Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.

Работа №17314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2003
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………..…………………………………………………
Глава 1 Теоретический аспект психологических особенностей речевого развития детей раннего возраста………………………………
1.1 Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме развития речи детей раннего возраста……………………………………….
1.2 Психологические особенности развития детей раннего возраста в
условиях социальной депривации…………………………………….
1.3 Общение как важнейшее условие развития речи детей раннего
возраста. ………………………………………………….
1.4 Виды речи………………………………………………………….
1.5 Особенности развития речи детей раннего возраста……………
1.6 Особенности развития детей с ЗПР в Доме ребенка…………….
Глава 2. Исследование проблемы речевого развития детей в условиях Дома ребенка…………………………………………………………………………
2.1 Изучение речевого развития детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.………..…………………………………
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных………………. …...
2.3 Рекомендации по формированию развития речи у детей с ЗПР…
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………… ……………………………



Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым, что крайне сложно в условиях Дома ребенка.
Проблемой развития речи занимались Н. И. Жинкин, Лисина М.И., Запорожец А.В., Л.Г.Соловьева. Е.Д.Дмитриева. А.Катаева, Е.А.Стребелева, В.И.Лубовский, Л.П.Носкова, Е.А.Миронова, А. М.Бородич, Э. Г.Пилюгина, Г.В. Грибанова, А. М. Прихожан и другие.
Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в домах ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены
находиться особо остро стоит задача сенсомоторного развития малюток как
основы их дальнейшего личностного становления.
Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Проблема paзвития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной из актуальных в теории и практике
психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации проблемных детей.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (А.В.Запорожец, М.И.Лисина). При недостаточном общении, в условиях социально-психологической депривации темп формирования психических процессов замедляется (Е. Д.Дмитриева. 1989, Л.Г. Соловьева, 1996).
У детей, находящихся в условиях социальной депривации задерживается развитие психических процессов и не формируется речевая
деятельность. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим
исследование особенностей речевого развития в условиях депривации
представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными.
Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Так, установлено, что усвоение речи наиболее легко происходит и больше всего способствует психическому развитию в период от полутора до трех лет. Если по какой-либо причине этот возраст будет упущен, нормальный ребенок может, конечно, и позднее научиться говорить, но в своем психическом развитии он будет отставать. Именно поэтому ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человек. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относят к элементам духовной культуры.
Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Многочисленные наблюдения исследователей разных психологических направлений убедительно доказали, что различные формы и виды речевых нарушений в той или иной степени отражаются на динамике развития психической деятельности ребенка. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития, препятствуют социальной адаптации ребенка. Если ребенок не получает специальной помощи в сенситивные сроки своего развития, отклонения в его развитии могут оказаться необратимыми.
Эта проблема является насущной, что подтверждается статистическими данными академика В.Н. Лубовского, которые свидетельствуют о том, что число детей с нарушением речи в России составляет на сегодняшний день 0,15% от детской популяции. Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Е. К. Каверина, Ф. И. Фрадкина, Н. М, Щелованов высказывают предположение, что отставание в речевом развитии наблюдается всегда, когда ребенок на этапе общения со взрослыми испытывает недостаток в личном, положительно окрашенном эмоциональном контакте с ними или когда в этом контакте наблюдаются какие-либо дефекты.
Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Решающую роль в предупреждении речевых нарушений играет максимально ранняя диагностика речевого развития детей раннего возраста, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Аксёнова Л.И., Лисеев А.Л. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 3-х лет. «Дефектология» №5, 2002, с.39-43
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1969.
3. Богомолова А.И. Нарушение звукопроизношения у детей. – М., 1979
4. Болотова А.Н., Макарова И.В. Прикладная психология. Учебник для вузов. – М.; Аспект Пресс, 2001.
5. Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М., 1998
6. Борисенко М. Г., Камышникова О. Е., Кирьянова Т. Ф., Рачковская Н. Н. Ру¬ководство для психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «Паритет» 2002.
7. Волков Б.Е., Волкова Н.Е. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2001..
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Москва « Просвещение» 1988.
9. Власова Т.А. Певзнер М, С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург. 1997.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М ., 1982.
12. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. М., 2001.
13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.,2000.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. - М., 1967.
15. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие /. сост. Н, Д. Шматко. – М,, 1997.
16. Дошкольная педагогика /под ред. В, И, Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
17. Детская практическая психология: Учебник/ под ред. проф. Т.Д. Марцинков¬ской. – М.; Гардарики, 2005.
18. Дошкольная педагогика. Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. М.,1988
19. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. – СПБ: «Детство-Пресс»,
20. ЕлагинаМ.Г. Новые исследования в психологии. – М., - 1989.
21. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г.
22. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М ., 1982.
23. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследо¬вания детей в медико-педагогических комиссиях. – М., 1985.
24. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. – М ., 1982.
25. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 1998.
26. Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка - в условиях материнской депривации,- Санк. - Петер, 1997, с. 5-10.
27. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей. «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №1, 2002, с. 4-7.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - Н.,1975. С.7
29. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого порождение речевого высказывания. - М.. 1969.
30. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевых высказываний. М., – 1975.
31. Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, – 1984 г.
32. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.. 1986.
33. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.
34. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975, с. 30-36.
35. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М, 1956.
36. Люблинская А.А. Детская психология. Издательство «Просвещение» Москва 1971.
37. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.,1972.
38. Лямина Т.Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.,1981.
39. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика - ранний и дошкольный возраст: Со¬веты педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми пробле¬мами в развитии. - М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 1997
40. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. Цветкова Л.С.. Российское педагогическое агентство. М., 1997.
41. Мухина В.С. Психология дошкольника. Москва «Просвещение» 1975 .
42. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учрежде¬ниях интернатного типа // Вопросы психологии.// 1989 N1
43. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. 1998. — 488 с.51
44. Мухина В.С.Лишённые родительского попечительства. Хрестоматия.
Москва «Просвещение» 1991. – 223 с. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов
45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М .. 1995.
46. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. М.: Просвещение, 1989.
47. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М., 1986
48. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., 2000
49. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс. 2005.
50. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982.
51. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада./ Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
52. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. М., 1987.
53. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. – 1990.
54. Психология детей дошкольного возраста. // Под. Ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.-М., 1964.
55. Психическое развитие воспитанников детского дома. // Под ред. И. В. Дубро¬виной, А.Г. Рузской.-М., 1990.
56. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 1963.
57. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. 1963.
58. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М., 1986.
59. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954.
60. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – т.1, – с. 466-468.
61. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений.- М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
62. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. Издательский центр « Академия», 1996.
63. Слепович Е.С. Формирование речи у детей с задержкой психического развития. – Минск, 1989.
64. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Ав¬тореферат,- М., 1994.
65. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985.
66. Схема диагностики, разработанная проф. Н.М, Аксариной, Г.В. Пантюхиной., К.Л. Печорой. Э.Л. Фрухт. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М, ВУНМЦ, 1996.
67. Тонкова-Ямпольская Р.В.,Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкол-го возраста. М., 1987.
68. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: «Просвещение», 1981.
69. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - К., 1992.
70. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.
71. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. - М.,1935,с.15-16.
72. Шипицина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
73. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «справочники». – Ростов н./Д: «Феникс». 2004.
74. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М., -В., 1995.
75. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ