Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы

Работа №93353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ 8
1.1. Анализ лингвистических и психологических аспектов понятия
«коммуникативные навыки» 8
1.2. Характеристика обучающихся с умственной отсталостью с
точки зрения сформированности у них коммуникативных навыков на уровне начальных классов школы по данным литературы 12
1.3. Анализ нормативной и методической документации в
отношении требований к содержанию процесса формирования коммуникативных навыков и состоянию их сформированности у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы .... 16
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ 22
2.1. Описание условий базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых 2 2
2.2. Обоснование подбора и анализа методов и методик определения
сформированности коммуникативных навыков у испытуемых 26
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его
результатов 31
ГАЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ 37
ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ»
3.1. Определение понятия «игровой метод» и обзор направлений его
практического применения для развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы .... 37
3.2. Процесс составления и описание содержания коррекционно¬
развивающего курса «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы» 40
3.3. Описание процесса апробации коррекционно-развивающего курса
и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72


Общение является главным социальным фактором, влияющим на жизнь обучающегося в обществе. Благодаря общению обучающийся способен познать себя как личность, а также окружающий его мир и людей, что позволяет обучающемуся комфортно жить в обществе. Потребность в общении идет следом за физиологическими потребностями (сон, еда, вода), но она является более значимой для человеческой личности.
Формирование у обучающегося коммуникативных навыков - это важный воспитательный и образовательный процесс в начальных классах. В общении обучающийся развивает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление обучающегося как личности [4, с. 4].
Для обучающихся с умственной отсталостью общение не дается так легко, как обучающимся с нормальным развитием. Развитие коммуникативных навыков является важной задачей в работе с обучающимися с умственной отсталостью, так как именно эти навыки позволяют адаптироваться к жизни в обществе.
В повседневной жизни общение занимает главное место у обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с нормальным развитием, поэтому проблема формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью остается актуальной и в настоящее время.
Э. В. Якубовская в своих работах говорит о том, что обучающиеся с умственной отсталостью не коммуникабельны и не способны адекватно реагировать во время общения с другими людьми. Причиной этой реакции часто становится неспособность глубоко осознавать характер своих отношений с окружающими и интересы партнера по коммуникативному взаимодействию. Все это замедляет развитие личностных и деловых отношений у обучающихся с умственной отсталостью [42, с. 20].
Опираясь на коммуникативные навыки, обучающийся получает возможность самопрезентации, к тому же информативно-коммуникационная функция является основой организации образовательного процесса. В процессе обучения информация не просто передается или принимается, а формируется, что становится важным фактором в становлении творческого продуктивного общения, способности выразить свое «за» или «против» и прийти к определенным согласованным или новым результатам. В области изучения коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью можно подчеркнуть работы П. О. Омаровой, Е. И. Разуван [28, с. 160; 34, с. 6].
Обучающиеся с умственной отсталостью имеют равные права на самореализацию, социализацию и обучение наравне с обучающимися с нормальным развитием.
В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС), которые учитывают образовательные потребности и особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы. Введение федерального государственного образовательного стандарта фактически меняет образование обучающихся, ориентируясь на их развитие, учет особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала [40, с. 5].
Объект исследования - коммуникативные навыки обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью посредством игрового метода.
Цель исследования - провести теоретическое и экспериментальное обоснование составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
Задачи исследования.
1. На основе анализа источников и литературы определить состояние разработанности проблемы и темы исследования на теоретико-практическом уровне.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап экспериментальной работы на базе исследования и проанализировать его результаты.
3. Составить программу коррекционно-развивающего курса «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
4. Апробировать в экспериментальных условиях коррекционно-развивающий курс по теме «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы» и проанализировать результаты его апробации.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- анализ нормативной документации;
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент;
- анализ полученных результатов.
Методики исследования.
1. «Изучение уровня речевой коммуникации».
2. «Необитаемый остров» автора О.В. Дыбиной.
3. «Отражение чувств» автора О.В. Дыбиной.
4. «Изучение жестов».
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г. Пензы.
Структура работы: введение; три главы: одна теоретическая и две практические; заключение; список источников и литературы (42 источника); приложение, в состав которого вошли следующие материалы: протокол наблюдения №1 по методике «Изучение уровня речевой коммуникации»; протокол наблюдения №2 по методике «Необитаемый остров»; протокол обследования №3 по методике «Отражение чувств»; протокол обследования №4 по методике «Изучение жестов»; конспект урока по речевой практике: «Общение: узнай меня»; игры для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы. Объём работы - 83 страниц машинописного текста. В работе выполнено 5 таблиц и 8 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав литературу, мы выяснили, что развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью зависят, в первую очередь, от структуры и глубины дефекта. У обучающихся с умственной отсталостью необходимо формировать познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, поведение и мышление.
Мы выяснили, что федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класса по предметной области «Язык и речевая практика» предусматривает развитие коммуникативных навыков или коммуникативных базовых учебных действий. В примерной программе АООП указано, что коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Мы применили игровой метод, который подходит для развития коммуникативных навыков. Использование в учебном процессе игрового метода значительно развивает коммуникативную функцию речи у обучающихся. Ведь именно игра совершенствует у обучающихся коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально-волевую сферу.
Результаты эксперимента, полученные в ходе изучения обучающихся 2Г класса показали низкие результаты. Обучающиеся не взаимодействуют и не понимают друг друга, часто присутствует агрессия; есть обучающиеся, которые не идут на контакт с окружающими людьми. Обучающиеся не пользуется формами речевого этикета.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента в 4Г классе был составлен и апробирован коррекционно-развивающий курс «Игровой метод как средство формирование коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы».
Показателем усвоения обучающимися коррекционно-развивающего курса являлось овладение способами использования вербальных и невербальных средств для осуществления общения с окружающими людьми в разных ситуациях.
После завершения коррекционно-развивающего курса контрольный этап эксперимента показал, что у обучающихся повысился уровень коммуникативных навыков. Обучающиеся взаимодействовали с друг другом без конфликтов, часто пользовались формами речевого этикета, присушивались друг другу. У одного обучающегося остался низкий результат в связи с его особенностями развития (расстройство аутистического спектра). К этому обучающемся нужен был более индивидуальный подход работы.
Основная цель выпускной квалификационной работы была в проведении теоретического и экспериментального обоснования составления и апробации коррекционно-развивающего курса по теме: «Игровой метод как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью при реализации предметной области «Язык и речевая практика» в начальных классах школы», с которой мы справились, получив в основном положительные результаты работы.
Данная выпускная квалификационная работы подойдет учителям начальных классов общего образования, учителям-дефектологам начального класса, для воспитателей дошкольного образования и школ-интернатов.



1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
2. Андреева, Л. Н. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Изд-во «Просвещение», 1993. - 146 с.
3. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Рус. словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
4. Венецкая, А. Б. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе /
А. Б. Венецкая. - Магнитогорск : [б. и.], 2003. - 159 с.
5. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А.В. Губанов ; науч. редактор Б. С. Волков. - М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.
6. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М. : Книголюб, 2014. - 104 с.
7. Гуровец, Г. В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, Л. П. Пересторонина // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений ; под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селиверстова. - М., 2011. - 544 с.
8. Данилкина, Г. И. Особенности обучения русскому языку во
вспомогательной школе: (на материале 1 кл.) : учеб.пособие /
Г. И. Данилкина ; Ленинград. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л. : [б. и.], 1979. - 68 с.
9. Дридзе, Т. М. Организация и методы
лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации : методич. пособие-практикум по спецкурсу «Введение в
лингвосоциопсихологию» / Т. М. Дридзе. - М., 1979. - 231 с.
10. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: для работы с детьми 5 - 7 лет : пособие для воспитателей и учителей начальных классов / О. В. Дыбина [и др.]. - Москва : Мозаика- Синтез, 2008. - 58 с.
11. Емельянова, И. А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /
И. А. Емельянова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 22 с.
12. Забегайлова, И. В. Типология становления произвольной
регуляции в младшем школьном возрасте / И. В. Забегайлова // Вестник Московского государственного университета. Серия 14:
Психология. - 2000. - № 4. - С. 20-33.
13. Забрамная, С. Д. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная, Л. И. Романова // Дефектология. - 1978. - № 5. - С. 56-62.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. - М. : Просвещение, 1995. - 112 с.
15. Зайцева, Г. Л. Жестовая речь. Дактилология / Г. Л. Зайцева. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 192 с.
16. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь /
В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : АСТ, 2009. - 811 с.
17. Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых
старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. - 2003. -
№ 5. - С. 58-64.
18. Коробкова, О. Ф. Содержание понятия «коммуникативная
компетенция» в контексте коммуникативной направленности обучения русскому языку в школе / О. Ф. Коробкова // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред.
Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012.
- Вып. 7. - С. 171-183.
19. Коробкова, О. Ф. Урок речевой практики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / О. Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2019. - № 2 (54). - С. 52-64.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ