Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка

Работа №8018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62 стр.
Год сдачи2007
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
996
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………..……………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретический аспект психологических особенностей речевого развития детей раннего возраста……………………………….. 7
1.1. Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме развития речи детей раннего возраста………………………………. 7
1.2. Психологические особенности развития детей раннего возраста в условиях социальной депривации…………………………………… 10
1.3. Общение как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста. ………………………………………………………………. 19
1.4. Виды речи……………………………………………………………… 26
1.5. Особенности развития речи детей раннего возраста……………….. 29
1.6. Особенности развития детей с ЗПР в Доме ребенка……………….. 38
Глава 2. Исследование проблемы речевого развития детей в условиях Дома ребенка……………………………………………………………………42
2.1. Изучение речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.………..……………………………………………… 42
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных…………………….. 44
2.3. Рекомендации для педагогов по формированию развития речи у детей с ЗПР……………………………………..…………………. 53
Заключение……………………………………………………………….. … 55
Литература……………………………………………………………………. 57
Приложение………………………………………… ………………………. 61





Научный аппарат дипломной работы

Тема: Психологические особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.

Цель исследования: определить особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях социально-психологической депривации.
Объект исследования: дети раннего возраста, воспитывающиеся в Доме ребенка.
Предмет исследования: особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: для эффективного выявления особенностей речевого развития детей раннего возраста в условиях социально-психологической депривации необходимо:
1. Изучить онтогенез речевого развития.
2. Выявить влияние социально-психологического фактора в речевом развитии детей.
3. Своевременно проводить диагностику уровня речевого развития.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования речевой деятельности детей раннего возраста.
2. Изучение теоретического аспекта онтогенеза речевого развития.
3. Показать влияние социальной депривации на речевое развитие детей.
4. Выявление условий для успешного обследования речи детей.





Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования речевого развития детей раннего возраста;
2. Наблюдение;
3. Беседа;
4. Эксперимент;
5. Количественная и качественная обработка результатов исследования;
6. Сравнительно-сопоставительный метод.
База исследования: ОГУЗ «Дом ребенка специализированный»
г. Благовещенск
и МДОУ №46 г. Благовещенск.


Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка.
Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич, Э. Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.
Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены
находиться особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как
основы их дальнейшего личностного становления.
Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике
психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В.Запорожец, М.И.Лисина). При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется (Е. Д.Дмитриева. 1989, Л.Г. Соловьева, 1996).
У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие психических процессов и не формируется речевая
деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим
исследование особенностей речевого развития в условиях депривации
представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными.
Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Так, установлено, что усвоение речи наиболее легко происходит и больше всего способствует психическому развитию в период от полутора до трех лет. Если по какой-либо причине этот возраст будет упущен, нормальный ребенок может, конечно, и позднее научиться говорить, но в своем психическом развитии он будет отставать. Именно поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человека. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относят к элементам духовной культуры.
Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Многочисленные наблюдения исследователей разных психологических направлений убедительно доказали, что различные формы и виды речевых нарушений в той или иной степени отражаются на динамике развития психической деятельности ребенка. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития, препятствуют социальной адаптации ребенка. Если ребенок не получает специальной помощи в сенситивные сроки своего развития, отклонения в его развитии могут оказаться необратимыми.
Эта проблема является насущной, что подтверждается статистическими данными академика В.Н. Лубовского, которые свидетельствуют о том, что число детей с нарушением речи в России составляет на сегодняшний день 0,15% от детской популяции. Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Ф. И. Фрадкина, Н. М, Щелованов высказывают предположение, что отставание в речевом развитии наблюдается всегда, когда ребенок на этапе общения со взрослыми испытывает недостаток в личном, положительно окрашенном эмоциональном контакте с ними или когда в этом контакте наблюдаются какие-либо дефекты.
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Решающую роль в предупреждении речевых нарушений играет максимально ранняя диагностика речевого развития детей раннего возраста, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

Цель исследования: определить особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях социально-психологической депривации.

Объект исследования: дети раннего возраста, воспитывающиеся в Доме ребенка.

Предмет исследования: особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: для эффективного выявления особенностей речевого развития детей раннего возраста в условиях социально-психологической депривации необходимо:
1. Изучить онтогенез речевого развития.
2. Выявить влияние социально-психологического фактора в речевом развитии детей.
3. Своевременно проводить диагностику уровня речевого развития детей.
Задачи исследования:
1.Изучение психолого–педагогической литературы по проблеме исследования речевой деятельности детей раннего возраста.
2. Изучение теоретического аспекта онтогенеза речевого развития.
3. Показать влияние социальной депривации на речевое развитие детей.
Методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования речевого развития детей раннего возраста;
2. Наблюдение;
3. Беседа;
4. Эксперимент;
5. Количественная и качественная обработка результатов исследования;
6. Сравнительно-сопоставительный метод
База исследования: ОГУЗ «Дом ребенка специализированный»
г. Благовещенск.
МДОУ № 46 г. Благовещенск.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей работы являлось определение особенностей речевого развития детей раннего возраста в условиях социально-психологической депривации.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1.Изучение специальной научно-методической литературы по проблеме исследования речевой деятельности детей раннего возраста.
2.Изучение теоретического аспекта онтогенеза речевого развития
3.Определение влияния социальной депривации на речевое развитие детей.
4.Определение условий для успешного обследования речи детей.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что:
1.Речевое развитие детей раннего возраста в условиях социальной депривации подвергается значительным изменениям, как и общее психическое развитие. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом/физический рост, созревание нервной системы, формирование психики/.
2. Общение ребенка со взрослым является важнейшим условием развития речи детей раннего возраста.
3. Речевое развитие детей раннего возраста имеет свои особенности.
По мнению Я.Коха, важным принципом диагностики развития является «сравнение поведения ребенка определенного возраста в определенной ситуации с поведением среднего представительного образца из числа детей одинакового возраста в одинаковых условиях ». В своем исследовании мы применили сравнительно- сопоставительный метод, речевое развитие детей дома ребенка сравнили с речевым развитием детей, воспитывающихся в семье. Подобрали диагностические методики и диагностический материал, определили принципы психолого-педагогического исследования, требования к процедуре обследования.
Таким образом, правильная организация речевого исследования явилась залогом успешного проведения констатирующего эксперимента.
Результаты эксперимента позволили сделать вывод:
Речевое развитие детей дома ребенка значительно отстает от речевого развития детей из семьи.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что для эффективного выявления особенностей речевого развития детей раннего возраста в условиях социально-психологической депривации необходимо изучение онтогенеза речевого развития, определение влияния социально-психологического фактора в речевом развитии детей, своевременная и правильно организованная диагностика уровня речевого развития.
Проблема развития и формирования речевого общения в условиях социально-психологической депривации остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.




1. Аксёнова Л.И., Лисеев А.Л. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 3-х лет. «Дефектология» №5, 2002, с.39-43
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1969.
3. Богомолова А.И. Нарушение звукопроизношения у детей. – М., 1979
4. Болотова А.Н., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов. – М.; Аспект Пресс, 2001.
5. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998
6. Борисенко М. Г., Камышникова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н. Ру¬ководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Паритет» 2002.
7. Волков Б.Е., Волкова Н.Е. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001..
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Москва « Просвещение» 1988.
9. Власова Т.А. Певзнер М, С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 1997.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М ., 1982.
12. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001.
13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.,2000.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967.
15. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /. сост. Н, Д. Шматко. – М,, 1997.
16. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
17. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинков¬ской. – М.; Гардарики, 2005.
18. Дошкольная педагогика. Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.,1988
19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. – СПБ: «Детство-Пресс»,
20. ЕлагинаМ.Г. Новые исследования в психологии. – М., - 1989.
21. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г.
22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М ., 1982.
23. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследо¬вания детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.
24. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М ., 1982.
25. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.
26. Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка - в условиях материнской депривации,- Санк. - Петер, 1997, с. 5-10.
27. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №1, 2002, с. 4-7.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Н.,1975. С.7
29. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого порождение речевого высказывания. - М.. 1969.
30. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевых высказываний. М., – 1975.
31. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, – 1984 г.
32. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.. 1986.
33. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.
34. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975, с. 30-36.
35. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М, 1956.
36. Люблинская А.А. Детская психология. Издательство «Просвещение» Москва 1971.
37. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.,1972.
38. Лямина Т.Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.,1981.
39. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика - ранний и дошкольный возраст: Со¬веты педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми пробле¬мами в развитии. - М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 1997
40. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. Цветкова Л.С.. Российское педагогическое агентство. М., 1997.
41. Мухина В.С. Психология дошкольника. Москва «Просвещение» 1975 .
42. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учрежде¬ниях интернатного типа // Вопросы психологии.// 1989 N1
43. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. 1998. — 488 с.51
44. Мухина В.С.Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия.
Москва «Просвещение» 1991. – 223 с. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов
45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М .. 1995.
46. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. М.: Просвещение, 1989.
47. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М., 1986
48. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., 2000
49. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс. 2005.
50. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982.
51. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада./ Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
52. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. М., 1987.
53. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. – 1990.
54. Психология детей дошкольного возраста. // Под. Ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.-М., 1964.
55. Психическое развитие воспитанников детского дома. // Под ред. И. В. Дубро¬виной, А.Г. Рузской.-М., 1990.
56. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1963.
57. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. 1963.
58. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.
59. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – т.1, – с. 466-468.
61. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений.- М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
62. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. Издательский центр « Академия», 1996.
63. Слепович Е.С. Формирование речи у детей с задержкой психического развития. – Минск, 1989.
64. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Ав¬тореферат,- М., 1994.
65. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.
66. Схема диагностики, разработанная проф. Н.М, Аксариной, Г.В. Пантюхиной., К.Л. Печорой. Э.Л. Фрухт. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М, ВУНМЦ, 1996.
67. Тонкова-Ямпольская Р.В.,Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкол-го возраста. М., 1987.
68. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: «Просвещение», 1981.
69. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - К., 1992.
70. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.
71. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. - М.,1935,с.15-16.
72. Шипицина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
73. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «справочники». – Ростов н./Д: «Феникс». 2004.
74. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.
75. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ