Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рэп как знак протеста в современной Российской культуре

Работа №30976
Тип работыДипломные работы
Предметантропология
Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость3700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение
1 Феномен протеста в культуре 6
1.2. Общая характеристика рэпа как культурного явления 14
Глава 2. Анализ современного состояния развития рэпа в России и его места в протестной молодежной культуре
2.1. Лингвистическое своеобразие русского рэпа 27
2.2. Особенности российской рэп-культуры, ее развитие как средства
социально-политической рефлексии 33
2.3. Исследование отношения молодежи к рэп-культуре 47
2.4. Анализ текстов современных российских рэп-исполнителей как способа
выражения социального протеста 49
Заключение 56
Список использованной литературы и источников 59
Приложение
Актуальность темы исследования: рэп-культура, сложившаяся в 1990-х, в последнее десятилетие переживает пик своей популярности и выступает интереснейшим культурным феноменом нового рубежа веков. Существующий всего около полутора десятилетий русский рэп из молодёжной субкультуры превратился в заметное общественное явление и важный пласт современной музыкальной культуры, как следствие, он вызывает интерес многих исследователей и становится объектом изучения культурологов, социологов, лингвистов и литературоведов.
Тексты рэп-культуры, исполняемые как словесный речитатив под ритмичную музыку, имеют выраженный социальный характер, отражают фрагменты картины мира и социальных настроений молодежи, поэтому сегодня большой интерес представляет исследование рэпа как языка протеста в российской культуре.
Степень разработанности темы: разработкой проблематики истории и культурологических аспектов современной хип-хоп культуры и такого ее направления, как рэп, занимались такие отечественные исследователи, как А.В. Богданов , Т.П. Кожелупенко , С.В. Иванов. Лингвистическому аспекту современного русского рэпа посвящены исследования В.К. Андреева , А.В. Богданова , Е.С. Гриценко и Л.Г. Дуняшевой , О.В. Шевченко и ряда других авторов. Вышеназванные исследования составили теоретикометодологическую основу настоящей работы.
Вместе с тем в отечественной научной литературе на данный момент нет работ, специально посвященных своеобразию рэпа как языка протеста в российской современной культуре. Таким образом, указанная проблематика до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Объектом настоящего исследования является современная музыкальная культура.
Предметом исследования выступают языковые формы и средства выражения протеста в рэп-текстах отечественных представителей данной культуры.
Целью данного исследования является выявление ценностных и идейносмысловых особенностей текстов отечественных представителей рэп-культуры в контексте выражения социального протеста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности современной российской рэп культуры;
- рассмотреть рэп как культурное явление современной реальности и его проявление в культуре в контексте социального протеста;
- провести анализ современного состояния развития рэпа в России и его места в протестной молодежной культуре.
При проведении исследования были использованы методы научного описания, анализа, интерпретации; метод внутритекстового и контекстуального рассмотрения и структурного анализа собранного эмпирического материала.
Материалом для практической части послужили тексты русскоязычных композиций 10 различных групп и отдельных исполнителей. Выборка составлена, исходя из рейтингов композиций и исполнителей данного направления на интернет-ресурсе «Яндекс.музыка» в разделе «Русский рэп». Также в рамках исследования был проведен социологический опрос молодежи, в возрасте от 18 до 28 лет, общая численность которых составила 60 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключаются в попытке систематизации знаний о современном музыкальном жанре «рэп», выявление его своеобразия как протестного языка представителей отечественной рэп-культуры. Результаты, полученные нами в ходе исследования, расширяют имеющиеся теоретические положения и данные относительно взаимозависимости социально-культурных и лингвистических параметров.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
В первой главе рассматриваются основные теории происхождения и развития феномена протеста, его отражение в культуре, а также общие характеристики рэпа как культурного явления.
Во второй главе представлено исследование, проведённое нами с целью изучения отношения современной молодёжи к рэп культуре, общее положение рэпа как музыкального жанра в молодёжной среде в современных реалиях. А также анализ музыкальных композиций, соответствующих тематике данного исследования.
В заключении представлены обобщённые выводы, которые удалось сделать в результате проведённого исследования.
Рэп в большинстве своем — это синтез классической поэзии и свободного стиха, в котором живой разговорный язык и приземленные злободневные темы доминируют над литературным языком и абстрактными понятиями. Для рэп - текста нехарактерна строгая метро-рифменная структура, устойчивая строфика, какая-либо четко выдержанная от начала и до конца система стихосложения. В то же время, рэп-текст требует сильных и качественных рифм, а также оригинального музыкального ритма. Также необходимо справедливо оценить огромный вклад рэп-культуры в процесс межкультурной коммуникации.
Рэп изначально зарождался как язык протеста и агрессии. Особенности происхождения не могли не отразиться на современной рэп культуре, в том числе отечественной.
На основе проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
1) особенностью российского рэпа является своеобразие его исполнения и подачи. Для современного российского рэпа характерно употребление сленга, жаргонов, нецензурных выражений, заимствованных слов и значительно реже литературной лексики (у отдельных исполнителей). В рэп текстах практически отсутствуют сложные метафоры, однако, можно встретить немалое количество каламбуров и фонетических приёмов;
2) рэп музыка, являясь средством выражения протеста, может стимулировать, усиливать и изменять установки современной молодёжи, корректировать их мировоззрение и ценностные ориентиры. В ходе исследования было выявлено, что респонденты отмечают: некоторые исполнители действительно способны влиять на молодёжь, которая в свою очередь перенимает позицию исполнителя и порой бессознательно становится его сторонником;
3) на настоящий момент рэп является популярным музыкальным жанром среди молодёжи и выступает средством выражения мнений по различным вопросам, в том числе поднимает социально острые проблемы. Рэп музыка является одним из способов проявления протеста в обществе и может представлять интересы одного человека или членов группы;
4) в рэп-музыке респонденты отмечают, прежде всего смысловую нагрузку композиций, что является для них основным критерием выбора песен. Тексты музыкальных композиций молодые люди проецируют на себя, более привлекательны для них композиции, тематика которых входит в область их интересов.
5) по результатам проведённого анализа текстов композиций отечественных представителя рэп музыки, наиболее актуальными для них являются следующие темы: социальная проблематика (68%), проблема личных переживаний и сфера творчества.
По данным, полученным в ходе исследования, мы выяснили, что отдавая предпочтение столь нагруженным смысловым и информационным посылом песням отражается и на восприятии этой музыки. Подавляющее большинство опрошенных респондентов анализирует тексты, и даже если не всегда, то в основном это приветствует; при этом опрошенные в целом отмечают, что рэп действительно можно назвать музыкой протеста и, что данное музыкальное направление поднимает много общественно острых тем.
В ходе изучения теоретической научной литературы было выявлено, что проявления «культуры протеста» имеет непосредственную связь с критикой существующих норм и ценностей, с отрицанием доминирующих в социуме идеалов. Именно на основе подобного отрицания и резкой критики существующего порядка появляется возможность для дальнейшего создания новых систем ценностей, что позволяет говорить об объективной необходимости «культуры протеста», обеспечивающей периодическое воспроизводство мировых социокультурных процессов.
6) рэп музыка как один из способов социального протеста способна выполнять консолидирующую функцию, она концентрирует вокруг актуальной проблемы общественное внимание, подталкивая общество к осмыслению острых проблем, косвенно способствуя их разрешению; Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что рэп представляет интерес для антропологии не только как яркая составляющая часть хип-хоп субкультуры, но и на уровне методов разрешения конфликтных ситуаций, так как обращение к изучению проблемы языка конфликта (каковым и является рэп) открывает целый ряд исследовательских перспектив и новых возможностей в разработке технологий лингвистического управления конфликтами.
1. Акунина Ю.А. Феномен протеста в междисциплинарном научном дискурсе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2 (40). - С. 43-47.
2. Андреев В.К. Лингвистические параметры типологизации современных молодежных субкультур // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Языкознание». - 2011. - № 1 (13). - С. 92-98.
3. Андреев В.К. Номинационная деятельность как лингвокреативная составляющая современной молодёжной культуры хип-хоп // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 2 (4). - С. 261-265.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. - 608 с.
5. Баева Л.В. Философия молодежных движений: от пацифизма до
экстремизма: монография. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - 232 с.
6. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - 926 с.
7. Богданов А.В. Лингвокультурные характеристики афроамериканского
рэп- дискурса: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Богданов Антон Валерьевич. М., 2007. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/lingvokultumye-kharakteristiki afroamerikanskogo-rep-diskursa (дата обращения 20.04.2018).
8. Бояринов Д. «Детская комната» OpenSpace.Ru. - [Электронный ресурс]. - URL: http://os.colta.ru/music_modern/events/details/35492/ (дата обращения 20.01.2019) .
9. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. 1998. - С.1137
10. Быкова Н.В. Рэп. История возникновения в России и Германии // Научные исследования и разработки 2017 года. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 128-132.
11. Вершинин М., Макарова Е. Современные молодёжные субкультуры:
рэперы. [«ПСИ-ФАКТОР»: информационный ресурсный центр по
научной и практической психологии]. - [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfactor.org/rap.htm (дата обращения 01.01.2019).
12. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. Перевод с англ. — СПб.: Питер, 2005. — 461 с.
13. Гаджиахмедов З. Баттл-рэп в России: феномен современной культуры. - [Электронный ресурс]. - URL: http://pavilionmag.ru/article/battl-rep-v- rossii-fenomen-sov-766 (дата обращения 20.03.2019).
14. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2046. - 448 с.
15. Гордеева А.А. Степень проявления протестной музыки в современном российском обществе // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. - [Электронный ресурс]. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html (дата обращения
05.01.2019) .
16. Гриценко Е.С., Дуняшева Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. - 2013. - № 2 (44). - С. 141147.
17. Гусейнов А.Ш. Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация / монография. - Краснодар: Экоинвест, 2013. - 468 с.
18. Гусейнов А.Ш. Протест как фактор деструктивного поведения подростков и молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета.
Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2011. — № 2. — С. 116-121.
19. Дивеева А.А. Аспекты изучения рэп-текста в лингвистике // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34) . - [Электронный ресурс]. - URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения
11.01.2019) .
20. Дуняшева Л.Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера
в афроамериканском песенном дискурсе: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://cheloveknauka.com/lingvokulturnye-osobennosti-konstruirovaniya- gendera-v-afroamerikanskom-pesennom-diskurse#ixzz3e8l0FXCZ (дата обращения 22.01.2019).
21. Есаков В.А., Логвинова И.В. Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1 (69). - С. 102-106.
22. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ (дата обращения 08.01.2019).
23. Иванов С.В. Феномен российской хип-хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики // Культура и искусство. - 2015. - № 4 (10). - С. 7-11.
24. Исаков В. Рэп - словесная игра [Новгородские ведомости]. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://novved.ru/kultura/21660-rep-
slovesnaya-igra.html (дата обращения 13.01.2019).
25. Каркавина О.В. Рэп и «литература хип-хоп»: общность способов языкового выражения // Вестник гуманитарного научного образования. -
2015. - № 2 (47). - С. 16-19.
26. Кобелева В.В., Головко В.А. Революция в стиле рэп: от «хайпа» к «новой искренности» // Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 300-303.
27. Кожелупенко Т.М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2018. - № 4. - С. 83-89.
28. Кожелупенко Т.П. Сленг как средство субкультурного кодирования в
современных американских и русских рэп-текстах: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.20. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/sleng-kak-sredstvo-subkultumogo-kodiro (дата обращения 12.01.2019).
29. Колесников А.А. Особенности использования прецедентных имён в рэпдискурсе // Московский государственный областной университет. - 2014. - № 5. - С. 66-71.
30. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов русского языка . - [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/ (дата обращения
17.01.2019) .
31. Конаков Т.И. Стилистические особенности рэп-музыки // В сборнике: Современное образование: теория и практика Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 69-72.
32. Коробов-Латынцев А.Ю. Русский рэп: философские очерки. Учеб. пособие. - СПб.: Реноме, 2016. - 264 с.
33. Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.
34. Малинина С.Д. Ценностная характеристика рэп-баттлов // В
сборнике: Актуальные проблемы лингвистики: взгляд молодых исследователей Под ред. Г. Р. Власян, М. А. Самковой. - Челябинск,2018. - С. 60-64.
35. Мизинина И., Тюрина Т. Выразительные средства языка (Справочное пособие). - М.: ООО Н-ПРО, 2016. - 108 с.
36. Назаров М.М. Политические ценности и политический протест / М. М. Назаров. - М.: Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, 2005 - 145 с.
37. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
38. Руцкая В.В., Панькова А.В. К вопросу о литературной эволюции в рэпкультуре // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - № 20-2. - С. 144-147.
39. Соболев Д.А., Курчев // В.И. Роль рэп-музыки в современном обществе. Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. 2014. - С. 161-164.
40. Соболева А.Д. Современная роль рэп-музыки в обществе // В сборнике: Наука, творчество, культура Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 297-298.
41. Студницына Б.Я. «Культура протеста» и ее роль в социокультурной динамике: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01. Москва, 2000. - 122 с.
42. Тржецяк И. Сухой и крепкий. История речитатива от бар-мицвы до Эминема и System of a Down. - [Электронный ресурс]. - URL: И. Тржецяк. - https: //nplus 1. ru/material/2016/01/19/recitative (дата обращения
19.12.2018) .
43. Тульнова М.А. О способах локализации текстов глобальной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (76). - С. 4-7.
44. Туп Д. Рэп-атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа / пер.с англ. В. Осовского. Информационный проект VOOKstock. - [Электронный ресурс]. - URL: http://vookstock.narod.ru/rapattack.html (дата обращения 19.02.2019).
45. Фадеева Д.Е., Сизых И.С. Рэп как разновидность массовой коммуникации // PR и реклама: традиции и инновации. - 2016. - № 7-2. - С. 246-250.
46. Фролова Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 52 с.
47. Хабибуллина Ф.Я., Иванова И.Г. Тексты песен рэп как отражение основных способов обогащения лексики современного французского языка // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 4 (83). -
С. 172-175.
48. Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции //
Журнальный клуб Интелрос «Логос». - 2016. - №4. - С. 7-45.
49.Чибисова В.В. Изучение субкультур в терминах протеста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - № 1 (21). - С. 94-98.
50. Шевченко О.В. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса:
Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.02.04 [Электронный ресурс] / Шевченко Ольга Валентиновна. Волгоград, 2009. [Электронный ресурс] - URL: http://www.dissercat.com/content/lingvosemiotika- molodezhnogo-
pesennogo (дата обращения: 20.05.2019).
51. Шмелева Т.В. Рэп-текст как новая реальность русской словесной культуры // Русская речь в современных парадигмах лингвистики: Материалы Международной научной конференции. - Псков: ПГПУ, 2014. - С.158-163.
52. Шоманов А.Ж. Роль гражданского общества и его институтов в регуляции социальной напряженности в условиях современности // Аналитик. - 2004. - № 4. - С. 15 - 19.
53. Яндекс- аналитика. Русский рэп как набор слов. - [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/company/researches/2018/rap (дата обращения

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность темы исследования: рэп-культура, сложившаяся в 1990-х, в последнее десятилетие переживает пик своей популярности и выступает интереснейшим культурным феноменом нового рубежа веков. Существующий всего около полутора десятилетий русский рэп из молодёжной субкультуры превратился в заметное общественное явление и важный пласт современной музыкальной культуры, как следствие, он вызывает интерес многих исследователей и становится объектом изучения культурологов, социологов, лингвистов и литературоведов.
Тексты рэп-культуры, исполняемые как словесный речитатив под ритмичную музыку, имеют выраженный социальный характер, отражают фрагменты картины мира и социальных настроений молодежи, поэтому сегодня большой интерес представляет исследование рэпа как языка протеста в российской культуре.
Степень разработанности темы: разработкой проблематики истории и культурологических аспектов современной хип-хоп культуры и такого ее направления, как рэп, занимались такие отечественные исследователи, как А.В. Богданов , Т.П. Кожелупенко , С.В. Иванов. Лингвистическому аспекту современного русского рэпа посвящены исследования В.К. Андреева , А.В. Богданова , Е.С. Гриценко и Л.Г. Дуняшевой , О.В. Шевченко и ряда других авторов. Вышеназванные исследования составили теоретикометодологическую основу настоящей работы.
Вместе с тем в отечественной научной литературе на данный момент нет работ, специально посвященных своеобразию рэпа как языка протеста в российской современной культуре. Таким образом, указанная проблематика до сих пор сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Объектом настоящего исследования является современная музыкальная культура.
Предметом исследования выступают языковые формы и средства выражения протеста в рэп-текстах отечественных представителей данной культуры.
Целью данного исследования является выявление ценностных и идейносмысловых особенностей текстов отечественных представителей рэп-культуры в контексте выражения социального протеста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности современной российской рэп культуры;
- рассмотреть рэп как культурное явление современной реальности и его проявление в культуре в контексте социального протеста;
- провести анализ современного состояния развития рэпа в России и его места в протестной молодежной культуре.
При проведении исследования были использованы методы научного описания, анализа, интерпретации; метод внутритекстового и контекстуального рассмотрения и структурного анализа собранного эмпирического материала.
Материалом для практической части послужили тексты русскоязычных композиций 10 различных групп и отдельных исполнителей. Выборка составлена, исходя из рейтингов композиций и исполнителей данного направления на интернет-ресурсе «Яндекс.музыка» в разделе «Русский рэп». Также в рамках исследования был проведен социологический опрос молодежи, в возрасте от 18 до 28 лет, общая численность которых составила 60 человек.
Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключаются в попытке систематизации знаний о современном музыкальном жанре «рэп», выявление его своеобразия как протестного языка представителей отечественной рэп-культуры. Результаты, полученные нами в ходе исследования, расширяют имеющиеся теоретические положения и данные относительно взаимозависимости социально-культурных и лингвистических параметров.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.
В первой главе рассматриваются основные теории происхождения и развития феномена протеста, его отражение в культуре, а также общие характеристики рэпа как культурного явления.
Во второй главе представлено исследование, проведённое нами с целью изучения отношения современной молодёжи к рэп культуре, общее положение рэпа как музыкального жанра в молодёжной среде в современных реалиях. А также анализ музыкальных композиций, соответствующих тематике данного исследования.
В заключении представлены обобщённые выводы, которые удалось сделать в результате проведённого исследования.

Рэп в большинстве своем — это синтез классической поэзии и свободного стиха, в котором живой разговорный язык и приземленные злободневные темы доминируют над литературным языком и абстрактными понятиями. Для рэп - текста нехарактерна строгая метро-рифменная структура, устойчивая строфика, какая-либо четко выдержанная от начала и до конца система стихосложения. В то же время, рэп-текст требует сильных и качественных рифм, а также оригинального музыкального ритма. Также необходимо справедливо оценить огромный вклад рэп-культуры в процесс межкультурной коммуникации.
Рэп изначально зарождался как язык протеста и агрессии. Особенности происхождения не могли не отразиться на современной рэп культуре, в том числе отечественной.
На основе проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
1) особенностью российского рэпа является своеобразие его исполнения и подачи. Для современного российского рэпа характерно употребление сленга, жаргонов, нецензурных выражений, заимствованных слов и значительно реже литературной лексики (у отдельных исполнителей). В рэп текстах практически отсутствуют сложные метафоры, однако, можно встретить немалое количество каламбуров и фонетических приёмов;
2) рэп музыка, являясь средством выражения протеста, может стимулировать, усиливать и изменять установки современной молодёжи, корректировать их мировоззрение и ценностные ориентиры. В ходе исследования было выявлено, что респонденты отмечают: некоторые исполнители действительно способны влиять на молодёжь, которая в свою очередь перенимает позицию исполнителя и порой бессознательно становится его сторонником;
3) на настоящий момент рэп является популярным музыкальным жанром среди молодёжи и выступает средством выражения мнений по различным вопросам, в том числе поднимает социально острые проблемы. Рэп музыка является одним из способов проявления протеста в обществе и может представлять интересы одного человека или членов группы;
4) в рэп-музыке респонденты отмечают, прежде всего смысловую нагрузку композиций, что является для них основным критерием выбора песен. Тексты музыкальных композиций молодые люди проецируют на себя, более привлекательны для них композиции, тематика которых входит в область их интересов.
5) по результатам проведённого анализа текстов композиций отечественных представителя рэп музыки, наиболее актуальными для них являются следующие темы: социальная проблематика (68%), проблема личных переживаний и сфера творчества.
По данным, полученным в ходе исследования, мы выяснили, что отдавая предпочтение столь нагруженным смысловым и информационным посылом песням отражается и на восприятии этой музыки. Подавляющее большинство опрошенных респондентов анализирует тексты, и даже если не всегда, то в основном это приветствует; при этом опрошенные в целом отмечают, что рэп действительно можно назвать музыкой протеста и, что данное музыкальное направление поднимает много общественно острых тем.
В ходе изучения теоретической научной литературы было выявлено, что проявления «культуры протеста» имеет непосредственную связь с критикой существующих норм и ценностей, с отрицанием доминирующих в социуме идеалов. Именно на основе подобного отрицания и резкой критики существующего порядка появляется возможность для дальнейшего создания новых систем ценностей, что позволяет говорить об объективной необходимости «культуры протеста», обеспечивающей периодическое воспроизводство мировых социокультурных процессов.
6) рэп музыка как один из способов социального протеста способна выполнять консолидирующую функцию, она концентрирует вокруг актуальной проблемы общественное внимание, подталкивая общество к осмыслению острых проблем, косвенно способствуя их разрешению; Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что рэп представляет интерес для антропологии не только как яркая составляющая часть хип-хоп субкультуры, но и на уровне методов разрешения конфликтных ситуаций, так как обращение к изучению проблемы языка конфликта (каковым и является рэп) открывает целый ряд исследовательских перспектив и новых возможностей в разработке технологий лингвистического управления конфликтами.



1. Акунина Ю.А. Феномен протеста в междисциплинарном научном дискурсе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2 (40). - С. 43-47.
2. Андреев В.К. Лингвистические параметры типологизации современных молодежных субкультур // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия «Языкознание». - 2011. - № 1 (13). - С. 92-98.
3. Андреев В.К. Номинационная деятельность как лингвокреативная составляющая современной молодёжной культуры хип-хоп // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 2 (4). - С. 261-265.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. - 608 с.
5. Баева Л.В. Философия молодежных движений: от пацифизма до
экстремизма: монография. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - 232 с.
6. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. - СПб.: Фолио-Пресс, 1998. - 926 с.
7. Богданов А.В. Лингвокультурные характеристики афроамериканского
рэп- дискурса: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Богданов Антон Валерьевич. М., 2007. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/lingvokultumye-kharakteristiki afroamerikanskogo-rep-diskursa (дата обращения 20.04.2018).
8. Бояринов Д. «Детская комната» OpenSpace.Ru. - [Электронный ресурс]. - URL: http://os.colta.ru/music_modern/events/details/35492/ (дата обращения 20.01.2019) .
9. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб. 1998. - С.1137
10. Быкова Н.В. Рэп. История возникновения в России и Германии // Научные исследования и разработки 2017 года. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 128-132.
11. Вершинин М., Макарова Е. Современные молодёжные субкультуры:
рэперы. [«ПСИ-ФАКТОР»: информационный ресурсный центр по
научной и практической психологии]. - [Электронный ресурс]. - URL: http://psyfactor.org/rap.htm (дата обращения 01.01.2019).
12. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. Перевод с англ. — СПб.: Питер, 2005. — 461 с.
13. Гаджиахмедов З. Баттл-рэп в России: феномен современной культуры. - [Электронный ресурс]. - URL: http://pavilionmag.ru/article/battl-rep-v- rossii-fenomen-sov-766 (дата обращения 20.03.2019).
14. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2046. - 448 с.
15. Гордеева А.А. Степень проявления протестной музыки в современном российском обществе // Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. - [Электронный ресурс]. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html (дата обращения
05.01.2019) .
16. Гриценко Е.С., Дуняшева Л.Г. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации // Политическая лингвистика. - 2013. - № 2 (44). - С. 141147.
17. Гусейнов А.Ш. Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация / монография. - Краснодар: Экоинвест, 2013. - 468 с.
18. Гусейнов А.Ш. Протест как фактор деструктивного поведения подростков и молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета.
Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2011. — № 2. — С. 116-121.
19. Дивеева А.А. Аспекты изучения рэп-текста в лингвистике // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(34) . - [Электронный ресурс]. - URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf (дата обращения
11.01.2019) .
20. Дуняшева Л.Г. Лингвокультурные особенности конструирования гендера
в афроамериканском песенном дискурсе: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://cheloveknauka.com/lingvokulturnye-osobennosti-konstruirovaniya- gendera-v-afroamerikanskom-pesennom-diskurse#ixzz3e8l0FXCZ (дата обращения 22.01.2019).
21. Есаков В.А., Логвинова И.В. Воздействие музыки в стиле рэп на сознание современной молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1 (69). - С. 102-106.
22. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. - [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/ (дата обращения 08.01.2019).
23. Иванов С.В. Феномен российской хип-хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики // Культура и искусство. - 2015. - № 4 (10). - С. 7-11.
24. Исаков В. Рэп - словесная игра [Новгородские ведомости]. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://novved.ru/kultura/21660-rep-
slovesnaya-igra.html (дата обращения 13.01.2019).
25. Каркавина О.В. Рэп и «литература хип-хоп»: общность способов языкового выражения // Вестник гуманитарного научного образования. -
2015. - № 2 (47). - С. 16-19.
26. Кобелева В.В., Головко В.А. Революция в стиле рэп: от «хайпа» к «новой искренности» // Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 300-303.
27. Кожелупенко Т.М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2018. - № 4. - С. 83-89.
28. Кожелупенко Т.П. Сленг как средство субкультурного кодирования в
современных американских и русских рэп-текстах: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.20. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/sleng-kak-sredstvo-subkultumogo-kodiro (дата обращения 12.01.2019).
29. Колесников А.А. Особенности использования прецедентных имён в рэпдискурсе // Московский государственный областной университет. - 2014. - № 5. - С. 66-71.
30. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов русского языка . - [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/ (дата обращения
17.01.2019) .
31. Конаков Т.И. Стилистические особенности рэп-музыки // В сборнике: Современное образование: теория и практика Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 69-72.
32. Коробов-Латынцев А.Ю. Русский рэп: философские очерки. Учеб. пособие. - СПб.: Реноме, 2016. - 264 с.
33. Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. - 71 с.
34. Малинина С.Д. Ценностная характеристика рэп-баттлов // В
сборнике: Актуальные проблемы лингвистики: взгляд молодых исследователей Под ред. Г. Р. Власян, М. А. Самковой. - Челябинск,2018. - С. 60-64.
35. Мизинина И., Тюрина Т. Выразительные средства языка (Справочное пособие). - М.: ООО Н-ПРО, 2016. - 108 с.
36. Назаров М.М. Политические ценности и политический протест / М. М. Назаров. - М.: Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, 2005 - 145 с.
37. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
38. Руцкая В.В., Панькова А.В. К вопросу о литературной эволюции в рэпкультуре // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2017. - № 20-2. - С. 144-147.
39. Соболев Д.А., Курчев // В.И. Роль рэп-музыки в современном обществе. Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. 2014. - С. 161-164.
40. Соболева А.Д. Современная роль рэп-музыки в обществе // В сборнике: Наука, творчество, культура Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 297-298.
41. Студницына Б.Я. «Культура протеста» и ее роль в социокультурной динамике: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01. Москва, 2000. - 122 с.
42. Тржецяк И. Сухой и крепкий. История речитатива от бар-мицвы до Эминема и System of a Down. - [Электронный ресурс]. - URL: И. Тржецяк. - https: //nplus 1. ru/material/2016/01/19/recitative (дата обращения
19.12.2018) .
43. Тульнова М.А. О способах локализации текстов глобальной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (76). - С. 4-7.
44. Туп Д. Рэп-атака. От африканского рэпа до глобального хип-хопа / пер.с англ. В. Осовского. Информационный проект VOOKstock. - [Электронный ресурс]. - URL: http://vookstock.narod.ru/rapattack.html (дата обращения 19.02.2019).
45. Фадеева Д.Е., Сизых И.С. Рэп как разновидность массовой коммуникации // PR и реклама: традиции и инновации. - 2016. - № 7-2. - С. 246-250.
46. Фролова Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 52 с.
47. Хабибуллина Ф.Я., Иванова И.Г. Тексты песен рэп как отражение основных способов обогащения лексики современного французского языка // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 4 (83). -
С. 172-175.
48. Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции //
Журнальный клуб Интелрос «Логос». - 2016. - №4. - С. 7-45.
49.Чибисова В.В. Изучение субкультур в терминах протеста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - № 1 (21). - С. 94-98.
50. Шевченко О.В. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса:
Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.02.04 [Электронный ресурс] / Шевченко Ольга Валентиновна. Волгоград, 2009. [Электронный ресурс] - URL: http://www.dissercat.com/content/lingvosemiotika- molodezhnogo-
pesennogo (дата обращения: 20.05.2019).
51. Шмелева Т.В. Рэп-текст как новая реальность русской словесной культуры // Русская речь в современных парадигмах лингвистики: Материалы Международной научной конференции. - Псков: ПГПУ, 2014. - С.158-163.
52. Шоманов А.Ж. Роль гражданского общества и его институтов в регуляции социальной напряженности в условиях современности // Аналитик. - 2004. - № 4. - С. 15 - 19.
53. Яндекс- аналитика. Русский рэп как набор слов. - [Электронный ресурс]. - URL: https://yandex.ru/company/researches/2018/rap (дата обращения


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2018 Сервис продажи готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.