Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности положения несовершеннолетних правонарушителей

Работа №12890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы98стр.
Год сдачи2005
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
900
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………
1 Особенности положения несовершеннолетних правонарушителей в современной России……………………………………………………………..
1.1 Социальный – правовой статус несовершеннолетних правонарушителей и причины их девиантного поведения…………………….
1.2 Законодательные основы защиты несовершеннолетних………………
1.3 Формы и методы оказания помощи несовершеннолетним в современной России…………………………………………………………………
2 Административно-правовая организация работы правоохранительных органов РФ в сфере правонарушений несовершеннолетних………………….
2.1 Место и роль ОВД в системе государственных органов в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних ……………………..
2.2 Система ОВД в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних……………………………………………………………….
2.3 Компетенция ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних ………………………………………………………………..
3 Анализ деятельности Управления участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД Хабаровского края…………………………………………………………………………………..
3.1 Организация работы ОДУУМ и ПДН УВД Хабаровского края в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних……………………………..
3.2 Основные направления совершенствования деятельности ОДУУМ и ПДН УВД Хабаровского края в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………………..


Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, снижение финансирования образовательных, культурно-просветительских учреждений, учреждений социальной защиты, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, особенно из нестабильных в экономическом и социальном отношении регионов страны, неблагоприятно отражаются на социальном благополучии детей и молодежи, приводят к негативным тенденциям в социальной ориентации молодых граждан, к росту агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и молодежной среде.
В Российской Федерации, по данным Госкомстата России, в настоящее время насчитывается около 36 млн. несовершеннолетних. Среди них беспризорных – 2-4 млн. (по данным исследований). То, что фактическое положение дел может быть значительно хуже, свидетельствует огромный разрыв между цифрами 2 и 4 млн. Но если взять за веру нижнюю планку (2 млн.), то она примерно равна уровню беспризорности в России времен начала первой мировой войны: в 1914 г., по некоторым данным, беспризорных детей насчитывалось 2,5 млн. Среди этой категории подростков в настоящее время распространены пьянство и наркомания.
За последние десять лет в три раза увеличилось число граждан, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тыс.), что, конечно же, предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних.
Появилась сравнительно новая тенденция - увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, не имеющих средств к существованию, - 40% от общего числа, возросло число несовершеннолетних, пострадавших от физического, психического, сексуального насилия.
Примеров, рисующих общую удручающую картину безнадзорности и беспризорности, можно привести бесчисленное множество. То, что на такую ситуацию влияет критическое социально-экономическое положение в стране - факт общеизвестный. Но свою негативную роль в этом играет и несовершенная государственная система профилактики безнадзорности и беспризорности.
Парадокс функционирования государственной системы профилактики заключается в том, что, несмотря на многочисленность субъектов социально-правовой охраны, профилактики социальных отклонений несовершеннолетних и значительность затрачиваемых обществом кадровых и материальных ресурсов, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не обеспечиваются своевременная и надежная помощь и защита. В реальной практике лишившиеся родительской заботы, попавшие в кризисные ситуации, криминогенное социальное окружение, они своевременно не выявляются и зачастую постепенно пополняют преступную среду. Приоритетными направлениями, к сожалению, пока остаются меры «диктаторской» педагогики и «карательной» профилактики, применяемые без должной диагностики личности несовершеннолетних, выявления природы и причин их девиаций. Такие подходы еще более усугубляют ситуацию и способствуют дальнейшей десоциализации детей и подростков. Столь тревожное положение отнюдь не случайно. Оно, с нашей точки зрения, является результатом отсутствия в стране единой концепции профилактики социальных отклонений несовершеннолетних.
Решение этой задачи невозможно без проведения глубоких и всесторонних научных исследований закономерностей и тенденций развития подрастающего поколения, без объективного анализа социальных условий и процессов, оказывающих влияние на формирование сознания и поведение детей и подростков.
Особое место среди этих исследований, как представляется, должно принадлежать изучению проблем профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Несмотря на неоднократное обращение ведущих отечественных и зарубежных ученых к данной проблематике, она продолжает оставаться недостаточно разработанной, в силу своей крупномасштабности и непреходящей актуальности. От правильного системного ее решения зависят: научно обоснованное определение политики в области профилактики девиантного поведения и воздействия на его причинный комплекс; устранение конкретных проблем, возникающих в практике профилактической работы с различными девиациями и их крайней формой – преступным поведением; характер и успех дальнейших исследований в области криминологии, уголовного, гражданского права, психологии, педагогики и управления.
Важнейшие функции науки – предвидение, прогнозирование и на этой основе содействие преобразованию действительности, исходя из идеалов и ценностей, принятых в обществе. Время ставит вопрос о широком выходе общественных наук на конкретные нужды практики, требует, чтобы ученые-обществоведы чутко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику. Именно руководствуясь необходимостью такого подхода к поиску решений, способных эффективно влиять на процесс профилактики социальных отклонений несовершеннолетних, и было предпринято настоящее исследование.
Многие годы отечественные ученые уделяют большое внимание проблемам предупреждения преступности, профилактики правонарушений несовершеннолетних. Значителен вклад в исследования данных вопросов Антоняна Ю.М., Болдырева Е.В., Ветрова Н.И., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Миньковского Г.М., Панкратова В.В., Ревина В.П., Сахарова А.Б., Фокина В.М., Хохрякова Г.Ф., Яковлевой Н.Г. и других.
Различные аспекты правонарушений несовершеннолетних представлены в монографических работах, посвященных общим вопросам криминологии, уголовного, уголовно-исполнительного права, административного права, таких авторов, как Аванесов Г.А., Бабаев М.М., Бородин С.В., Вицин С.Е., Гальперин И.М., Герцензон А.А., Горяинов К.К., Дашков Г.В., Забрянского Г.И., Звирбуль В.К., Игошев К.Е., Карпец И.И., Коган В.М., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Кузнецова Н.Ф., Лунеев В.В., Михлин А.С., Овчинский B.C., Остроумов С.С., Побегайло Э.Ф., Пономарев П.Г., Стручков Н.А., Шмаров И.В., Эминов В.Е., Яковлев А.М. и других ученых.
Психологические и педагогические проблемы правонарушающего поведения несовершеннолетних исследовались, например, Алемаскиным М.А., Блонским П.П., Выгодским Л.С., Ефремовой Г.Х., Зюбиным Л.М., Леонтьевым А.Н. , Пирожковым В.Ф., Ратиновым А.Р., Угрехелидзе М.Г.
С учетом этого нами не ставится задача найти в этой проблематике свою собственную, ранее никем не разрабатывавшуюся тему. Предпринята попытка на основе теоретического обобщения, творческого анализа, накопленного в разные периоды усилиями многих ученых, на различных направлениях и уровнях научного потенциала, используя результаты социально-правовых исследований и иную информацию, полученную в последние годы, рассмотреть данную проблему с позиций комплексного ее решения и деятельности специально уполномоченных на то органов исполнительной власти – органов внутренних дел и Управления внутренних дел Хабаровского края и сформулировать и обосновать необходимость концептуального подхода к профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
В работе предпринята попытка: осмыслить и обосновать новые подходы к раскрытию содержания профилактики девиантного поведения; дать объективный анализ детерминант детских девиаций; выявить недостатки как функционирования Управления внутренних дел, так и правового регулирования социализации несовершеннолетних.
Особое место в работе уделено разработке предложений по совершенствованию деятельности УВД Хабаровского края в сфере профилактики несовершеннолетних. соответствующих требованиям современного развития общества.
Непосредственным предметом исследования является современное отечественное законодательство, в том числе отраслевое, регламентирующее правовые вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УВД Хабаровского края по предупреждению правонарушений и способы совершенствования данной деятельности.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Основными источниками получения информации по избранной теме явились:
- научная литература, нормативные акты, регулирующие деятельность по профилактике социальных отклонений в поведении несовершеннолетних;
- социальная и правовая статистика; опыт работы УВД Хабаровского края;
- данные органов опеки и попечительства;
- информация, полученная от научных и практических работников различных ведомств, занятых профилактикой социальных отклонений в поведении несовершеннолетних, от учащихся общеобразовательных школ и специальных учебно-воспитательных учреждении.
Теоретической основой дипломного исследования являются труды по проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних, а также работы по социальному управлению, теории права и отдельных отраслей права, охватывающие вопросы предупреждения социальных отклонений в поведении несовершеннолетних или содержащие выводы, необходимые для исследования избранной темы.
Методологически правильное и эффективное с практической точки зрения исследование обозначенных вопросов объективно требовало сначала предварительной фиксации ведущих дефиниций «ребенок», «подросток», «несовершеннолетний».
С теоретико-правовой точки зрения, по верному замечанию Э.Б. Мельниковой, несовершеннолетний - это человек, не достигший определенного, возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, то есть реализацию в полном объеме провозглашенных человеку и гражданину конституцией и другими законами страны субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому, пытаясь определить юридическую границу между несовершеннолетием и совершеннолетием, законодатели отдельных стран, да и международного сообщества в целом, выделили автономную демографическую (возрастную) группу людей - носителей специфических прав и обязанностей. Однако, хронологические рубежи данной группы оказались размытыми, так как конкретная возрастная грань, отделяющая несовершеннолетие от совершеннолетия, не есть универсальная константа для всех государств мира.
Кроме того, разные отрасли права фиксируют собственные и, зачастую, весьма различные границы правового регулирования социальной защиты несовершеннолетних и предупреждения их девиантного поведения. Определение данных границ может зависеть как от возраста, так и от особенностей предусмотренных конкретными отраслями права правоотношений, в которые вступают несовершеннолетние. Наконец, может просто наблюдаться объективное несоответствие уровня развития личности конкретного индивида (зависящего от целого комплекса факторов) введенным текущим законодательством рамкам, фиксирующим время наступления юридической зрелости.
Таким образом, цель данного исследования состоит в том, чтобы на основании анализа отечественного опыта выявить соответствие системы социальной помощи несовершеннолетним и профилактики их противоправного поведения, избрав основным объектом исследования деятельность подразделений по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел Хабаровского края и выявить основные направления его совершенствования.
Основной задачей настоящего дипломного исследования является уяснение следующих вопросов:
- особенностей положения несовершеннолетних правонарушителей в современной России;
- организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел и Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД Хабаровского края в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- основных направлений совершенствования деятельности данного управления.
В соответствии с целями и задачами исследования определена структура настоящей дипломной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, подводя итог рассмотренной проблеме, следует отметить, что изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, показало, что сущность такой деятельности заключается в отражении угроз причинения вреда жизненно важным правам и законным интересам детей, находящихся в социально опасном положении, путем применения административно-правовых мер.
Применительно к деятельности подразделений ОДУУМ и ПДН по предупреждению правонарушений несовершеннолетних понятие социально опасного положения детей должно иметь специальную трактовку.
Это обстановка, свидетельствующая о беспризорности или безнадзорности несовершеннолетних, совершении ими правонарушений или общественно опасных деяний.
Главным, системообразующим недостатком организационно-правового воздействия ОДУУМ и ПДН УВД Хабаровского края на социальную профилактику в отношении несовершеннолетних выступает отсутствие единого комплексного подхода к решению проблем предупреждения девиантного поведения молодежи.
Общий успех предупреждения в существенной степени зависит от состояния специально-криминологического предупреждения. В Хабаровском крае, в последние годы предупредительная деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, составляющих основу системы субъектов специальной профилактики, несколько активизировалась.
Администрацией края, районов, руководителями правоохранительных органов осуществлен целый комплекс организационных, методико-нормативных, кадровых и материально-технических мер, направленных на повышение эффективности предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Следует всемерно укреплять и наращивать достигнутые в этих направлениях работы результаты.
Вместе с тем, в связи с небывалым ростом преступности молодежи, имеющим преимущественно объективные причины, значительным осложнением оперативной обстановки требуются дополнительные меры по укреплению органов охраны правопорядка, в первую очередь, органов внутренних дел на местах, меры по улучшению организации их деятельности.
Изучение показало, что милиция нуждается сегодня в современных средствах связи и передвижения, криминалистической и оперативной технике, в профессиональных кадрах. В то же время финансовые части краевых программ предупреждения правонарушений несовершеннолетних практически не выполняются.
Ощущается разобщенность деятельности отделений по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции, аппаратов уголовного розыска, следствия. Зоны обслуживания сотрудников этих служб, как показало изучение, часто не совпадают.
Слабо участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних и молодежи патрульно-постовые службы, ГИБДД. Требуется принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в этой области, по подготовке для них квалифицированных кадров, их переподготовке. Необходимо внести коррективы в соответствующие нормативные документы, регламентирующие работу различных служб органов внутренних дел по предупреждению преступности молодежи, с тем, чтобы повысить ее эффективность.
Органам внутренних дел в новых условиях необходимо совершенствовать и более целенаправленно осуществлять работу по выявлению неблагополучных семей, диагностике семейного неблагополучия, применению профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию криминогенных факторов в семье.
Сотрудникам органов внутренних дел необходимо постоянно изучать процессы, происходящие в молодежной среде в школах и трудовых коллективах, находящихся в зоне обслуживания, наладить соответствующий учет коллективов, в которых складывается неблагоприятная обстановка, применять профилактические меры (как общего, так и индивидуального характера) для ее нормализации.
Это предоставит возможность оградить несовершеннолетних от влияния взрослых преступников, в полном объеме изучить их личность в течение длительного промежутка времени, обеспечить более тесное взаимодействие между центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей и специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа при проведении профилактической работы.




1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г. «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)»// Сборник международных правовых актов. – М.: 2002. – 765 с.
2. Конституция РФ. – М.: НОРМА-М, 2003. – 132 с.
3. Кодекс об административных правонарушениях РФ. – М.: НОРМА-М, 2004. – 342 с.
4. Уголовный кодекс РФ. – М.: НОРМА-М, 2004. – 186 с.
5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/ Российская газета.-2002, №125
6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// СЗ РФ.-1999.- №2.- Ст. 3177
7. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)// СЗ РФ.- 2003г.- №2. – ст. 2341
8. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января 2003 г.)// Сборник конституционного законодательства. – М.: Буква, 2004. – 1067 с.
9. Закон РФ «О милиции» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. – 1991, №16.-Ст.503; СЗ РФ.- 1996, №25.- Ст.2964; 2001,№1.- Ст.15.
10. Федеральный закон от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // ЧОПы: Учебно-методическое пособие. – М.: 2004. – 352 с.
11. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля, 30 июня 2002 г., 21 мая 2003 г.)// СЗ РФ.- 1996.- №30. Ст.3605; 1997. №36. Ст.4133; 1998, №17.- Ст.1915; №22.- Ст.2413;1999, №50.- Ст.6197;2001,№3.-Ст.220
12. Указ Президента РФ от 14 января 2000 г. № 35 «О частичном признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» // Детская безнадзорность и проблемы правового регулирования. – М.: Мысль, 2003. – 345 с.
13. Указ Президента РФ от 15 января 1998 г. № 29 «О президентской программе «Дети России» на 1998 - 2000 годы» // Детская безнадзорность и проблемы правового регулирования. – М.: Мысль, 2003. – 345 с.
14. Указ Президента РФ № 314 от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Известия. Приложение «Закон». 2003.- №3.- с. 1-3
15. Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732) // Детская безнадзорность и проблемы правового регулирования. – М.: Мысль, 2003. – 345 с.
16. Приказ МВД РФ от 12 января 2002 г. № 23 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»// Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
17. Приказ МВД РФ от 15 марта 2002 г. № 240 «Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России»// Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
18. Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»// Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
19. Приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. № 147/481 «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними» // Правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности: Сборник законодательства. – М.: Щит, 2003. – 456 с.
20. Постановление Губернатора Хабаровского края от 3 марта 2003 г. № 66 «О плане краевых первоочередных мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2003 год»// Тихоокеанская Звезда. - 2003.- №48. – с.3
21. Постановление Губернатора Хабаровского края от 22 июля 2002 г. № 346 «Об утверждении Положения об основах организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Хабаровского края»// Тихоокеанская Звезда. – 2002. - №157. – с.3
22. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2003 г. № 21-17-02 "Об исполнении законодательства о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних"// Вестник Генеральной прокуратуры РФ. - 2003. - №12. – с. 16-17
23. Доклад Заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника Чекалина А.А. на расширенном заседании коллегии МВД России по итогам работы за 2003 г. – Протокол № 1/01 заседания коллегии.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ