ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА-
ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ 10
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования как основа управления деятельностью современной дошкольной образовательной организации 10
1.2. Требования к профессиональной деятельности педагога-воспитателя
в дошкольной образовательной организации 15
1.3. Профессиональное развитие педагогов-воспитателей как объект управления
в дошкольной образовательной организации 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 32
2.1. Диагностика проблем профессионального развития педагогов-воспитателей 32
2.2. Модель управления профессиональным развитием педагогов-воспитателей
в дошкольной образовательной организации 39
2.3. Результаты реализации модели управления профессиональным развитием
педагогов в дошкольной образовательной организации 46
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность исследования обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования, что повлекло за собой необходимость преобразования и совершенствования системы «управления организацией, определило потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно - педагогической деятельности, в том числе и управления профессиональным развитием педагогов» [84]. Ценности российского образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте, детерминируют цели и задачи педагога-воспитателя.
Наряду с этим в «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» в качестве одной из основных задач выдвинута задача привлечения в систему образования специалистов, которые способны осуществлять образовательный процесс на высоком уровне, вести научные исследования, овладевать новыми технологиями и информационными системами, воспитывать духовность и нравственность. пристальное внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.
Один из показателей компетентности воспитателя - его способность к профессиональному развитию, которая проявляется в осознании несовершенства текущего состояния образовательного процесса и стремлении к повышению профессиональной квалификации. Основными критериями саморазвития педагогов являются: результативность профессиональной
деятельности (качество образовательного процесса, повышение уровня воспитанности дошкольников и пр.), творческий рост, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, осуществляемый в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Степень разработанности проблемы. Имеется множество работ авторов, исследующих различные аспекты профессионального развития педагогов (Л.Н. Горбунова, И.В. Иванова, О.Е. Лебедев, Л.В. Тимошенко, В.А. Федоров, И.П. Цвелюх и др.). Вопросы, касающиеся профессиональной компетентности педагогов, рассматривались В.А. Адольфом, Т.Г. Браже, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Э.М. Никитиным и др.
Несмотря на наличие значительного числа научных трудов, раскрывающих профессиональное развитие педагогов, многие вопросы, связанные с управлением этим процессом в дошкольной образовательной организации, изучены недостаточно.
Таким образом, в сложившейся в дошкольном общем образовании ситуации можно констатировать следующие противоречия:
• между современными требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования к необходимому уровню профессионального развития педагогов и их недостаточной способностью гарантировать высокий уровень обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
• между необходимостью управления профессиональным развитием педагогов и его реальным состоянием в практике дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы условия, обеспечивающие
профессиональное развитие педагогов как объекта управления в дошкольной образовательной организации.
Поиск способов решения проблемы требует специального исследования, что определило выбор его темы: «Модель управления профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс профессионального развития педагогов.
Предмет исследования: управление профессиональным развитием
педагогов в дошкольной образовательной организации.
...
В ходе решения задач исследования установлена необходимость управления процессом профессионального развития педагогического коллектива, разработана модель управления профессиональным развитием педагогов-воспитателей ДОО.
Проведенное исследование позволяет сделать следующее заключение.
В исследовании обоснована целесообразность управления процессом профессионального развития педагогов дошкольной образовательной
организации.
На основе анализа теоретических источников выявлено, что различные аспекты управления профессиональным развитием отражены в работах исследователей с позиций разных подходов.
Уточнено понятие «управление профессиональным развитием педагогов», исходя из современных научных представлений, дана его сущностная характеристика: управление профессиональным развитием педагогов как
процесс представляет собой выявление проблем профессионального развития педагогов-воспитателей и оказание помощи по их разрешению; реализацию образовательной программы, предполагающей развитие личностных способностей и профессиональной компетентности средствами
поддерживающих, обучающе-развивающих и стимулирующих мероприятий.
Теоретически обоснованные и проверенные в опытно-экспериментальной работе эмпирические данные показывают результативность реализации разработанной модели управления профессиональным развитием педагогов ДОО, подтверждают положения гипотезы и доказывают, что цель исследования достигнута, задачи решены. Представленная работа не исчерпывает всего многообразия аспектов проблемы исследования и обозначает возможные направления для дальнейших научных изысканий.
1. Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России, 1999. № 5. С. 7882.
2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. Красноярск: Поликом, 2007. 190 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Москва: Питер, 2010. 282 с.
4. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы
профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама (научно-методический журнал). 2016. № 1(5). С. 6-8.
5. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 332 с.
6. Багаутдинова С.Ф. Управление ДОУ в современных условиях // Дошкольное воспитание. № 8, 2009. С. 75-79.
7. Бахтин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.
8. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ // Научнометодическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 211 с.
9. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике. Педагогика. 1990. № 7. С. 59.
10. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: Психологический ин-т РАО, 2009. 414 с.
11. Борликов Г.М., Панькин А.Б. Управление педагогическими системами: учебное пособие. Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2009. 316 с.
12. Васякина А.С., Шепилова Н.А. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности // Международный студенческий научный вестник № 5, 2015. С. 353-354.
13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 2004. 153 с.
14. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / НИИ общ. образ. взрослых АПН. М.: Педагогика, 1987. 183 с.
15. Волковский А.Н., Малышев Т.П. Школоведение. М., 1952. 249 с.
... всего 94 источников