Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление экологической культуры детей дошкольного возраста

Работа №58213
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметбиология
Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы экологической культуры детей дошкольного возраста
1.1. Формирование основ экологической культуры как задача воспитания дошкольников 10
1.2. Проблемы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в современном пространстве 20
1.3. Описание возрастных особенностей детей 5-6 летнего возраста 32
1.4 Дидактические игры как средство формирования экологической культуры 40
Глава II. Педагогический эксперимент формирования экологической культуры дошкольников
2.1. Определение уровня экологической культуры дошкольников 55
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента воспитания экологической культуры дошкольников 62
2.3. Диагностика педагогического эксперимента 77
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Приложения 90


Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из
актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является
формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. При этом если стремится к действительному экологическому образованию, то необходимо, чтобы дети с дошкольного возраста получали в понятном для их возраста виде информацию о том, как функционируют экологические системы, из-за чего возникают экологические проблемы, о ведущей роли человека в них, чтобы к школьному возрасту, они уже знали о том, как не только исправить сложившуюся ситуацию и бережно относится к природе, но и как рационально ее использовать, то есть приучать их нести ответственность за природу, осведомлять их об альтернативных источниках получения энергии, способах сохранения исчерпаемых и условно неисчерпаемых ресурсов, поддерживать экологическое равновесие. Иными словами, развивать нравственный и эстетический компоненты экологической культуры, повышать общий уровень экологических знаний, именно это и является одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики и социологии, но и общества в целом.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Реализация бережного и заботливого отношения к окружающему миру возможна тогда, когда дети будут располагать базовыми знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать природу как общую ценность для всех людей, учится воспринимать себя как часть единой экологической системы. Поэтому перед нами стоит задача показать детям необходимость видеть красоту, уникальность и универсальность природы.
Тема воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой находится будущее всего человечества, экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Мы обнаружили, что существует значительная связь между экологической ситуацией и экологической культурой населения. Таким образом, проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Экологическое образование дошкольников — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике — решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали немалое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева, 2003]. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой [Кочергина В., 2004].
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [Николаева С. Н., 2002].
Изучение данной темы дает широкие практические возможности воспитателям в развитии дошкольного экспериментирования, то есть, стремясь к совершенствованию и развитию технологий природопользования, они будут стремиться к разработке таких технологий, которые бы не наносили вред окружающей природной среде и находились бы в рамках рационального природопользования. Смысл изучения уровня экологической культуры дошкольников основан также и на его огромном влиянии на их поведение, чтобы природоохранное поведение стало одним из ключевых принципов построения ими своей жизни и деятельности.
Задача педагогов детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей, направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, в связи с этим, мы считаем важным формирование данного компонента личности в раннем возрасте [Зебзеева В., 2004].
Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо. В связи с этим нами была выбрана тема дипломной работы, чтобы изучить и повысить эффективность формирования экологической культуры у дошкольников - «Становление экологической культуры детей дошкольного возраста».
Цель исследования: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие
Задачи:
- Рассмотреть понятия «экологическая культура детей дошкольного возраста», «дидактическая игра »;
- Раскрыть влияние дидактических игр в процессе воспитания экологической культуры дошкольников;
- Разработать и реализовать эколого-образовательную программу «Дети в природе» для детей 5-6 лет.
Объект исследования - воспитание экологической культуры дошкольников.
Предмет исследования - эколого - образовательная программа воспитания дошкольников в процессе становления экологической культуры.
Гипотеза исследования: Формирование экологической культуры
дошкольников будет эффективно при условиях:
- расширить и систематизировать знания о природном мире;
- развить эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему природному миру;
- развития познавательного интереса к окружающему миру;
- реализовать эколого - образовательную программу « Дети в природе».
Методы исследования - беседа с элементами наблюдения.
Экспериментальная база исследования - Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение №71,
Приволжского района г. Казани.
Научная новизна исследования:
- выявлена значимость дидактических игр экологического содержания для детей старшей группы детского сада;
- разработана эколого - образовательная программа воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
Теоретическое и практическое значение:
- раскрыто понятие и значение экологической культуры
дошкольников;
- разработан цикл вопросов по выявлению уровня экологической культуры дошкольников;
- проведен подбор дидактических игр экологического содержания;
- раскрыто понятие и влияние дидактических игр в становлении экологической культуры дошкольников;
- разработана и реализована эколого - образовательная программа «Дети в природе».
На защиту выносится:
- эколого - образовательная программа «Дети в природе»,
- результаты эколого - педагогического эксперимента.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной деятельности дошкольников, направленных на формирование экологической культуры отношений к природе в соответствии с требованиями современного общества. Целостное, всестороннее развитие личности дошкольников на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а также высокой активности в поведении, общественно полезном труде, творчестве. Все это имеет важное общественное значение.
Экологическая культура - это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей. Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [Багаутдинова Т. В., 2013]. Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению, материалу и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) закрепляют знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывают любовь к природе, бережное к ней отношение.
Данная работа была ориентирована на воспитание экологической культуры средствами игровой деятельности детей 5-6 лет. В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрена сложившаяся экологическая обстановка в мире, которая ставит перед человечеством важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встал вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне.
Улучшить ситуацию можно за счёт экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться
высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, С.А. Веретенниковой, С.Н. Николаевой, А.А. Каменевой, В.И. Ашиковой, Н.А Рыжовой.
Исходя из полученных данных эколого - педагогического эксперимента, можно прийти к выводу, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что воспитание экологической культуры будет осуществляться успешно, если: формировать элементарные
представления о природе, как о величайшей ценности; пробудить у детей интерес к природе, растениям, животным, к самому себе; приобщить ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ; воспитать у ребенка чувство ответственности за все живое. А также разработать содержание игр экологического направления и внедрить в практику работы ДОУ игры по воспитанию экологической культуры старших дошкольников, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Данное педагогическое исследование может служить педагогам для проведения диагностики и формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Педагогически целесообразное экологическое образование с воспитанием творческого отношения к ней, будет пробуждать у детей чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
- Экологическая культура - уровень развития общей культуры характеризуемой осознание самоценности природного мира и человека как части природы, развитой потребностью ответственной, предвиденной, целесообразной деятельности, основанной на эстетическом и ценностном восприятии естественной среды (природного мира) ведущей к гуманному установлению соответствия и гармонии между экологическими потребностями нравственной, эстетически образованной личностью и возможностями природного мира, ведущими к сближению природы и культуры, т.е. эконосфере.
- Каждое эколого-педагогическое исследование предполагает собственное понимание термина «экологическая культура», которое отличается от проанализированных выше следующими особенностями:
Экологическая культура дошкольников - это способность детей идентифицировать себя в природном мире под воздействием экологических знаний и определять свое поведение согласно чувствам гуманности и ответственности за все живое.
Для формирования экологической культуры дошкольников была разработана и апробирована программа «Дети в природе», включающая в себя подбор дидактических игр направленных на повышение общего уровня экологической культуры, получение новых знаний по правилам поведения и правилам ухода за растениями и животными.
В ходе формирующего педагогического эксперимента доказана эффективность программы формирования экологической культуры дошкольников. Результаты эксперимента свидетельствуют о возросшем уровне экологической культуры дошкольников. За счет проведенных дидактических игр дети освоили экологические знания, стали осмысленно вести себя в природе, эмоционально воспринимать красоту природного мира, умело использовать приобретенные экологические навыки и опыт в повседневной деятельности.


1. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры. - Казань, Мастер Лайн, 2001.
- С. 234.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М..: Педагогическое общество России, 1998.- С. 172.
3. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - С. 51-54.
4. Багаутдинова Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 4.
5. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - С. 111-113.
6. Васякина - Новикова Ж.Л. Паутинка. — М., 1996. №7- С. 9-12.
7. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: «Просвещение», 1993.- С. 268.
8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978. - С. 103.
9. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" — СПб.: СОЮЗ, 1997. -С. 96.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. - 2006. - № 6.- С. 128.
11. Экологическое образование / Авт.-сост. Гороховатская Н. В. и др.
— СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — С. 321.
12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 480.
13. Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96¬99.
14. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. /Под ред. Дьяченко О. М. - М.: НОУ Учебный центр м. Л. А. Венгера «Развитие»,
2001. -С. 141.
15. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2009. — С. 126.
16. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : пособие для воспитателей детских дошк.учреждений и учителей нач. шк. / Егоренков Л. И. - М.: АРКТИ, 1999. - С. 128.
17. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - С. 45-49.
18. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3¬
9.
19. Игнатова В. А. Экология в этносе как средство воспитания бережного отношения к природе / В. А. Игнатова // Дополнительное образование, 2004, №4, 14-21 с.
20. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Терентьева Е.
Ф.; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников /. - СПб.: Детство-
Пресс, 2003. - С. 319.
21. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004. -С. 144.
22. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.
23. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
24. Любинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. - М.:
Просвещение, 1972. - С. 256.
25. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Патрина К. Л., "Психология младшего школьника. Учебно-методическое пособие для студентов- заочников факультетов подготовки учителей начальных классов" издание 2¬е, исправленное и дополненное - Москва, «Просвещение», 1976.- С. 136.
26. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — С. 187.
27. Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического
образования / Л. В. Моисеева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2004. — С. 156.
28. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и стар. групп дет. Сада: Кн. Для воспитателей дет. сада / -3-е изд. - М.:Просвещение.2001.- С. 184.
29. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание.
2002. N 7. - С. 52-64.
30. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез,
2003. - С. 120.
31. Николаева C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников- Москва.: Мозайка-Синтез, 2004. -С. 128.
32. Николаева С. Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова - Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2005. -С. 91.
33. Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания дошкольников". М.: Изд. центр "Академия", 2005г.- С. 336.
34. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования
детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — С. 220.
35. Панько Е.А. и др.- Пралеска: программа дошкольного образования/ сост. Минск: НИО; Аверсев, 2007.- С. 205.
36. Рыжова Н А. Я и природа: Учеб.- метод. комплект по эколог, образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, илл. (Сер. «Наш дом природа»., - С. 56
37. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка : пособие по эколог.образованию дошк-ов / Рыжова Н. А. ; науч. ред. Г.А.Ягодин. - М. : Линка-Пресс, 1998. - С. 126.
38. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. //- М., 2000. - С. 110-155.
39. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — С. 227.
40. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г Саморуковой - М: Просвещение, 1991. - С. 3.
41. Ситаров В.А. Социальная экология. - М; Академия, 2000.- С. 280.
42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 336.
43. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
44. Эльконин Д. Б. Э53. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 438 с.
45. Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика. 1983. - С. 8.
46. Ярошева А.И. Социально-экономические проблемы экологии.- Донецк.: Дон ДУЭТ, 2003.- С. 202.
47. Ясвин В.А Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. - Эколого-просветительский центр "Заповедники";. - М., 1998. -С. 40.
48. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2005. — С. 186.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2021 Cервис помощи студентам в выполнении работ
.