Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ТЕМНЫХ СОРТОВ ПИВА

Работа №14446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

товароведение

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы процедур идентификации, оценки
качества и безопасности пива на потребительском рынке РФ 7
1.1. Состояние, тенденции и перспективы развития российского рынка пива 7
1.2. Основные факторы, влияющие на формирование качества, безопасность, ассортимент и конкурентоспособность пива 10
1.2.1. Сырье и технологические процессы производства пива 11
1.2.2. Упаковка, маркировка и транспортировка пива 26
1.2.3. Потребительские предпочтения при выборе пива 31
1.3. Классификация пива и характеристика структуры его ассортимента 34
1.4. Методология оценки качества и безопасности пива 42
1.5. Нормативно-информационное, технологическое и организационное обеспечение идентификации пива на российском рынке 49
1.6. Идентификационные показатели и методы выявления фальсификации пива 53
Глава 2. Исследование процедур идентификации, оценки качества и безопасности темных сортов пива, реализуемого в магазине «Кулинария» 59
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Кулинария» 59
2.2. Анализ объема и структуры рынка пива в г. Белгороде, оценка каналов его поступления в розничную торговую сеть региона 63
2.3. Характеристика ассортимента темных сортов пива и оценка особенностей его формирования в магазине «Кулинария» 67
2.4. Оценка качества и проведение идентификации темных сортов пива различных марок 70
2.4.1. Объекты и методы исследования 70
2.4.2. Результаты дегустационной оценки темных сортов пива 76
2.4.3. Результаты оценки темных сортов пива по физико-химическим показателям 78
2.5. Оценка конкурентоспособности темных сортов пива разных производителей 79
2.6. Разработка направлений совершенствования методики идентификации, оценки качества и безопасности темных сортов пива 85
Заключение 92
Список использованных источников
Приложения 101


Рынок пива в России и за рубежом характеризуется интенсивным развитием и сильной конкурентностью. Для того чтобы обладать хорошей кон-курентоспособностью производители обязаны выпускать пиво высокого качества, удовлетворяющего потребителя и отвечающее требованиям стандартов и показателям безопасности.
Повышенная стоимость и нехватка основного сырья - солода и хмеля, довольно большая продолжительность технологического процесса производства (от 7 до 42 дней) служат значительными причинами упрощения приготовления, подмены или недовложения изготовителями этого сырья - фальсификаторами. При производстве пива частичная замена солода несоложеными материалами не является фальсификацией, однако полная замена соло¬да должна рассматриваться как технологическая фальсификация, так как полученный пивной напиток не имеет солодового привкуса и аромата, типичного для пива.
Наравне с технологической фальсификацией пива, особенно продаваемого на розлив, широко распространена предреализационная фальсификация пива. Самым распространенным и основным способом фальсификации является добавления воды в пиво при производстве, транспортировании и реализации его.
Серьезные способы ассортиментной фальсификации пива (замена пива на подкрашенные разбавленные водные растворы йода, чая и др.) в настоящее время не встречаются. Основным распространенным способом является выпуск контрафактной продукции. Объектами контрафакта становятся достаточно популярные пивные бренды: «Жигулевское», «Velkopopovicky Kozel», «Estrella Damm», «Kilkenny», «Warsteiner» и др. Подделка осуществляется способом переклеивания этикеток с бутылок, фальсификации фирменного слога производителя.
Пиво как товар имеет свою достаточно большую долю на рынке, по¬этому производители с целью максимального извлечения прибыли стали подделывать технологию производства, внедрять некачественное сырье, т.е. подделывать пиво. А также с каждым днем ассортимент пива расширяется и обновляется, в связи с чем потребителю сложно выбрать действительно качественный товар. Актуальность вопросов, связанных с оценкой качества, про¬ведением и необходимостью выявления фальсификации пива, предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Цель данного исследования заключается в проведении оценки качества, безопасности и идентификации темных сортов пива. Для достижения постав-ленной цели предусматривается решение следующих задач:
- проанализировать состояние и перспективы развития российского рынка пива;
- изучить основные факторы, формирующие качество, безопасность, ассортимент и конкурентоспособность пива;
- рассмотреть классификацию пива и охарактеризовать структуру его ассортимента;
- изучить методологию оценки качества и безопасности пива;
- рассмотреть нормативно-информационное, технологическое и организационное обеспечение идентификации пива на российском рынке;
- проанализировать идентификационные показатели и методы выявления фальсификации пива;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику магазина «Кулинария»;
- проанализировать объем и структуру рынка пива в г. Белгороде, оценить каналы его поступления в розничную торговую сеть региона;
- охарактеризовать ассортимент темных сортов пива и оценить особенность его формирования в магазине «Кулинария»;
- провести оценку качества, конкурентоспособности и идентификацию темных сортов пива различных марок;
- разработать направления совершенствования методики идентификации, оценки качества и безопасности темных сортов пива.
Объектом исследования является торговая сеть г. Белгорода, отдельные аспекты исследования излагаются на примере магазина «Кулинария» (ООО «ОВЕРО» г. Белгород). Предметом исследования являются критерии, методы и технология оценки качества и проведения идентификации темных сортов пива.
Теоретические и методологические основы изучения качества, проведения идентификации, обнаружения фальсификации пива темных сортов изложены в трудах таких ученых, как Е. Н. Ефремова, М. В. Зинченко, Е. Г. Ка¬занцева, Е. В. Климова, Ю. И. Кретова, А. В. Мартьянычев и т.д.
Теоретической основой данного исследования послужили законодательные и нормативные акты, учебники и учебные пособия, материалы науч-но-практических конференций, монографии по проблемам качества и конкурентоспособности продуктов питания в целом и пивных напитков, в-частности.
Методологической основой исследования являются методы сравнения, анализа, социологические и экспертные методы, а также методы оценки качества и проведение идентификации пива.
Информационной основой исследования послужили статистические данные Федеральной службы статистики РФ, оперативные данные магазина «Кулинария», данные социологических опросов.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выполнена на 107 страницах, включает 20 таблиц, 2 рисунка, 5 приложений. Список источников представлен 63-мя наименованиями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полезность пива для организма зависит от химического состава исходного сырья. Пиво содержит ряд важных компонентов, среди которых основное место занимают витамины, минеральные вещества и органические кис¬лоты. Имеются в незначительном количестве углеводы, азотсодержащие вещества. Горькие вещества хмеля способствуют секреции желчи и улучшают процесс пищеварения.
В работе были рассмотрены теоретические аспекты потребительских свойств пива; дана его общая и товароведная классификации, проанализированы факторы, формирующие качество пива; требования к качеству, безопасности, хранению пива; вопросы идентификации и фальсификации пива.
Применяя методы исследования в соответствии с ГОСТ 31711-2012 Пиво. Общие технические условия, ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования, ГОСТ 30060-93 Пиво. Методы определения органолептических показателей и объема продукции, можно провести полный анализ, как качества самого пива, так и объема информационной составляющей, размещенной на этикетках образцов [1, 5, 2].
При органолептических испытаниях определяют следующие свойства пива: прозрачность, насыщенность углекислотой, вкус, запах, а также внеш¬нее оформление бутылок. Физико-химические испытания включают в себя следующие показатели: кислотность пива, содержание спирта и действительного экстракта, цвет пива, а также пеностойкость и высота пены.
Для экспертизы качества пива были закуплены пять образцов темного пива, реализуемого в магазине «Кулинария»: пиво «Жатецкий Гусь Черный», пиво «Гиннес Драфт», пиво «Туборг Блэк», пиво «Велкопоповицкий Козел Черный» и пиво «Мерфис Айриш Стаут». Идентификация информации, заявленная маркировкой на всех образцах показала, что все исследуемые образцы соответствуют ГОСТ Р 51074-2003 [5].
В процессе проведения анализа органолептических показателей пред-ставленных образцов пива были исследованы такие показатели, как прозрачность, цвет, пенообразование, аромат, вкус, хмелевая горечь. Также были исследованы физико-химические показатели всех трех образцов. Анализ по-казал, что все пять образцов по вышеуказанным показателям соответствуют ГОСТ 31711-2012 Пиво. Общие технические условия [1], соответственно, фальсификации в указанных образцах не обнаружено.
Нами были разработаны направления совершенствования методики идентификации пива. В перечень обязательных этапов должны входить:
- органолептическая (визуальная) оценка качества пива;
- исследование физико-химических свойств пробы пива;
- химико-токсикологический анализ с применением скрининговых методов обнаружения потенциальных токсикантов.
При этом предусмотрено прекращение исследований и признание всей партии пива браком, если на определенных этапах исследования образцов обнаружены существенные расхождения количественных показателей качества от стандартизованных.
Таким образом, в процессе исследования нами были решены следующие задачи:
- проанализировано состояние и перспективы развития российского рынка пива;
- изучены основные факторы, формирующие качество, безопасность, ассортимент и конкурентоспособность пива;
- рассмотрены классификация пива и характеристика структуры его ассортимента;
- изучена методология оценки качества и безопасности пива;
- рассмотрено нормативно-информационное, технологическое и организационное обеспечение идентификации пива на российском рынке;
- проанализированы идентификационные показатели и методы выявления фальсификации пива;
- рассмотрена организационно-экономическую характеристика магазина «Кулинария»;
- проанализированы объем и структура рынка пива в г. Белгороде;
- охарактеризован ассортимент темных сортов пива и особенности его формирования в магазине «Кулинария»;
- проведена оценка качества, конкурентоспособности и идентификация темных сортов пива различных марок;
- разработаны направления совершенствования методики идентификации, оценки качества и безопасности темных сортов пива.



1. О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию декларации [Текст] : Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 864 // Информационно-справочная система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство».
2. О техническом регулировании [Текст] : Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ // Информационно-справочная система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство».
3. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции [Текст] : Федеральный закон 22 ноября 1995 года №171-ФЗ // Информационно-справочная система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство».
4. Технический регламент на пивоваренную продукцию (Проект ФЗ № 189885-5 во втором чтении) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство».
5. Пиво. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 31711-2012. - Введ. 1 июля 2013 года. - М. : Стандартинформ, 2013.
6. Солод пивоваренный. Технические условия [Текст] : ГОСТ 29294¬2014 . - Введ. 01 января 2016 года. - М. : Стандартинформ, 2016.
7. Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества [Текст] : ГОСТ Р 51232-98. - Введ. 1 июля 1999 года. - М. : ФГУП «Стандартинформ», 2010.
8. Сахар белый. Технические условия [Текст] : ГОСТ 33222-2015. - Введ. 01 июля 2016 года. - М. : Стандартинформ, 2016.
9. Хмель прессованный. Технические условия [Текст] : ГОСТ 21947¬76. - Введ. 01 июля 1979 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2002.
10. Ячмень пивоваренный. Технические условия [Текст] : ГОСТ 5060¬86. - Введ. 01 июля 1988 года. - М. : Стандартинформ, 2010.
11. Пшеница. Технические условия [Текст] : ГОСТ Р 52554-2006. - Введ. 01 июля 2007 года. - М. : Стандартинформ, 2006.
12. Крупка пшеничная дробленая. Технические условия [Текст] : ГОСТ 18271-72. - Введ. 01 января 1974 года. - М. : Стандартинформ, 2010.
13. Крупа рисовая. Технические условия [Текст] : ГОСТ 6292-93. - Введ. 01 января 1995 года. - М. : Стандартинформ, 2010.
14. Крупа кукурузная. Технические условия [Текст] : ГОСТ 6002-69. - Введ. 01 января 1970 года. - М. : Стандартинформ, 2010.
15. Хмелепродукты. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 32912-2014. - Введ. 01 января 2016 года. - М.: Стандартинформ, 2014.
16. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Текст] : ГОСТ Р 51074-2003. - Введ. 01 июля 2005 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.
17. Бутылки стеклянные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции. Общие технические условия и металлических банках [Текст] : ГОСТ 32131-2013. - Введ. 01 января 2014 года. - М. : Стандартинформ, 2014.
18. Ящики из древесины и древесных материалов для продукции пищевых отраслей промышленности, сельского хозяйства и спичек. Технические условия [Текст] : ГОСТ 10131-93. - Введ. 01 июля 1995 года. - М. : Стандартинформ, 2008.
19. Ящики из древесины и древесных материалов многооборотные для продукции пищевых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Тех-нические условия [Текст] : ГОСТ 11354-93. - Введ. 01 июля 1995 года. - М. : Стандартинформ, 2008.
20. Ящики из гофрированного картона для пищевых продуктов, спичек, табачных изделий и моющих средств. Технические условия [Текст] : ГОСТ 13511-2006. - Введ. 01 октября 2007 года. - М. : Стандартинформ, 2007.
21. Тара-оборудование. Типы, основные параметры и размеры [Текст] : ГОСТ 24831-81. - Введ. 01 января 1984 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2001.
22. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, разме¬ры и технические требования [Текст] : ГОСТ Р 50460-92. - Введ. 01 июля 1993 года. - М. : Стандартинформ, 2008.
23. Цистерны для пищевых жидкостей, устанавливаемые на автотранспортные средства. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 92 1 8-86. - Введ. 01 января 1987 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2001.
24. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01». - Введ. 01 июля 2002 года. - М. : Стандартинформ, 2008.
25. Пиво. Правила приемки и методы отбора проб [Текст] : ГОСТ 12786-80. - Введ. 01 июля 1981 года. - М. : Стандартинформ, 2011.
26. Пиво. Методы определения спирта, действительного экстракта веществ в начальном сусле [Текст] : ГОСТ 1 2787-81. - Введ. 01 января 1983 го¬да. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2003.
27. Пиво. Методы определения кислотности [Текст] : ГОСТ 1 2788-87. - Введ. 01 января 1989 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2003.
28. Пиво. Методы определения цвета [Текст] : ГОСТ 12789-87. - Введ. 01 января 1989 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2003.
29. Пиво. Методы определения органолептических показателей продукции [Текст] : ГОСТ 30060-93. - Введ. 01 января 1996 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2003.
30. Пиво. Метод определения pH [Текст] : ГОСТ 31764-2012. - Введ. 01 июля 2013 года. - М. : Стандартинформ, 2013.
31. Бутылки стеклянные для пищевых жидкостей. Типы, параметры и основные размеры [Текст] : ГОСТ 10117.2-2001. - Введ. 01 января 2003 года. - М. : Стандартинформ, 2006.
32. Часы механические с сигнальным устройством. Общие технические
условия [Текст] : ГОСТ 3145-84. - Введ. 01 января 1986 года. - М. : ИПК Из-дательство стандартов, 1998.
33. Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Типы, основные параметры и размеры [Текст] : ГОСТ 25336-82. - Введ. 01 января 1984 года. - М. : Стандартинформ, 2009.
34. Пикнометры стеклянные. Технические условия [Текст] : ГОСТ 22524-77. - Введ. 01 января 1979 года. - М. : Издательство стандартов, 1985.
35. Посуда и оборудование лабораторные фарфоровые. Технические условия [Текст] : ГОСТ 9147-80. - Введ. 01 января 1982 года. - М. : Стандартинформ, 2011.
36. Вода дистиллированная. Технические условия [Текст] : ГОСТ 6709¬72. - Введ. 01 января 1974 года. - М. : ФГУП Стандартинформ, 2010.
37. Калия бихромат технический. Технические условия [Текст] : ГОСТ 2652-78. - Введ. 01 января 1980 года. - М. : Издательство стандартов, 1992.
38. Реактивы. Кислота серная. Технические условия [Текст] : ГОСТ 4204-77. - Введ. 01 июля 1988 года. - М. : Издательство стандартов, 1995.
39. Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия [Текст] : ГОСТ 5962-2013. - Введ. 01 июля 2014 года. - М. : Стандартинформ, 2014.
40. Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия [Текст] : ГОСТ 12026-76. - Введ. 01 января 1978 года. - М. : Стандартинформ, 2005.
41. Электроплиты, электроплитки и жарочные электрошкафы бытовые. Общие технические условия [Текст] : ГОСТ 14919-83. - Введ. 01 июля 1984 года. - М. : ИПК Издательство стандартов, 2002.
42. Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний [Текст] : ГОСТ 28498-90. - Введ. 01 января 1991 го¬да. - М. : Издательство стандартов, 1990.
43. Агафонов, В. П. Стратегии потребления пива [Текст] / В. П. Агафо¬нов, Н. В. Оболенский // Вестник НГИЭИ. - 2015. - № 3. - С. 7-12.
44. Богатырева, Т. Г. Справочник товароведа: Продовольственные товары [Текст] : справочник / Т. Г. Богатырева, Ю. П. Грызанов, Е. Е. Задесенец. - М. : Экономика, 2013. - 256 с.
45. Галюкова, М. К. Технология производства бутылок из полимерных материалов на предприятиях пиво-безалкогольной промышленности [Текст] :
учеб. пособие / М. К. Галюкова, М. П. Могильный // Новые технологии. - 2010. - № 2. - С. 23-29.
46. Герасимова, В. А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] : учебник для вузов / В. А. Герасимова, Е. С. Белокурова, А. А. Вы- товтов. - СПб. : Питер, 2015. - 396 с.
47. Горфинкель, В. Я. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация [Текст] / В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 239 с.
48. Елисеев, М. Н. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Текст] / М. Н. Елисеев, В. М. Позняковский. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 304 с.
49. Елисеева, Л. Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Текст] : учебник / Л. Г. Елисеевой. - М. : МЦФЭР, 2016. - 800 с.
50. Ефремова, Е. Н. Анализ влияния пивоваренного ячменя на свойства пива [Текст] / Е. Н. Ефремова, Е. В. Калмыкова // Известия НВ АУК. - 2015. - № 2. - С. 95-99.
51. Зинченко, М. В. Теоретические аспекты формирования механизма государственного регулирования пивоваренного рынка [Текст] / М. В. Зинченко, Н. В. Бабий // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5. - С. 705-709.
52. Казанцева, Е. Г. Проблемы развития продовольственного рынка России в условиях глобальной конкуренции [Текст] / Е. Г. Казанцева, О. С. Габинская // Международная торговля и торговая политика. - 2004. - № 4. - С. 96¬102.
53. Климова, Е. В. Исследование потерь горечи и химических показателей на стадии кипячения сусла, брожения и розлива пива при традиционной для Румынии технологии пивоварения [Текст] / Е. В. Климова // Пищевая и перерабатывающая промышленность. Реферативный журнал. - 2014. - № 2. - С. 442.
54. Кретова, Ю. И. Факторы, формирующие качество и безопасность пива в современных условиях [Текст] / Ю. И. Кретова // Вестник Южно¬Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. - 2015. - № 3. - С.23-28.
55. Кригер, А. В. Товароведные аспекты экспертизы качества пивоваренной продукции и пути ее совершенствования (на примере ОАО «Барнаульский пивоваренный завод») [Текст] / А. В. Кригер, Е. В. Краснов // Вестник АГАУ. - 2014. - № 10. - с.176-182.
56. Коростелев, А. В. Исследование качества пива с применением статистических методов [Текст] / А. В. Коростелев, И. С. Косенко // Вестник ВГУИТ. - 2013. - № 2. - С.111-114.
57. Мартьянычев, А. В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в пивоваренной отрасли России [Текст] / А. В. Мартьянычев, Н. В. Оболенский, В. П. Агафонов // Вестник АГАУ. - 2015. - № 3. - С. 175-180.
58. Маслова, Т. Д. К вопросу о скрытом маркетинге и его инструментах на российском рынке пива [Текст] / Т. Д. Маслова, И. А. Балакирев // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4 - С. 180-182.
59. Наумова, Н. Л. Качественные характеристики пива как фактор кон-курентоспособности продукции [Текст] / Н. Л. Наумова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2013. - № 3 - С. 144-147.
60. Хоконова, М.Б. Применение хмеля в пивоваренном производстве [Текст] / М. Б. Хоконова // Символ науки. - 2015. - № 7-1. - С. 54-56.
61. Шабурова Г. В. Повышение технологического потенциала несоложеных зернопродуктов [Текст] / Г. В. Шабурова, А. А. Курочкин, П. К. Ворони¬на // Техника и технология пищевых производств. - 2014. - № 1. - С. 90-96.
62. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электрон-ный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 20.04.2017 г.).
63. Сайт Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://wciom.ru (Дата обращения: 12. 02. 2017 г.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ