Введение 2
Глава 1. Философско-мировоззренческие особенности этнософии 7
1.1. К определению понятия «этнософия» 7
1.2. Алтайская национальная философия как пример этнософии 13
1.3. Социально - исторические предпосылки появления этнософии на
Алтае 15
1.4. Основные тенденции алтайской философии 23
Глава 2. Искусство как источник этнософии 41
2.1. Художественно-эстетическое своеобразие этнософии 41
2.1.1. Предшественники современного искусства на Алтае 41
2.1.2. Современное изобразительное искусство Горного Алтая 48
2.1. 3. Археоарт 53
2.2. Литературное творчество Горного Алтая 67
2.2.1. Литература порубежного периода 67
2.2.2. Творчество современников 70
Заключение 74
Список использованной литературы 76
Приложение 82
В современном российском обществе постоянно происходят культурные и социально-политические изменения, требующие внимания и изучения. Коренная перестройка 1990-х гг. повлекла за собой значительные последствия, в частности, тенденции к усилению региональных и локальных культур, что особенно ярко выражено в национальных республиках страны.
Отличным наглядными примером служит ситуация в Республике Алтай, где проявляются попытки формирования национальной философии. Поиски идеологических и мифологических форм национального сознания происходят во многом через опору на традиционное религиозное мировоззрение и историю народа, через возрождение эпической и шаманской традиций. Именно в форме национальной философии здесь и выступает этнософия, включающая особый тип мышления, своеобразное восприятие мира. Она сложилась не внезапно, но как результат длительного развития культурных, социальных и исторических процессов.
Актуальность темы определяется поликультурным и многонациональным характером современной российской культуры, в которой взаимодействуют и уживаются различные этнические, религиозные и культурные традиции. В тоже время наряду с общегражданской идентичностью активно заявляют о себе региональная, этническая и религиозная идентичность. Можно видеть стремление национальной интеллигенции рефлексировать над основами своего культурноисторического бытия. Формой такого национального и регионального самосознания не редко выступает философия, ориентирующаяся на вековую «народную мудрость», или этнософия. Примером такой этнософии может служить Горный Алтай, где довольно широко проявлены этнософские аспекты: как в духовной сфере культуры, так и в художественной- эстетической практике.
Объектом исследования выступают региональная философия и художественное творчество как формы этнического и регионального самосознания.
Предмет - этнософия Алтая как пример современной идеологии и мифологии национального сознания.
Цель исследования состоит в целостной характеристике культурных процессов, в частности, формирования региональной (этнической, религиозной и культурной) идентичности на примере региона Горного Алтая.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
• раскрыть определение этнософии на примере работ философов
• выявить социально-исторические предпосылки алтайской этнософии
• обозначить основные тенденции, присущие алтайской этнософии
• показать проявления этнософии в изобразительном искусстве (на примере археоарта) и современной литературе Горного Алтая.
Изучению избранной тематики посвящен обширный теоретический материал, представленный преимущественно отечественными
исследователями. В историографическом параграфе для определения понятия этнософии особенно важными были работы следующих авторов: специалист по русской философии В. В. Ванчугов, представивший свое определение этнософии, советский и американский философ и культуролог М. Н. Эпштейн, выделивший важность софийных дисциплин, востоковед В. Р. Арсеньев, создавший «Манифест этнософии», американский этнограф и антрополог М. Херсковиц, исследователи философии Севера Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев. Для темы исследования во многом послужило опорой учение А. Ф. Лосева по философии мифа.
В исследовании алтайской этнософии важнейшую роль сыграли публикации А. В. Малинова, исследования этнонационального дискурса Е. В. Самушкиной, книга по религиозно-мифологической картине мира алтайцев А. В. Муйтуевой, работа Л.И. Шерстовой по истории бурханизма, труд В. А. Клешева по народной религии алтайцев и др.
Изучение философии Алтая не могло обойтись без наиболее заметных авторов-первоисточников: Н. А. Шодоев и его учение об алтайском билике, а также написанная им «алтайская хронология», философские размышления историка и философа А. С. Суразакова, основательница общества «Алтайская вера» и автор книг по Белой вере З. Т. Тырысова.
Помимо философских работ источниками этнософии выступают современное искусство (в том числе скульптура и прикладное искусство) и литература. При анализе современного искусства Алтая незаменимыми были статьи по археоарту российского искусствоведа Е. П. Маточкина, который много внимания уделял именно алтайскому региону, статьи А.Г. Кичигиной, Т. С. Коробейниковой и, конечно, использовались картины самих художников (В. Тебеков, С. Дыков. Н. Чепоков, А. Укачин и др.). Касаемо литературы, особенно хочется отметить исследования Н. М. Киндиковой.
Положения, выносимые на защиту:
• Этнософия, будучи смысловой системой, включающей в себя тип мышления и особое мифологическое восприятие мира, выступает как необходимый этап построения национального сознания.
• В регионе Горного Алтая этнософия проявляется в попытке сформировать региональную философию.
• Конкретные аспекты этнософского мышления на Алтае задают параметры для конструирования современной национальнокультурной идентичности коренного населения региона.
Для культурологического рассмотрения этнософии использовался комплексный подход, который включал совокупность методов и научнотеоретических принципов из различных областей гуманитарной науки. В основе исследования лежит системный подход, способный целостно рассмотреть мировоззренческую систему во всех ее проявлениях таких форм, как философия, религия, искусство, повседневность.
Практическая польза исследования. Материалы работы могут быть использованы для разработки учебных курсов и пособий по таким гуманитарным дисциплинам, как культурология, социология культуры, этнография и др. В дальнейшем этнософские аспекты культуры могут быть исследованы и в других российских регионах.
Исследование прошло апробацию в виде трех статей в научных журналах:
Кукушкина Е. Н. Этнософия как одно из проявлений этнической идентичности (на примере алтайских народов) // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и объединений: Вып.1(7). 2016. С.141-149.
Кукушкина Е. Н. Этнософский аспект «алтайской философии» // Вече. Журнал русский философии и культуры. №29. СПб. 2017. С.316-323.
Кукушкина Е. Н. Этнософия как отражение мифологического сознания (на примере «алтайской философии») // Сборник материалов I Всероссийской научной междисциплинарной конференции с
международным участием «МИФ: ИСТОРИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА» (ноябрь 2017 года, г. Севастополь). Севастополь. 2018. С. 229-233.
Работа состоит из двух частей. Первая часть состоит из четырех параграфов и повествует о философско-мировоззренческих особенностях этнософии (даются определения этнософии, социально-исторические предпосылки и основные тенденции алтайской этнософии). Вторая часть состоит из двух параграфов с подглавами, где художественное и литературное творчество выступает в роли источника для изучения этнософии.
В результате нашего исследования было определено, что этнософские аспекты довольно ярко представлены в современной российской культуре, в частности, если рассматривать данное явление на примере ситуации в Республике Алтай.
Проанализировав этнософские аспекты в культуре Алтая, можно сделать вывод о том, что в этнософии проявляется тенденция к оживлению современного мифа. Для этнософских авторов, приведенных нами в пример, все написанное ими является реальностью, происходящим на самом деле. Стремясь воссоздать «изначальное знание», они формируют целостное мировоззрение. Этнософия выстраивает мифологические и архаические модели, воспроизводит смысловые основы миропорядка.
Резюмируя работу, необходимо подчеркнуть, что многочисленные изменения рубежа XX - XXI веков во всех сферах жизни повлияли на кризис идентичности и вместе с тем вызвали желание найти новые устойчивые основы для жизни в обращении к традиции. Задачей стал поиск национальной идеи, сопряженный с процессом конструирования границ алтайской культурной этносферы. Этническое возрождение, тем самым, проявило себя в формировании мировоззрения, основанного на повышенном интересе к своим корням, обращении к мифологическому сознанию, воссозданию народной религии, историческом мифотворчестве.
В философских трудах интеллектуальной элиты республики (которые значительно отличаются от традиционной формы европейского философского мышления) можно отметить следующие тенденции, проходящие красной нитью через всю этнософию Алтая, а именно: критика современной техногенно-потребительской цивилизации и господства индивидуализма, необходимость экологического отношения к природе и становления ноосферно-синтетического сознания, обращение к природоцентристской морали предков и следованию соответствующей религиозной обрядности, признание уникальности Алтая, как региона с исключительным духовно-экологическим потенциалом.
Этнософия проявляет себя не только в философских построениях, но также художественном и литературном творчестве. Искусство отражает народною философию через воссоздание древних смыслов и знаков, через создание ценностных ориентиров посредством внешнего восприятия, выстраивая новые образы и задавая тон культуре.
Изобразительное искусство во многом ориентируется на этническую традицию. Большинство живописцев Алтая, которых причисляют к направлению археоарт, художественно интерпретируют героические сказания и легенды алтайского эпоса, стараясь находить связи между архаическим прошлым и современностью. За счет метафоричности в изображении происходит сакрализация эпических образов. Помимо всего прочего, в Республике Алтай широко распространен скифско-сибирский звериный стиль, что говорит о желании политической элиты сделать национальную культуру известной в мировом масштабе.
В литературном творчестве Алтая ряд писателей находится на стадии становления творческого пути, но, тем не менее, и здесь можно отметить тенденцию возвращения истокам, к обращению к прошлому.
Несомненно, данная тема подлежит дальнейшему изучению. В частности, интересную сторону будущая работа может приобрести, если исследовать этнософские аспекты культуры и в других национальных республиках. Поиск национальной идеи затронул многие регионы нашей страны. Попытки конструирования национальной философии интересно рассмотреть у других тюркских или финно-угорских народностей.
1. АрзютовД.В. Тадина Н.А. AK-jaHgy как наследник бурханизма и хранитель знания («Заметки о советских алтайцах») // Сибирский сборник -
2. к юбилею Е.А. Алексеенко. - СПб. 2010. C. 224-231
2. Арсеньев В.Р. Базовые понятия этнософии. Подступы к формированию мировоззренческой альтернативы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2008. №1(6). C. 100-116
3. Арсеньев В.Р. Манифест этнософии // Манифестация: Учебнотеоретический журнал «Ленинградской школы африканистики». - СПб., 2006. № 7а.
4. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). Т.2.Теория и методология. Словарь/ А.С. Ахиезер. - Новосибирск, 1998.
5. Быстров В., Дудник С., Камнев В. Русская религиозная геософия: опыт историко-философской реконструкции // Социологическое обозрение. 2016. Т.15. №3. C. 150-172
6. Ванчугов В.В. «Этнософия»: ретроспективный анализ в прагматическом аспекте будущего // Наука. Философия. Общество. Материалы 5 Российского философского конгресса. Том 2. - Новосибирск, 2009.
7. Ванчугов В.В. Всеединство в этнософическом контексте: образы европейских народов в русской философской мысли // Соловьевские исследования. 2010. № 1 (25). C. 131-143
8. Голикова Т.А. Алтайцы: словарь этнолингвокультуры. - М.-Берлин, 2015
9. Дианова В.М., Малинов А.В. «Алтайская хронология». Очерк современной этнософии тюрко-монгольского мира //Социальные процессы в современной Западной Сибири: сборник научных трудов. - ГорноАлтайск, 2013. Вып. 14. С. 45-48
10. Екеев Н.В. Этноконфессиональная идентичность личности (на примере коренного населения Республик Алтай) // Бурханизм на Алтае: история и современность. - Горно-Алтайск, 2012. C. 112-120
11. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2000.
12. Еркинова Р. М. Этнографические рисунки Г.И. Чорос-Гуркина. Альбом. - Горно-Алтайск, 2014.
13. Еркинова Р.М. Шаманский мир в рисунках Г. И. Чорос-Гуркина // Вестник Томского государственного университета. 2008. №316. C. 80-83
14. Жерносенко И.А. Бурханизм - новая духовная доктрина Алтая // Священными тропами Алтая. - Горно-Алтайск -Барнаул, 2008. C. 151-164
15. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. - Барнаул, 2010.
16. Строгонова А. Чтобы прикоснуться к некоторым темам, нужно испросить разрешения... (Интервью с Амыром Укачиным) URL: http://listock.ru/glavnaya/respublika-altaj/5477-chtoby-prikosnutsya-k- nekotorym-temam-nuzhno-isprosit-razresheniya, 21.01.2018
17. Кадыев В.Э. Чорос-Гуркин Григорий Иванович. Альбом. - ГорноАлтайск, 1994.
... Всего источников – 64.