Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К МЕТОДИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ 13
1.1 Отличительные особенности лекции, как формы
обучения 13
1.2 Соответствие возможностей мультимедийных
технологий обучения требованиям информационного обеспечения лекций 17
1.3 Возможности и опыт применения электронных
презентаций, как элемента мультимедийных технологий 21
1.4 Возможности и опыт применения учебных фильмов,
как элемента мультимедийных технологий 24
1.5 Специальные требования к мультимедийному обеспечению лекций по инженерно - техническим
дисциплинам 27
Выводы по первой главе 29
Глава 2. РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО МЕТОДИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «УПРОЧНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИН» 31
2.1 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведения лекции по теме «Электрошлаковая наплавка» 31
2.2 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведения лекции по теме «Сварка в смеси защитных газов Corgon» 34
2.3 Отбор содержания и мультимедийных средств для проведения лекции по теме «Эффективность применения
сварочной смеси Corgon 18 при производстве сварных конструкций» 39
2.4 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведения лекции по теме «Ремонтная наплавка покрытыми электродами» 44
2.5 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведения лекции по теме «Заварка дефектов литой станины ротора» 49
2.6 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведениялекции по теме «Технология ремонтной наплавки сектора модуля буровой лебедки» 52
2.7 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведениялекции по теме «Карбонитрация» 57
2.8 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведения лекции по теме «Электроискровое легирование» 61
2.9 Отбор содержания и мультимедийных средств для
проведениялекции по теме «Плазменная закалка» 64
Выводы по второй главе 69
3 Глава. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙОГО КОМПЛЕКСА 70
3.1 Описание эксперимента 70
3.2 Экспериментальная апробация по теме
«Электрошлаковая наплавка» 70
3.3 Экспериментальная апробация по темам «Сварка в
смеси защитных газов Corgon», «Эффективность применения сварочной смеси Corgon 18 при производстве сварных конструкций» 74
3.4 Экспериментальная апробация по темам «Ремонтная наплавка покрытыми электродами», «Заварка дефектов литой станины ротора», «Технология ремонтной наплавки сектора
модуля буровой лебедки» 77
3.5 Экспериментальная апробация по теме «Карбонитрация» ....81
3.6 Экспериментальная апробация по теме
«Электроискровое легирование» 84
3.7 Экспериментальная апробация по теме «Плазменная
закалка» 88
Выводы по третьей главе 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Мультимедийный комплекс лекционных занятий по дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин» CD-R
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Комплекс тестовых заданий 98
Актуальность: Реализация стратегии научно-технологического развития России, разработанная Российской академией наук определяет переход к инновационной системе образования, предполагающей внедрение системы подготовки специалистов, ориентированных на работу в сфере наукоемкого производства. Наукоемкое высокотехнологичное производство предъявляет жесткие требования к преподаванию технологических дисциплин. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике и технологии. По сути дела, речь идет о применении современных производственных технологий для обеспечения опережающего характера подготовки специалистов.
В соответствии с модернизацией высшего образования (ВО) разрабатываются условия устойчивого развития образовательной системы, главным образом, с целью обеспечения эффективности подготовки студентов. Одним из стратегических направлений подобных преобразований можно считать повышение качества подготовки студентов.
Это, в свою очередь, выдвигает иные требования к содержанию и организации процесса обучения в профессионально-педагогическом вузе, в том числе и при обучении по дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин».
Учебная дисциплина «Упрочнение и восстановление деталей машин» является частью модуля М5 « Профильный модуль» дисциплин учебного плана по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение.
Организация и проведение лекций является основой в подготовке студентов в системе высшего образования. Методическая подготовка педагога к проведению лекционного курса - наиболее значимая функция при разработке организационно-методического обеспечения. Выбор производственнотехнологической базы также является компонентом естественнонаучной, общей профессиональной и специальной подготовки в области техники и технологий, предназначенный для приобретения навыков работы на реальном оборудовании, с аналогами которого будущему специалисту, возможно, придется иметь дело в своей практической деятельности.
Лекционный курс относится к таким видам учебных занятий, которые полностью передают содержание учебной дисциплины в соответствии с графиком учебного процесса по рабочей программе. Применение мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этот факт определил выбор темы и актуальность выпускной квалификационной работы, посвященной разработке применения мультимедийных технологий в лекционном курсе дисциплин специально - профильной подготовки бакалавров по направлению 15.03.01 «Машиностроение», выявлены следующие противоречия:
• Между уровнем развития техники, технологии современного сварочного производства и дидактико-технологическим обеспечением проведения лекционного курса в ВУЗе;
• Между необходимостью повышения уровня подготовки бакалавра по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение» согласно концепции профессионального образования и требованиям работодателя и фактическим состоянием этой подготовки;
В исследовании выпускной квалификационной работы введено ограничение: формирование профессиональных компетенций рассматривается на примере обучения дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин» студентов по направлению подготовки 15.03.01 «Машиностроение» профиля «Оборудование и технологии сварочного производства».
Выявленные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в научно-теоретическом обосновании и практической реализации процесса формирования профессиональных компетенций студентов профессионально-педагогического вуза при внедрении лекционного курса по дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин» с применением мультимедийных технологий.
...
В заключении сформулированы основные выводы:
• Изучены и проанализированы современные подходы к методико - технологическому обеспечению лекционных курсов;
• Изучены и проанализированы инновационные технологии в современном сварочном производстве для формирования содержания лекционного курса по дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин»;
• Выполнено совершенствование лекционного курса по дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин», который должен соответствовать развитию техники и технологии и современного сварочного производства, на основе применения мультимедийных технологий.
• Разработан мультимедийный методико - технологический комплекс для обеспечения лекционного курса дисциплины «Упрочнение и восстановление деталей машин»;
• Применены мультимедийные технологии обучения в лекционном курсе дисциплины «Упрочнение и восстановление деталей машин» профильного модуля при обучении бакалавров по направлению 15.03.01 «Машиностроение».
• Проведена апробация лекционных занятий с использованием мультимедийных технологий по дисциплине «Упрочнение и восстановление деталей машин»
Разработанные нами материалы будут внедрены в учебный процесс.
1. Акулов А.И. Технология и оборудование сварки плавлением. Учебник для студентов вузов / А.И. Акулов, Г.А. Бельчук, В.П. Демянцевич. - М.: Машиностроение, 1977. - 180 с.
2. Алешин Н. П. Современные способы сварки: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Н. П. Алешин, В. И. Лысак, В. Ф. Лукьянов. - М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. - 58 с.
3. А.с. 89 993. Способ нанесения металлических покрытий. /Авт. изобр. Лазаренко Б.Р. Опубл. в Б.И., 1951, № 12.
4. Бородина Н.В. Мультимедийные технологии в профессиональной подготовке бакалавров профессионального обучения / Н.В. Бородина, О.В. Костина // Культура. Образование. Право: Сб. материалов Междунар. заочн. науч. - практ. конф., Екатеринбург, 12 апреля, 2012 г. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2012. С.43 - 47
5. Востриков Д.А.Использование интерактивных видеофильмов в процессе обучения [Электронный ресурс] / Д.А. Востриков [Режим доступа : http://www.snfpo.ru/help/articles/video.htm].
6. Гафурова Н.В. Педагогическое применение мультимедийных средств / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова: учеб.пособие часть 1 - Красноярск, 2008. - 11 с.
7. ГОСТ 977 - 88. Отливки стальные. Общие технические условия [Текст]. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 2 с.
8. ГОСТ 4543 - 71 Прокат из легированной конструкционной стали. Технические условия [Текст]. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2008.- 15 c.
9. ГОСТ 9466 - 75 Электроды, покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавке. Классификация и общие технические условия [Текст]. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2007. - 10 с.
10. Грабарь М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. / М.И. Грабарь, К.А. Краснянская. - М.: Педагогика, 1977.С. 104 - 106.
11. Ельцов В.В. Ремонтная сварка и наплавка деталей машин и механизмов: учебное пособие / В.В. Ельцов. - Тольятти: Изд-во Тольяттинского государственного университета, 2012. - 52 с.
12. Иванов Г.П. Технология электроискрового упрочнения инструментов и деталей машин. М.: Машгиз 1961. - 303 с.
13. Ильин В.А. Мультимедийная лекция, как вид инновационной технологии обучения / В.А. Иванов, В.В. Кудрявцев // Инновационные технологии обучения в условиях глобализации рынка образовательных услуг: Научные Труды XIII Международной конференции. — М., 2007. — Т. 1. — Вып. 11. С. 415 - 419.
14. Кириллова Н.Б.Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов [Текст] : учеб. пособие / Н.Б. Кириллова. - Екатеринбург: СИПИ, 1992. - 92 с.
15. Кирмайер М. Мультимедиа [Текст] / М. Кирмайер. - СПб. : BHV,1994. - 192 с.
... всего 40 источников