Введение
Глава 1. Экономические санкции и их эффективность
§1.1. Сущность экономических санкций и их анализ в литературе
§1.2. Международная политэкономия и экономические санкции
§1.3. Антироссийские санкции
Глава 2. Инвестиционный климат России в условиях санкций
§2.1. Понятие инвестиционного климата и российские реалии
§2.2. Феномен свободных экономических зон в мире и его использование как инструмента привлечения прямых иностранных инвестиций
§2.3. Влияние экономических санкций на инвестиционный климат России и перспективы его изменения
Глава 3. Промышленный сектор России в условиях санкций
§3.1. Структуральные и институциональные проблемы промышленного сектора России
§3.2. Нефтегазовая отрасль, ОПК и региональное влияние санкций
§3.3. Промышленная политика России в условиях санкций
Заключение
Список литературы и источников.
Приложения
В последнее время в международных отношениях применение санкций страной или группой стран как ограничительных, хотя и обоюдоострых, мер в отношении государства с целью принудить последнего к изменению политического курса, происходит все чаще.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономические санкции являются для России новым и малоизученным явлением, а также промежуточным элементом в управлении конфликтом, эффективность которого весьма неоднозначна, так как он объединяет комплекс различных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на экономику государства.
Данная работа посвящена изучению состояния инвестиционного климата, промышленной политики России в частности и изменениям в результате введенных экономических санкций со стороны Запада. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику вследствие сегодняшних событий является для России весьма актуальной темой. Применение санкций оказывает воздействие на большинство сфер деятельности, однако на экономику в этом случае приходится наиболее сильный удар. В работе рассмотрены основные экономические показатели российского рынка, определены приоритеты в повышении инвестиционной привлекательности России и выявлены направления ее промышленной политики. Какие инструменты привлечения инвестиций являются самыми эффективными? Велика ли зависимость российских регионов от экономических санкций? Какие проблемы существуют в промышленном секторе? Какие отрасли промышленности могут понести определенные потери, а в каких из них санкции могут дать толчок к развитию?
Акцентировано внимание на то, что для экономического роста и привлечения иностранного капитала следует сформировать благоприятный качественный инвестиционный климат. Также необходимо развивать отечественные производственные мощности на основе внедрения инновационных технологий, реиндустриализации и модернизации промышленности.
Целью выпускной квалификационной работы является определение влияния экономических санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: изучить источники и литературу, касающуюся сущности понятий "санкции" и "инвестиционный климат", в частности, антироссийских санкций, изучить статистические данные для анализа динамики развития промышленного сектора России, выявить положительные и отрицательные последствия санкций для отраслей промышленности и направления промышленной политики России по сглаживанию последствий западных санкций.
Объектом исследования являются инвестиционный климат и промышленная политика России в контексте введенных экономических санкций.
Предметом исследования являются экономические санкции, введенные против России Европейским Союзом, Соединенными Штатами и странами-сателлитами Запада, направленные против России и ее гражданского населения.
Теоретической основой исследования служили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и политологов, посвященные сущности экономических санкций и последствиям их применения, таких ученых как М.В. Сидорова, Е.А. Климова, М.В. Братерский, Й. Галтунг, Г. Хафбауэр, Дж. Шотт, К. Эллиот, Л. Фишер, М. Докси, Р. Пейп, Дж. Линдси, Д. Карлович, М. Дауди, М. Даджани, К. Носсал, М. Нинчич, П. Валленстин, Д. Балдвин, инвестиционному климату - А. Бакитжатов, С. Филин, В.В. Литвинова, О.Ю. Толкаченко, Л.С. Валинурова, Дж. Даннинг, политэкономическому анализу - Т. Конлей, Р. Гилпин и другие.
Делая выводы по проделанной работе, можно сказать о том, что санкции, вопреки точке зрения Запада, оказались не эффективным методом изменения политического курса России. Россия не будет следовать западной политике в ущерб своим собственным интересам и будет стремиться улучшить свое благосостояние путем собственных ресурсов для сглаживания экономических потерь.
Можно сказать, что санкции оказали определенное влияние на большинство сфер деятельности, в частности, экономические санкции изменили инвестиционный климат России и ее промышленную политику. В результате произошедших событий инвестиционный климат значительно ухудшился, и Россия стала менее привлекательной для прихода иностранных инвесторов, однако существуют отрасли, на которые санкции оказали положительный эффект.
Кроме того, эти ограничения со стороны Запада стали мощным стимулом для импортозамещения в России, особенно, если учитывать введенные российским правительством контрсанкции, ограничивающие закупки некоторых западных товаров (большей частью продукты питания). Таким образом, отечественные производители остаются в выигрыше ввиду отсутствия конкуренции, а в стране в целом снижается градус зависимости от иностранных товаров и технологий.
Эффективными инструментами для противостояния негативному влиянию экономических санкций и привлечения инвестиций в Россию является создание особых экономических зон (зон особого экономического развития) и принятие мер по снижению административных барьеров ведения бизнеса.
Необходимо формирование в нашей стране стабильной, устойчивой, структурно сбалансированной и институционально привлекательной промышленности, которая сможет эффективно развиваться и интегрироваться в глобальную технологическую среду, способную в условиях санкций решать задачи обеспечения экономического развития России.
Так как российская экономика имеет структуральные проблемы, а именно, существенным образом зависит от нефтегазового сектора, на него и пришелся наиболее сильный удар в связи с западными санкциями. Санкционные меры сильно ударили по добыче трудноизвлекаемой нефти и разработкам нефти на шельфе, где достаточно сложно найти замену западным технологиям. Не меньшую важность имеет и вопрос сервисного обслуживания и поставок оборудования для будущих проектов, так как Китай похвастаться надежностью своей продукции пока не может, а отечественный производитель производит очень мало. Однако, ограничительные меры будут способствовать развитию российского оборудования для нужд сектора и по смелым прогнозам заменить значительную часть западных комплектующих.
Также, среди факторов, которые препятствуют модернизации промышленности и негативно влияют на инвестиционный климат, можно выделить институциональные проблемы: к примеру, неэффективную систему государственного управления, которая увеличивает затраты торговых операций и является враждебной для потенциальных инвесторов
Ощутимые негативные последствия показал оборонно-промышленный комплекс России, который является одним из самых больших в нашей стране, отсюда и те значительные потери, который ОПК понес из-за введения экономических санкций. Компании, функционирующие в оборонно-промышленном комплексе России, понесли значительные убытки от невозможности реализовывать свою продукцию на европейском и американском рынках. Можно сказать, что как и в секторе газовой и нефтяной промышленности, в ОПК может пострадать несколько крупных совместных инициатив, которые связаны с привлечением европейских и американских инновационных технологий.
Однако, несмотря на значительные негативные последствия санкций для нефтегазовой и оборонно-промышленной отрасли, Россией в рамках промышленного сектора и его оптимизирования активно осуществляется политика импортозамещения. К примеру, для роста закупок продукции отечественного производителя в рамках промышленной политики активно развивается деятельность предприятий по производству газоперекачивающего оборудования. Спектр их деятельности достаточно широк и включает в себя производство: газораспределительного, нефтехимического, газопромыслового и бурового оборудования, малой энергетики, перспективных материалов и технологий. Также, в 2016 Министерством экономического развития РФ сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов, способствующих политике импортозамещения, увеличению экспорта и технологическому развитию промышленности. Больше всего проектов направлено на следующие отрасли: ингредиенты и оборудование для пищевой промышленности, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, электрохимическая и кабельная промышленность. Особое значение уделяется нефтегазовому машиностроению, представляющим собой эффективную платформу для внедрения инновационных технологий и обладающим инвестиционной привлекательностью. Привлеченные инвестиции смогут обеспечить финансовую основу не только для импортозамещения, но и для реиндустриализации промышленности в целом.
Динамика развития промышленности достаточно неоднородна. Так, производство пищевой промышленности способно вырваться вперед, а также отдельные виды промышленности, такие как горнодобывающая, металлургия, автопроизводство могут получить определенную пользу и господдержку ввиду обострившейся ситуации. В целом, у России имеется большой потенциал к технологическому развитию сектора на основе отечественных технологий и все геополитические возможности для размеренного роста.
Что касается региональной составляющей, пострадать от экономических санкций могут те регионы, в которых находятся предприятия оборонно-промышленного комплекса и машиностроительные предприятия, обеспечивающие значительный доход в бюджет федеральным субъектам РФ, в которых они находятся.
Необходимо сказать, что санкционные меры для России носят стимулирующий характер, направленный на участие государства в развитии экономики и промышленного сектора в частности. Существующие условия убирают с рынка слабых игроков, что позволяет компаниям со стабильным доходом упрочить свои позиции.
Несмотря на действующие санкции, индекс промышленного производства в России за 2016 год превысил аналогичные показатели за 2015 после его снижения в 2014, что показывает готовность российской экономики бороться с трудностями, принесенными санкциями .
Таким образом, можно сказать, что в краткосрочной перспективе сильнее всего санкции могут сказаться на отдельных технологических проектах, преимущественно в области нефтедобычи и ОПК. Необходимо отметить, что даже те компании, у которых нет запрета на работу с иностранными компаниями, могут оказаться под ударом, так как большинство западных партнеров не будут рисковать сотрудничать с этими предприятиями из-за нестабильности настоящей ситуации.
В долгосрочной перспективе влияние санкций может оказаться весьма значительней, так как, во-первых, сократились возможности привлечения дешевых инвестиций для многих инфраструктурных компаний, и государство не в состоянии удовлетворить финансовые аппетиты всех компаний. Во-вторых, компании оказываются буквально отрезанными от технологических новшеств (особенно в нефтедобывающей отрасли), которые сложно в короткие сроки заменить российскими или китайскими. Также, запрет на импорт продукции двойного назначения и ограничительные меры на ввоз высокотехнологичных товаров может значительным образом увеличить технологическое отставание нашей страны от ведущих мировых держав. Но все же, учитывая то, что экономика России в 2017 году будет по-прежнему зависеть от динамики нефтяных котировок, а цены на нефть к этому времени начнут восстанавливаться, она рано или поздно сможет адаптироваться и нормализоваться.
1. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Приложение 1. Относительно свободных экономических зон // "Право и экономика", №8, 1995, С. 125-129.
2. Минпромторг поможет регионам реализовать все антикризисные мероприятия, на сайте Минпромторга - URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!korsovet (дата обращения 20 апреля 2017)
3. Обращение Президента Путина к Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года на сайте Kremlin.ru - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения 25.03.2017)
4. Обращение Президента Путина к Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года на сайте Kremlin.ru - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 25.03.2017)
5. Общая информация о СЭЗ Республика Крым и город федерального значения Севастополь с сайта Министерства Экономического развития Республики Крым [электронный ресурс] - URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/sez/sez_ru_09-01-2017.pdf (дата обращения 23.03.2017)
6. Общественный совет при Минпромторге поддержал проект Закона "О промышленной политике", на сайте Минпромторга - URL: http://minpromtorg.gov.ru/open_ministry/public/meetings/meeting_6/ (дата обращения 22.05.2017)
7. Особые экономические зоны на сайте компании ОАО ОЭЗ "Особые экономические зоны" [электронный ресурс] URL: http://www.russez.ru/oez/industrial (дата обращения 22.02.2017)
8. Распоряжение Минпромторга России от 19 марта 2014 года № 398-р [электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/41d4cc19757c1099b2b3.pdf (дата обращения 22.05.2017)
9. Устав Организации Объединенных Наций, 1945 г. [электронный ресурс] URL: http://www.un.org/en/charter-united-nations/index.html
10. Утверждена программа поддержки легпрома на 2016 год, на сайте Минпромторга - URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!utverzhdena_programma_podderzhki_legproma_na_2016_god (дата ообращения 29 января 2017)
11. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" на сайте новостного портала Российская Газета - URL: https://rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (дата обращения 22.02.2017)
Литература
1. Антикризисные меры поддержки промышленности будут меняться на системные на сайте электронного журнала Экономика и жизнь - URL: https://www.eg-online.ru/news/317583/ (дата обращения 22.05.2017)
2. Ассоциация производителей труб и Газпром подписали соглашение, сайт Металлоснабжение и сбыт - URL: http://www.metalinfo.ru/ru/news/popup?id=91057 (дата обращения 22.05.2017)
3. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: ме- тодические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2001. № 5. С. 11-15.
4. Беларусь наращивает экспорт сыра и творога в Россию, на сайте научно-практического аграрного журнала Белорусское сельское хозяйство - URL: http://agriculture.by/news/belorusskij-rynok/belarus-naraschivaet-jeksport-syra-i-tvoroga-v-rossiju (дата обращения 29 января 2017)
5. В Крыму закрываются автосалоны, на сайте новостного ресурса Крым.WS - URL: http://krim.ws/2014/news/305903.html (дата обращения: 17.02.2017)
6. Валинурова Л. С. Управление инвестиционной деятельностью: учебник / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова. - М.: КНОРУС, 2005. - С. 28
7. Баркатунов В.Ф. Законодательство о территориях опережающего развития как инструмент реформирования российской экономики // Политика, экономика и инновации. - №2. - 2016.
8. Васильев Л.И. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе // Экономист. - №11 - 12. - 1992. - С. 27-31
9. Влияние санкций на нефтегазовый сектор РФ на сайте Независимой газеты - URL: http://www.ng.ru/energy/2015-10-13/13_sanktsii.html (дата обращения 20 апреля 2017)
10. Глава Сургутнефтегаза объяснил неуязвимость компании перед санкциями, на сайте отраслевого журнала Rogtec - URL: https://rogtecmagazine.com/глава-сургутнефтегаза-объяснил-неуя/?lang=ru (дата обращения 22.05.2017)
11. Доходность на нуле, импортозамещение - красивое слово. Сиенко выступил с честным заявлением, на сайте российского информагентства URA.ru - URL: https://ura.news/news/1052189185 (дата обращения 22.05.2017)
12. Заграница не помогает. Ведомости, 06.08.2014. - URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/31775541/zagranica-ne-pomogaet?full#cut (дата обращения 26.04.2017).
13. Засухин А.С. Инновационные направления промышленной политики импортозамещения в условиях экономических санкций. // Вестник университета. №1 / 2015. - С. 91
14. Заявление главы Citigroup в России на сайте информационного агентства RNS - URL: https://rns.online/economy/Citi-vklad-sanktsii-v-spad-VVP-Rossii-sostavil-10-2016-11-18/?utm_source=rnews (дата обращения 23.03.2017)
15. Заявление МИДа Венгрии на сайте информационного портала Газета.ru - URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2014/10/16/n_6568605.shtml (дата обращения 02.03.2017)
16. Заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на сайте информационного портала СН-плюс Свободные новости - URL: http://www.sn-plus.com/culture/7640-2012-06-22-14-20-24.html (дата обращения 02.03.2017)
17. Инвестиции: учеб. / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. - С. 52
18. Итоги 2016 года: Российская экономика - сюрпляс, местами переходящий в цейтнот, на сайте информационного агентства Интерфакс - URL: http://www.interfax.ru/business/543640 (дата обращения 12 января 2017)
19. Кириллов Д. Индустриализация. "Газпром" способствует развитию промышленности в России" // Корпоративный журнал ОАО Газпром. - 2013. - № 12.
20. Климова Н. В., Мурашкина С. Ю. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. № 106 / 2015
21. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом, Вопросы экономики. № 12. 2014. С. 67–79.
22. Комментарий В. Путина на заседании Форума Действий ОНФ на сайте информационного портала РИА Новости. - URL: https://ria.ru/politics/20141118/1033980565.html (дата обращения 25.02.2017)
23. Компания ExxonMobil хотела работать с "Роснефтью" вне санкций, Минфин США не позволил" на сайте интернет газеты Znak - URL: https://www.znak.com/2017-04-21/kompaniya_exxonmobil_hotela_rabotat_s_rosneftyu_vne_sankciy_minfin_ssha_ne_pozvolil (дата обращения 22.04.2017)
24. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): учебник - М.: Экономистъ, 2004. - С. 66
25. Литвинова, В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: Монография / В.В. Литвинова; Финуниверситет, Каф. "Гос. и муницип. финансы". — М.: Финуниверситет, 2013 — С. 68.
26. Медведев подписал распоряжение о господдержке автопрома в 2016 году, на сайте информационного ресурса Интерфакс - URL: http://www.interfax.ru/business/491052 (дата обращения 17.05.2017)
27. Невоенные рычаги внешней политики России: глобальные и региональные механизмы / под общ. ред. М. Братерского. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. 282 с
28. Никифоров И. А. Влияние экономических санкций на финансовое состояние банковской системы России // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2016. - Т. 6. - С. 86-90.
29. Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт но- вой экономики, 2006. С. 323.
30. Победа по клочкам. Коммерсант, 26.01.2015. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2649686 (дата обращения 26.04.2017).
31. Предприятия КРЭТ и Алмаз-Антея попали под американские санкции, на сайте информационного агентства Военное.рф - URL: военное.рф/2016/Санкции14/ (дата обращения 4 января 2017)
32. Производство сыра в России стало развиваться, но привело к предсказуемому подорожанию, на сайте новостного ресурса TheDairyNews - URL: http://www.dairynews.ru/news/proizvodstvo-syra-v-rossii-stalo-razvivatsya-no-pr.html (дата обращения 27 мая 2016)
33. Родина И.Б., Засухин А.С. Инновационная составляющая структурной перестройки российской промышленности // European Social Science Journal. - 2014. - №6(45). - Т. З. - С. 432-436.
34. Роснефть использует высокоэффективное российское буровое оборудование, информация с сайта Машиностроительного завода имени В. В. Воровского - URL: http://zivv.ru/about/news/rosneft_ispolzuet_visokoeffektivnoe_rossiyskoe_burovoe_oborudovanie (дата обращения 22.05.2017)
35. Санкции начали бить по углю, на информационном портале Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2554732 (дата обращения 27.03.2017)
36. Сообщение Росстата на сайте новостного ресурса РБК - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/268.htm (дата обращения 04.04.2017)
37. Толкаченко О.Ю. Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия // Транспортное дело России. 2008. № 4.
38. Топ-10 регионов производят свыше 40 % мяса в стране, на сайте журнала Агроинвестор - URL: http://www.agroinvestor.ru/regions/news/25898-top-10-regionov-proizvodyat-svyshe-40-myasa-v-strane/ (дата обращения 04.05.2017)
39. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 359
40. Conley, T 2007, 'International political economy', in M Griffiths ed., International Relations Theory for the Twenty-First Century, Routledge, Oxford. p.141
41. David Baldwin, Economic Statecraft, Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1985, p. 12-40.
42. Donna Rich Kaplowitz, Anatomy of a Failed Embargo: The Case of the U.S. Sanctions against Cuba, vol. I, Ph.D. dissertation, Johns Hopkins University, 1995, p. 32.
43. Doxey M. Economic Sanctions and International Enforcement, 2nd ed. /New York: Oxford University Press, 1980, p. 9.
44. Edward W. Walker. “The Ukraine crisis in 2015 Eurasian Geopolitics” UC Berkeley. January 14, 2015.
45. Elliot K. , Hufbauer G. , and Schott J. The Big Sqeeze: Why the Sanctions on Iraq Will Work // Washington Post, / December 9, 1990.
46. Galtung J. On the Effects of International Economic Sanctions: With Examples from the Case of Rhodesia. World Politics, Volume 19, pp. 380-381.
47. Gary Clyde Hufbauer, Jeffery J. Schott, and Kimberly Ann Elliot, Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy, 2nd ed. Washington, D.C.: Institute of International Economics, 1990, p. 120-122.
48. Gary C. Hufbauer, Kimberly A. Elliot, Tess Cyrus, and Elizabeth Winston, U.S. Economic Sanctions: Their Impact on Trade, Jobs, and Wages, Working paper Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1997 p.2
49. Hufbauer G.C. , . Schott J.J., and Elliot K. A., Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy, 2nd ed. Washington, D.C.: Institute of International Economics, 1990, pp. 9-10.
50. Kim Richard Nossal, International Sanction and International Punishment”, International Organization 43, 2, 1989, p. 301-322.
51. Labaton S. Fischer is indicted over chess match // The New York Times / December 16, 1992 Wednesday
52. Losman D.L., International Economic Sanctions: The Cases of Cuba, Israel, and Rhodesia. University of New Mexico Press, 1979. p. 1.
53. Martin Wolf, Will the nation-state survive globalization? Foreign Affairs; Jan/Feb 2001; vol 80, n°1; p.183
54. Miroslav Nincic and Peter Wallensteen, “Economic Coercion and Foreign Policy,” in Miroslav Nincic and Peter Wallensteen eds., Dilemmas of Economic Coercion: Sanctions in World Politics New York: Praeger, 1983, p. 3.
55. Moody’s Downgrades Russia’s Sovereign Rating to Ba1 from Baa3; Outlook Negative. Global Credit Research. 20 Feb 2015. - URL: https://www.moodys.com/research/Moodys-downgrades-Russias-sovereign-rating-to-Ba1- from-Baa3-outlook--PR_318857 (дата обращения 20.04.2017)
56. Morgan, T. Clifton, Navin Bapat, and Yoshi Kobayashi. 2014. " The threat and Imposition of Sanctions: Updating the TIES dataset." Conflict Management and Peace Science 31(5): 541-558
57. Robert A. Pape, “Why Economic Sanctions Do Not Work,” International Security, vol. 22, no. 2, 1997, p. 93-4.
58. Robert Gilpin, Global Political Economy: Understanding the International Economic Order, Princeton University Press, 2001 P.24
59. The economic and financial crisis in Russia background, symptoms and prospects for the future, Ośrodek Studiów Wschodnich im. Marka Karpia Centre for Eastern Studies. 2015. - pp. 10