ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ 9
1.1. Понятие и основания административной ответственности за
нарушение таможенных правил 9
1.2. Цели, задачи и принципы применения мер административной
ответственности за нарушение таможенных правил 22
2. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ 31
2.1. Особенности производства по административным делам о нарушении
таможенных правил 31
2.2. Проблемные аспекты производства по административным делам о нарушении таможенных правил и применяемым за их нарушение
наказаниям 38
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Движение российской экономики по пути инновационного развития и модернизации обусловливает необходимость максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования, что является одним из приоритетных направлений политики государства в сфере внешнеэкономической деятельности1. Сейчас все более очевидным становится факт, что таможенное законодательство должно в равной степени учитывать как публичные интересы государства по защите его экономических интересов и национальной безопасности, так и частные интересы участников внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что именно эти цели должны быть поставлены во главу угла совершенствования административной ответственности за нарушения таможенных правил.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью соблюдения таможенных правил в обеспечении жизнеспособности современного государства и, соответственно, объективно высоким значением деятельности таможенных органов по привлечению к административной ответственности за нарушения таможенных правил. Проблема состоит в том, количество административных правонарушений в рассматриваемой сфере демонстрирует тенденцию к возрастанию, что, учитывая массовость и существенный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административной ответственности за их совершение. Небезынтересно отметить, какую экономическую эффективность демонстрирует деятельность подразделений таможенного контроля РФ, чтобы дополнительно оценить значимость рассматриваемой проблематики. Так, например, в 2016 году подразделениями таможенного
контроля после выпуска товаров таможенных органов было проведено таможенных проверок, по результатам которых взыскано таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму 4,3 млрд. рублей (на 13% больше по сравнению с 2015 годом); возбуждено 3 876 дел об АП и 304 уголовных дела. Во взаимодействии с налоговыми органами было проведено 691 проверочное мероприятие. По результатам проверочных мероприятий взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 672 млн. рублей (в 2 раза больше по сравнению с 2015 годом); возбуждено 772 дела об АП и 99 уголовных дел (за 2015 год - 339 дел об АП и 51 уголовное дело); налоговыми органами доначислено 2,7 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 875 млн. рублей1.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ФТС России проводился комплекс мероприятий, направленных на недопущение ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305». Таможенными органами в 2016 году предотвращен ввоз в Российскую Федерацию более 150 партий санкционных товаров, общий вес которых составил более 20 тысяч тонн (в 2015 году - 259 партий общим весом 8 тысяч тонн), возбуждено 18 уголовных дел и 418 дел об АП (в 2015 году возбуждено 18 уголовных дел и 255 дел об АП).
...
Административные правонарушения - самые распространенные из всех видов правонарушений, и уже в силу этого противодействие им приобретает первостепенное значение.
Процесс выявления административных правонарушений, а также возбуждения и расследования таможенными органами нарушения таможенных правил очень сложный, в силу своей специфики. Поэтому, как на теоретическом уровне, так и в правоприменительной практике таможенных органов нередко возникают проблемные вопросы. Снятие этих противоречий зависти от преодоления пробелов в правовом регулировании возбуждения дела об административном правонарушении.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам и внести следующие предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Под административной ответственностью за нарушение таможенных правил следует понимать специфическую форму реагирования государства в лице таможенных органов или суда на совершение правонарушений в сфере таможенной деятельности (предусмотренных главой 16 КоАП РФ), в соответствии с которой лица, совершившие перечисленные в законе проступки, должны ответить за свои противоправные деяния и понести за это наказание в установленных таможенным законодательством формах и порядке.
Административная деятельность таможенных органов и их должностных лиц выражается в правовой оценке действий участников внешнеэкономической деятельности в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу согласно таможенным процедурам, осуществления таможенного контроля, выполнения таможенных операций, а также уплаты налогов, пошлин и сборов; в назначении санкций в судебном или внесудебном порядке для лиц, 66
виновных в нарушении таможенных правил, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Поэтому чаще всего юрисдикционная деятельность таможенных органов реализуется в административно-процессуальной форме производства по делам о нарушении таможенных правил, а также производства по жалобам и обращениям граждан на действия и решения должностных лиц, принимаемым в процессе контроля за соблюдением таможенного законодательства и ведения производства по делам о нарушении таможенных правил. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются как стадия производства по этим делам.
Мнение о реформировании КоАП и необходимости уточнения понятия административной ответственности высказывают многие известные ученые- административисты А.С. Дугенец, А.И. Каплунов, П.И. Кононов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, В.Е. Севрюгин и др. Неслучайно в профильном Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству Г осударственной Думы обсуждается новый проект Кодекса об административной ответственности Российской Федерации 1.
Главной проблемой обеспечения соблюдения принципов административной ответственности за нарушения таможенных правил является его текущее несовершенство. Так, фактически в настоящий момент в российском законодательстве не установлено никаких правовых механизмов, отвечающих за взыскание штрафов с иностранных юридических лиц. Вышеуказанная проблема перетекает в невозможность исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, что способствует прекращению поступления части денежных средств в государственный бюджет Российской Федерации.
1 Кодекс Российской Федерации об административной ответственности: Проект № 917598-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.10.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://asozd.duma.gov.ru (дата обращения: 15.06.2017).
67
Для разрешения вышеуказанных проблем необходимо в первую очередь внести соответствующие поправки в законодательство РФ. Приоритетной целью является разработка правовых механизмов взыскания штрафов с иностранных юридических и физических лиц, а также разработка проектов межправительственных соглашений, направленных на кооперирование в области пресечения административных правонарушений.
...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615; 2015. № 38. Ст. 5214.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2017. № 22. Ст. 3069.
4. О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ // Российская газета. 2015. 12 января.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252; 2017. № 1 (Часть I). Ст. 51.
6. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации
«Развитие внешнеэкономической деятельности: Постановление
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330 (ред. от 31.03.2017). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2174; 2017. № 15 (Часть II). Ст. 2204.
7. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109; 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2220.
8. О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ ФТС России от 01.03.2012 № 368 // Российская газета. 2012. 20 апреля.
9. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности: Проект № 917598-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.10.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru.
10. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.06.2013 по делу № А06-2543/2013, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу № А06-2543/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rospravosudie.com
11.
Постановление
ФАС Поволжского округа
от 22.01.2014
по делу
№ А06-2543/2013
[Электронный ресурс].
Режим
доступа:
http://rospravosudie.com
12.
Постановление
Магаданского областного
суда от
13.03.2017
№
4А-21/2017/
[Электронный ресурс].
Режим
доступа:
http://rospravosudie.com
13. Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2014 № Ф09-2550/14 по делу № А47-8371/2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rospravosudie.com
14. Решение Московского городского суда от 08.11.2016 по делу
№ 7-13939/2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://rospravosudie.com
15. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.12.2016 № Ф03-5264/2016 по делу № А51-23707/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rospravosudie.com
... всего 40 источников