Формирование самоконтроля в процессе обучения математике в начальной школе
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самоконтроля на уроках математики в начальной школе 7
1.1 Понятие самоконтроля 7
1.2 Особенности самоконтроля младших школьников 10
1.3 Методы и приемы формирования самоконтроля у младших
школьников на уроках математики 19
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по формированию самоконтроля у младших школьников 25
2.1 Диагностика уровня сформированности самоконтроля 25
2.2 Формирующий этап исследования 33
2.3 Контрольный этап исследования 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самоконтроля на уроках математики в начальной школе 7
1.1 Понятие самоконтроля 7
1.2 Особенности самоконтроля младших школьников 10
1.3 Методы и приемы формирования самоконтроля у младших
школьников на уроках математики 19
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по формированию самоконтроля у младших школьников 25
2.1 Диагностика уровня сформированности самоконтроля 25
2.2 Формирующий этап исследования 33
2.3 Контрольный этап исследования 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
В современном образовании развитие личности учащегося выдвинуто на первый план. Приоритетом являются личностные смыслы учения в жизни школьника, его самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт. В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы в трех группах результатов: «личностные, метапредметные и предметные. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные».
Одним из важнейших регулятивных учебных действий, влияющих на познавательные способности детей младшего школьного возраста, повышение эффективности их обучения, а также прочность и осознание знаний является формирование умений и навыков самоконтроля. Этим обусловлена актуальность выбранной темы данного исследования.
Но несмотря на всю важность формирования самоконтроля в младшем школьном возрасте видится ряд противоречий при реализации его на практике учителями начальных классов.
Существует явное противоречие между необходимостью применения разнообразных современных форм и методов обучения, направленных на формирование самоконтроля у младших школьников и недостаточной разработанностью этих методов обучения и методических рекомендаций, позволяющих создать эти условия.
Для решения этого противоречия необходимо:
- разработать методы обучения и методические рекомендации для
формирования самоконтроля младших школьников;
• выстраивать свою работу так, чтобы формирование регулятивных учебных действий осуществлялось на каждом уроке;
• организовывать процесс формирования регулятивных учебных действий последовательно и длительно, с бережным отношением к взрослению личности младшего школьника.
Проблема исследования: какие условия обучения необходимо создать для формирования самоконтроля в процессе обучения математике в начальной школе?
Цель исследования - создать условия, способствующие формированию самоконтроля учащихся начальных классов и проверить их эффективность на практике.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования самоконтроля у младших школьников на уроках математики будет успешен, если педагог:
• учитывает этапы развития самоконтроля;
• использует разнообразные методы и приемы по развитию самоконтроля на уроках математики;
• учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задачи исследования:
• провести анализ психолого-педагогической литературы по теме бакалаврской работы и определить особенности формированиянавыков самоконтроля у учащихся начальных классов;
• определить уровень самоконтроля у третьеклассников;
• создать условия, а именно: подобрать и апробировать комплекс методов и приемов, развивающих самоконтроль младших школьников на уроках математики;
• проанализировать и обобщить полученные результаты.
...
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы в трех группах результатов: «личностные, метапредметные и предметные. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные».
Одним из важнейших регулятивных учебных действий, влияющих на познавательные способности детей младшего школьного возраста, повышение эффективности их обучения, а также прочность и осознание знаний является формирование умений и навыков самоконтроля. Этим обусловлена актуальность выбранной темы данного исследования.
Но несмотря на всю важность формирования самоконтроля в младшем школьном возрасте видится ряд противоречий при реализации его на практике учителями начальных классов.
Существует явное противоречие между необходимостью применения разнообразных современных форм и методов обучения, направленных на формирование самоконтроля у младших школьников и недостаточной разработанностью этих методов обучения и методических рекомендаций, позволяющих создать эти условия.
Для решения этого противоречия необходимо:
- разработать методы обучения и методические рекомендации для
формирования самоконтроля младших школьников;
• выстраивать свою работу так, чтобы формирование регулятивных учебных действий осуществлялось на каждом уроке;
• организовывать процесс формирования регулятивных учебных действий последовательно и длительно, с бережным отношением к взрослению личности младшего школьника.
Проблема исследования: какие условия обучения необходимо создать для формирования самоконтроля в процессе обучения математике в начальной школе?
Цель исследования - создать условия, способствующие формированию самоконтроля учащихся начальных классов и проверить их эффективность на практике.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование самоконтроля у младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования самоконтроля у младших школьников на уроках математики будет успешен, если педагог:
• учитывает этапы развития самоконтроля;
• использует разнообразные методы и приемы по развитию самоконтроля на уроках математики;
• учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задачи исследования:
• провести анализ психолого-педагогической литературы по теме бакалаврской работы и определить особенности формированиянавыков самоконтроля у учащихся начальных классов;
• определить уровень самоконтроля у третьеклассников;
• создать условия, а именно: подобрать и апробировать комплекс методов и приемов, развивающих самоконтроль младших школьников на уроках математики;
• проанализировать и обобщить полученные результаты.
...
В первой главе были рассмотрены мнения различных педагогов и психологов, которые поделились своими наблюдениями, связанными с развитием самоконтроля у школьников, и пришли к выводу, что в школе развитию необходимых навыков самоконтроля у школьников уделяется очень мало внимания, а развитию этих навыков у каждого ученика зачастую просто отсутствует. А младшие школьники, умеющие контролировать себя, не всегда производят эффект самоконтроля. Следовательно, учащиеся начальной школы нуждаются в особом стимуле для самоконтроля в своей учебной работе, чтобы выработать у них привычку ссылаться на методы действия и на образец поведения.
На уроках математики необходимо формировать не только теоретическое мышление школьников, но и формирование компонентов учебной деятельности и самоконтроля. Ребенку необходим развитый контроль своих действий, так как без него он не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы.
При анализе психолого-педагогической и методической литературы было определено, что «формирование навыков самоконтроля у младших школьников наиболее эффективно в результате использования различных методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля учащихся. Работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки у учащихся положительно влияет не только на повышение качества образования (не только на уроках математики, но и на обучение в целом), но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации»
Во второй главе была описана проведенная опытно-экспериментальная работа, направленная на создание необходимых условий для формирования самоконтроля младших школьников.
Для этой работы был подобраны четыре диагностические методики по выявлению уровня навыка самоконтроля. После их проведения был определен уровень сформированности навыка самоконтроля. На начальном этапе исследования уровень сформированности навыка самоконтроля был не высокий.
На формирующем этапе были созданы необходимые условия для формирования самоконтроля на уроках математики, а именно: при составлении конспектов уроков в различные их этапы включались разнообразные методы и приемы, нацеленные на формирование навыков самоконтроля у детей, а также созданы такие педагогические условия, при которых в работу были добавлены постепенно усложняющиеся задания, стимулирующие развитие итогового пооперационного и прогностического самоконтроля. Уровень самоконтроля в классе улучшился, что говорит о том, что, проделанная за все время исследования работа была эффективной.
На уроках математики необходимо формировать не только теоретическое мышление школьников, но и формирование компонентов учебной деятельности и самоконтроля. Ребенку необходим развитый контроль своих действий, так как без него он не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы.
При анализе психолого-педагогической и методической литературы было определено, что «формирование навыков самоконтроля у младших школьников наиболее эффективно в результате использования различных методов и приемов, направленных на развитие самоконтроля учащихся. Работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки у учащихся положительно влияет не только на повышение качества образования (не только на уроках математики, но и на обучение в целом), но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации»
Во второй главе была описана проведенная опытно-экспериментальная работа, направленная на создание необходимых условий для формирования самоконтроля младших школьников.
Для этой работы был подобраны четыре диагностические методики по выявлению уровня навыка самоконтроля. После их проведения был определен уровень сформированности навыка самоконтроля. На начальном этапе исследования уровень сформированности навыка самоконтроля был не высокий.
На формирующем этапе были созданы необходимые условия для формирования самоконтроля на уроках математики, а именно: при составлении конспектов уроков в различные их этапы включались разнообразные методы и приемы, нацеленные на формирование навыков самоконтроля у детей, а также созданы такие педагогические условия, при которых в работу были добавлены постепенно усложняющиеся задания, стимулирующие развитие итогового пооперационного и прогностического самоконтроля. Уровень самоконтроля в классе улучшился, что говорит о том, что, проделанная за все время исследования работа была эффективной.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРИННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методика использования тестовых заданий при проведении урока математики в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о величинах в начальной школе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование регулятивных УУД младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019





