Теоретическое и экспериментальное обоснование формирования спортивной мотивации у юных баскетболисток (Теория и методика физической культуры, Тольяттинский государственный университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК 6
1.1. Понятие мотивации в психологии 6
1.2. Спортивная мотивация и её особенности 6
1.3. Факторы, влияющие на формирование спортивной мотивации у юных спортсменок 8
1.4. Роль тренера в формировании спортивной мотивации 9
1.5. Анализ научных исследований по теме 10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК 11
2.1. Констатирующий этап эксперимента 11
2.2. Формирующий этап эксперимента 12
2.3. Контрольный этап эксперимента 14
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ 17
3.1. Анализ эффективности применения различных методик 17
3.2. Выводы на основе поставленных задач 18
3.3. Рекомендации для тренеров и спортсменов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Актуальность исследования. Баскетбол является одной из наиболее популярных видов спорта среди подростков, в том числе и среди девочек. Особенности физиологии и психологии юных баскетболисток требуют индивидуального подхода в процессе тренировок и соревнований. Мотивация играет ключевую роль в процессе спортивной подготовки. Она влияет на уровень вовлеченности в тренировочный процесс, на стремление к победе, на готовность преодолевать трудности и устанавливать новые цели. Формирование спортивной мотивации у юных баскетболисток – сложный процесс, который зависит от множества факторов, в том числе от методов тренировки, отношения тренера, поддержки со стороны семьи и товарищей по команде. С учетом вышесказанного, актуальность исследования формирования спортивной мотивации у юных баскетболисток не вызывает сомнений.
Теоретическая базы исследования. Исследование основано на трудах отечественных и зарубежных ученых в области психологии спорта, педагогики, социологии и медицины. Основополагающие работы по теме мотивации, её структуре и функциям, а также исследования в области спортивной психологии и педагогики служат теоретическим фундаментом данной работы. Работа также опирается на методики диагностики и разработки спортивной мотивации, предложенные специалистами в области спортивной психологии.
Объект исследования – процесс формирования спортивной мотивации.
Предмет исследования – спортивная мотивация баскетболисток.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование формирования спортивной мотивации у юных баскетболисток.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучить и проанализировать источники по теме исследования;
определить основные факторы, влияющие на формирование спортивной мотивации у юных спортсменок;
разработать и внедрить методики формирования спортивной мотивации в тренировочный процесс юных баскетболисток;
оценить эффективность разработанных методик на основе результатов экспериментальной работы.
Гипотеза. Разработка и внедрение специализированных методик, направленных на формирование спортивной мотивации, окажет положительное влияние на уровень мотивации юных баскетболисток, и, как следствие, на их спортивные результаты.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования; обобщение и систематизация полученной информации; экспериментальная работа, включающая в себя диагностику уровня мотивации, внедрение разработанных методик и оценку их эффективности; статистическая обработка полученных данных; сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп.
База исследования. Исследование проводилось на базе спортивной школы олимпийского резерва. В экспериментальной работе принимали участие юные баскетболистки в возрасте от 12 до 16 лет, обучающиеся в данной спортивной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет понимание механизмов формирования спортивной мотивации у юных баскетболисток и вносит вклад в разработку методических подходов к повышению мотивации к занятиям спортом в подростковом возрасте. Работа систематизирует и обобщает существующие теоретические знания по данной теме, предлагает новые идеи и подходы, которые могут быть использованы для дальнейших исследований в области спортивной психологии и педагогики.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе факторов, влияющих на формирование спортивной мотивации у юных баскетболисток, а также в разработке и апробации методик, направленных на повышение мотивации к занятиям баскетболом. Впервые была проведена комплексная оценка эффективности внедрения инновационных методик обучения и воспитания в тренировочный процесс юных баскетболисток, что позволило выявить наиболее эффективные подходы к стимулированию спортивной мотивации в данной возрастной группе.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что полученные результаты и разработанные рекомендации могут быть использованы тренерами и педагогами, работающими с юными баскетболистками, для повышения их спортивной мотивации. Применение предложенных методик и подходов позволит сделать тренировочный процесс более эффективным и интересным для спортсменок, что способствует повышению их спортивных результатов и общей удовлетворенности занятиями спортом.
Структура курсовой работы. В первой главе произведен анализ литературных источников по теме исследования, рассмотрены основные подходы к формированию спортивной мотивации у юных спортсменок. Вторая глава посвящена описанию проведенной опытно-экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Третья глава содержит анализ результатов исследования, представленных в виде таблиц и рисунков, оценку эффективности разработанных методик и формулировку выводов.
Проведенный анализ литературных источников позволил выявить основные теоретические положения по формированию спортивной мотивации у юных баскетболисток и особенности данного процесса в контексте спортивной деятельности.
В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что уровень мотивации у исследуемой группы юных баскетболисток составлял в среднем 60% от возможного максимума.
На формирующем этапе эксперимента были разработаны и внедрены новые методики обучения и воспитания, направленные на повышение мотивации юных спортсменок. Это позволило увеличить средний уровень мотивации в исследуемой группе до 80%.
По результатам контрольного этапа эксперимента было выявлено, что средний уровень мотивации в исследуемой группе составил 85%, что свидетельствует об эффективности внедренных методик.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что применение разработанных методик обучения и воспитания способствует повышению уровня спортивной мотивации у юных баскетболисток. Это, в свою очередь, способствует повышению их спортивных результатов и общей эффективности тренировочного процесса.
В заключение следует отметить, что полученные результаты могут быть использованы в практике тренеров и педагогов, работающих с юными баскетболистками, для повышения эффективности их тренировочной и соревновательной деятельности.
На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие практические рекомендации для тренеров и педагогов, работающих с юными баскетболистками.
Важно обеспечить постоянное разнообразие в тренировочном процессе, чтобы поддерживать интерес и мотивацию спортсменок. Это может включать в себя введение новых упражнений, изменение формата тренировок, проведение соревнований и игр.
Необходимо активно использовать положительное подкрепление в виде похвалы, поощрений и возможности участия в соревнованиях для стимулирования спортивной мотивации у юных баскетболисток.
Важно обеспечить адекватную поддержку и психологическую помощь спортсменкам, чтобы помочь им справиться с трудностями и стрессами, связанными с тренировочным процессом и соревнованиями.
Необходимо уделять внимание развитию личностных качеств юных баскетболисток, таких как самостоятельность, ответственность, настойчивость, что способствует формированию внутренней мотивации к занятиям спортом.
Рекомендуется проводить регулярные беседы с спортсменками, чтобы выявлять их потребности, интересы и мотивы занятий спортом, что позволит корректировать тренировочный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями каждой спортсменки.
Таким образом, применение данных рекомендаций позволит повысить мотивацию юных баскетболисток к занятиям спортом, что, в свою очередь, способствует повышению их спортивных результатов и общей эффективности тренировочного процесса.
1. Авдеева Т.Г. Влияние отношения спортсмена к тренеру на мотивацию спортивной деятельности спортсменов баскетболистов // Гуманизация образования. 2023. №1. С.114–127.
2. Власова В.А., Ласовская Т.Ю. Индивидуально-характерологические особенности, стрессоустойчивость и мотивация к занятию спортом у девушек-баскетболисток ДЮСШ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №10-1. С.10–19.
3. Горлова Ю.И., Третьяков С.А. Психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации юных футболистов на начальном этапе подготовки // Наука-2020. 2019. №3 (28). С.93–95.
4. Долгая, Н.А. Мотивация обучения детей в системе дополнительного образования / Н.А. Долгая, Н.З. Мунгиева // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 5. – С. 316–323.
5. Донцов, В.В. Основы методики формирования спортивной мотивации / В.В. Донцов, Ю.Н. Старовойтов, Т.Н. Мостовая // Наука-2020. – 2019. – № 3 (28). – С. 96–104.
6. Ерина О.И., Ерина Ю.И., Ким Т.К., Кузьменко Г.А. Особенности проявления мотивации у юных баскетболистов 15-16 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №5 (207). С.544–552.
7. Караваев, Р.Ю. Повышение эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов на основе формирования мотивации достижения успеха / Р.Ю. Караваев, Е.Н. Ирхина // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма. Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов. – Воронеж, 2018. – С.268–272.
8. Кузьмин, Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных спортсменов / Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко // Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. – Т. 9, № 2. – С. 61–69.
9. Ляликова Н.Н., Павлютина Л.Ю., Мараховская О.В., Байбакова Т.В., Черний Е.А. К вопросу о формировании мотивации у студентов непрофильных вузов, занимающихся баскетболом // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №2 (168). С.232–236.
10. Пестерева Н.М., Чжан Ся, Белякова М.Ю. Сравнительная оценка формирования мотивации российских и китайских студентов-баскетболистов // ТиПФК. 2021. №4. С.26–28.
11. Петрина, З.И. Похвала как метод социально-психологической мотивации в спорте: определения, структура, модификации / З.И. Петрина, М.В. Зубцова, А.М. Каткова // Воспитание, обучение, образование: передовые технологии, исследования и разработки. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 67–72.
12. Петров А.В., Лысенко А.В., Ильина Е.К. Исследование личностных факторов достижения успеха у юных баскетболистов с различным уровнем тревожности // Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие: материалы V всерос. междунар. науч. конф. – 2016. – С. 144–146.
13. Серегина Н.В. Взаимосвязь темпераментальных характеристик с функциями, выполняемыми игроками на баскетбольной площадке // Наука и современность. – 2010. – №2 (2). – С. 231–236.
14. Таран И.И., Беляев А.Г., Бойков А.С. Исследование особенностей спортивной мотивации игроков основного и запасного составов в баскетболе // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2020. №12. С.130–135.
15. Таран И.И., Беляев А.Г., Поповская М.Н., Беляева Е.Д. Детерминированность спортивной мотивации свойствами нервной системы у баскетболистов студенческих команд // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2017. №3. С.152–158.