Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические аспекты физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ 8
1.1. Физическое воспитание учащихся начальных классов общеобразовательных школ 8
1.2. Характеристика организационных форм, средств и методов физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ 14
1.3. Круговая тренировка как форма организации занятий по физической культуре в общеобразовательных школах 17
Глава 2. Экспериментальное обоснование эффективности использования круговой тренировки в физическом воспитании детей младшего школьного возраста 21
2.1. Методы и организация исследования 21
2.2. Организационно методические особенности использования круговой тренировки в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста 26
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 33
Заключение 43
Практические рекомендации 44
Библиографический список 45
Актуальность проблемы исследования. Физическое воспитание, ставшее неотъемлемой частью обучения в школах, является важным средством всестороннего гармоничного развития учащихся, подготовки их к труду и занятиям спортом.
По мнению многих авторов, для повышения оздоровительного эффекта процесса физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм детей и выраженный тренирующий эффект. Физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия [10, 45].
Эффективное и качественное решение задач физического воспитания школьников невозможно без систематической работы по совершенствованию системы физического воспитания, ее методического обеспечения и научного обоснования. При этом особо возрастает необходимость разработки рациональных режимов массовой физической культуры. Это положение предполагает совершенствование существующих организационных форм проведения занятий и изыскание новых эффективных методов организации физической культуры.
Особого внимания заслуживает исследование и научное обеспечение средств и методов круговой тренировки, направленных на укрепление здоровья школьников, всестороннее развитие их физических качеств.
Круговая тренировка, одним из преимуществ которой является возможность строгого дозирования нагрузок, как раз и создает условия для дифференцирования тренировочных программ в зависимости от физического развития и подготовленности занимающихся.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью обеспечения тренирующего эффекта занятий по физической культуре и недостаточной разработанностью организационно-методических подходов его реализации.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Предмет исследования: организационно-методические особенности использования круговой тренировки в физическом воспитании детей 7-10 лет.
Цель исследования: экспериментально обосновать эффективность использования круговой тренировки в физическом воспитании учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Задачи исследования:
1) выявить организационно-методические особенности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста;
2) изучить динамику показателей физического развития детей 7-10 лет;
3) обосновать эффективность использования круговой тренировки в физическом воспитании учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Гипотеза. Предполагается, что использование круговой тренировки в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на физическое состояние детей при условиях:
- обеспечения тренирующего эффекта занятий по физической культуре;
- адекватности тренировочных воздействий возрастным особенностям детей и их физическому состоянию;
- комплексной оценки и мониторинга состояния детей;
- создания игровой мотивации у детей при использовании круговой тренировки в процессе занятий по физической культуре.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование; методы математической статистики.
Организация исследования. Для выявления эффективности применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста был проведен педагогический эксперимент в период с сентября 2016 года по май 2018 года в школе МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска Алтайского края.
Первый этап: констатирующий (сентябрь 2016 - сентябрь 2017 г.)
Второй этап: формирующий (сентябрь 2017 г. - декабрь 2017 г.)
Третий этап: контрольный (январь 2018 г. - май 2018 г.).
Научная новизна исследования заключается в экспериментальном обосновании методики круговой тренировки для детей младшего школьного возраста, в оценке эффективности использования круговой тренировки в физическом воспитании учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Теоретическая значимость состоит в обосновании теоретико-методических положений по использованию новых форм и методов организации занятий по физической культуре для детей младшего школьного возраста, в изучении динамики показателей физического состояния детей младшего школьного возраста в условиях разнонаправленных программ физического воспитания.
Практическая значимость выражена в разработке программ круговой тренировки различной направленности для детей младшего школьного возраста и возможности использования разработанных программ в процессе физического воспитания школьников, а также в процессе подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
На основании теоретического и практического исследования, проведенного в данной работе представлены следующие выводы:
1. Обзор литературы выявил целесообразность использования метода круговой тренировки в физическом воспитании учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Наиболее эффективным средством обеспечения тренирующего эффекта является метод круговой тренировки, основанный на комплексах упражнений различной направленности и подвижных играх.
2. По окончании эксперимента отмечался достоверный прирост результатов в контрольной и экспериментальной группах практически по всем двигательным тестам и функциональным пробам, но у школьников экспериментальной группы прирост результатов в тестировании достоверно выше.
3. Использование метода круговой тренировки с применением игр достоверно повышает уровень физической подготовленности и работоспособности детей младшего школьного возраста.
1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
2. Вайнбаум, Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников [Текст] / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 28 с.
3. Вацула, И. Азбука тренировки легкоатлета [Текст] / Й. Вацула, Э. Достал, В. Вомачка; пер с чеш. И.П. Лучиц-Федорца, И.И. Шпака. - Минск: Полымя, 1986. - 136 с.: ил.
4. Воронин, Е.Н. Белорусский эксперимент [Текст] / Е.Н. Воронин // Физическая культура в школе. - 1990. - №3. - С. 6-7.
5. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей [Текст] / С.И. Гальперин. - М.: Просвещение, 1965. - 167 с.
6. Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 210 с.
7. Готовцев, П.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой [Текст] / П.И. Готовцев, В.И Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 122 с.
8. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] / А.А. Гужаловский. - Минск: Народна асвета, 1978. - 88 с.
9. Гужаловский, А.А. Физическая подготовка школьника [Текст] / А.А. Гужаловский. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. - 151 с.
10. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе [Текст]: метод. пособие / А.А. Гужаловский, Е.Н. Воронин. - Минск: Полымя, 1988. - 95 с.
11. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст] / И.А. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: Вышейша школа, 1985. - 256 с.
12. Гуревич, И.А. Работа по станциям [Текст] / И.А. Гуревич // Физическая культура в школе. - 1991. - №11. - С. 28-29.
13. Гуревич, И.А. Физические упражнения для моделирования круговой тренировки [Текст] / И.А. Гуревич. - Минск: Полымя, 1984. - 40 с.
14. Гусев, Е.Н. Физическая культура на службе здоровья учащихся [Текст] / Е.Н. Гусев // Физическая культура в школе. - 1991. - №10. - С. 7.
15. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 206 с.
16. Дятлов, Д.А. Практикум по спортивной метрологии [Текст] / Д.А. Дятлов. - Челябинск, 2000. - 42 с.
17. Железняк, Ю.Д. В новых условиях - новая учебная программа [Текст] / Ю.Д. Железняк // Физическая культура в школе. - 1987. - № 10. - С. 29-33.
18. Железняк, Ю.Д. Главное - образовательная сторона [Текст] / Ю.Д. Железняк // Физическая культура в школе. - 1965. - № 3. - С. 5-6.
19. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 76 с.
20. Зациорский, В.М. Спортивная метрология [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 85 с.
21. Калинкин, А.А. Развивая двигательные качества [Текст] / А.А. Калинкин // Физическая культура в школе. - 1990. - № 6. - С. 16-18.
22. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания учащихся начальных классов [Текст] / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1985. - 304 с.
23. Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе [Текст] / В.М Качашкин. - М.: Просвещение, 1982. - 42 с.
24. Колтановский, А.П. Сила и здоровье: метод. рекомендации для индивидуальных и семейных занятий оздоровительной силовой гимнастикой способом круговой тренировки [Текст] / А.П. Колтановский, В.В. Абушкевич. - Орел., 1990. - 148 с.
25. Комментарии к закону Российской Федерации об образовании [Текст] / отв. ред. В.И. Шкатулла. - М.: Юристъ, 2003. - 556 с.
26. Круговая тренировка - средство дифференцированного подхода к физическим нагрузкам [Текст]: метод. рекомендации. - Челябинск,1992. - 34 с.
27. Круговая тренировка в физическом воспитании детей школьного возраста [Текст]: метод. рекомендации для студентов и учителей физ. культуры. - Набережные челны, 1989. - 20 с.
28. Кряж, В.А. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов [Текст] / В.А. Кряж. - Минск : Высшая школа, 1982. - 205 с.
29. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9. - С. 10-14.
30. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.
31. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
32. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / под ред. Л.Б. Кофмана; авт. - сост. Г.И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
33. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
34. Пигалова, Л.В. Физическое воспитание учащихся младших классов [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Пигалова. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 89 с.
35. Развитие двигательных качеств школьников. Развитие быстроты, выносливости, силы, гибкости [Текст] / под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1967. - 114 с.
36. Романенко, В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой [Текст] / В.А. Романенко, В.А. Максимович. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.
37. Спортивная физиология [Текст]: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с.
38. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
39. Травин, Ю.Г. Круговая тренировка в общей, всесторонней физической подготовке студентов [Текст]: метод. разработка / Ю.Г. Травин, Н.Л. Кондратьева, С.П. Норкус; РГАФК. - М., 1993. - 39 с.
40. Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере [Текст] / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. - М., 1997. - 56 с.
41. Фарбер, Д.А. Физиология школьника [Текст] / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М.: Просвещение, 1990. - 234 с.
42. Физиология человека [Текст]: учебник / под ред. Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 137 с.
43. Чунинов, В.В. Структура и содержание учебных занятий, проводимых по комплексно круговой форме [Текст] / В.В. Чунинов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №10. - С. 43-46.
44. Шарков, С. Метод круговой тренировки [Текст] / С. Шарков // Учитель.-2010. - №3. - С.64-65.
45. Шарманова, С.Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / С.Б. Шарманова; под ред. А.И. Федорова. - Челябинск: УралГАФК, 1996. - 89 с.
46. Шарманова, С. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / С. Шарманова, А. Федоров, Е. Черепов. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 156 с.
47. Шварцман, А.Е. О занятиях по методу круговой тренировки. Комплексное развитие двигательных качеств [Текст] / А.Е. Шварцман //Физическая культура в школе. 1971. - №8. - С. 10.
48. Шолих, М. Круговая тренировка [Текст] / М. Шолих; пер с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 174 с.
49. Яблоновский, И.М. О моторике детей школьного возраста / И.М. Яблонский // Труды ЦНИИФК, Т.8, Вып. 1, - М., Л.: Физкультура и спорт, 1949. - С.46-48.
50. Бобровская, Т.Ю. Метод круговой тренировки на уроках физической культуры / Т.Ю. Бобровская - [Электронный ресурс]. - режим доступа http://открытыйурок.рф/статьи/519534/ (дата обращения 15.02.2017).
51. Основы круговой тренировки на уроках физической культуры в школ
[Текст]: учебно-методическое пособие / М.С. Горбачев, С.Ф. Бурухин. - Ярославль: ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2009. -
[Электронный ресурс]. - режим доступа http://cito- web.yspu.org/link1/metod/met157/met157.html (дата обращения 02.12.2016).
52. Серебрянская, О.Д. Метод круговой тренировки в начальных классах / О.Д. Серебрянская, К.А. Забелин // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С.
991-993. - [Электронный ресурс]. - режим доступа
https://moluch.ru/archive/132/36962/ (дата обращения 21.02.2018).
53. Хуррамов, Ж.К. Использование упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры у школьников младших классов / Ж.К. Хуррамов // Труды молодых ученых [Электронный ресурс]. - режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-uprazhneniy-dlya-razvitiya- bystroty-dvizheniy-po-metodu-krugovoy-trenirovki-na-urokah-fizkultury-u- shkolnikov-mladshih (дата обращения 15.01.2018).