Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевое развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №56013

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 50 детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка – от 1 года 6 месяцев до 2 лет 7 месяцев.
Есть приложение (Сводная таблица данных факторного анализа)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, можно подставить название нужной базы исследования работа подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА 6
1.1 Закономерности и механизмы речевого развития детей раннего возраста 6
1.2 Особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка 12
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА 20
2.1 Описание процедуры исследования 20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 21
2.3 Практические рекомендации по речевому развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Актуальность исследования. Проблема организации логопедического сопровождения речевого и пси¬хомоторного развития детей раннего возраста в настоящее время достаточно актуальна. В связи с увеличением количества детей раннего возраста, отстаю¬щих в речевом и психомоторном развитии к моменту поступления в дошколь¬ное образовательное учреждение, необходимо найти пути оптимального включения коррекционно-развивающей помощи в режим работы группы раннего возраста в детском саду. Особенно это важно для детей, воспитывающихся в Доме ребенка.
Успешное усвоение ребенком первых слов обеспечивается сложным взаимодействием когнитивных и перцептивных структур головного мозга, экспрессивной способностью и возможностями произвольной артикуляции. Здоровый ребенок раннего возраста способен неоднократно и достаточно успешно имитировать фонетическую структуру произносимых взрослым речевых образцов, он более или менее быстро усваивает значения услышанных слов и постепенно начинает сам воспроизводить новые слова в своих инициативных высказываниях. Однако нередки случаи, когда маленькие дети при очевидно сохранной потребности в общении демонстрируют минимальный объем экспрессивного (активного) словаря, который остается практически неизменным на фоне речевых успехов их сверстников, и стойкие трудности в продуцировании новых слов по образцам взрослых. Отечественные исследователи предполагают, что, возможно, здесь имеет место специфическая «преграда» в формировании речеязыковой способности, связанная с произвольным управлением артикуляторным аппаратом (М.Е. Хватцев [28] и др.). Даже незначительный «сбой» во время становления речевой способности может привести не только к системным изменениям в онтогенезе речи, но и негативно повлиять на особенности личностного и социального развития ребенка раннего возраста. Поэтому уточнение логопедических приемов, влияющих на нормализацию развития отдельных, «периферийных» компонентов речеязыкового механизма, к которому относятся структуры, регулирующие произнесение, у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, представляется нам достаточно важным.
В настоящее время существует противоречие между уровнем развития речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка, и отсутствием практики речевого обследования, которая раскрывает особенности речевого развития детей данной категории.
Проблема исследования: каковы особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.
Объект исследования – механизмы речевого развития детей раннего возраста.
Предмет исследования – особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Цель исследования – изучение особенностей речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
Гипотеза исследования: если ребенок раннего возраста воспитывается в условиях Дома ребенка, то у него наблюдается задержка речевого развития, отставание в развитии пассивного и активного словаря.
Задачи:
1. Раскрыть общие закономерности речевого развития детей раннего возраста.
2. Определить особенности речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
3. Отобрать и применить в экспериментальном исследовании диагностические методики для обследования речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
4. Проанализировать результаты обследования речевого развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
- методы теоретического уровня (абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, формализация, идеализация и др.;
- методы эмпирического уровня (наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.);
- методы обработки полученных данных: качественные и количественные (методы математической статистики).
Теоретико-методологическая база исследования представлена:
- подходами к психологическим механизмам развития детской речи – Л.С. Выготский, Г.Е. Тушканова, О.В. Шичанина и др.;
- подходами к закономерностям онтогенеза речевого развития – А.И. Баевой, А.И. Лаврентьевой, А. Светличной и др.;
- подходами к механизмам задержки речевого развития у детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи, – О.Е. Грибановой, В.А. Карпуковой, Н.А. Лиман и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в работе педагогов и логопедов, работающих с детьми раннего возраста, воспитывающихся в Доме ребенка.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; разрабатывался научный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели речевого развития детей раннего возраста. Осуществлялась обработка полученных данных.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Выборка: 50 детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка – от 1 года 6 месяцев до 2 лет 7 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал, что на протяжении раннего возраста активно развивается речь ребенка, в частности ее лексико-грамматический компонент. Активное обогащение словаря способствует грамматическому развитию речи.
К факторам, определяющим успешность речевого развития, можно отнести: отсутствие внутриутробной патологии, неблагоприятного протекания родов, мозговых инфекций и травм, перенесенных после рождения, семейной отягощенности речевыми нарушениями, наркоманией, алкоголизмом; полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка; благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, наличие в раннем возрасте рядом с ребенком одного постоянного и близкого взрослого, с которым у ребенка будет тесная эмоциональная связь; теплые отношения с членами семьи, обеспечивающие чувство защищенности и эмоционального комфорта; постоянное общение ребенка со взрослыми.
У детей, воспитывающихся в доме ребенка, процесс формирования импрессивной речи отстает на 0,5-1,5 года. Для них характерно непонимание двухступенчатых инструкций, малый объем словаря (различного рода словесные замены), несформированность грамматических категорий, задержка или дисгармония в развитии фонематического восприятия.
Полученные результаты в ходе эмпирического исследования позволяют заключить, что пассивный словарь детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях Дома ребенка, еще преобладает над активным. Состояние активного словаря детей раннего возраста характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети не знают или не точно употребляют многие слова.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Антонова, Л. И. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. И. Антонова. – Москва : Академия, 2016. – 400 с.
2. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у детей раннего возраста [Текст] / А.И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва Академия, 2014. – 874 с.
4. Грибанова, О. Е. Особенности активного и пассивного словаря детей раннего возраста , воспитывающихся вне семьи [Текст] / О. Е. Грибанова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
5. Иванова, С. А. Методика развития речи [Текст] / С. А. Иванова. – Москва : Т,Ц Сфера, 2016. – 299 с.
6. Калягин, В. А. Логопсихология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. [Текст] / В. А. Калягин – Москва : Академия, 2015. – 320 с.
7. Карпукова, В. А. Ситуация речевого развития в раннем возрасте у детей в условиях социальной депривации [Текст] / В. А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
8. Ковалева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Ковалева. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
9. Кондратьева, С. Ю. Если у ребенка задержка психического развитии [Текст] / С. Ю. Кондратьева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2015. – 64 с.
10. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
11. Лаврентьева, А. И. Особенности лексики дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
12. Ладогова, И. М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников «группы риска» [Текст] / И. М. Ладогова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
13. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду [Текст] / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
14. Лиман, Н. А. Лексическое развитие детей, воспитывающихся в Доме ребенка [Текст] / Н. А. Лиман // Логопедия. – 2016. – №4. – С. 58-59.
15. Логинова, В. И. Формирование словаря дошкольника [Текст] / В. И. Логинова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 52-55.
16. Олту, С. П. Изучение речевого развития дошкольников с задержкой психического развития с помощью разных диагностических систем [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
17. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников, воспитывающихся вне семьи, на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
18. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста [Текст] / П. Д. Рогова. – Нижний Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
19. Светличная, А. Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
20. Соколова, Е. Н. Развитие словаря детей раннего возраста [Текст] / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56.
21. Терентьева, Ю. В. Социально-психологические особенности детей с третьего года жизни [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
22. Трошин, О. В. Логопсихология : Учебное пособие [Текст] / О. В. Трошина, Е. В. Жулина. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
23. Тушканова, Г .Е. Особенности речи детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
24. Утянова, У. Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / У. Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
25. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника [Текст] / Л. П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
26. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
27. Шичанина, О.В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками [Текст] / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
28. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2012. – 266 с
29. Яркова, Д.Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря ребенка раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Д. Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ