Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема политического участия студенческой молодежи (Смоленский Государственный Университет)

Работа №42453

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость1400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
461
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Есть приложение (Анкета «Политическое участие студенческой молодежи»).
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические проблемы исследования политического участия российской студенческой молодежи 7
1.1 Студенческая молодежь как субъект политического участия 7
1.2 Методологические аспекты изучения политического участия студенческой молодежи в современной социологической литературе 18
Глава 2 Ценностные установки российского студенчества и факторы влияния на уровень его политического участия (или: социально-политической активности) российской студенческой молодежи 30
2.1 Идеологические и социально-экономические факторы влияния на уровень политического участия современного российского студенчества 30
2.2 Ценностные установки и характерные черты социально-политической активности российской студенческой молодежи 39
Глава 3 Анализ результатов социологического исследования особенностей политического участия студенческой молодежи СмолГУ 49
3.1 Программа исследования 49
3.2 Анализ результатов исследования 50
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение 69

Актуальность исследования. Студенческая молодежь характеризуется лабильностью сознания, проявляющегося в недостаточной твердости жизненных установок и неопределенности социальных ориентаций; трансгрессивностью, т.е. способностью преодолевать табу, стереотипы, конструируя новую социальную реальность на микро- и макро- уровне; экстремальностью, выражающейся в максимализме и крайностях индивидуального и группового поведения. Благодаря своему инновационному потенциалу она обновляет социально-политический опыт для передачи будущим поколениям. От того, насколько сознательно молодой человек включается в общественно- политическую сферу, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит, в конечном счете, возможность реализации его политических интересов.
В современных условиях можно по-разному оценивать степень включенности возрастной группы до 30 лет в политические процессы. С одной стороны, студенческая молодежь негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична. Вместе с тем, это может быть связано с возросшим интересом молодежи к политике. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения. В молодежной аудитории часто критикуются современные тенденции в политике, интенсивно обсуждаются острые общественные вопросы, активизируются альтернативные виды деятельности (пикеты, протестные марши, вплоть до участия в различных экстремистских и террористических организациях). В этом аспекте вовлеченность молодого поколения в политические процессы (в том числе игнорирование участия в них) представляется как одна из форм протестного поведения. Формирование политически грамотного и социально компетентного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. Поскольку социальные позиции основной массы студенческой молодежи не приобрели устойчивую форму, а процесс формирования собственных нравственных убеждений (императивов), которые составляют стержень сознания, еще не завершен, направленность политических настроений часто приобретает спонтанный характер и зависит от влияния внешних факторов. В кризисный период неустойчивость как имманентная характеристика социального статуса молодежи усиливается на фоне экономического расслоения в составе самой группы, способствуя росту напряженности и политической конфронтации. Поэтому интерес к политической активности молодежи остается одним из приоритетных направлений не только государственной политики, но и научных исследований.
Степень разработанности проблемы. За последнее десятилетие появился целый ряд исследовательских работ, рассматривающих отдельные аспекты проблемы политического участия студенческой молодежи. В числе значимых являются научные статьи А.А. Жиляевой, Ю.А. Зубок, Д.А. Китовой и др. Проблема политического участия студенческой молодежи представлена в научных трудах Э.Е. Кузнецовой, И. Медведевой, Н.В. Подвойской и др. В трудах А.Ф. Простова, С.С. Романьковой, Т.В. Синицыной и др. подчеркивается, что студенческая молодежь, как и молодежь вообще, является индикатором определения стабильности социально-экономических-политичсеких отношений в обществе. В научных трудах В. Ситарова, Н.Н. Чалдышкиной и др. определены социальные функции и жизненные силы студенческой молодежи в аспекте политического участия. В исследованиях С.Я. Ермолич, Е.В. Ереминой, Ю.Г. Черняк, А.Л. Фурсова, М.М. Шибаевой и др. подчеркивается, что студенческая молодежь как неотъемлемая часть любого общества, вовлеченная в многочисленные процессы модернизации и стабилизации политической жизни, является не только своеобразным индикатором происходящих перемен, но и формирует потенциал будущего инновационного общества. В исследованиях А.Я. Долговой, Л.Н. Захаровой, В.В. Кривошеева и др. прослеживается тенденция к пониманию того, что молодые люди должны стать субъектом молодежной политики, максимально активно участвовать в ее формировании и реализации, на равных с государственными органами неся ответственность за успех и неудачи в реализации молодежной политики, а значит, за успехи и неудачи молодого поколения. Однако, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме политического участия студенческой молодежи, проблема не разрешена и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить особенности политического участия студенческой молодежи на примере СмолГУ.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать студенческую молодежь как субъект политического участия.
2. Раскрыть методологические аспекты изучения политического участия студенческой молодежи в современной социологической литературе.
3. Определить идеологические и социально-экономические факторы влияния на уровень политического участия современного российского студенчества.
4. Выявить ценностные установки и характерные черты социально-политической активности российской студенческой молодежи.
5. Разработать программу социологического исследования особенностей политического участия студенческой молодежи СмолГУ.
6. Проанализировать результаты социологического исследования социологического исследования по определению особенностей политического участия студенческой молодежи СмолГУ.
Гипотеза: выдвигается предположение, что студенческая молодежь СмолГУ характеризуется политической активностью, заинтересованностью в работе общественных организаций, имеет высокую мотивацию по отношению к политическому участию.
Объект исследования – политическое участие.
Предмет исследования – особенности политического участия студенческой молодежи на примере СмолГУ.
Методы исследования: научного познания как диалектический – изучение явлений в их постоянном развитии, анализ и синтез, историко-логический, сравнительно-аналитический, системный, институциональный, экспертных опросов. В ходе исследования применялись методы систематизации, теоретического обобщения, научной классификации, сравнительного анализа, а также статистические и социологические (интервью, анкетирование) методы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к определению студенческой молодежи как субъекту политического участия – В.В. Гаврилюк, С.В. Скутневой, Ж.Т. Тощенко и др.
- подходы к политической активности студенческой молодежи в современных условиях – Д.А. Китовой, Т.А. Носовой и др.;
- подходы к определению сущности политического участия студенческой молодежи – А.Ю. Петрова, Н.В. Подвойской и др.;
- подходы к социально-политичсеким функциям студенческой молодежи – О.А. Раковской, М.М. Ромм и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе социологического исследования, могут быть учтены в планировании работы по развитию политической активности студенческой молодежи.
Эмпирическая база исследования. Исследование проходило среди студентов СмолГУ: в исследовании приняли участие 60 студентов СмолГУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема активизации молодежного студенческого ресурса для решения модернизационных задач в современном российском обществе является одной из актуальных и социально значимых, поскольку студенческая молодежь является особой, обладающей рядом специфических характеристик, социально-демографической группой, от которой во многом зависит будущее любой страны.
Студенчество наиболее многочисленная и значительная по роли в системе общественного воспроизводства социальная группа. Основная задача студенческой молодежи – пополнение числа квалифицированных членов общества, специалистов и слоя интеллигенции. Студенчество выступает как переходная социальная группа со своими особенностями, в рамках которой проходит личностное и социальное становление. Также отличительными чертами студенчества являются: стремление ко всему новому, склонность к максимализму, что объясняется отсутствием опыта, приписывание большого значения собственному мнению. Период студенчества становится временем интенсивного развития нравственных и эстетических характеристик, становления характера и его стабилизации, овладения полным набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально трудовые, и поэтому имеет большое значение.
Политическое участие традиционно рассматривается исследователями как разновидность поведения и/или отношений индивидов в политике. При этом уточняются рамки участия в политике: либо это участие только в политическом процессе как «санкционированном», легитимном, либо, в более широком смысле, участие в политической жизни, которая масштабнее политического процесса и выходит за его пределы, охватывая и «несанкционированные», нелегитимные и насильственные действия.
В современном обществе социально-политическое участие студенческой молодежи рассматривается, прежде всего, в контексте протестных настроений и социальной нестабильности, при этом учитывается, что студенческая молодежь всегда выступала как социальная группа, излишняя активность которой должна быть купирована и взята под особый контроль. Как правило, принимается во внимание и то обстоятельство, что именно студенческая молодежь обеспечивает трансмиссию общественных отношений и выступает как носитель социальных и политических инноваций, поэтому повышение ее социально-политической активности в период кризиса становится одним из условий поиска новых форм общественного устройства.
В настоящее время факт влияния статусных характеристик на политическое участие не подвергается сомнению, речь идет лишь о выделении этих характеристик, анализе характера и силы их влияния, а также о национальной специфике. Группа социально-психологических моделей включает в себя несколько подходов. Одним из них является когнитивный подход к политическому участию, основанный на учете внутреннего мира, субъективного представления о внешней реальности, которым люди пользуются по-разному (которые диктуют различные логики реакции на окружающее): для одних – это средство отгородиться от внешней экспансии, для других – орудие помогающее организовать свою политическую активность. Классической моделью политического участия является ценностная модель. Основное внимание в рамках нее отводится влиянию определенных ценностей и ориентаций на вовлеченность в процессы политического участия.
Факторы и мотивы, влияющие на политическую активность личности, имеют двоякое воздействие: с одной стороны они формируют активного человека, который осознает свою роль в процессе принятия решений, с другой стороны формируют пассивных личностей, которые отстраняются от политической жизни по различным причинам.
С целью изучения особенностей политического участия студенческой молодежи СмолГУ было организовано и проведено социологическое исследование. Проведенное социологическое исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Анализ результатов проведенного социологического исследования позволяет заключить, что в студенческой молодежной среде растет недовольство действиями властей, однако подавляющее большинство студентов СмолГУ не готово к активному выражению этого недовольства и при этом не рассматривает участие в общественно-политических организациях, а также участие в митингах и шествиях как эффективные способы выражения своего мнения и участи в политике.
2. По степени интенсивности политического участия студенческая молодежь СмолГУ представляет собой довольно пеструю картину. Наряду с группой активно интересующихся политикой исследование позволило выявить группы пассивно интересующихся и не интересующихся ею. Активность в данном случае демонстрирует психологическую вовлеченность, глубокое переживание острых социально-политических проблем, стремление занять определенную мировоззренческую позицию. Вцелом, уровень политического участия студенческой молодежи СмолГУ можно охарактеризовать как низкий.
3. Студенческая молодежь СмолГУ свободна в своей идейной и политической ориентации. Однако современное молодое поколение в большей своей части настроено весьма патриотично и верит в будущее России. Вместе с тем необходимо констатировать, что в студенческой среде СмолГУ усиливается недоверие к институтам власти и ее представителям. В сознании молодых людей происходит формирование образа государства, в котором студенческие молодежные организации не могут повлиять на структуру общественных отношений.
По результатам проведенного социологического исследования были разработаны рекомендации по повышению политического участия студенческой молодежи СмолГУ.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Аманжолова, Д. А. История и образование: борьба за души и умы / Д. А. Аманжолова // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2014. – № 1 (1). – С. 23-38.
2. Андрюшков, А. Программа социальной молодежной политики: вклад территориального сообщества / А. Андрюшков // Народное образование. – 2017. – № 8. – С. 47-51.
3. Апокин, А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда / А. Апокин // Вопросы экономики. – 2014. – № 6. – С. 98-110.
4. Арсентьев, Е. А. Молодёжные организации и объединения современной России / Е. А. Арсентьев // Преподавание истории в школе. – 2015. – №7. – С.16-24.
5. Борисова, Т.. Развитие инициативности учащейся молодежи: проблемы, ресурсы / Т. Борисова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 2. – С. 37-40.
6. Винограденко, Г.Г. Социализация, интернализация, идентичность : диалектика взаимосвязи / Г. Г. Винограденко, И. В. Фролова // Вестник БашГУ. – 2016. – Т. 16. – № 4. – С. 1389–1391.
7. Волков, Ю. Г. Социология : Учебник / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – изд. 2-е, испр. и доп.– Москва : Гардарики, 2014. – 512 с.
8. Ворона, М. А. Мотивы студенческой занятости / М. А. Ворона // СОЦИС. – 2014. – № 8. – С. 106-115.
9. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 44 – 50.
10. Горбулева, М. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации / М. Горублева // Высшее образование в России. – 2016. – № 9. – С. 109-113.
11. Грязнова, О. Российская молодежь в структуре современного социально–политического процесса / О. Грязнова // Отечественные записки. – 2016. – №5. – С. 316–335.
12. Долгова, А. Я. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны / А. Я. Долгова // Человек и труд. – 2012. – 8. – С. 38-41.
13. Еремина, Е. В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа / Е. В. Еремина // Регионология. – 2017. – № 3. – С. 58-61.
14. Ермолин, А. Национальная молодежная политика: партнерская модель / А. Ермолин // Народное образование. – 2017. – № 3 – С. 10-17.
15. Жиляев, А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи / А. А. Жиляев // Инновации в образовании. – 2017. – №3. – С. 87- 96.
16. Захарова, Л. Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи / Л. Н. Захарова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 4(14). – С. 218-222.
17. Зубенко, Н. Ю. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи в системе непрерывного образования / Н. Ю. Зубенко // Среднее профессиональное образование. – 2016. – № 7. – С. 20-22.
18. Зубок, Ю. А. Социология молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – Москва : Норма, 2016. – 606 c.
19. Зубок, Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // СОЦИС: Социологические исследования – 2013. – №4. – С. 42–51.
20. Каменская, Е. Н. Социология : Учебное пособие / Е. Н. Каменская. – Москва : Дашков и К, 2015. – 532 с.
21. Китова, Д. А. Психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям в современных условиях / Д. А. Китова // Гуманизация образования. – 2017. – № 1. – С. 103-108.
22. Кривошеев, В. В. Социологические аспекты идентичности: поиск параметров и характеристик / В. В. Кривошеев // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2016. – № 6. – С. 63-69.
23. Кузнецова Э. Е. Молодежь: социальные предпосылки экономической активности / Э. Е. Кузнецова // Латинская Америка. – 2015. – №1. – С. 35–51.
24. Лисаускене, М. В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М. В. Лисаускене // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 111 – 115.
25. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // СОЦИС: социологические исследования – 2002. – №10. – С. 79–87.
26. Мальгин, Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания / Е. Л. Лисаускене // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 11. – С. 13-15.
27. Маркелов, А. С. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка / А. С. Маркелов //Социальная политика и социология. – 2014. – № 4. – С. 332-341.
28. Медведева, И. Поколение цветов: проблемы современной молодежи / И. Медведева // Дитя человеческое. – 2017. – № 3. – С. 25 – 29.
29. Носова, Т. А. Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОУ ВПО / Т. А. Носова // Высшее образование в России. – № 7. – 2017. – С. 74-77.
30. Омельченко, Е. Стили жизни российской молодежи : из ХХ в ХХI век / Е. Омельченко // Народное образование. – 2016. – №5. – С. 171 – 178
31. Орлов, А. А. Социология / А. А. Орлов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 569 с.
32. Орлова, В. В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В. В. Орлова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2010. – №8. – С. 30-35.
33. Петров, А. Ю. Социальные практики молодежи : механизмы структурирования и идентификации / А. Ю. Петров // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2016. – №3. – С. 123 – 134.
34. Плугарь, О. А. Молодежь как социальная группа : определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования / О. А. Плугарь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 11-17.
35. Подвойская, Н. В. Жизненные силы молодежи как потенциал инновационного развития России начала XXI века / Н. В. Подвойская // Социальная политика и социология. – 2016. – № 4. – С. 150-158.
36. Подрезов, К. А. Социология. Учебно-методическое пособие / К. А. Подрезов. – Тула : Инфра, 2015. – 294 с.
37. Простов, А. Ф. Социально-культурологический анализ проблем современной российской молодежи / А. Ф. Простов // Вопросы культурологии. – 2016. – №9. – С. 51–58.
38. Протопопова, В. А. Принципы гуманитарно-кластерного управления современным социокультурным комплексом / В. А. Протопопова // Образование. Наука. Инновации. – 2013. – №6. – С. 37-43.
39. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодежи : тенденции, проблемы, перспективы / О. А. Раковская. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 387 с.
40. Розанов, В. В. Из жизни, исканий и наблюдений студенчества / В. В. Розанов. – Москва : Гриф, 2016. – 296 c.
41. Романькова, С. С. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория / С. С. Романькова // Наука, образование и культура – №6 (21). – 2017. – С. 52-55.
42. Ромм, М. В. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе / М. В. Ромм // Высшее образование в России. – 2016. – №12. – С. 104-113.
43. Сапронов, А. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов // Высшее образование в России. – 2017. – №6. – С. 140 – 142.
44. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 37-43.
45. Синицына, Т. В. Современный российский рынок graduate-рекрумента / Т. В. Синицына // Высшее образование в России. – 2017. – № 1. – С. 132-136.
46. Ситаров, В. Ментальные характеристики современной студенческой молодежи / В. Ситаров // Alma mater. – 2017. – № 7. –С. 13-17.
47. Скутнева, С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С. В. Скутнева // СОЦИС. – 2016. – №10. – С. 88 - 94.
48. Соколова-Сербская, Л. Молодежные субкультуры / Л. Соколова-Сербская // Народное образование. – 2015. – № 7. – С. 265-268.
49. Соколов, Е. К. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи / Е. К. Соколова // Alma mater. – 2014. – № 2. – С. 46-56.
50. Сорокина, Г. В. Проблема профессионального самоопределения современной молодежи / Г. В. Сорокина // Социологические исследования. – 2015. – №2. – С. 11-17.
51. Тощенко, Ж. Т. Социология : Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – Москва : Юрайт-М, 2016. – 511 с.
52. Тринитатская, О. Г. Управление развивающей средой инновационной школы: монография ; под общ. ред. С. Ф. Хлебуновой, 3-е изд., дополненное / О. Г. Тринитатская. – Ростов на Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. – 132 с.
53. Чалдышкина, Н. Н. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза / Н. Н. Чалдышкина // Ярославский педагогический вестник. – 2017 – № 1 – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 49-55.
54. Чередниченко, Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню / Г. А. Чередниченко // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 152-182.
55. Черняк, Ю. Г. Риск в поведении молодежи: особенности измерения / Ю. Г. Черняк // Социология. – 2016. – №4. – С. 68–72.
56. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 10.06.2018 г.)
57. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода : проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 8. – С. 467-471.
58. Фурсенко, А. Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации и государственных мерах по ее реализации / А. Фурсенко // Народное образование. – 2016. – № 4. – С. 9-13.
59. Шаламова, Л. Ф. Органы студенческого самоуправления как субъект активизации социального потенциала студенчества / Л. Ф. Шаламова // Социально¬ гуманитарные знания. – 2014. – № 3. – С. 152-157.
60. Шафеева, Н. Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза / Н. Д. Шафеева // Вектор науки ТГУ. – 2011. –№ 4 (18). – С. 482-484
61. Шибаева, М. М. Политическая социализация личности как мировоззренческая проблема / М. М. Шибаева // СОЦИУС. – 2014. – №2. – С. 22-24.
62. Шумилов, А. В. Инновационные факторы гражданской активности молодежи (региональная специфика) / А. В. Шумилов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://www.scienceeducation.ru (дата обращения: 10.06.2018).
63. Ядова, М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения / М. А. Ядова // Социологические исследования. – 2016. – №10. – С. 78–88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ