Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Работа №76423

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности молодежи как
объекта технологизации социальной работы 6
1.1 Культурно-досуговая деятельность молодежи: понятие и
характеристика 6
1.2 Классификация технологий социальной работы в сфере организации
культурно-досуговой деятельности молодежи 21
1.3 Возможности и перспективы технологизации социальной работы в
сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи 30
2 Особенности применения технологии социальной работы в сфере
организации культурно-досуговой деятельности молодежи 39
2.1 Современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности
молодежи 39
2.2 Анализ практики применения технологии социальной работы в сфере
организации культурно-досуговой деятельности молодежи (на примере Департамента внеучебной работы ДВФУ) 52
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.
Актуальность темы определяется тем, что в российском обществе молодежь является одной из самых уязвимых категорий, с которой необходима постоянная социальная работа. Кроме того, не теряет былой остроты проблема культурно-досуговой деятельности молодых людей.
Технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи являются объектом изучения во многих науках, например, в философии и психологии, и в настоящее время рассматриваются в работах таких авторов как О. А. Болденко, Г. В. Головина,
А. А. Андреева, И. С. Бочарникова, А. С. Рылеева, В. В. Цвирко, Ф. Э. Шереги, В. Е. Черникова.
Объект исследования: организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
Предмет исследования: технология социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности молодежи.
Задачи исследования:
1. Изучение современных тенденций развития культурно-досуговой деятельности молодежи.
2. Исследование положения и проблемного поля молодежи в сфере организации культурно-досуговой деятельности.
3. Изучение современной технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
4. Анализ деятельности Департамента внеучебной работы ДВФУ.
5. Выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
Гипотеза исследования: для более эффективной социальной работы с молодежью необходимо формировать соответствующую систему технологий, учитывая предпочтения молодых людей в культурно-досуговой сфере.
Методы исследования:
1. Аналитический: теоретический анализ научной и учебной литературы по теме ВКР, анализ ведомственных документов Департамента внеучебной работы ДВФУ, основных направлений и результатов его работы.
2. Описательный: описание феномена культурно-досуговой
деятельности молодежи, проблем молодежи в сфере организации культурно¬досуговой деятельности, основных направлений и технологий деятельности Департамента внеучебной работы ДВФУ .
Возможно, в ходе подготовки ВКР будут найдены и применены и другие методы исследования.
Практическая значимость: изученные материалы по применению технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи могут быть полезны социальным педагогам в образовательных учреждениях, а также преподавателям ВУЗов, специалистам по социальной работе в качестве методических рекомендаций по работе с молодежью в культурно-досуговой сфере.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения работы была реализована цель исследования: систематизация теоретических и практических знаний по вопросам социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию технологий социальной работы в данной сфере.
В работе рассмотрено понятие досуга. Досуг является временным отрезком, свободным от каких-либо обязанностей. В то же время, характер проведения досуга во многом определяет направление развития личности.
Нами определены характеристики молодежи как социальной группы. Молодежь - это основной культурный, интеллектуальный, духовный потенциал государства. Отсюда, к решению проблем культурного развития данной социальной группы необходимо проявлять повышенное внимание. Важным является тот факт, что молодежь открыта для влияния социальных институтов, особенно - в досуговой деятельности, что позволяет максимально эффективно формировать нравственный облик данной социальной группы.
В ходе исследования изучены современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности молодежи. Культурно-досуговая деятельность (КДД) представляет собой социально-культурологический процесс, направленный на духовное и физическое совершенствование личности в процессе активного самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, позитивного межличностного общения, гармоничного и полноценного отдыха. Культурно-досуговая деятельность молодежи отражает основные тенденции развития общества, она характеризуется динамичностью, восприимчивостью к новым веяниям, готовностью ко всему новому и наличием потребности в существенных личностных трансформациях.
Изучены также предпочтения современной молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности. Выявлено, что на современном этапе предпочтения молодежи в области организации досуга преимущественно сводятся к самостоятельно организованным видам деятельности. Основу этой деятельности составляют развлечения (клубы, дискотеки, массовые мероприятия), общение со сверстниками, в том числе - в социальных сетях. Большую роль в жизни молодежи играет спорт, прослушивание музыки и просмотры кинофильмов. Молодежь не очень активно участвует в социальных культурно-массовых мероприятиях по причине отсутствия информации, а также - несоответствия форм проведения данных мероприятий их потребностям и интересам.
Определено, что социальная работа с молодежью носит системный, развивающий и воспитательный характер, и имеет свои особенности, объединяя различные методы, формы и технологии социальной работы. Технологизация социальной работы с молодежью является условием обеспечения системности в организации досуга, что подразумевает постановку определенных целей, задач, принципов, методов и способов работы с молодежью. Технологии социальной работы в сфере молодежного досуга должны разрабатываться и реализовываться в соответствии с приоритетами и запросами общества и государства.
Исследование положения молодежи в сфере организации культурно - досуговой деятельности показало, что основная проблема молодых людей заключается в низкой сформированности социально-культурных ценностей, отсутствии мотивации к участию в культурных мероприятиях. В то же время, отмечено стремление молодежи к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.
Отсюда вытекает необходимость пересмотра методики, форм организации культурных мероприятий и выработки новой технологии социальной работы с молодежью в сфере организации культурного досуга.
продемонстрировало отсутствие единой, четко спланированной системы. Технологии социальной работы делятся в зависимости от выбранного направления: либо воспитательное, либо развлекательное, коррекционное, социальное и проч. Также социальная работа с молодежью направлена в основном на организацию массовых форм работы.
В то же время, нынешнее общество и специфика современной молодежи с ее направленностью, стремлениями, образом жизни демонстрирует необходимость в интегрированной технологии, сочетающей все направления и формы работы, а также - рассмотрении данной технологии как в социальном, так и в воспитательно-образовательном, развивающем аспекте.
На сегодняшний день основные направления деятельности остаются традиционными как по содержанию, так и по форме и стилю организации. Это является основной причиной, по которой участие в данных объединениях принимает сравнительно небольшое количество молодежи.
Исследование работы Департамента досуговой деятельности ДВФУ показало, что при наличии достаточно развитой структуры Департамента и высоких достижений данных подразделений, сравнительно незначительный процент студентов участвует в них на постоянной основе. Это обусловлено традиционностью ведения занятий и стиля преподавания, а также - выбором направлений деятельности. Исходя из этого, данному структурному подразделению следует уделять больше внимания интересам и потребностям студентов и повышать эффективность социальной работы в области культурно-досуговой деятельности.
На основании проведенного исследования были выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи:
- Активизация работы по привлечению молодежи к участию в
общественно-полезной деятельности: экологической, волонтерской,
просветительской, эстетической, организационной.
- Обучение молодежи самоорганизации культурно-досуговой деятельности, в частности - через привлечение их к организации досуга.
- Обновление программ культурно-досуговой деятельности с учетом современных тенденций в обществе, мире, а также - с учетом предпочтений и потребностей студентов.
- Оптимизация социальной работы в сфере организации досуга молодежи на основе проектирования деятельности.
- Привлечение к проблемам культурно-досуговой деятельности молодежи руководящих организаций и структур всех уровней (регионального, государственного, местного, локального) с целью решения проблем кадрового, организационного, финансово-экономического характера.
- Согласование культурного развития молодежи с основными направлениями социальной политики государства и активное включение студенческой молодежи в решение социальных вопросов и разработку социальных программ.
Оптимально использовать данные рекомендации позволит разработка социальной модели активизации культурно-досуговой деятельности. В основу данной модели должны быть положены традиции и тенденции развития социально-культурной деятельности в России и за рубежом.
Таким образом, в ходе работы была подтверждена гипотеза исследования: для более эффективной социальной работы с молодежью необходимо формировать соответствующую новую систему технологий, учитывая предпочтения молодых людей в культурно-досуговой сфере.



1. Андреева, А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андрееева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3.
2. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / М. А. Ариарский. - СПб.: Концерт,
2013. - 248 с.
3. Байард, Р. Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Д. Байард, Р. Т. Байард. - М.: Академический проект, 2018.- 220 с.
4. Басов, Н. Ф. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, С. В. Бойцова, Е. М. Карпова. - М.: Дашков и Ко, 2012. —250 с.
5. Баширов, А. М. К проблеме определения досуговой деятельности / А. М. Баширов // Наука и современность. -2011. - №8. - С. 76-79.
6. Баяндина, Т. В. Содержательные и организационно - педагогические основания организации внеурочной деятельности в условиях учреждения дополнительного образования / Т. В. Баяндина // Вестник ПГГПУ. - 2013. - №9. - С. 21-25.
7. Белов, В. Г. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В. Г. Белов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №2. - С. 45-49.
8. Беляева, Л. А.. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель / Л. А. Беляева, М. А. Беляева // Вестник ЧГАКИ. - 2013. - №1 (33). - С. 68-74.
9. Бережной, Н. М. Человек и его потребности. Под редакцией
В.Д. Диденко / Н. М. Бережной. - МГУС, 2000 - 125 с.
10. Богдан, С. В. Социально-культурная деятельность как феномен педагогики: материалы междунар. науч. -практ. конф. / С. В. Богдан. - Челябинск, 2013. - 235 с.
11. Болденко, О. А. Педагогическая система развития творческой активности старших подростков средствами этнокультуры в досуговой деятельности: дисс. ... канд. пед. наук / О. А. Болденко. - Великий Новгород, 2015. - 191 с.
12. Бочарникова, И. С. Досуговые предпочтения современной Российской молодежи: сравнительный социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2018. - №1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dosugovye-predpochteniya- sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-sravnitelnyy-sotsiologicheskiy-analiz.
13. В ДВФУ сделают внеучебную занятость студентов разнообразной и привлекательной [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.ZZnewsnhk.comZv-dvfy-sdelaut-vneychebnyu-zaniatost-stydentov- raznoobraznoi-i-privlekatelnoiZ.
14. Вишнякова, А. А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях. / А. А. Вишнякова. - Улан-Удэ, 2014. - 19 с.
15. Вишнякова, А. А. Тенденции использования свободного времени российской молодежи / А. А. Вишнякова // Вестник БГУ. 2014. - № 6-1. - С. 80-83.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2008. - 231 с.
17. Головина, Г. В. Досуговая культура личности в процессе ее фрмирования в современном информационном обществе / Г. В. Головина // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2016. - №1. - С. 45-51.
18. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы : Учебное пособие / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. Н. Павлов. - М.: КноРус, 2013. - 216 с.
19. Грушецкая, И. Н. Особенности социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности студентов в профессиональных организациях высшего образования / И. Н. Грушецкая // Вестник Костромского Государственного Университета имени Н. А. Некрасова. - 2015. - Т. 21. - № 2. - С. 208-210.
20. Дуликов, В. З. Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие / В. З. Дуликов. - М.: МГУКИ, 2011. - 199 с.
21. Едышев, Д. В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно-досуговой деятельности / Д. В. Едышев // Ceterisparibus. - 2015. - №2. - С. 82-86.
22. Еремеева, Л. И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи / Л. И. Еремеева // Вестник ЮГУ.
2017. №1-1 (44). - С. 43-48.
23. Ермилов, А. В. Современные социокультурные тенденции развития досуга / А. В. Ермилов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч. - практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 121.
24. Журлова, И. В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И. В. Журлова. - Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина,
2008. - С. 41.
25. Завадская, Ж. Е. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью: методика подготовки и проведения: Учеб.-метод. пособие / Ж. Е. Завадская, З. В. Артеменко. - Минск: Современная школа, 2010. - 352 с.
26. Зайнутдинова, А. Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества / А. Р. Зайнутдинова // Вестник ТГУ. 2010. №8. - С. 85.
27. Замиралова, Т. А. Социальная работа в сфере культурно-досуговой деятельности / Замиралова Т. А. // Динамика систем, механизмов и машин. - 2012. - №4. - С. 102-104.
28. Зборовский, Г .Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимодействия. / Г. Е. Зборовский // СоцИс, 2003. - № 12. - С. 4.
29. Зинченко, В. В. Институционализация глобальных стратегий трансформаций общества и образования в контексте критической теории / В.
В. Зинченко // Антропологические измерения философских исследований. 2015. - №7. - С. 50-67.
30. Зоркая, Н. А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение / Н. А. Зоркая // Мониторинг общественного мнения, 2010. - № 2 (52). - С. 24.
31. Ионова, О. В. Ценности досуговой сферы студенческой молодежи / О. В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 153-159.
32. Калимуллина, О. А. Синергетический подход к организации досуга / О. А. Калимуллина // Вестник КазГУКИ. 2013. - №2. - С. 78-83.
33. Ковешникова, А. Е. Социальное проектирование как метод
организации досуговой деятельности молодежи / А. Е. Ковешникова // КПЖ.
2017. - №2 (121). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnoe-proektirovanie-kak-metod-organizatsii- dosugovoy-deyatelnosti-molodezhi.
34. Козловская, Л. И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л. И. Козловская, Т. П. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - № 6. - С. 31-36.
35. Кравцова, О. А. Досуг в контексте социокультурных трансформаций / О. А. Кравцова // Вестник СПбГУКИ. 2013. - №3 (16). - С. 84-89.
36. Кравцова, О. А. Рекреационный досуг как предмет научного анализа / О. А. Кравцова // Вестник ЧГАКИ. 2013. - №3 (35). - С. 46-52.
38. Кульпетдинова, М. Е. Подходы к разработке досуговых программ / М. Е. Кульпетдикова // Ключ к успеху. - 2014. - №10. - С. 276-211.
39. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. - М., 1983. - 312 с.
40. Логвинова, М. И. Молодежные субкультуры:
психологические аспекты / М. И. Логвинова, Т. И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 569-573.
41. Мишутина, О. В. Организация досуговой деятельности школьников: Учеб.-метод. пособие для студентов педагогических учебных заведений / О. В. Мишутина - Балашов. фил. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2006. - 43 с.
42. Молодежь России [Электронный ресурс]: Федеральная
Целевая Программа. - Режим доступа:
http://dnv.berezaklim.ru/doc/fcp molodezh rossii.pdf.
43. Наумчик, В. Н. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В. Н. Наумчик и др. - Минск: Четыре четверти, 2007. - С. 43-51.
44. О Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки РФ от 30. 05. 2006 № АС-588/06. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=37 2431#042920632243564816.
45. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 (с
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173649.
46. Омельченко, Е. Л. Молодость в публичном пространстве современности. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры ? / Е. Л. Омельченко // Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. - 679 с.
47. Опарин, Г. А. Досуг молодежи / Г. А. Опарин // Труды Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 56-64.
48. Орлов, М. А. Организация досуговой деятельности молодежи / М. А. Орлов // Социальная сеть работников социального образования. - ДГТУ, 2014. - С. 4-5.
49. Петрунин, Ю. Ю. Культурно-досуговая деятельность. Учебное пособие для абитуриентов вузов. / Ю. Ю. Петрунин и др. 3-е изд. - М.: КДУ, 2006. - 512 с.
50. Разжаловец, И. И. Досуг молодежи как объект социальной работы / И. И. Разжаловец // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы VIII междунар. научно-практич. конф. - Невинномысск, 2015. -
С. 560-562.
51. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. / С. Л. Рубинштейн - СПб., 2002. - 720 с.
52. Рубцова, Л. В. Роль позитивного мышления в творческой активности студентов педагогических вузов / Л. В. Рубцова // Активность личности. - Новосибирск, 1998. - Ч.2. - С. 128-134.
53. Румянцев, В. А. Досуговые предпочтения московских старшеклассников / В. А. Румянцев // СОТИС - социальные технологии, исследования. М., 2013. -№4 (60). - С. 20-37.
54. Рылеева, А. С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие / А. С. Рылеева. - Курган,
2014. - 229 с.
доступа: http: //pandia.ru/text/cate gory/zakoni v ro ssii/.
56. Селиванова, З. К. Динамика места телевидения и Интернет в информационном воздействии на старших подростков в современной России: социологический аспект / З. К. Селиванова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М.,-2013. - №06 (53) - С. 375-377.
57. Селиванова, З. К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект) / З. К. Селиванова. - М.: Издательство МЭИ, 2013. - 200 с.
58. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: Учеб. -метод. пособие / И. Л. Смаргович. - Минск: БГУКИ, 2013. - 172 с.
59. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusla.ru/rsba/provision/strateg gos moloz polit.pdf.
60. Суровенкова, М. А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи / М. А. Суровенкова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. - С. 24-27.
61. Цвирко, В. В. Центры культуры и досуга как субъекты организации культурно-досуговой деятельности молодежи / В. В. Цвирко // Огарёв- Online. 2016. - №11 (76). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentry-kultury-i-dosuga-kak-subekty-organizatsii- kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-molodezhi.
62. Черникова, В. Е. Феномен массового человека и его осмысление в контексте информатизации общества / В. Е. Черникова // Философия права. 2015. - №6 (73). - С. 44-48.
63. Шереги, Ф. Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации / Ф. Э. Шереги // СОТИС - социальные технологии, исследования. М., 2013. - №4 (60). - С. 20-37.
64. Юзефавичус, Т. А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т.
А. Юзефавичус. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.
65. Юркина, Т. В. Инновационные формы социально-культурной деятельности в развитии успешности студентов вуза культуры / Т. В. Юркина // Вестник ЧГАКИ. 2014. - №2 (38). - С. 151 - 156.
66. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестн. МГУКИ. 2012. - № 6. - С. 130-134.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ