Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование технологии социального проектирования в деятельности Красноярской региональной общественной организации инвалидов «ТАЛАНТ»

Работа №22450

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
586
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Молодые инвалиды как особая социально-демографическая группа 5
1.1 Понятие «молодые инвалиды» и категории инвалидности 5
1.2 Основные проблемы молодых инвалидов 10
1.3 Правовое положение молодых инвалидов 19
2 Технология социального проектирования в социальной работе с
молодыми инвалидами 28
2.1 Сущность социального проектирования как технологии социальной работы с молодыми инвалидами 28
2.2 Применение технологий социальной работы в рамках реализации технологии социального проектирования в социальной работе с молодыми инвалидами 37
3 Практический опыт применения технологии социального
проектирования в деятельности Красноярской региональной общественной организации инвалидов «ТАЛАНТ» 45
3.1 Общая характеристика деятельности КРООИ «ТАЛАНТ» 45
3.2 Проблемы в деятельности КРООИ «ТАЛАНТ» в рамках реализации
технологии социального проектирования 54
3.3 Рекомендации повышения эффективности деятельности в КРООИ
«ТАЛАНТ» в рамках реализации технологии социального
проектирования 58
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложение

В настоящее время, благодаря развивающемуся во всём мире процессу гуманизации общественных отношений, проблема инвалидности становится всё более актуальной. По последним статистическим данным, опубликованным Росстатом, на 1 января 2016 года общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения, составляет 87 человек. Доля молодых инвалидов, среди данной категории, за последние три года остается без изменений, и, составляет порядка 10% от общего числа [1, с. 241]. То есть, 8,7% от общего количества населения, являются инвалидами. Таким образом, можно сказать, что инвалиды представляют собой достаточно многочисленную группу, которая характеризуется определёнными особенностями, проблемами и образом жизни. Данная группа населения включает в себя все возрастные категории, в том числе индивидов молодёжного возраста, доля которых также значительна. Как известно, сама по себе молодёжь обладает весьма своеобразными чертами, обусловленными возрастной спецификой. «Молодые инвалиды» более восприимчивы к проблемам, связанным с социализацией и адаптацией в обществе. Данная категория клиентов социальной работы является одной из наиболее незащищённых. При этом, молодые инвалиды, в рамках государственной социальной защиты и социального обеспечения, как правило, рассматриваются как пассивные объекты-благополучатели. Такое положение вещей, несмотря на положительные аспекты, несёт в себе также негативные последствия.
Поэтому всё более актуальной становится реализация целей молодёжной политики государства, в рамках которой, как известно, молодёжь рассматривается не только как объект проводимой деятельности, но и как её активный субъект. Технологией, способствующей осуществлению данной цели, является социальное проектирование. В городе Красноярске существует ряд общественных организаций, в рамках деятельности которых граждане с инвалидностью имеют возможность проявить себя в качестве субъекта социального проектирования. Среди них выделяется организация, ключевым звеном которой является молодежь с инвалидностью - это Красноярская региональная общественная организация инвалидов «ТАЛАНТ». В рамках данной работы рассмотрим и проанализируем деятельность указанной организации.
Объект изучения - молодые инвалиды, как особая социально- демографическая группа.
Предмет - реализация технологии социального проектирования в деятельности КРООИ «ТАЛАНТ».
Цель бакалаврской работы - разработка комплекса предложений по совершенствованию практического применения технологии социального проектирования в деятельности КРООИ «ТАЛАНТ».
Задачи бакалаврской работы:
- рассмотреть молодых инвалидов как особую социально¬демографическую группу;
- выявить основные проблемы молодых инвалидов в России;
- изучить правовое положение молодых инвалидов;
- рассмотреть сущность социального проектирования как технологии социальной работы с молодыми инвалидами;
- описать применение технологий социальной работы в рамках реализации технологии социального проектирования;
- рассмотреть практический опыт реализации технологии социального проектирования в деятельности КРООИ «ТАЛАНТ»;
- проанализировать проблемы в деятельности КРООИ «ТАЛАНТ» в рамках реализации технологии социального проектирования.
Методы: анализ научной литературы и исследований в рамках рассматриваемой темы; анализ документов; социологические методы (опрос, экспертное интервью).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог данной работы, отметим ключевые моменты, выявленные в рамках рассматриваемой темы. В первой главе, отражающей общую характеристику такой социально-демографической группы как молодежь с инвалидностью, мы рассмотрели несколько трактовок понятий «инвалид» и «молодежь», и выяснили, что молодыми инвалидами являются лица в возрасте от 14 до 30 лет, проходящие стадию социализации и имеющие определенные нарушения здоровья различной степени тяжести и происхождения. В зависимости от степени тяжести нарушений функций организма, инвалидов подразделяют на несколько групп. Нами были рассмотрены группы инвалидности и критерии, по которым данные группы присваиваются. Были также рассмотрены основные категории проблем молодых людей с ограниченными возможностями, начиная от социально¬бытового устройства и заканчивая проблемами получения образования и трудоустройства. Выяснили также, что правовое положение молодого человека, имеющего инвалидность, в Российской Федерации обеспечивается разветвленной системой нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также ратифицированными актами международного права. Также особое значение в становлении правового статуса молодых инвалидов имеет включение в стратегию государственной молодежной политики цели, направленной на интеграцию и активизацию потенциала категории «молодежь с ограниченными возможностями здоровья».
Во второй главе внимание было уделено рассмотрению сущности
технологии социального проектирования и технологиям социальной работы,
применяемым в ходе реализации мероприятий в рамках социального
проектирования. Актуальность использования данной технологии с такой
категорией населения как молодые инвалиды обусловлена рядом причин.
Социальная работа с молодежью, имеющей инвалидность, в нашей стране
законодательно имеет весьма разветвлённый характер, однако приоритет всё-
69
таки отдается материальной поддержке данной категории - в виде пособий, пенсий, различных льгот и т.п., а также обеспечению медицинскими средствами реабилитации. Область же оказания поддержки и помощи в сфере социальной адаптации, реабилитации и интеграции данной категории в общественные процессы, в сравнении с другими мерами поддержки, находится пока в зачаточном состоянии. Однако, именно данные проблемы весьма актуальны для молодых людей, имеющих инвалидность. Восполнить эти пробелы, на наш взгляд, способно именно применение технологии социального проектирования. Специфика данной технологии также позволяет молодым людям с инвалидностью выступать в качестве субъекта социального проектирования. К выявленным особенностям других технологий социальной работы, применяющихся в реализации социальных проектов, можно отнести, во-первых, то, что в силу принадлежности к социально-демографической группе «молодежь», молодые люди с ограниченными возможностями отличаются восприимчивостью и активностью, что в специфике технологий отражается в более быстрой реакции и скорости эффективности результата применения технологии. Следующей спецификой является необходимость использования в работе методов, заимствованных из психологии, таких, например, как психодрамма. А также в целом в необходимости социального работника обладать знаниями из основ психологии и этических норм общения. И заключительная особенность - значимость среди всех составляющих реабилитационно¬адаптационных технологий профессиональной реабилитации.
В третьей главе был представлен практический опыт функционирования Красноярской региональной общественной организации инвалидов «ТАЛАНТ», в рамках деятельности которой молодые люди, имеющие инвалидность, выступают в роли субъекта технологии социального проектирования. Мы рассмотрели цели и задачи организации, особенности участия в грантовых конкурсах и соответствие деятельности активистов «ТАЛАНТА» целям государственной молодежной политики. Было проведено экспертное интервью с председателем правления организации, которое позволило более детально проанализировать деятельность организации и особенности основной целевой группы проводимой деятельности - молодых инвалидов. Благодаря данному интервью, а также методу включённого наблюдения, реализованного во время прохождения практики, мы пришли к выводу, что целевую группу организации отличает ряд специфических особенностей. Также мы выделили проблемы в деятельности организации, связанные как с данной спецификой целевой группы «молодые инвалиды», так и с рядом других причин, обусловленных общественным устройством на современном этапе развития, и нюансами устройства самой организации.
Далее, в соответствии с основной целью бакалаврской работы, был разработан комплекс рекомендаций, в соответствии с выделенными проблемами, способных, на наш взгляд, улучшить ситуацию, разрешить данные проблемы и сделать реализацию целей организации более эффективной. Для вовлечения в деятельность организации новых участников, а также активизации потенциала имеющихся членов, мы предлагаем инициативной группе «ТАЛАНТА» провести ряд занятий- ликбезов, в формате недельной бизнес-школы. Также, мы посчитали необходимым внедрение в деятельность организации системы наставничества для вновь прибывших членов организации и участников мероприятий, расширение спектра направлений проектной деятельности организации, привлечение к реализации мероприятий помимо молодежи с инвалидностью также молодежь в целом. Также, мы посчитали важным активизацию взаимодействия с другими существующими в регионе общественными организациями и молодежными центрами, поиск новых партнеров организации. Важным аспектом также считаем приобщение волонтеров к мероприятиям организации, создание групп в социальных сетях, модернизацию официального сайта, а также поиск дополнительных источников финансирования деятельности, таких как спонсорская помощь и добровольные взносы всех желающих.
Подводя итог, отметим, что предложенные рекомендации будут наиболее эффективны в комплексном использовании, их реализация должна носить характер не разового мероприятия, а войти в постоянную практику в деятельности организации. Полагаем, что в таком случае данные рекомендации позволят активистам организации расширить свои возможности в рамках технологии социального проектирования, и повысят эффективность достижения заявленных целей.


1 Салимгараева, А. Р. Положение молодых инвалидов в РФ и технологии поддержки молодых инвалидов в деятельности социальных служб РФ / А. Р. Салимгараева // Электронный научный журнал. - 2016. - № 10-2 (13). - С. 241-244.
2 Курбатов, В. И. Словарь-справочник социального работника : учебное пособие / В. И. Курбатов. - Ростов на Дону : Феникс, 2003. - 480 с.
3 Иконникова, С. Н. Молодежь: социологический и социально- психологический анализ : монография / С. Н. Иконникова. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974. - 167 с.
4 Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учебное пособие / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2000. - 508 с.
5 Об основных направлениях государственной молодежной
политики в Российской Федерации : постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2138/.
6 Декларация ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]: Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: http://www.un.org/ru.
7 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.11.1995 № 81-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.
8 О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2015 г. № 1024н // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.rU/71309914/#ixzz4hXW4CeAC.
9 Синявская, О. В. Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью [Электронный ресурс] : доклад для семинара ООН / О. В. Синявская, С. Васин // Независимый институт социальной политики - Режим доступа: http://www.socpol.ru/publications/pdf/Disability.pdf.
10 Калимуллина, Э. Р. Современное состояние и пути совершенствования системы социальной защиты молодых инвалидов и детей с ограниченными возможностями / Э. Р. Калимуллина // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 2. - С. 93-95.
11 Мороз, Я. Ю. Специфика социально-групповой идентичности
молодежи с ограниченными физическими возможностями / Я. Ю. Мороз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,
политология, культурология. - 2011. - №2. - С. 144-149.
12 Официальный сайт проекта «Шаг за шагом к мечте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: йНр://шагзашагомкмечте.рф/.
13 Грушецкая, И. Н. Содержание досуговой деятельности молодых инвалидов / И. Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - № 3. - С. 170-172.
14 Белозерова, Е. В. Доступность высшего образования для инвалидов / Е. В. Белозерова // Опыт организации высшего образования людей с инвалидностью : сб. науч. тр. / под ред. Д. В. Зайцева. - Саратов: Научная книга, 2004. - С.16-21.
15 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
16 Ярская-Смирнова, Е. Р. Высшее образование инвалидов: политика и опыт / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 38-50.
17 Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии / Н. Н. Шептулина // Справочник кадровика. - 2008. - № 2. - С. 20-28.
18 Жигунова, Г. В. Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации / Г. В. Жигунова // СИСИ - 2011. - № 3. - С.73-81.
19 Аверина, Е. А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России / Е. А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 1(17). - С. 141-147.
20 Фетисова, А. В. Молодежь с ограниченными возможностями как объект молодежной политики / А. В. Фетисова // Science Time. - 2014. - № 5. - С. 200-221.
21 Басов, Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России: советский период и современность / Н. Ф. Басов // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2010. - № 19. - С. 56-69.
22 Фетисова, А. В. Поддержка инвалидов молодежного возраста в России: государственная политика и общественная практика (региональный аспект) / А. В. Фетисова, А.А. Колотилина // Science Time. - 2014. - № 11. - С. 394-399.
23 О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : федер. закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/.
24 Михайлова, А. А. 5 основных изменений в жизни инвалидов в
2016 году [Электронный ресурс] / А. А. Михайлова // Информационно¬правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа:
http: //www.garant.ru/article/678950/#ixzz4 SVxgyING.
25 Абашидзе, А. X. Международно-правовые основы защиты прав инвалидов / А.Х. Абашидзе, В.С. Маличенко // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2014. - № 1. - С. 32-36.
26 О правах инвалидов [Электронный ресурс] : Конвенция ООН от
13.12.2006 // Справочная правовая система «Гарант». - Режим доступа:
http://base.garant.ru/2565085/.
27 Головина, Т. А. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы - последовательное решение проблем для людей с особыми потребностями / Т. А. Головина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 84-86.
28 Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/.
29 Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fadm.gov.ru/.
30 Тюптя, Л. Т. Социальная работа (теория и практика) :
учебное пособие / Л. Т. Тюптя, И. Б. Иванова. - Москва : ВМУРОЛ, 2004. - 408 с.
31 Басова, В. М. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация / В. М. Басова, О. Н. Веричева // Вестник КГУ им.
Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - № 3. - С. 167-171.
32 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_156558/.
33 Михайлова, T. А Проектная деятельность работников социальной сферы / Т. А. Михайлова // КПЖ. - 2015. - № 5-1. - С. 217-219.
34 Чернецкая, А. А. Технология социальной работы : учебник / А. А. Чернецкая. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 400 с.
35 Луков, В.А. Социальное проектирование : учебное пособие / В.
A. Луков. - Москва : Издательство Московского гуманитарного
университета: Флинта, 2007. - 240 с.
36 Официальный сайт государственной грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kras-grant.ru/.
37 Аркатова, А. В. Первые шаги в социальном проектировании / А.
B. Артакова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2016. - № 2(22). - С.69-71.
38 Шакарбиева, С. В. Социальное проектирование в молодежной среде в условиях формирования гражданского общества / С. В. Шакарбиева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 2. - С. 85-88.
39 Чапская, Я. М. Опыт работы по привлечению студентов к социальному проектированию в процессе профессиональной подготовки / Я. М. Чапская, Н. Н. Битюцкая // C6opHHK конференций НИЦ Coциocфepa. - 2014. - № 7. - С. 36-39.
40 Беспарточный, Б. Д. Инновационно-прогностические подходы в социальном проектировании / Б. Д. Беспарточный, Л. В. Левина, А. И. Левин
// Известия Юго-Западного государственного университета. - 2014. - № 4 (55). - C. 99-104.
41 Басов, Н. Ф. Социальная работа с инвалидами: пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
42 Шенцева, Н. Н. Описательная модель социально¬психологической реабилитации группы «молодых людей-инвалидов» / И. Н. Шенцева, А. Ю. Давыдова // Научный диалог. - 2013. - № 4 (16). - С. 85-95.
43 Журавлева, С. И. Социокультурная адаптация современной Российской молодежи: социологический анализ : дис. канд. социол. наук : 22.00.06 / Журавлева Светлана Ивановна. - Ставрополь, 2005. - 152 с.
44 Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учебное пособие / С. В. Тетерский. - Москва : Академический Проект, 2003. - 496 с.
45 Курбатов, В. И. Социальная работа : учебное пособие / В. И. Курбатов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 576 с.
46 Шаровская, А. В. Драматерапия как технология социальной реабилитации молодых инвалидов: теоретический аспект / А. В. Шаровская // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). - С. 41-45.
47 Агапов, Е. П.. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие / Е. П. Агапов. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. - 324 с.
48 Суслова, В. В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления : монография / В. В. Суслова. - Москва : Гардарики, 1993. - 90 с.
49 Официальный сайт РИАС [Электронный ресурс] : Информационно-справочный портал для инвалидов. - Режим доступа: http://invalid24.ru/.
50 Официальный сайт Красноярской региональной общественной
организации инвалидов «ТАЛАНТ» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://invatalant.ru.
51 Устав Красноярской региональной общественной организации инвалидов «ТАЛАНТ» : утв. общим учредительным собранием от 03.11.2003 [Электронный ресурс] : официальный сайт Красноярской региональной общественной организации инвалидов «ТАЛАНТ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://invatalant.ru
52 Жижко, Е. В. Опыт социальной работы с различными группами населения : учебное пособие / Е. В. Жижко, М. М. Хохлова. - Красноярск: СФУ, 2010. - 124 с
53 Экспертное интервью № 1
54 О государственной молодёжной политике Красноярского края [Электронный ресурс]: закон Красноярского края № 20-5445 // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.zakon.krskstate.ru/0/doc/5033.
55 Официальный сайт Красноярской региональной организации Всероссийского общества инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kras-voi.ru.
56 Официальный сайт Фонда президентских грантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://президентскиегранты.рф/Ноте/Копкшъ.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ