Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №39950

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
862
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
База исследования: МОУ Саввушинская СОШ.
Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса.
Много приложений (в том числе и результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого вуза или города.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 7
1.1. История возникновения и развития геометрии 7
1.2 Геометрические понятия, и их характеристика 12
1.3 Анализ темы «Геометрический материал как средство развития мыслительных операций» в курсе математики начальной школы 18
1.4 Методы работы с геометрическим материалом в младшем школьном возрасте 25
1.5 Особенности развития мыслительных операций младших школьников 30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКЕ 38
2.1 Анализ развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста 38
2.2 Система работы по развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала на уроках математики 46
2.4 Анализ результатов опытно-педагогической работы 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Актуальность исследования. Мышление играет важную роль в жизни человека. Мышление – это психический процесс, благодаря которому происходит познание окружающего мира. Развивая мышление, мы учим детей: сравнивать, обобщать, проводить анализ и синтез. Следовательно, развитие мышления связано с тем, насколько хорошо осуществляется процесс формирования умственных операций.
Одной из задач учителя начальной школы является формирование мыслительных операций детей. От того насколько ученик будет владеть приёмами умственных операций, будет зависеть его успешность не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни. Ученик научившийся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, сможет без труда использовать свои знания в различных сферах жизни. Острота аналитического ума позволит ему разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу положит одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями и т.д.
Использование приёмов мыслительных операций включается во все учебные дисциплины. В своей дипломной работе мы будем рассматривать, как осуществляется процесс развития мыслительных операций при изучении геометрического материала. Большинство специалистов в области методики обучения математике признают больше возможности геометрии в развитии детей, в развитии мыслительных операций. Так как, изучая геометрический материал, дети сталкиваются с различными видами заданий, при выполнении которых необходимо использование приёмов мыслительных операций. Кроме этого, работа с геометрическим материалом вызывает большой интерес у детей, так как его можно наглядно представить и осуществить с ним различные действия, что соответствует наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению детей.
Степень изученности проблемы. Проблема развития мыслительных операций в настоящее время становится всё более актуальной. Её изучают многие психологи – Л. С. Выготский, И. А. Зимняя и др. Возрастные особенности пространственных представлений представлены в работах Н. Ф. Головановой, О. С. Гребенюк, И. Я. Каплунович и др. Проблема применения геометрического материала как средство развития мыслительных операций младших школьников на уроках математики раскрыта в научных трудах А. В. Белошистой, И. Г. Терентьевой, И. В. Шадриной, Н. И. Фрейлах и др. В исследованиях А. М. Федоровой, О. Д. Яцук и др. определены методы и средства развития мыслительных операций у младшего школьного возраста средствами геометрического материала.
Проблема исследования: при каких условиях изучения геометрического материала способствует развитию мыслительных операций у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития мыслительных операций у младших школьников посредством применения геометрического материала.
Цель исследования: выявить условия использования геометрического материала в развитии мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: уровень развития мыслительных операций повысится при изучении геометрического материала, если:
- задания с геометрическим содержанием будут рассматриваться на разных этапах урока;
- включение в уроки математике задания игр и упражнений с геометрическим содержанием, направленных на развитие мыслительных операций;
- использование заданий на анализ, синтез, сравнение.
Проблема исследования гипотезы обуславливает следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мыслительных операций посредством геометрического материала
2. Подобрать и применить в работе с младшими школьниками дидактические игры и упражнения по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
3. Проанализировать результаты опытно-педагогической работы по определению особенностей развития мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
Методы исследования:
- теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
- эмпирические – беседа, тестирование;
- математические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Пространственные представления» Л. Ф. Фатиховой.
2. Методика «Умозаключение по аналогии» Н. Г. Лускановой.
3. Методика «Операция анализа сравнения и обобщения в вербальной и невербальной формах («Четвертый лишний») Л. С. Колмогоровой.
База исследования: МОУ Саввушинская СОШ.
Время провидения исследовательской работы: с 15.01.2018 по 11.03.2018. В ней участвовало 10 школьников.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 учащихся 2-го класса.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- подходами к особенностям развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте – Л.С. Выготский, И.А. Зимняя и др.;
- подходами к развитию мыслительных операций младших школьников посредством применения геометрического материала - М. И. Волкова, И. Я. Каплунович и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке курса внеурочной деятельности по развитию мыслительных операций у младших школьников посредством геометрического материала.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь – октябрь 2017 г.) констатирующий – изучалась психолого-педагогическая, методическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, разрабатывался понятийный аппарат; осуществлялся отбор диагностических методик.
Второй этап (ноябрь 2017 г. – март 2018г.) формирующий. На данном этапе были изучены специальные методики, направленные на определение особенностей развития мыслительных операций у младших школьников.
Третий этап (апрель – май 2018 г.) контрольный. На данном этапе после реализации задач формирующего эксперимента был организован и проведен контрольный этап для определения динамики развития мыслительных операций у младших школьников. На данном этапе систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мыслительные операции у детей активно развиваются в младшем школьном возрасте, потому нужно так организовать процесс обучения в начальной школе, чтобы он целенаправленно способствовал развитию мыслительных операций у школьников.
Геометрический материал изучается на протяжении всего периода обучения математике в начальной школе. Содержание геометрического материала для каждого класса предусмотрено с учетом возрастных особенностей и уровня развития мышления учащихся, круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Различными программами предлагается разная степень наполнения уроков математики геометрическим материалом.
Во всех программах начального курса математики рассматривают точки, прямые и кривые линии (в том числе ломаную), прямой угол, многоугольники различных видов (треугольники, квадраты, прямоугольники, и др.) и их элементы (углы, вершины, стороны), круг, окружность, свойства геометрических фигур (равенство противоположных сторон прямоугольника, равенство диагоналей прямоугольника), понятия «периметр» и «площадь», а также приемы их вычисления. В отдельных программах обучения математике в начальной школе предусматривается ознакомление младших школьников с классификацией углов (острый, прямой, тупой), двумя видами классификаций треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; произвольный, равнобедренный, равносторонний), понятием «биссектриса угла», стереометрическими телами (куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, шар, конус) и их изображением на плоскости, элементарными задачами на построение при помощи циркуля и линейки (деление отрезка пополам, построение биссектрисы угла и др.), симметрией, вписанными и описанными углами.
Содержание геометрического материала позволяет подобрать упражнения, игры, направленные на формирование мыслительных операций у младших школьников. Упражнения, предлагаемые в учебном материале для изучения элементов геометрии, могут быть дополнены заданиями, направленными на формирование мыслительных операций младших школьников. Система упражнений, представленных в учебно-методических пособиях, направлена на формирование практических умений (построение, вычерчивание, измерение, вычисления с использованием некоторых изучаемых свойств) и на развитие геометрической зоркости (умение распознавать элементарные геометрические фигуры на сложном чертеже, составлять заданные геометрические фигуры из частей, достраивать или видоизменять геометрические фигуры до заданного вида и др.).
Анализ результатов контрольного этапа опытно-педагогической работы позволил заключить, что у детей наблюдается положительная динамика в развитии мыслительных операций. Однако, по-прежнему есть дети, у которых операции мышления не развиты (умение делать умозаключения по аналогии: низкий уровень – 1 младший школьник – 10%). Следовательно, необходимо продолжить работу по развитию мыслительных операций у младших школьников по геометрии. Отметим, что результаты контрольного этапа опытно-педагогической работы показали, что использование дидактических игр и упражнений геометрического содержания открывает новые возможности в плане развития обобщенных приемов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственных представлений и мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребенка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Агапитова, Ю. Т. Особенности развития пространственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Ю. Т. Агапитова // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 254-259.
2. Александрова, Э. И. Математика 1 класс Книга для учителя [Текст] / Э. И. Александрова. – Москва : Дрофа 2012. – 306 с.
3. Аргинская, И. И. Математика [Текст] / И. И. Аргинская, С. Н. Кормишина // Программы начального общего образования. Система Л. С. Занкова / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2011. – 198 с.
4. Белошистая, А. В. Наглядная геометрия как средство развития мышления младшего школьника [Текст] / А. В. Белошистая // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – №1. – С. 34–47.
5. Богоявленская, А. Проблема организации учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2016. – №1. – С. 26-31.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Педагогика, 2012. – 214 с.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с.
8. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление [Текст] / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
9. Волкова, С. И., Пчелкина, О.Л. Математика и конструирование. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина. – 13-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 96 с.
10. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческого мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / М. И. Волкова // Начальная школа до и После. – 2015. – №5. – С. 21-23.
11. Вульфов Б.З. Педагогика : Уч. пособие для бакалавров [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов, А. Ф. Меняев; Под ред. П. И. Пидкасистый. – Москва : Юрайт, 2013. – 511 c.
12. Выготский, Л. С. Общая психология. Т.6 [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 412 с.
13. Голованова Н. Ф. Педагогика : Учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Н. Ф. Голованова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 377 c.
14. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград : КГУ, 2013. – 572 с.
15. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие для вузов [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – Москва : Гардарики, 2016. – 480 с.
16. Гуревич, П. С. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров [Текст] / П. С. Гуревич. – Москва : Юрайт, 2013. – 479 c.
17. Дорофеев, Г. В. Математика 1 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 102 с.
18. Дорофеев, Г. В. Математика 2 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 135 с.
19. Дорофеев, Г. В. Математика 3 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 169 с.
20. Дорофеев, Г. В. Математика 4 класс (УМК «Перспектива»). Ч. 1 [Текст] / Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. – Москва : Просвещение, 2015. – 171 с.
21. Дружинин, В. В. Педагогика и психология [Текст] / В.В. Дружинин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 512 с.
22. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк. – Москва ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 259 с.
23. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]/ С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. – Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 356 с.
24. 3ак, А. 3. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет [Текст] / А. З. Зак. – Москва: АРКТИ, 2002. – 144 с.
25. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Л. В. Занков. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 426 с.
27. Знаменская, Е. В. Об изучении геометрического материала в 1–4 классах [Текст] / Е. В. Знаменская // Начальная школа. – 2005. – №5. – С. 75–79
28. Житомирский, В. Г. Путешествие по стране Геометрии [Текст] / В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. – 2-е изд. – Москва : Педагогика, 1994. – 176 с.
29. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах : Развивающее обучение [Текст] / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. – 288 с.
30. Капкаева, Л. С. Алгебраический и геометрический методы в обучении математике [Текст] / Л. С. Капкаева // Математика в школе. – № 7. – 2014. – С. 85-88.
31. Каплунович, И. Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач [Текст] / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 45-48
32. Кирикович, Т. Е. Обучение школьника по индивидуальной образовательной траектории на основе самоорганизации [Текст] / Т. Е. Кирикович, Т. Л. Марчук // Информатика и образование. – 2014. – №12. – С. 52-55.
33. Ковалева, Г. С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г. С. Ковалева. – Москва : Просвещение, 2012. – 164 с.
34. Математика. 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 1 [Текст] / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – Москва : Вентана-граф, 2009. – 201 с.
35. Математика. 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 1 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 96 с.
36. Математика. 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 2 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 96 с.
37. Математика. 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 3.ч. часть 3 [Текст] / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких. – Москва : Баласс, 2016. – 80 с.
38. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / Сост. : Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. – 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 82 с.
39. Моро, М. И. Математика. 1 класс [Текст] / М.И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –1с.
40. Моро, М. И. Математика. 2 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. –198 с.
41. Моро, М. И. Математика. 3 класс [Текст] / М. И. Моро. – Москва : Просвещение, 2012. – 224 с.
42. Моро, М.И. Математика. 4 класс [Текст] / М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2012. – 226 с.
43. Программы учебных предметов и курсов по УМК «Перспектива». Математика [Текст] / Л. Г. Петерсон. – Москва : Просвещение, 2014. – 263 с.
44. Сбитнева, Н. С. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений [Текст] / Н. С. Сбитнева, С. В. Грек. – Анжеро-Судженск : ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж, 2009. – 158 с.
45. Столетнев, В. С. Оперирование пространственными образами при решении задач [Текст] / В. С. Столетнев // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 41-45.
46. Стойлова, Л. П. Теоретические основы начального курса математики. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования [Текст] / Л. П. Стойлова. – Москва : Академия, 2014. – 272 с.
47. Стойлова, Л. П. Математика : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений [Текст] / Л. П. Стойлова – 2-е издание , стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 424 с.
48. Терентьева, И. Г. Математика. Современная энциклопедия начальной школы [Текст] / И. Г. Терентьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 341 с.
49. Трофименко, Ю. В. Основания многообразия подходов к технологии преподавания геометрического материала в начальной школе [Текст] / Ю. В. Трофименко. – Москва : ООО «АР-Консалт». 2014. – С. 21-26.
50. Шадрина, И. В. Обучение геометрии в начальных классах [Текст] / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 245 с.
51. Шадрина, И. В. Решаем геометрические задачи [Текст]. 1–4 классы. Программа и методические рекомендации / И. В. Шадрина. – Москва : Школьная Пресса, 2003. – 32 с.
52. Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе : учебник для студ. учреждений высш. Образования [Текст] / С. Е. Царева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 496 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 36 с.
54. Федорова, А. М. Математическое развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / М. И. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39.
55. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л. Д. Фридман. – Москва : Просвещение, 1983. – 160 с.
56. Фрейлах, Н. И. Математика для педагогических училищ [Текст] / Н. И. Фрейлах. – Москва : Форум-инфра-М, 2011. – 345 с.
57. Халикулова, И. Т. Методические аспекты обучения геометрическим величинам [Текст] / И. Т. Халикулова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 71-77.
58. Хотеева, П. А. Особенности изучения геометрических величин в начальной школе [Текст] / П. А. Хотеева // Начальная школа До и После. – 2015. – №3. – С. 112-113.
59. Эрдниев, П. М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике [Текст] / П. М. Эрдиниев. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 356 с.
60. Яцук, О. Д. Проблема развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста [Текст] / О. Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ