Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культурного капитала провинциальных городов России

Работа №132694

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология рынка

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие провинциального города в социологической традиции городских исследований 8
1.1 Классические теории в исследовании города как специфической формы организации жизни людей. Подход М. Вебера, Г. Зиммеля. Опыт Чикагской школы 8
1.2. Провинциальный город как социальное пространство и культурный текст 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Культура и культурный капитал как потенциал развития провинциального города 24
2.1. Понятия ценности и устойчивости в экономике и социологии 25
2.2. Наследие как культурный капитал. Экономическая и культурная оценка инвестиционных проектов 32
2.3. Понятие культурных индустрий и их роль в городском развитии. Культурный туризм 35
Выводы по главе 2 43
Глава 3. Культурный рынок в социальной структуре города Выборг 46
3.1 Характеристика предложения культурных товаров и услуг в г. Выборг 46
3.2 Анализ отношения потребителей к культурной среде г. Выборга 68
Выводы по главе 3 75
Заключение 77
Список использованной литературы и источников 80
Приложения 83

Только в конце 80-х - начале 90-х годов в России начали зарождаться принципы капиталистического устройства общества. Сфера культуры долгое время была в стороне от рыночных нововведений, однако вскоре непреложные законы спроса и предложения коснулись и ее. В связи с этим возник очевидный вопрос: как возможно применить рыночную модель поведения там, где системообразующие отношения заведомо следуют иной - не рыночной - логике. И правда, исполнительские искусства, рассматриваемые американскими экономистами У.Баумолем и У.Боуэном в их работе 1966 года, не производят материальных благ, кроме того страдают болезнью издержек, что совершенно неприемлемо рыночным типом хозяйствования.1 Культурные блага являются так называемыми мериторными благами - то есть такими, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом и, следовательно, нуждается в устойчивой поддержке государства2 (по Ричарду Масгрейву). Все основные понятия новой экономической системы, такие как полезность, частная собственность и цена, представляются сложно интерпретируемыми в контексте культурного сектора. Таким образом, проблемой нашего исследования видится трансформация культуры под действием новой рыночной реальности.
Помимо изменившегося экономического курса, с 70-х по 90-е годы значительно возрос интерес российского правительства к провинции как выразителю лучших качеств национальной культуры, что объясняется осознанием культуры в качестве движущей силы национального развития наряду с экономикой и глобальными мировыми процессами интеграции, которые ставят под удар сохранение национальной идентичности. Назрела необходимость как применения рыночных инструментов к оценке культуры, так и анализа социокультурной среды провинциального города, - в этом проявляется актуальность нашего исследования.
Понятие «культурный капитал» впервые вводит французский социолог П.Бурдье; он понимал под ним знание, циркулирующее в интеллектуальных кругах и позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов.3 Смотря на это определение через десятилетия после его появления, можно добавить, что культурный капитал позволяет понимать не только продукты и отношения, произведенные культурой, но и все другие - социальные, экономические и политические. Инкорпорированный культурный капитал, представляющий собой ценности, нормы, образ мыслей, модели поведения, имеет свойство конструировать социальные ориентации своего обладателя, а он в свою очередь, принимает решения сообразно этим ориентациям: экономические решения в том числе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономика государства зависит от культурного уровня его граждан, которые, в свою очередь, социализируются и потребляют культурные блага там, где они живут - в городах.
Безусловно, современный мир - это мир городской. Чем же отличается город от «негорода»? - в основном, конечно, организацией пространства. Понятие города подразумевает многообразие жизнедеятельности и обилие информационных потоков.
Немецкий социолог Макс Вебер видел город как сосредоточение консолидирующих факторов: экономики, безопасности, свободы и братства.4 Он рассматривал город как коллектив людей, связанных специфическими социальными отношениями, подчеркивая корпоративный характер этой связи. Другой немецкий ученый Георг Зиммель в своих работах разворачивает психологическую концепцию современного города как индивидуальности, вступающей во взаимодействие с каждым отдельным субъектом.5 Из- за повышенной скорости городской жизни итогом этого взаимодействия выступает перенасыщение информацией и впечатлениями. Но, как известно, объектом внимания Зиммеля был исключительно крупный город, мегаполис. Нашим же объектом выбран провинциальный город, а именно, город Выборг, являющийся важнейшим экономическим центром Ленобласти. Выбор данного города в качестве непосредственного объекта внимания обусловлен консолидацией в Выборге 2-х основных сфер деятельности провинциальных городов: промышленности и туризма. Таким образом, можно утверждать, что Выборг обладает типичными характеристиками провинциального города, что дает нам право ссылаться в данной работе на его пример. Предмет данной работы - его социокультурные особенности, влияющие на воспроизводство культурного капитала.
По мнению советского ученого Николая Анциферова, город - это многоликий живой организм, который наиболее полно и ярко воплощает культуру общества. Он имеет свою «судьбу», «душу» и «язык», то есть является единым механизмом, состоящим из кодов и символов, вместе образующих культурный текст.6 Индивиды, находящиеся в городском пространстве, считывают этот текст, тем самым присваивая символический капитал. На мой взгляд, Анциферов наиболее близко подошел к определению специфики именно провинциального города, нежели мегаполиса, перегруженного интернациональными вставками, модифицирующими изначальный культурный текст до неузнаваемости. Загадка и социокультурный феномен русской провинции, сочетающей консерватизм и рутинность с мощнейшим духовным потенциалом, наводит на мысль о том, что основным потенциалом развития провинциальной среды являются культурные, а не промышленные активы, - это положение стало гипотезой данной работы.
В любом случае все огромное множество представлений о городе объединяет признание его связующим звеном, и неважно, связывает ли он людей с людьми, людей с их историей или людей с мировой информационной сетью. Вероятно, все сразу. Возвращаясь к культурному капиталу, нужно отметить, что как раз он и выполняет консолидирующую функцию в обществе за счет построения межличностных коммуникаций. На сегодняшний день абсолютно ясно, что экономика не может развиваться в дезинтегрированном социуме, поскольку она перешла на новый этап, характеризующийся глобализацией и требованием научной инновации, что помещает человека с его умениями и знаниями в центр экономической системы. Отныне человек - главный ресурс, а формируется этот ресурс культурным капиталом.
Степень разработанности проблемы можно характеризовать как высокую, поскольку существует достаточное количество работ, посвященных социологии и культуре провинциального города. Однако нужно сделать оговорку, что основной массив научных работ на данную тему фокусируется на сравнительно-исторической стороне вопроса, тогда как социокультурный аспект рассмотрен меньших количеством авторов. С классических социологических позиций город рассматривают М.Вебер, Г.Зиммель, Р.Парк, Э.Берджесс, Л.Вирт. Историческим особенностям развития провинциального города и его социальной структуре посвящали свои работы такие авторы как Н.Анциферов, В.В.Вагин7, С.В.Барышников, Л.В.Кошман8, Л.В.Милов9, А.Панарин, Г.Т.Саликов, Р.У.Такиуллин, М.Н.Тихомиров, С.Я.Сущий, А.П.Девятков8 9 10 и др. Феномен культуры и ее связь с экономикой и другими общественными системами наиболее ярко отражены в работах Д.Тросби, П.Бурдье, Т.Адорно. Из более современных исследований культуры можно назвать работы С.Н.Иконниковой, Е.В.Боголюбовой11, И.Б.Орловой, Л.Н.Коган12, Ю.М.Лотмана, М.Харринга13. Культурный потенциал провинции, проблемы ее социального возрождения и ее общенациональное значение получили внимание таких авторов как О.Г.Ласунский, В.И.Вернадский14, А.А.Бочкарев, А.Ф.Еремеев, И.В.Кондаков, С.В.Креклина, В.Д.Патрушев, Л.А.Савенкова, Э.В.Сайко, И.С.Шмелев, Т.А.Кудрина, Г.В.Иоффе, О.В.Грицай. Понятие культурного наследия было освещено Ю.А. Ведениным, О.Е. Штелле и П.М. Шульгиным.15 Взаимодействием провинциальной среды и личности, а также творческим потенциалом жителей провинции занимались Р.Левонтин, Э.А.Орлова, Т.В.Наумова, Л.Б.Коган, А.А.Мансуров, В.Л.Глазычев16.
В качестве теоретической базы исследования были взяты работы по социологии города М.Вебера и Г.Зиммеля. Значимый вклад в разработку понятий внесли идеи Чикагской школы социологии города. Провинция рассматривалась в ключе социокультурного подхода Е.А.Сайко и И.М.Гревса. Анализ понятий культуры, ее роли в общественном развитии и развитии провинции в частности был осуществлен на основе трудов Д. Тросби и И.А.Купцовой. В целях выявления социокультурных особенностей развития малого города и тенденций в секторе культурного производства и потребления был использован ряд эмпирических методов, таких как глубинные интервью со служащими культурной сферы Выборга и анкетирование жителей города.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы, проанализировав особенности провинциального города, выявить социально-экономические характеристики провинциального рынка культурных благ. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы требуется выполнение ряда задач, среди которых изучение литературы по экономике культуры и социологии малого города, прослеживание государственных действий в направлении культурного сектора, оценка текущего уровня развития культурной сферы провинции и выявление факторов спроса и предложения, поведения потребителей и их отношения к культурным ценностям.
По нашему мнению, наиболее полноценно решить поставленные задачи позволит следующая структура работы. Текст состоит из 3-х глав; в первой главе приводятся разные подходы к социологическому понятию города (1-й параграф), и на основе выявленных особенностей города как социального пространства производится сравнение столицы и провинции с последующим обозначением характерным черт малого города (2-й параграф). Вторая глава посвящена определению понятий культуры и культурного капитала. В первом параграфе мы выделим важные аспекты понятий культуры и культурного капитала. Второй параграф отведен для рассмотрения частного случая культурного капитала - культурного наследия - и его экономической и культурной оценке. В третьем параграфе мы проанализируем роль культурных индустрий и, в частности, туризма в развитии провинциального пространства. В заключительной третьей главе будут представлены результаты эмпирического исследования Выборга, на основе которых будут даны рекомендации по развитию провинциальных городов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Системообразующим фактором существования города является рынок, который подразумевает рациональность мышления, денежную экономику и разделение труда. Помимо экономической базы город определяется наличием административно-политического аппарата, который осуществляет управление внутренними процессами посредством принятия законов и закрепления традиций и обычаев. Наряду с рациональностью, город не может существовать без чувственной составляющей города, которая отвечает за взаимодействие внутри него и может быть сведена к понятию коммуникации. Разнообразие настроений, интересов и деятельностей в пространстве города ведет к сегрегации населения, из - за чего возникает проблема осуществления качественной коммуникации между социальными мирами и внутри них. Городская среда формирует личность горожанина, но, в то же время, городские районы также перенимают некоторые качества и настроения своих жителей.
2. Основная функция провинции в общенациональном развитии заключается в сохранении и трансляции национальных ценностей. Проведя параллель с теорией человеческого капитала, мы указали на особую роль провинции в социализации и воспитании творчески активной личности, которая будет способна обеспечить прогресс российского общества на принципах социокультурной преемственности.
3. Все проявления культуры можно интерпретировать как культурные активы или культурный капитал. Как только культурный продукт попадает в условия рынка, возникает вопрос об определении его цены. Мы выделили несколько видов культурной ценности, экспертный анализ которых применительно к той или иной культурной единице может как-то приблизить нас к перспективе ее оценки; среди них аутентичная, духовная, социальная, историческая, символическая ценности и ценность подлинности. Перечисленные категории культурной ценности являются предпосылкой для устойчивого и целостного культурного развития социального пространства.
4. При расчете потенциальных экономических выгод вначале необходимо выявить бенефициантов, заинтересованных в проекте, после чего осуществляется условная оценка спроса. Обычно оценка спроса заключается в единственном вопросе бенефициантам о том, какую максимальную сумму они могли бы выделить в финансовый фонд проекта. Если после проведения оценки окупаемости проекта эксперты приходят к решению в пользу его реализации, прибыль от проекта описывается в 3 категориях: потребительской (удовлетворенность потребителей от полученных культурных услуг), непотребительской (признание важности существования культурного объекта) и экстерналиях.
5. Культурные индустрии представляют собой накопленный культурный продукт, закрепленный в определенных культурных институтах и обладающий инфраструктурой. Культурные индустрии делятся на виды сообразно характеру выпускаемого продукта: они могут образовываться вокруг видов искусства (музыкальная, танцевальная и др.), вокруг сфер, чьим продуктом являются не исключительно культурные товары (телевидение, радио, книгопечатание) и вокруг деятельности, напрямую не связанной с культурным производством (реклама, дизайн). В последнюю категорию входит и особенно важная для нас индустрия туризма. Развитие творческих индустрий способствует разнообразию экономической базы города и созданию новых рабочих мест, что представляется особенно важным в случае, если промышленные ресурсы города истощены. Во - вторых, творческие индустрии культивируют творческие инициативы местных жителей и их способность к самоорганизации. В-третьих, развитость культурной индустрии улучшает социокультурный климат города и создает его положительный имидж. Среди видов туристической активности культурно-образовательный, событийный и этнический туризм.
6. Несмотря на то, что город Выборг, благодаря своей богатой истории и крайне выгодным географическим положением, обладает несравнимо большим потенциалом развития, нежили типичный провинциальный город, исследование его культурной среды, жителей и организаторов культурной деятельности способствовало определению основных стратегий культурного развития малого города: 1)культурное наследие должно быть обеспечено необходимой городской инфраструктурой для того, чтобы оно начало наиболее эффективно работать на социо-экономическое развитие. По этой причине, перед тем как начать работы по редевелопменту культурных пространств, необходимо обеспечить город развитой сетью сервисных услуг. 2) для осуществления реставрационных и других работ, направленных на восстановление культурных ресурсов, необходимо проведение тщательного планирования всех операций с последующим составлением официальных документов. 3) для того, чтобы жители города активно участвовали в культурной жизни, проявляя инициативу в социокультурном развитии города, требуется развитость информационных платформ и работа с современными источниками получения информации. 4) налаживание сообщения между крупным городским сообществом и провинцией способствует росту мигрантов, которые ищут в провинциальном городе отдых и уют, однако нуждаются в постоянно связи с центром.


1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения // перевод Кузнецовой М. - М. - 1997. - С.149-210.
2. Адорно Т. Негативная диалектика // Перевод: Петренко Е.Л. — М. - 2003. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5512.
3. Анциферов Н.П. Душа Петербурга // URL: https://e-libra.ru/read/178951-dusha- peterburga.html.
4. Баумоль У., Боуэн У. Исполнительское искусство: экономическая дилемма. - 1968. • С.3.
5. Беккер Г. Человеческий капитал. 1975. URL: http://methodology.chat.ru/becker1.htm.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления // Республика. 2006. - С. 9.
7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // URL: https://www.litmir.me/br/?b=183034&p=1.
8. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М.: Наука, 1987. - С. 232 - 240
9. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - Том 3. №5. - Ноябрь, 2002. - перевод Добряковой. - М. - С.60-74.
10. Вагин В. В. Русский провинциальный город: ключевые элементы жизнеустройства // Мир России. 1997. - № 4. - С. 53 - 88.
11. Вебер М. Город // Ред. Кареева Н.И. - 1923. - с. 392.
12. Веденин Ю.А., Штелле О.Е. и Шульгин П.М. Культурное наследие и туризм. - М. • 2005. - С. 7-40.
13. Вернадский В.И. Возрождение и развитие малых городов России. М., 1994. С. 319 - 346
14. Вирт Л. Избранные работы по социологии. - М. - 2005. - С. 93-118.
15. Глазычев В.Л. Уездный город N // Отечественные записки. - 2002. - № 6. URL: www.strana-oz.ru.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ