Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ

Работа №59711

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
255
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ABSTRACT 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ С ИХ БЛИЖАЙШИМ СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ 9
1.1 Особенности идентификации эмоций у детей с различным социальным окружением
1.1.1 Эмоциональная сфера человека как предмет изучения
1.1.2 Развитие эмоциональной сферы и способности идентифицировать эмоции у ребенка
1.1.3 Развитие языка эмоций и представлений об эмоциях у детей дошкольного возраста1.1.4 Процесс идентификации эмоций детьми дошкольного возраста
1.1.5 Идентификация эмоций детьми, воспитывающимися в условиях депривации 17
1.2 Социальное поведение у детей с различным социальным окружением
1.3 Связь способности идентифицировать эмоции с социальным поведением
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Объект и предмет исследования.
2.2 Цели и задачи исследования
2.3 Гипотеза исследования
2.4 Выборка.
2.5 Методы исследования
2.5.1 Социально-демографическая анкета
2.5.2 Методика «Эмоциональная идентификация»
2.5.3 Методика ISB (Individual Social Behavior, Guralnick, 2005).
2.5.4 Математико-статистические методы обработки данных
2.6 Процедура проведения исследования
2.7 Экспериментальные данные
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
3.1 Описательные статистики.
3.1.1 Описательные статистики характеристик идентификации эмоций..31
3.1.2 Описательные статистики категорий индивидуального социального поведения
3.2 Изучение эмоциональной идентификации детей
3.3 Изучение индивидуального социального поведения детей: различия выраженности категорий социального поведения между детьми экспериментальной и контрольной групп.
3.4 Изучение индивидуальных стратегий детей3.5 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛУЧАЯ ИСПЫТУЕМОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Умение точно выражать свои эмоции и верно распознавать эмоции другого человека имеет огромное значение в жизни людей. Эмоции принимают участие в установлении контакта и поддержании близких отношений с людьми, от них зависит успех межличностного общения и адаптация человека к окружающему миру (Ильин, 2001; Экман, Фризен, 2010; Верхотурова, 2012; Zieber et al., 2014).
Многие взрослые люди по разным причинам испытывают затруднения в идентификации эмоций других людей, в осознании своих (Экман, Фризен, 2010). Среди них можно назвать: индивидуальные характеристики человека и его социального окружения, культуральные особенности, не полное осознание человеком своего эмоционального опыта и другие. Даже взрослым, относительно благополучным людям бывает сложно идентифицировать свои эмоции. Детям, воспитывающимся в неблагополучных условиях еще сложнее: способность идентифицировать эмоции только формируется, и еще только развивающаяся личность ребенка особенно чувствительна к воздействиям социального окружения.
К настоящему моменту имеются данные о влиянии способности идентифицировать эмоции на межличностные отношения между детьми (Листик, 2008; Комкова, Недвецкая, 2010; Крутицкая, Василенко, 2013; Маратканова, Егорова, 2015;). Так же имеются данные, что социальное окружение ребенка влияет на его способность распознавать эмоции (Bosacki, 2007). Эти процессы недостаточно изучены на категории детей, проживающих в неблагополучной социальной ситуации (Верхотурова, 2012; Фаустова, 2015; Kinard, 1999; Pollak et al, 2000). На основе анализа литературы мы сделали предположение, что дети, проживающие в условиях депривации, имеют особенности эмоциональной идентификации и это может проявляться в их индивидуальном социальном поведении. Недостаточностью сведений в этой области вызвана актуальность данного исследования.
Для исследования данной проблемы выбран дошкольный возраст, так как к этому времени уже сложились представления о том каков мир в целом и представления о «другом» человеке и, в отличие от раннего возраста, для ребенка представляет интерес социальное взаимодействие со сверстниками, которые становятся основными партнерами для игр (Смирнова, Утробина, 1996; Крутицкая, Василенко, 2013; Мороз, Василенко, 2013). В этом возрасте активно начинает развиваться способность к идентификации эмоций (Листик, 2008; Тишин, 2014), которая играет немаловажную роль в общении.
Новизна исследования: будут получены данные об эмоциональной идентификации и особенностях индивидуального социального поведения у детей, проживающих в условиях депривации при взаимодействии со сверстниками.
Теоретическая значимость этой работы состоит в расширении представлений в области психологии развития и общей психологии в части изучения эмоциональных явлений и состояний; в области социальной психологии в теме становления и развития индивидуального социального поведения у ребенка.
Практическая значимость: данное исследование может быть полезно для сотрудников учреждений для детей, оставшихся без родительской опеки, а также психологам и воспитателям в детских садах. При обнаружении у ребенка проблем во взаимоотношениях со сверстниками, неэффективного способа взаимодействия, могло бы быть полезно обратить внимание на эмоциональную сферу ребенка. И наоборот, обнаружив трудности или отклонения в распознании эмоций в раннем возрасте, скорее всего, необходимо принять меры для профилактики дезадаптации нарушения межличностного взаимодействия в детском саду или другом учреждении.
Цель: изучение взаимосвязи эмоциональной идентификации и характеристик индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации.
Задачи:
1. Изучить характеристики эмоциональной идентификации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях.
2. Изучить особенности индивидуального социального поведения детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях.
3. Исследовать взаимосвязь эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации и в семьях.
Гипотеза: существуют различия в структуре взаимосвязей характеристик эмоциональной идентификации и категорий индивидуального социального поведения у детей с опытом и без опыта депривации.
Объект исследования: эмоции и поведение детей.
Предмет исследования: эмоциональная идентификация и индивидуальное социальное поведение детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях депривации.
Методы исследования: социально-демографическая анкета, методика ISB (Individual Social Behavior, Guralnick, 2005), методика «Эмоциональная идентификация» (Изотова, Никифорова, 2004).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование было направлено на изучение взаимосвязи эмоциональной идентификации и индивидуального социального поведения у детей находящихся в условиях депривации. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Нами была установлена взаимосвязь между характеристиками эмоциональной идентификации и категориями социального взаимодействия и на основе этого выделены 4 типа индивидуальных стратегий поведения детей, находящихся в условиях депривации и детей из детского сада.


1 . Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Смоленск: СГПУ, 2004. - 4.1. - С.22-26.
2. Андерсон М. Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет. Автореферат канн. дисс., 2013.
3 . Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. №5. - 1988. - С.131-140.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. у,н-та, 1982. — 200 с.
5. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Акад. Проект,
2004. -232 с.
6. Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000, № 5.
7 . Верхотурова, Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования. / Н.Ю. Верхотурова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 94-99.
8. Гадельшина Т. Г., Еремина Ю. А.. Специфика распознавания эмоций детьми с нарушением слуха. Медицинская психология, 2013
9. Ганнушкин Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях - Психология эмоций. - Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.
— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
10. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. //Вопросы психологии - 1995, № 2.
11. Дарвин, Чарлз Роберт О выражении эмоций у человека и животных: Перевод / Ч. Дарвин. - СПб. : Питер, 2001. - 368 с.
12. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелёвой. — М.: Просвещение, 1985.
13. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
14. Зейгарник Б. В. Патопсихология М.: Издательство Московского университета, 1986.
15. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
16. Искра Н. Н. Распознавание эмоций на лицах детей раннего возраста. Автореферат канд. дисс., 2006.
17. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
18. Каган В. Е.Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
19. Карелина И.О. Проблемы эмоционального развития детей в современной зарубежной психологии // Ярославский педагогический вестник № 3 (56) - 2008 - С. 94.
20. Комкова Е. И., Недвецкая Т. М Идентификация эмоций детьми старшего дошкольного возраста и развитие эмоционального интеллекта. "Современная психология: актуальные проблемы и тенденции развития" материалы международной заочной научно-практической конференции. (30 октября 2010 г.) - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. - 209 с.
2 1. Кошелёва А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А.Д. Кошелёвой, О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М.: Академия, 2003.
22. Крутицкая Н.Ю., Василенко В.Е. Сравнительный анализ эмоционального развития сельских и городских старших дошкольников, посещающих ГДОУ// Шаболтас А.В. (ред.) Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ 2013 Том 1.
23. Лангеймер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: «Авиценум», 1984. 335с.
24. Листик Е.М. Исследование развития способности к распознаванию эмоций по выражению лица у детей старшего дошкольного возраста. Вестник МГПУ Журнал Московского городского педагогического университета Серия «Педагогика и психология» № 2 (23), 2008
2 5 . Мавлянова О. В. Особенности эмоциональной компетентности детей младшего школьного возраста с разными формами агрессивного поведения Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2010, № 4.
25. Маратканова Е.В., Егорова Э.Б. Развитие навыков распознавания эмоций детьми дошкольного возраста. Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г.: в 7 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. - Белгород : ИП Петрова М.Г., 2015. - Часть IV. - 180 с
26. Мороз П. С., Василенко В. Е. Социальная компетентность и детско- родительские отношения в старшем дошкольном возрасте. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / под ред. А. В. Шаболтас. — СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2013. — 290 с.
2 7. Мухамедрахимов Р Ж., Конькова М. Ю., Вершинина Е. А. Возрастные изменения выражения эмоций на лицах детей. / Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. - СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 312 с.
28. Мухамедрахимов Р. Ж., Искра Н. Н. Распознавание эмоций на лицах детей сотрудницами домов ребенка. / Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред. Р Ж. Мухамедрахимова. - СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 312 с.
29. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПБ.: Речь, 2004 - 392 с.
3 0 . Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности : коллектив. моногр. / [В. А. Абабков и др.] ; авт. проекта и науч. ред. Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова ; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. психологии, С.- Петер. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева СПб. : Скифия-принт, 2014
31. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. —288 с.
60
32. Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221¬224.
3 3 . Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
33. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии 1996, 3 Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопр. психол. 1994.
3 4 . Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Москва гуманитарный издательский центр Владос 2005.
35. Сотник И. Ю. Предпосылки девиантного поведения в дошкольном возрасте. // «Детский дом» № 41 (4’2011).
36. Тишин С. В. Экспериментальное исследование распознавания и выражения базовых эмоций в дошкольном возрасте. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 2
37. Фаустова И.В. Влияние нарушенных детско-родительских отношений на проявление эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте Современные проблемы науки и образования, №5, 2015
3 8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177.
39. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 50 ст. 4872.
40. Хасанова Р И. Распознавание эмоций дошкольниками с ЗПР при предъявлении разных типов изображения. Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12. 2008. Вып. 4.
41. Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции.- М.: Изд-во РПО, 1998. -232 с.
42. Экман П., Фризен У! Узнай лжеца по выражению лица / Пер. с англ. - СПБ.: Питер, 2010. - 272с.
43. Ainsworth, Mary S. Attachments beyond infancy. American Psychologist, Vol 44(4), Apr, 1989. pp. 709-716.
44. Anderson E., Siegel E., White В., Feldman L. B. Out of sight but not out of mind: Unseen affective faces influence evaluations and social impressions. Emotion, Vol 12(6), Dec, 2012. pp. 1210-1221.
45. Bosacki, S. L. Children's understandings of emotions and self: are there gender differences?//Journal of Research in Childhood Education //Association for Childhood Education International 2007.
46. Dunsmore J. C., Smallen L. S. Parent's expressiveness and young children's emotion decoding with parents and unknown adults. / Journal of Genetic Psychology, Vol. 162, Issue 4, 478-494 (Dec2001).
47. Durand, K., Gallay, M., Seigneuric, A., Robichon, F., Baudouin, J.-Y. The development of facial emotion recognition: The role of configural information. Journal of Experimental Child Psychology Volume 97, Issue 1, May 2007, Pages 14¬
27.
48. Guralnick M. J., Joseph M. Groom Friendships of Preschool Children in Mainstreamed Playgroups. Developmental Psychology 1988, Vbl. 24, No. 4, 595¬604.
49. Ekman P.; Friesen, Wallace V. Unmasking the face // A guide to recognizing emotions from facial clues. N.Y.: Prentice-Hall, 1975.
50. Kennedy A. S., Pigott Th. M. Social competence interventions for preschool-aged children with special needs in general and inclusive early childhood settings. http://www.campbellcollaboration.org/, 2012.
51. Kinard, E. Milling Perceived social skills and social competence in maltreated children. American Journal of Orthopsychiatry, Vol 69(4), Oct, 1999. pp. 465-481.
52. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology, 2013, 147(6), 599-617.
53. McDowell D. J., Parke R. D. Parental correlates of children's peer relations: An empirical test of a tripartite model. Developmental Psychology, Vol 45(1), Jan, 2009. pp. 224-235.
54. Pollak S. D., Cicchetti D., Hornung K., Reed A. Recognizing emotion in faces: developmental effects of child abuse and neglect // Developmental Psychology. №36. - 2000. - P 679-688.
55. Roberts, William L. The Socialization of Emotional Expression: Relations with Prosocial Behaviour and Competence in Five Samples. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, Vol 31(2), Apr, 1999. pp. 72-85.
56. Roberts W. L., Strayer J. Parents' responses to the emotional distress of their children: Relations with children's competence. Developmental Psychology, Vol 23(3), May, 1987. pp. 415-422.
57. White B. L., Watts J. C. Experience and environment. 1973. Vol. 1. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
58. Zieber N. et al. The development of intermodal emotion perception from bodies and voices/ Journal of Experimental Child Psychology 126 (2014) 68-79.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ