, 2022. —224 с.— ISBN 978-5-406-09381-8. — URL: https://book.ru/book/943069 (дата обращения: 14.03.2024). — Текст: электронный.
25. Моргунов, Е. Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для вузов / Е. Б. Моргунов. — 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.— 424с.— ISBN 978-5-9916-6202-4.
26. Мусаева, А.З. Система развития персонала организации. Вопросы структуризации экономики: электронный журнал. — №4. — 2018.— URL: https://masters.donntu.ru/2020/ief/alengoz/library/article4_compressed.pdf
27. Никитина, А. С. Управление человеческими ресурсами в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 187 с. — ISBN 978-5-534-12784-3.
28. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). — Текст: электронный. —URL: http://okpdtr.ru/ (дата обращения: 16.03.2024).
29. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко.— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 467 с. — ISBN 978-5-534-11503-1.
30. Основные подходы к управлению персоналом. Экономический подход. Органический подход. Гуманистический подход.— Текст: электронный. — URL: https://studfile.net/preview/9072777/page:2/(дата обращения: 16.03.2024) (дата обращения: 18.03.2024).
31. Пасечникова, Л.В. Процессный подход к управлению персоналом: монография / Л.В. Пасечникова, И.В. Зенченко. — 2-е изд. — М: ФЛИНТА, 2018. —161 с.— ISBN 978-5-8424-0884-9.
32. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.— М.: Школа-пресс, 2015. — 512 с. — ISBN 978-5-7695-4762-1.
33. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями): (ред. от 18.10.2013) — Доступ из справ.-правовой системы Гарант — URL: https://base.garant.ru/70535556/(дата обращения: 19.03.2024).
34. Приказ о продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников: (ред. от 22.12.2014) — Доступ из справ.-правовой системы КонтурНорматив — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=336324 (дата обращения: 17.04.2024).
35. Пугачев, В. П. Управление персоналом организации: практикум: учебное пособие для вузов / В. П. Пугачев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — С. 280. — ISBN 978-5-534-08906-6.
36. Разнова, Н.В. Управление персоналом: учебное пособие / Н.В. Разнова, И.А. Цветочкина. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. — 148 с. — ISBN 978-5-7638-4290-6. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1818786 (дата обращения: 14.04.2024).
37. Реймаров, Г.А. Комплексная оценка персонала: инженерный подход к управлению качеством труда / Г.А. Реймаров. — М.: Издательство ЛКИ, 2019. — 422 с. ISBN 978-5-382-01199-8.
38. Рожкова, М. А. Механизм формирования кадрового резерва /Рожкова, М. А., Рожков, С. А. // Форум молодых ученых. 2020. — № 9 (37).— С. 214-221. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-formirovaniya-kadrovogo-rezerva.(дата обращения: 15.03.2024).
39. Ружанская, Л.С. Теория организации: учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю. В. Солдатова; под общ. ред. Л. С. Ружанской.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.— 200 с. ISBN 978-5-7996-1564-2.
40. Селентьева, Д.О. Совершенствование системы управления персоналом организации / Д.О. Селентьева, Д.Г. Зиганшина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. – № 12-1. —83 с. —URL:https://sciup.org/sovershenstvovanie-sistemy-upravlenija-personalom-organizacii-170184947(дата обращения: 15.04.2024).
41. Семенова, В.В. Управление персоналом: основные технологии. Практикум: учеб. пособие для бакалавров / В.В. Семенова, И.С. Кошель, В.В. Мазур. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 84 с.— ISBN 978-5-394-03985-0.
42. Серегина, В. В. Как рассчитать коэффициент текучести кадров Текст: электронный —URL:https://www.buhsoft.ru/article/2141-kak-rasschitat-koeffitsient-tekuchesti-kadrov (дата обращения: 08.04.2024).
43. Чуланова, О. Л.Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски: Монография / О.Л. Чуланова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 364 с. — ISBN 978-5-16-012782-8.
44. Среднесписочная численность работников: как рассчитать. — Текст: электронный — Электронный журнал СБИС — URL: https://sbis.ru/articles/staff/kak_rasschitat_srednespisochnuyu_chislennost_rabotnikov(дата обращения: 09.04.2024).
45. Толкунова, Е.Г. Управление персоналом в эпоху цифровой экономики / Е.Г. Толкунова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т.9. (№6А). – С. 138-143.— URL:https:// www.publishing-vak,ru/file/archieve-economy-2019-6/16-tolkunova/pdf (дата обращения: 06.04.2024).
46. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/doc/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 06.04.2024).
47. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" — Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс — URL:https:// www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2024).
48. Шакуто, Е.А. Колледж как структурное подразделение университета: опыт взаимодействия // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. №2. С. 21-30. —URL:https://www.semanticscholar.org/paper/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B6-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0%3A-%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0/923ba1daaad672fa477930c4a3b1ad6daadeb000(дата обращения: 21.04.2024).
49. Шапиро, С.А. Основы трудовой мотивации: учебное пособие / С.А. Шапиро.— Москва: КноРус, 2022. —267 с.— ISBN 978-5-406-08839-5. —URL:https://book.ru/book/941149 (дата обращения: 26.04.2024).
50. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учебное пособие / Ф.И. Шарков. — М.: Дашков и К, 2019. — 336 с. — ISBN 978-5-394-00783-5.
51. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент: учебник для академического бакалавриата / М. Б. Шифрин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —321 с. — ISBN 978-5-534-17072-6.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ