Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационные технологии в современном высшем образовании: проблемы и перспективы

Работа №129653

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология рынка

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания использования информационных технологий в образовательном процессе 7
1.1 Понятие, функции, уровни и формы современного образования 7
1.2 Цифровизация и образовательная среда 12
1.3 Информационные технологии как фактор модернизации высшего образования XXI века 15
1.4 Информационные технологии: проблемы и перспективы развития высшего образования 20
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к процессу цифровизации образовательного процесса 35
2.1 Основания и методика социологического исследования 35
2.2 Результаты социологического исследования 39
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 56

Процесс цифровизации затрагивает сегодня все сферы экономики и общественной жизни, в том числе и сферу образования. Современный рынок становится более гибким, быстрым, цифровым каждый год: понимание и эффективное использование информационных технологий в образовательном процессе является вызовом для современной системы образования на пути повышения конкурентоспособности учащихся как на отечественном, так и на мировом рынках. Информационные технологии сегодня - это необходимые инструменты для реализации компетентностного подхода в высшем образовании, на который ориентируется Болонский процесс, потому что Цифровая эра требует не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и другого подхода к организации самого обучения.
Информационные технологии в высшем образовании сегодня провоцируют возникновение новых проблемных вопросов и одновременно создают перспективы для трансформации и улучшения образовательных систем. Говоря о потенциальных проблемах и угрозах мы можем обратить внимание на вопрос глобализации, которая с одной стороны способствует равноправному культурному обмену, а с другой, доминированию культуры или определенного подхода в образовании в перспективе. Также исследователи отмечают двойственность эффекта коммерциализации образования, которое, с одной стороны, получает возможность экономить на масштабе и сокращать количество издержек, а с другой, создает риск перехода от образовательного процесса как триединства воспитания, обучения и просвещения в процессе диалога, сотворчества учителя и учеников к социально-экономической форме этого процесса. Новые этические вопросы, а также проблемы социально-экономического неравенства нуждаются в разрешении. Однако, важно отметить, что информационные технологии дают возможность для необходимой стандартизации, которая, в свою очередь, делает возможным индивидуальный подход в образовании к каждому студенту, исходя из его интересов и желаний, что возможно благодаря большим данным, разработке алгоритмов и систем анализа информации, а также трансформации ролей участников образовательного процесса: студента и преподавателя.
Таким образом, трансформации, которые происходят в системе образования благодаря информационным технологиям обширны и зачастую имеют двойственный характер, то есть не могут быть рассмотрены как однозначно негативные или положительные, так как каждая из областей рассмотрения имеет собственные нюансы.
Цель исследования - проанализировать основные трансформации, провоцируемые применением информационных технологий в образовательной системе, и выявить отношение к ним со стороны студентов, как непосредственных участников учебного процесса. Работа выполнена на примере Санкт-Петербургского государственного университета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить теоретико-методологические основания для исследования функций образования и цифровизации образовательного пространства;
2. описать условия, цели и формы применения ИТ в высшем образовании;
3. определить основные проблемы и перспективы применения ИТ как фактора модернизации высшего образования;
4. выявить отношение студентов к процессу цифровизации современного образовательного пространства университета.
Объектом исследования являются студенты социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Предмет исследования - формы, барьеры и перспективы развития цифрового образовательного процесса, а также отношение студентов к происходящим трансформациям.
В основании теоретической части работы лежат релевантные теме исследования классические и современные научные труды отечественных и зарубежных авторов; эмпирические данные, полученные современными исследователями; анализ официальных документов и интернет-источников. Особое внимание уделено материалам и статистическим данным, представленным государственными статистическими службами, агентствами и ассоциациями в сфере высшего образования, а также официальным документам СПбГУ
Методологическим основанием работы служит функционализм, основанный на трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р Мертона. Функциональный анализ позволяет рассмотреть роль современного образования в обществе, а также значение информационных технологий в высшем образовании. В данной работе также уделяется особое внимание рассмотрению современных исследований по теме: работе Мининой В. Н. о цифровизации высшего образования и ее социальных результатах1, а также качественным исследованиям технологий и образования зарубежного исследователя Нила Селвина2,
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование с использованием количественного метода сбора данных - опроса. Всего в исследовании приняли участи 157 респондентов.
Эмпирической и информационной базой исследования послужили следующие материалы:
• официальные документы, регламентирующие сферу высшего образования, в частности законы об образовании федерального и регионального уровня, государственные программы Российской Федерации, уставы и приказы университетов;
• интернет-источники, в частности официальные интернет-сайты университетов и компаний;
• материалы и статистические данные, представленные российскими и международными статистическими службами, крупными ассоциациями и объединениями в сфере высшего образования;
• материалы опроса студентов социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Тематика высшего образования широко представлена как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. Огромное количество работ посвящено изучению систем высшего образования в исторической перспективе (Р Майнтц, Т. Стоян, Э. Шофер и др.), причинам и последствиям модернизации высшего образования (М. Гинсбург, К. Торрес, М. Вайра, Я. И. Кузьминов, Д. Л Константиновский, Г. Е. Зборовский, И. М. Гайнутдинова и др.). Анализ изменений, связанных с принятием Болонской декларации и формирование единого образовательного пространства освещен в работах известных зарубежных и российских авторов (У. Тайхлер, А. В. Резаев, Л. А. Вербицкая и др.). Результаты эмпирических исследований по вопросу цифровизации системы образования можно встретить в работах отечественных и зарубежных авторов (Яковлева Н. Г, Дэвид Ф. Ноубл, Яковец, Ю. В.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были рассмотрены основные теоретические концепции и методологические подходы к изучению цифровизации образовательного процесса; различные проблемы, которые актуализируются в ходе данного процесса, а также проведено эмпирическое исследование для выявления отношения студентов к процессу цифровизации образовательного процесса.
Глобализация и развитие технологий сокращают расстояния между людьми и ускоряют большинство процессов. Процесс информатизации затронул сегодня все сферы жизни общества, в том числе и систему образования. Под понятием “информатизация образования” мы понимаем научно-практическую деятельность, направленную на применение компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Формирование цифровой образовательной среды в сфере высшего образования является способом реализации целей и задач Болонского процесса, который, в свою очередь, видит своей целью повышение конкурентоспособности участников европейской системы высшего образования на мировом рынке. Наступление пандемии COVID-19 значительно ускорило процесс цифровизации образовательного пространства современного университета и спровоцировало переход образовательного процесса в дистанционный формат.
Было выявлено, что происходящие трансформации актуализируют ряд проблем при выполнении ключевых функций образования, которые современные функционалисты определяют как: интеллектуальные, политические, социальные и экономические цели образования. В ходе литературного обзора были выявлены проблемы при применении информационных технологий в образовательном процессе, описываемые современными исследователям. Основные проблемные области:
• Фактор глобализации и реализации программ международной академической мобильности в цифровом формате;
• Коммерческий аспект и ориентация современного университета на прибыль. Информационные технологии дают российским университетам инструменты для увеличения прибыли за счет автоматизации и стандартизации образовательного процесса, однако данные процессы, в свою очередь, способны негативно влиять на качество образования, а также социальное и экономическое неравенство;
• Этические вопросы: вопрос конфиденциальности данных участников образовательного процесса, а также вопрос академической нечестности и ее предотвращения;
• Решение образовательных целей при переносе образовательного процесса из очного формата в цифровой (дистанционный формат).
Важно отметить, что каждая из данных проблемных областей имеет двойственный характер, что также было проанализировано в работе.
Во время исследования были проанализированы данные, собранные в ходе опроса студентов социологического факультета Санкт-Петербургского университета. На основе полученных результатов было выяснен уровень удовлетворенности студентов дистанционным форматом обучения в университете сегодня, а также то, какие проблемы он актуализирует.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, методики построения образовательного процесса в цифровом пространстве университета сегодня нуждаются в доработке, а также необходимо совершенствование используемого программного обеспечения, так как сегодня оно не дает возможностей для реализации ряда форматов университетских занятий. Во-вторых, для успешной реализации образовательных целей сегодня наиболее благоприятным форматом является формат смешанного обучения, так как он позволяет решать образовательные задачи в полном объеме, включая использование информационных технологий и очного взаимодействия участников образовательного процесса, а также решать социальные задачи, например, сохранять у студентов чувство причастности к университетской жизни.
Основная гипотеза о том, что перенос образовательного процесса в цифровой формат актуализирует ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, нуждающихся в изучении, подтвердилась. Студенты отмечают, что теряют чувство причастности к университетской жизни, не имеют интереса к программам международной мобильности в дистанционном формате, в котором они существуют сегодня, а также снижается уровень активности студентов на занятиях в дистанционном формате. Большинство студентов сегодня чувствует себя в безопасности в цифровом образовательном пространстве, однако сохраняется доля респондентов, которая не уверена в соблюдении принципов конфиденциальности личных данных. Студенты университета воспринимают цифровизацию образовательного процесса как естественный этап развития современного образования.
Таким образом, университет сегодня делает значимые и важные шаги к цифровизации образовательного пространства, однако изменения и корректировка происходящих процессов также важна и необходима, чтобы сохранить качество и эффективность образовательного процесса и снизить количество проблемных областей.


1. Аржанова И. В., Барышникова М. Ю., Заварыкина Л. В., Нагорнов В. А., Перфильева О. В. Влияние пандемии Covid-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ / Магистратура 5.0. 2020.
2. Геворкян Е. Н. Социология в образовании [Текст]: [монография] / Е. Н. Геворкян. - Москва: Перо, 2015. - 497 с.
3. Грищенков А. И., Дмитриева Е. А., Легченко М. А. Инновации - определение, классификация, стадии // Вестник Брянского государственного университета. 2014. No 3.
4. Диденко Д. В., Ключарев Г. А. Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации // Вопросы образования. 2013. No1. С. 183-204.
5. Дим Р “Новый менеджериализм” и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования. 2004. No 3. С. 44-56.
6. Дремова О. В., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No 4. С. 366-394.
7. Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 28-30.
8. Зеер Э. Ф. Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. No 3. С. 74-82.
9. Иванова В. А. Проблема функций образования в мировой и отечественной социологии // Педагогическое образование в России. 2012. No5. С. 22-29.
10. Ивлева И. В. Инновации и модернизация: сущностные различия // Материалы I Международной научно-практической конференции "Интеграция науки, образования и производства - стратегия развития инновационной экономики". 2011.
11. Ильин А. Б., Леонтьева Л. С. Актуальные инструменты формирования предпринимательских компетенций в сфере высшего образования // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2015. — No 4. С. 66-71.
12. Каплан Д. А., Пашков М. В., Смирнова Е. Э. Россия на пути Болонского процесса: проблемы и перспективы // Проблемы социальных коммуникаций и философии. 2014. С. 128-141.
13. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. 260 c.
14. Мертон Р Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 182-183.
15. Мертон Р Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 427.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ