Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания активизации молодежи как социального субъекта
1.1. Подходы к исследованию молодежи в современном обществе
1.2. Социальные и культурные ценностные ориентации современной молодежи 13
1.3. Молодежь как активная группа и субъект социальной деятельности
Глава 2. Активизация молодежного потенциала в сфере социальной работы 25
2.1. Формирование субъектной активности молодого человека
2.2. Развитие гражданской активности молодежи
2.3. Волонтерство как форма социальной работы в России
2.4. Волонтерство как форма социальной работы за рубежом
Глава 3. Участие молодежи Санкт-Петербурга в работе государственных социальных служб помощи семье и детям
3.1. Программа социологического исследования
3.2. Результаты социологического исследования молодежного волонтерства в деятельности служб социальной помощи семье и детям
3.3. Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
В современном мире возрастает роль самостоятельности каждого человека, личной активности и социальной ответственности, определения своей жизненной позиции. К такой обширной и противоречивой социальной группе как современная молодежь общество предъявляет все более строгие требования, непосредственно связанные с необходимостью активно участвовать в жизни социума в позитивном ключе. Основанием для таких общественных ожиданий, а также распространенного в обществе недовольства молодыми людьми, являются проявления молодежью иждивенчества, инфантилизма, свободы сексуальных отношений, полукриминальной или криминальной активности, употребление наркотических веществ и другие разнообразные девиации, что связывают с возрастом и недостаточным жизненным опытом. Реализация молодежной политики, лежащей сугубо в области попечения молодежи, понимание молодежи только как объекта социальной помощи, как нуждающейся группы, а часто и группы риска способствует устоявшемуся в современном обществе представлению о молодых людях как о тормозе развития социума, причине огромного числа социальных проблем, угрозе существующему общественному порядку.
По данным Росстата, удельный вес молодежи в возрасте от 18 до 29 лет в общем числе осужденных, долгое время оставался высоким: 47,6% в 2000 году, 47,4% в 2005, 47,6% в 2009 году. Общественная оценка этих данных, свидетельствующих о том, что почти половина всех преступлений в стране совершены молодыми людьми, формирует негативное представление о молодежи, ее занятиях, а молодежь сама воспринимается обществом как угроза общественному порядку и нормальному развитию общества в целом.
Однако, более новые данные за период с 2010 по 2015 год показывают, что число правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами, сокращается с каждым годом: 10882 преступления за 2010 год, 9834 - за 2011 год, 9181 - за 2012 год и 8113 за 2015 год. Такую же картину мы можем наблюдать и рассматривая преступления, совершенные совершеннолетней молодежью, где удельный вес преступников в возрасте от 18 до 29 лет за 2014 и 2015 годы сократился до 39,5% и 37,6%, соответственно.
Проблемы молодежи, как особой социально-демографической группы изучали Блинов Н.М., И.М. Ильинский, С.Н. Иконникова, В.А. Кузьмин, В.Т. Лисовский, И.С. Кон, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок и др. Исследования этих авторов в основном были направлены на анализ положения молодежи в социальной структуре общества. Анализом современной молодежи, ее роли в воспроизводстве социальной структуры российского общества, формирования массового сознания молодежи и ценностей молодого поколения, восприятия социальных противоречий современного российского общества, причин низкой гражданской активности, настроений в условиях экономического кризиса, а также изучением мотивации выбора профессии молодежью, проблем трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, проблем молодежной наркомании, злоупотребления алкоголем, беспризорности занимались М.К Горшков, Ф.Э. Шереги. С точки зрения субъектности молодежь рассматривали К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Луков, Е.А. Омельченко, В.В. Алиев в рамках субъектно-деятельностного подхода, разработанного С.Л Рубинштейном. Через призму концепции возможностей и ресурсного подхода молодежь изучалась В.А. Самойловой, О.В. Бородкиной.
При написании выпускной квалификационной работы в основу был положен субъектно-деятельностный подход, а также концепция эмпауэрмент и ресурсный подход. Молодежь рассматривается с точки зрения субъекта социальных изменений, несущего в себе мощные ресурсы для социально-значимой деятельности. В основу развития социальной активности молодежи быть положен общий процесс индивидуального эмпауэрмента, а также разработанные за рубежом принципы молодежного эмпауэрмента.
Таким образом, актуальность темы данной выпускной работы обусловлена результатами уже проведенных исследований молодежи, посвященных изучению ее ценностей, мировоззрения, восприятия этой группы обществом, а также связанной с этим проблемой направления имеющегося потенциала молодых людей в общественно-важные сферы жизни общества, в частности, в сферу социальной помощи. Молодежь — это мощный источник перемен, чья энергия и навыки должны быть использованы при проведении социальных преобразований. Необходимо отойти от привычного понимания молодых людей как объекта социальной помощи и разнообразных социальных программ и взглянуть на молодежь как на субъект качественных изменений в обществе.
Целью данной выпускной работы является анализ возможностей и потенциала активизации молодежи как субъекта социальной работы.
В задачи работы входит:
1. анализ теоретических подходов к изучению молодежи как социального субъекта;
2. определение ценностных ориентаций современной молодежи по материалам проведенных исследований;
3. определение составляющих процесса формирования субъектной активности молодежи;
4. изучение опыта субъектной активности молодежи в рамках волонтерства в российской и зарубежной практике;
5. анализ существующей практики сотрудничества молодежи и различных социальных служб Санкт-Петербурга, специализирующихся на помощи семье и детям.
Объектом данной выпускной работы является молодежь как субъект общественных изменений в сфере социальной помощи.
Предмет — возможности и практики сотрудничества социальных служб, специализирующихся на помощи семье и детям, и молодежи.
В процессе написания работы использованы следующие методы:
1. Анализ литературы, российских и зарубежных исследований по теме выпускной работы.
2. Экспертные интервью с руководителями различных социальных служб.
3. Анкетный опрос молодежи.
Эмпирической базой для проведения исследования являются следующие социальные службы Санкт-Петербурга:
1. Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
2. СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт».
3. СПб ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом Милосердия».
4. Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого».
5. СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Малоохтинский Дом Трудолюбия».
6. СПб ГБУСОН «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района Санкт-Петербурга».
Выборка целевая. В качестве респондентов экспертного интервью выступают руководители социальных служб, специализирующихся на помощи семье и детям, а также руководители отделений, непосредственно работающих с привлечением волонтеров, если такие имеются. В ходе исследования проведено 7 экспертных интервью.
Для проведения анкетного опроса среди молодежи использованы ресурсы сети Интернет в виде социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook». Выборка случайная. Возраст респондентов, принявших участие в опросе, варьируется от 16-ти до 35-ти лет.
В результате изучения обеих сторон — и социальных служб, и молодежи — проверялись следующие гипотезы:
1. В настоящее время молодежь не участвует в работе социальных служб Санкт- Петербурга непосредственно как субъект помощи семьям и детям. Главным образом это может быть связано с тем, что не существует определенных четких программ сотрудничества социальных служб и волонтерских организаций и сотрудничества социальных учреждений с отдельными молодыми людьми, не состоящими в каких-либо добровольческих организациях города. Также это может быть связано с отсутствием информирования населения о возможности и необходимости сотрудничества с социальными службами, а также с недостатком мотивации молодых людей на оказание безвозмездной помощи как на постояной, так и на разовой основе.
2. Социальные службы заинтересованы в привлечении молодежи к решению проблем семей с детьми. Специалисты социальных учреждений могут определить цель привлечения молодых людей и поставить определенные задачи для волонтеров, подготовить план работы, обучить основам общения с детьми из разных категорий семей, объяснить особенности работы и общения с семьями, мотивировать волонтеров для работы с детьми.
Научная новизна данной работы обусловлена взглядом на взаимодействие социальных служб и молодежи как на партнерство. Такое взаимодействие рассматривается не в привычной форме, когда молодой человек является клиентом социального учреждения, а общество видит в нем скорее деструктивный элемент, который необходимо перевоспитать, или как беспомощное существо, нуждающееся в повышенной заботе. В подходе, использованном в данной работе, молодой человек понимается как огромный социальный ресурс, агент социально-значимых изменений. В соответствии с этим взглядом от общества и власти требуется смена парадигмы, основанной на опеке и контроле над молодежью, на предоставление свободы выхода энергии в позитивное русло, предоставление возможностей для реализации заложенного потенциала, что будет являться главным фактором интеграции молодежи в социально-значимые сферы общества и включение молодого поколения в решение социальных проблем. В работе проанализированы уже имеющиеся решения по активизации молодежи как агента социальных изменений и субъекта социальной работы, использующиеся в западных странах.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические подходы к исследованию молодежи, современные представления о молодежи как об обширной социальной группе, определен переход от понимания молодежи как незащищенной, слабой группы, объекта социальной работы и социальной политики государства в целом, к представлению молодых людей как субъекта социальных изменений и активных участников социальной деятельности.
Во второй главе проанализирован существующий опыт активизации молодежи как субъекта социальных изменений посредством формирования активной позиции, развития социальной ответственности и включения молодежи в добровольческую деятельность в различных сферах жизни общества на примере России и зарубежных стран.
В третьей главе данной работы представлены результаты проведенного социологического исследования.
Завершается работа заключением, списком литературы и приложениями, которые содержат гайд экспертного интервью, анкету для молодежи и результаты опроса.
Данная работа посвящена проблеме активизации молодежи как субъекта социальных изменений и исследованию сотрудничества молодежи и социальных служб в форме молодежного волонтерства. Новизна данной работы заключается во взгляде на взаимодействие социальных служб и молодежи как на взаимовыгодное партнерство, в коррекции привычного понимания молодежи как объекта социальной работы и государственного контроля и опеки в сторону определения молодого поколения как мощного источника социальных изменений и субъекта социальной помощи.
В данной работе в теоретической части рассмотрены подходы к изучению молодежи, возникновение субъектного подхода в социологии молодежи, выделено понятие социальной субъектности молодежи. Рассмотрены ценностные ориентации современной молодежи, формирующиеся через потребность молодого человека во включении в социальные действия. Подчеркнуто, что внутренняя регуляция социального поведения личности является показателем структурированности индивида как субъекта деятельности. Проанализированы исследования ценностных ориентаций современной молодежи и их соотношение с ценностями старшего поколения.
Выделены основные составляющие процесса формирования субъектной активности, среди которых одним из ключевых компонентов является заложенный потенциал в виде комплекса личностных качеств, ценностей и мотивов, запаса знаний, навыков и умений. В свою очередь, реализация потенциала зависит от предоставляемых обществом возможностей. Последние представляют собой систему факторов, в которые входят потребности социальных служб в участии молодежи и готовность организации к ее «принятию». Субъектная активность молодежи в широком плане проявляется через реализацию своего потенциала в поле предоставленных обществом возможностей и в таких значимых для молодого поколения сферах как семья и брак, досуг, занятость, общественно-политическая деятельность.
Волонтерство рассмотрено как форма гражданской активности молодежи в качестве субъекта социальных изменений, а также как деятельность молодежи в рамках добровольного партнерства с социальными службами. Выделены задачи молодежного волонтерства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отмечены такие распространенные виды молодежного волонтерства в России как фонды, реализация общественных проектов, событийный фандрайзинг. Однако, несмотря на тенденцию к развитию идей волонтерства среди молодого поколения, количество молодых волонтеров, сотрудничающих с социальными службами, на данный момент небольшое. Это обуславливается тем, что для молодежи «не в тренде», «не модно» быть волонтером в сфере социальной работы и помощи нуждающимся. Зачастую молодых людей привлекает в волонтерстве возможность путешествовать, участвовать в международных конференциях, крупных развлекательных мероприятиях международного масштаба.
Проанализирован российский и зарубежный опыт молодежного волонтерства в сфере социальной помощи и в решении глобальных социально-значимых проблем. Выделены направления добровольческой деятельности российских граждан в соответствии с законодательством. Наравне с внутренними волонтерскими организациями, развивающимися в нашей стране, в России существует и несколько общественных организаций, занимающихся устройством молодежи в международные волонтерские организации. Важным пунктом в программахволонтерствазарубежомявляетсянеобходимостьполученияопытадобровольчества. Сертификаты о волонтерской практике часто требуются для поступления в учебные заведения и при приеме на работу. В зарубежной практике четко просматривается участие государства в поддержке волонтерских движений в виде законодательства, создающего благоприятные условия для развития волонтерства.
В практической части работы исследована существующая практика сотрудничества молодежи и различных социальных служб Санкт-Петербурга, специализирующихся на помощи семье и детям, а также возможности развития такого сотрудничества в форме молодежного волонтерства. Было проведено социологическое исследование, которое показало, что молодежь в настоящее время не участвует в работе социальных служб. Основными причинам этого являются отсутствие информации о наборе волонтеров в учреждения социальной помощи и нехватка времени у молодых людей на волонтерскую деятельность вследствие совмещения работы и учебы. Подавляющее большинство опрошенной молодежи не является участниками каких-либо волонтерских организаций или движений. В то же время, был установлен достаточно высокий уровень заинтересованности молодежи в решении социальных проблем в рамках волонтерства как формы сотрудничества с социальными службами. Учреждения социальной помощи семье и детям, в свою очередь, остро нуждаются в молодых волонтерах вне зависимости от специфики своей деятельности.
По результатам проведенного исследования были определены личностные качества волонтеров, необходимых социальным службам, а также препятствия для привлечения молодых волонтеров как с точки зрения молодежи, так и с точки зрения руководителей социальных служб города. Основными препятствиями на данный момент являются отсутствие пропаганды в обществе волонтерских движений, отсутствие законодательства, создающего благоприятные условия для такого сотрудничества и для молодежного волонтерства в целом (волонтерский опыт как необходимость при поступлении на некоторые специальности, например, справка о волонтерские по единой установленной форме), отсутствие закрепления минимальных обязательств человека перед обществом в плане социального служения, нехватка информации о наборе волонтеров в местах большого скопления молодежи, личная незаинтересованность молодежи, непонимание смысла и значения волонтерства в сфере социальной помощи, непопулярность волонтерства среди молодежи, отсутствие продвижения идей волонтерства посредством личных историй, освещения реальных результатов от деятельности волонтеров, отсюда непонимание важности вклада, который может внести каждый. Несмотря на все выделенные препятствия, руководителями социальных служб города отмечается, что вовлеченность общества в поддержку социально незащищенных групп населения ощущается ими все больше и больше, и ситуация в сфере благотворительности и волонтерства улучшается с каждым годом.
Итогом проведенного исследования стали рекомендации по привлечению волонтеров к сотрудничеству с социальными службами помощи семье и детям, которые возможно осуществить на практике.
1. Федеральныйзаконот11 августа1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
2. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации. Письмо Минспорттуризма России от 26.08.2009 N ВМ-05-07/3882 «О развитии волонтерской деятельности молодежи»
3. АлиевВ. В. Основы исследования социальной субъектности молодежи// Знание. Понимание. Умение. 2015, Вып. №1. С. 152 — 161
4. АбульхановаК. А. Принцип субъекта в отечественной психологии// Психология. Журнал-Высшей школы экономики, 2005, Т. 2. № 4. С. 3–21
5. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-воС.-Петерб. ун-та, 2004
6. Бочанов М.А. Волонтерское движение—российский опыт и мировая практика// Ученые записки Орловского государственного университета, 2015, №2 (65). С. 70 —75
7. ГоршковМ. К. Российское общество как оно есть: опыт социологической диагностики.—М.: Новый хронограф, 2011
8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010
9. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. О жизненных планах российской молодежи: настоящее и будущее// РоссияиКитай: молодежьXXI века[монография] / отв. редакторы: М.К. Горшков, ЛиЧунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. —М. Новый хронограф, 2014. С. 384-404.
10. Григорьев И.Н. Специфика организации волонтерства в молодежной среде // Вестник Там-бовского университета. Гуманитарные науки, 2008, № 12. С. 100 - 104
11. Губанов М.Ю. Организация социально-правовой поддержки молодежи как направление-социальной работы/ Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013, №1, Т. 117. С. 121—129
12. ДенисоваН. С. Технологии социальной работы с молодежью// Педагогическое мастерство: материалыII междунар. науч. конф. —М.: Буки-Веди, 2012. С. 268 — 270
13. ЕлишевС. О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте// Ценности и смыслы, 2011,№2 (11). С. 82—96
14. Зарипова Э. Р., Биктагирова Г. Ф. Творческая активность молодежи через студенческую самодеятельность// Международный журнал экспериментального образования, 2014, №7-1. С. 78 — 79
15. Ковалева А. И., ЛуковВ. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. —М.: Социум, 1999
16. Коваленко Т.Н. Добровольческаядеятельностьидобровольческиересурсывсфересоциальнойработы// Ученые записки СПбГИПСР. Вып. 1. Том23, 2015. С. 59—67
17. Кононова Л.И. Актуализация творческого потенциала человека в процессе социальной работы. —М.: 2005.
18. Концепция возможностей и социальные проблемы молодежи: коллективная монография / под.ред. О.И. Бородкиной. — СПб.: Изд-во «Скифия принт», 2012
19. Кузнецова Н. В. Интеллектуальный потенциал вуза и проблемы активизации творчества студенческой молодежи// Мир современной науки, 2013,№2 (17).С. 1 - 5
20. Кузьмина В.М., Мосина Е.В. Добровольческая деятельность в рамках социальной работы: российский и зарубежный опыт// Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени. Сборник научных статей I-й международной студенческой научно-практической конференции, 2016. С. 319 - 323
21. Куклина Н.Б. Социальные ресурсы личности как проблема современного образования// Сибирский педагогический журнал, 2012,№8.С. 161 - 164
22. Луков В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. —М.: «Канон+», 2012
23. Массёров Н. Н. Технологии управления активизацией социального потенциала молодежи в рискогенных условиях// Современные проблемы науки и образования, 2012, №2
24. Морозов С. И., Черных Н. С.Студенческая молодежи как инновационный потенциал политической модернизации в России// Власть, 2013,№9.С. 47 - 49
25. Насретдинова М.М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов. // Международный научно-исследовательский журнал. Социологические науки, 2013
26. Новиченко О.В. Проблема социальной субъектности молодежи// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Вып. №4-1 (30), 2013. С.134 - 136
27. Оленина Г. В. Развитие социального творчества студенческой молодежи в системе воспитательной работы вузов: теория, технологии, практика// МирНауки, Культуры, образования, 2009,№7-1.С. 233 - 236
28. Омельченко Е.А. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла// Журнал исследований социальной политики, 3(1). 2005. С. 59 - 86
29. Организация волонтерского движения среди молодежи// Профилактическая работа с семьей и детьми в Ленинградской области: современное состояние и перспективы развития
(по результатам социологического исследования): коллективная монография/ под ред. Самойловой В.А. —СПб.: «Скифия-принт», 2008
30. Перминова М.С. Специфика формирования социальной активности молодежи в условиях волонтерской деятельности// Известия Сарат. Ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология, 2016, Т.16, вып. 1. С. 22 —25
31. Подхомутникова М. В. Развитие добровольчества в молодежной среде// Общество. Социоло-гия, психология, педагогика, 2012, №4 —с. 11-14
32. Романычев И. С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о социологическом осмыслении// Общество. Среда. Развитие(Terra Humana), 2012,№3. С. 82 - 85
33. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. —СПб.: Питер, 2003
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —СПб.: Питер, 2002
35. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности// Вопросы психологии(1980 - 1998)
36. Самойлова В.А. Бородкина О.И. Социальные проблемы молодежи и ресурсы их преодоления// Концепция возможностей и социальные проблемы молодежи: коллективная монография/ под.ред. О.И. Бородкиной. —СПб.: «Скифия-Принт», 2012. С. 103 —137
37. Скворцов К. В. Педагогические проблемы социальной адаптации молодежи в современном российском обществе// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 2012,№2.С. 526 - 532
38. Смирнова А.Н. Социальная субъектность молодежи и социальная работа// Россия в современном мире: взгляд социолога. Материалы научно-практической конференции. —СПб.: «Скифия-принт», 2015.С. - 1946
39. Соколова В. Ф., Ковалёва С. А. Студенческие волонтерские организации как форма социального служения// Ученые записки РГСУ, 2009,№11.С. 170 - 174
40. Социальная работа с молодежью/ ред.: Н.Ф. Басов.—учеб. пособие; 3-еизд. —М. : ИТК"ДашковиК", 2010
41. Томилова Е.Ю. Роль волонтерского движения молодежи в деятельности участковой социальной службы// Социальный активизм молодежи региона: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 2014. С. 65 —68
42. Устинова К.А. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования. //Социологические исследования, 2014,№6. С. 96 - 103
43. Шнякина В.М. Субъектность в процессе социального самоопределения молодежи. —Омск, 1999
44. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. —М.: Наука, 1975. С. 89—105
45. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, Программа, Методы. —М.: Нау-ка, 1972
46. Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения// Социологические исследования, 2006,№10. С. 78 — 87
46. Martha C. Nussbaum. Creating Capabilities: the Human Development Approach // The Belknap Press Of Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, and London, England, 2011
47. Meredith King Ledford, MPP; Bronwyn Lucas, MPH; Jeanne Dairaghi, MS; and Parrish Ravelli. 2013. Youth Empowered Solutions
48. Алиев В.В. Социальная субъектность молодежи // Социология молодежи. Электронная энциклопедия под ред. В.А. Лукова URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/48-socialnaya-subektnost-molodezhi.html (дата обращения: 2.05.2017)
49. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116041 (дата обращения: 16.04.2017)
50. Гражданская активность молодежи// Социология молодежи. Электронная энциклопедия. Под ред. проф. Вал. А. ЛуковаURL:http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/35-grazhdanskaya-aktivnost-molodezhi.html (дата обращения: 04.05.2017)
51. Добровольчество в Санкт-Петербурге // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга URL:http://gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/osnovnye-itogi-realizacii-koncepcii-razvitiya-socialnogo-dobrovolchest/ (дата обращения: 22.04.2017)
52. Лапшин В.А. // Социология молодежи. Энциклопедия Под ред В.А. Лукова. URL:http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/165-chelovecheskiy-potenc.html (дата обращения: 25.04.2017)
53. Технологии развития творческих способностей клиентов социальных учрежденийURL:http://www.studme.org/13500826/sotsiologiya/tehnologii_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_klientov_sotsialnyh_uchrezhdeniy (датаобращения15.12.2016)
54. Федеральная служба государственной статистики/ Официальная статистика/ Население/Правонарушения. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата обращения: 16.04.2017)
55. Черниковская М.В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении// Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования», 2015. №4 URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 10.12.2016)
56. Becoming an agents of social change: a guide for youth activists URL: http://www.nsvrc.org/sites/default/files/saam_2014_becoming-an-agent-of-social-change_0.pdf (дата обращения: 30.03.2017)
57. An Official website of the United States government / Public Service and Volunteer Opportunities. URL:https://www.usa.gov/volunteer (дата обращения: 1.05.2017)
58. UN Volunteers. URL:https://www.unv.org/about-unv/our-mission-promote-volunteerism (дата обращения: 9.04.2017)
59. YES!: Youth Empowered Solutions. Creating Community Change. URL: http://www.youthempoweredsolutions.org/the-yes-youth-empowerment-model-definition/ (дата обращения: 18.12.2016)
60. Youth and Inequality: Time to support youth as agents of their own future. 2016 —p.30 - 31. URL:https://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/file_attachments/bp-youth-inequality-global-120816-en_0.pdf (дата обращения: 04.05.2017)
61. Youth as Agents of Positive Change: Recommendations for advancing US efforts to Empower Youth and Foster Stability. URL:https://www.mercycorps.org/sites/default/files/Youth%20as%20Agents%20of%20Positive%20Change.pdf (дата обращения: 9.04.2017)