Введение 3
Глава I. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, воспитывающихся в доме ребёнка 8
1.1. Понятие эмоционального благополучия и неблагополучия 8
1.2. Развитие эмоциональной сферы детей 13
1.3. Социально - психологический портрет детей, воспитывающихся в доме
ребёнка 16
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в доме ребёнка 23
2.1. Диагностика эмоционального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в доме ребёнка 23
2.2 Организация и проведение программы мероприятий, обеспечивающих благоприятное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, воспитывающихся в доме ребёнка 35
2.3. Диагностика эффективности формирующих мероприятий 45
Заключение 54
Список литературы 56
Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.
В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:
1. Здесь нет близких им людей;
2. Круг получаемых впечатлений ограничен;
3. Постоянное пребывание в коллективе;
4. Недостаточное общение со взрослыми.
Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.
У детей, воспитывающиеся в доме ребёнка, утомляемость больше, чем у домашних детей они легко возбудимы и их поведению характерен неустойчивый эмоциональный фон, копирование друг друга. Если один ребёнок начал плакать или кричать, все остальные дети подхватывают и тоже начинают кричать вместе с ним. Однако если воспитатель во время не переключит их внимание на что-либо неожиданное или интересное, то это может перерасти в эмоциональное расстройство всей группы, а как следствие и не благоприятную обстановку. В результате подражания друг другу формируются стереотипность движений, которые приводят к отрицательным привычкам - раскачиваются, грызут ногти, проявляют агрессию к самому себе.
Этим детям характерен медленный темп обучения, им нужно более длительное повторении одного и того же материала. Сформированные умения выражаются нечётко, эмоции и речевые проявления недостаточно ярки и разнообразные. Формирование поведения детей на занятиях медленное, так как они не усидчивы, быстро устают и отвлекаются. Поэтому продолжительность занятий и число детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, степенью их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.
У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, медленное формирование мелкой моторики пальцев рук, замедленно развитие высших психических процессов - памяти, внимания, мышления, воображения. Вследствие этого страдает формирование активности речи, отсутствует насыщенность и разнообразие эмоций, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны интегрировать изученное и увиденное в самостоятельную деятельность - это приводит к задержке формирования игровой деятельности, игры становится простыми и однообразными.
Эмоциональное благополучие детей, воспитывающихся в доме ребёнка, напрямую связано с окружающей их обстановкой, а так же с близкими взрослыми, а именно воспитателями, нянями, дефектологами. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается в том, что педагог должен так распознавать и направлять эмоции детей, чтобы в условиях ограниченного учреждения ребёнок чувствовал себя защищенным и испытывал эмоциональное благополучие.
Необходимо выделить, чем меньше ребёнок и беспомощность его больше, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно соединено с особенностями окружающей его среды. Эти первые годы жизни в большей степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.
...
В данной работе мы изучали особенности эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, воспитывающихся в доме ребёнка. С помощью разработанных нами мероприятий мы реализовали программу, обеспечивающую благоприятное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, воспитывающихся в доме ребёнка.
Проводились занятия два раза в неделю, которые влияли на увеличение знаний об эмоциях, в результате наблюдая за детьми во время повторного обследования, видны сдвиги в умении выражать ими основные эмоции с помощью внешней экспрессии, то есть мимики и пантомимики. Если в констатирующем эксперименте, дети лучше выражали эмоции мимикой, то в контрольном эксперименте, можно было увидеть умения детей выразительно демонстрировать основные эмоциональные состояния с помощью мимики, пантомимики, интонации, речи. Однако, это касалось не всех детей, некоторые из них все же затруднялись изобразить состояния зла и удивления. Но в основном дети справились с заданиями хорошо. Они стали более раскованными, научились более выразительно демонстрировать основные эмоциональные состояния
По итогам контрольного эксперимента, можно сказать, что уровень сформированности представлений об эмоциях у детей стал гораздо выше. Дети научились выражать свое эмоциональное состояние посредством мимики, жестов, интонации.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях дома ребёнка, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте.
А также помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.
И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого. Ребёнок-сирота ущемлен уже в том, что он не имеет родителей, а если и имел то не получал от них должного тепла, уважения и любви, по этому в доме ребёнка маму ему заменяет воспитатель. Да это не та мама которая принадлежала бы только ему, воспитатель, приходя на работу, становится «профессиональной мамой», той мамой которая не сможет заменить родную, но сгладит душевные травмы ребёнка, объяснит, а если надо то и решит проблемы, возникающие на жизненном пути.
И в заключении рекомендуем педагогам не скупитесь на свои чувства, подарить детям улыбку и доброжелательность.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2003.
2. Алябова С.В. Детский дом это их родина. М.: ТЦ Планета, 2003.
3. Божович. Л. И., Петрова С.Н. Психоэмоциональная напряжённость у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий 2001, 2002
4. Башлаков Н.В. Эмоциональная среда в группе // Ребёнок в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сорокина. П.: Линка-Пресс, 2005.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1996.
6. Гончарова А.Г, Лащекова Л.Н. Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста. П., 2002.
7. Гришко Е.Л. Особенности эмоционального отношения ребенка к себе и окружающей его действительности // Психолог в детском саду. 2005. № 4.
8. Дубровина И.В. Особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. - СПб., 2002.
9. Диагностика эмоционального развития детей от рождения до 3 лет: методическое пособие / Г.А. Свердлова и др. СПб.: Детство-Пресс, 2005.
10. Дошкольное образование. Словарь терминов. М.: Айрис-пресс, 2005.
11. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2006.
12. Зубкова Л.Н., Харитонова Н.А. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Самые маленькие в детском саду: Из опыта работы московских педагогов /Авт.-сост. В. Сотникова. М.: Линка- Пресс 2005.
13. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до четырех лет/ Под ред. Т.Н. Дороновой. М.: 2005.
14. Иконников Д.А. Эмоции. СПб.: Питер, 1999.
15. Коломейченко Л.В. Депривация в период раннего детства. Пермь, 2002.
... всего 31 источник