Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕН ТРАГИКОМЕДИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕОРГИЯ ДАНЕЛИИ (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМОВ «ОСЕННИЙ МАРАФОН» И «МИМИНО»)

Работа №134319

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Феномен трагикомического. 6
1.1. Трагикомедия: проблема жанра. 6
1.2. Структура, сюжетостроение, жанровые особенности трагикомедии. 10
1.3. Кинематограф Г. Данелии и способы построения трагикомедии. 19
Глава 2. «Мимино» и феномен «трагедии со счастливым концом». 23
Глава 3. «Комедия с несчастливым концом» в творчестве Г. Данелии 33
3.1. А. Володин и Г. Данелия. Взаимодействие драматурга и режиссера. 33
3.2. «Осенний марафон» и принцип неразрешимости драматических противоречий. 40
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 61


В современной драматургии до сих пор проблема жанрообразования и их структурирования является одной из самых актуальных. Кроме того, в последние десятилетия проводится все больше исследований касательно синтетических жанров, имеющих более подвижные границы и оттого представляющих даже само их определение, а также анализ более затруднительным. Одним из таких жанров и является трагикомедия, четкое формулирование структурных принципов которой до сих пор остается насущной задачей.
Также в драматургии проводится большое количество исследований касательно определения специфики жанровой системы автора. И несмотря на то, что существует довольно много работ в данной области, относительно выбранного для анализа режиссера – Георгия Данелии и его взаимодействия с жанром трагикомедия исследований немного, в основном кинематограф Г. Данелии изучается с других ракурсов. Поэтому феномен трагикомедии в творчестве режиссера оказывается мало исследованным вопросом.
Объектом данного исследования являются фильмы Георгия Данелии, в частности, картины «Мимино» и «Осенний марафон».
Предметом данного исследования являются структурные характеристики жанра трагикомедии, их использование и видоизменение автором.
Целью данной дипломной работы является выявление специфических характеристик исследуемого жанра в творчестве Г. Данелии, в том числе классификация работ режиссера по двум типам построения трагикомедии, выявленных Э. Бентли.
Автором работы поставлены следующие задачи:
- исследовать структурные особенности трагикомического жанра;
-определить уровень реализации жанра трагикомедии в творчестве Г. Данелии;
-определить специфику жанра трагикомедии в творчестве Г. Данелии;
- проанализировать визуальный материал – фильмы режиссера;
- систематизировать полученный материал.
Основу теоретико – методологического материала составили работы: «Жизнь драмы» Э. Бентли, «Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира» И. А. Рацкова, «Лекции по теории драмы» Б.О. Костелянца, «Действие в драме» С. В. Владимирова, и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» М.М. Бахтина.
Кроме того, уделяется внимание исследованиям, посвященным проблематике творчества А. Володина: монографии «Александр Володин: Очерк жизни и творчества» Т. Ланиной и диссертационному исследованию «Эволюция драматургии Александра Володина: Конфликты, характеры, жанры» О. В. Журчевой. Вновь нужно заметить, что творчество Георгия Данелии не является достаточно изученным с точки зрения жанровой системы. Наиболее близкими к тематике данной работы являются диссертация М. Н. Кипниса «Трагикомедия как жанр драматургии. Генезис и особенности развития» и исследование А.Г. Рутковского «Принципы и методика жанрового анализа фильма». Однако они не являются направленными на изучение работ именно анализируемого в данной работе режиссера.
Методом исследования для автора послужил анализ научной литературы, сценариев и визуального материала.
Актуальность данной дипломной работы состоит в изучении малоисследованной темы, а именно феномена трагикомического конфликта и жанровых особенностей в фильмах Г. Данелии.
В первой главе разбираются главные структурные характеристики жанра, его мотивы и герои. Кроме того, проводится классификация работ режиссера по принадлежности к исследуемому жанру. Во второй главе рассматривается взаимодействие режиссера со спецификой жанрового строя грузинского кино и проводится анализ фильма «Мимино». В третьей главе рассматриваются принципы драматургии А. Володина и анализируется взаимодействие двух художественных систем на примере фильма «Осенний марафон».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенных исследований феномена трагикомедии в творчестве Георгия Данелии, а именно, исследования структурных особенностей трагикомического жанра, анализа визуального материала, классификации фильмов по системе, предложенной Эриком Бентли и выявления специфики использования и видоизменения жанра режиссером, были сделаны следующие выводы:
1) К жанру трагикомедии в творчестве Георгия Данелии можно отнести следующие фильмы: «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза!», «Паспорт» и «Орел и решка».
2) К первому типу построения трагикомедии («трагедии со счастливым концом») по Э. Бентли, следует отнести фильмы «Не горюй!», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Паспорт». Нужно также отметить, что данный тип превалирует в творчестве режиссера, опровергая выдвинутый Э. Бентли тезис о том, что в двадцатом веке он не был распространен.
3) Георгий Данелия привнес в данный тип упор на специфические художественные особенности: национальную составляющую фильма, наличие большой степени музыкальности, пасторальный окрас нарратива, мотив возвращения героя на Родину.
4) Ко второму типа построения трагикомедии по Э. Бентли («комедии с несчастливым концом») следует отнести фильмы «Слезы капали» и «Орел и решка».
5) Данный тип в творчестве режиссера отличают видимое разрешение внешнего конфликта героев, но неразрешимость внутреннего конфликта.
6) Фильм «Осенний марафон» выходит за оба типа построения трагикомедии по Э. Бентли, являясь по своей структуре драмой в классическом понимании. Благодаря неразрешимости заданных противоречий, фильм «Осенний марафон» отличает не конфликтный способ построения действия, а способ самовоспроизводящейся коллизии.



1. Александр ВОЛОДИН: «Жалость и стыд — вот что я вынес с фронта» [Электронный ресурс] // Новая газета, №31, 2001. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2001/05/07/11760-aleksandr-volodin-171-zhalost-i-styd-151-vot-chto-ya-vynes-s-fronta-187-intervyu-2001-goda (дата обращения: 12.03.2017)
2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. - С. 1064-1112.
3. Баландина Н.П. Образы города и дома в киноискусстве: на материале отечественного и французского кино конца 50-х - 60-х годов: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.03. – М., 2008. – 191 с.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.
5. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975. – с. 447-483.
6. Барбой Ю.М. К теории театра: Учебное пособие. Спб.: СПбГАТИ, 2008. - 238 с.
7. Бентли Э. Жизнь драмы / Перев. В. Воронина; предисл. И. В. Минакова. М.: Айрис-пресс, 2004. 406 с. («Библиотека истории и культуры»).
8. Борев Ю.Б. Эстетика [Электронный ресурс]: Учебник/Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с. URL: http://independent-academy.net/science/library/borev_estetika/index.html (дата обращения: 16.03.2017)
9. Владимиров С.В. Действие в драме. 2 е изд., доп. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2007. - 192 с.
10. Владимиров С.В. А. М. Володин / С. Владимиров // Владимиров С. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. - С.64 - 103.
11. Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М., Знание, 1976. - 112 с.
12. Володин А.М. Записки нетрезвого человека. – М., Эксмо, 2012. – 100 с.
13. Володин А.М. Фабричная девчонка. [Электронный ресурс]// Пьесы. Сценарии. Рассказы. Записки. Стихи / А. М. Володин. - Екатеринбург, 1999. URL: http://lib-drama.narod.ru/volodin/girl.html (дата обращения: 25.03.2017)
14. Володин А.М. Пять вечеров [Электронный ресурс]// Пьесы. Сценарии. Рассказы. Записки. Стихи / А. М. Володин. - Екатеринбург, 1999. URL: http://lib-drama.narod.ru/volodin/fiveevening.html (дата обращения: 12.05.2017)
15. Володин А.М. Моя старшая сестра / А. Володин // Володин А. Моя старшая сестра. M. - JL: Искусство, 1961. - 64 с.
16. Володин А.М. Осенний марафон / А. Володин // Володин А. Осенний марафон. М.: Эксмо, 2005. - 668 с.
17. Данелия Г.Н. Безбилетный пассажир. [Электронный ресурс] – М.,: Эксмо, 2017. – 480 с. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/18106/66/Daneliya_-_Bezbiletnyii_passazhir.html (дата обращения: 20.03.2017)
18. Данелия Г.Н. Тостуемый пьет до дна. [Электронный ресурс] – М.,: Эксмо, 2017. – 416 с. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=18107 (дата обращения: 22.03.2017)
19. Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца XX- начала XXI века / С. Я. Гончарова-Грабовская. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 279 с.
20. Давиденко Д.А. Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-х годов: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.03. – Москва, 2004. – 167 с.
21. Демин В.Н. Маленькая ироническая трагедия/ В. Демин // Георгий Данелия. М.: Искусство, 1982. - С.168 - 204.
22. Журчева О.В. Эволюция драматургии Александра Володина: Конфликты, характеры, жанры: диссертация кандидата филологических наук / О. В. Журчева. Самара, 1994. - 232 с.
23. Ибсен Г. Дикая утка [Электронный ресурс] // «Генрик Ибсен. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Пьесы. 1873-1890». - М.; Искусство – 1957. URL: URL: http://lib.ru/INPROZ/IBSEN/ibsen_utka.txt (дата обращения: 16.03.2017)
24. Ибсен Г. Кукольный дом [Электронный ресурс] // Генрик Ибсен. Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Пьесы. 1873-1890»: Искусство; Москва; 1957 URL: URL: http://lib.ru/INPROZ/IBSEN/kukl.txt (дата обращения: 14.03.2017)
25. Интервью с А. Володиным. Жизнь - это такое воспоминание... [Электронный ресурс] - Известия, 2001 URL: http://izvestia.ru/news/256020 (дата обращения: 16.03.2017)
26. Кикнадзе Г.К. К истории развития грузинской сатиры и юмора.- Тбилиси: Изд-во Тбилисского гос.университета, 1952. - 391 с
27. Кипнис М.Ш. Трагикомедия как жанр драматургии. Генезис и особенности развития / М. Ш. Кипнис. Автореферат дис. к.ф.н. -Киев, 1990. - 23 с.
28. Кипнис М.Ш. Жанр трагикомедии в советской драматургии 70-80-х годов, генезис и особенности развития / М. Ш. Кипнис. Киев, 1990. -22 с.
29. Козинцев А.Г. Человек и смех. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2007.
30. Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Сост. и вст. ст. В. И. Максимов, вст. ст. Н. А. Таршис. М.: Совпадение, 2007. - 502 с.
31. Краткий словарь по эстетике. [Электронный ресурс]
URL: http://esthetiks.ru/kategorii-estetiki.html
(дата обращения: 06.03.2017)
32. Ланина Т.В. Александр Володин: Очерк жизни и творчества / Т.Ланина. Л.: Советский писатель: Ленингр. Отд-ние, 1989. - 319 с.
33. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. — М., 1998. — Т. 1. Под знаком Аркадии. — 99—100 с.
34. Малахова Т.И. Система жанров в драматургии А.М. Володина. диссертация к.ф.н.: 10.01.01. – Москва, 2011. – 208 с.
35. Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Роберт Макки; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2008. — 456 с – С. 89
36. Нехорошев Л. Н. Драматургия фильма. – М.: ВГИК, 2009. – 344 с.
37. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм//Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 1. - М.: «Мысль», 1990. – С. 48-230.
38. Рацкий И.А. Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира // Театр, №2. – 1971. - С.105-113
39. Рутковский А.Г. Принципы и методика жанрового анализа фильма: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.03. – Москва, 1985. – 219 с.
40. Салынский Д.А. Наброски к проблеме жанров в кино//Киноведческие записки. – 2004. - №69 [Электронный ресурс] URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/93/ Дата обращения: 02.04.2017
41. Свербилова Т.Н. Трагикомедия в советской литературе / Т. Н. Свербилова. Киев: Наукова думка, 1990. - 147 с.
42. Степанова А.А. Современная советская драматургия и ее жанры / А. Степанова. М.: Знание, 1986. - 112 с.
43. Сценарий фильма «Кин-дза-дза!» [Электронный ресурс] URL: http://215vtenture.ru/topic192.html (дата обращения: 04.04.2017)
44. Текст фильма «Мимино» [Электронный ресурс] URL: http://vvord.ru/tekst-filma/Mimino/ (дата обращения: 05.04.2017)
45. Текст фильма «Осенний марафон» [Электронный ресурс] URL: http://vvord.ru/tekst-filma/Osenniy-marafon/ (дата обращения: 08.04.2017)
46. Тиканадзе Р.В. Грузинское кино. проблемы, искания. Тбилиси: Хеловнеба, 1978, - 350 с.
47. Туркин В. К. Драматургия кино. – М.: ВГИК, 2007. – 176 с.
48. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. - С.255 - 270.
49. Фадеева Н.И. Трагикомедия. Теория жанра/ Фадеева Н.И. Автореферат дис. д.ф.н: 10.01.08. – Москва, 1996; - 36 с.
50. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — 800 с. — (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
51. Хаустов Н.Т. К вопросу о жанре трагикомедии // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Изд-во Томского университета, 1982, вып. 3. - С.74-82.
52. Orr J. Tragicomedy and Contemporary Culture. Play and Performance from Beckett to Shepard. - Palgrave Macmillan UK, 1991. – 170 p.
53. Styan J. The dark comedy. The development of modern comic tragedy. - Cambridge University Press, 1968. – 320 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ