Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ «ПАМЯТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА РАБОТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕЖИССЕРОВ 2000-2010 ГОДОВ)

Работа №23131

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
819
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Концепт «память» в современных социально-культурных
исследованиях 11
1.1. Теоретические основы исследования концепта «память» в
гуманитарном знании 11
1.2. Теоретические основы исследования концепта «память» в визуальной культуре и отечественной культурной практике 30
2. Концепт «память» в современной визуальной культуре 54
2.1. Методологические подходы в исследовании визуального
концепта «память» 54
2.2. Анализ кинопроизведений А.А. Германа как репрезентанта
формирования концепта «память» в современной визуальной культуре 61
Заключение 73
Список использованных источников 75
Приложение

Современная культура представляет собой сложное динамичное явление, в котором визуальная составляющая становится доминирующей, всё больше распространяясь на все культурные сферы. По этой причине современная культура нередко обозначается как преимущественно визуальная. Предполагается, что данная характеристика является отличительной особенностью современных культурных практик, однако нельзя забывать, что развитие универсального визуального языка в культуре происходит от начала развития человечества. Такой формой непрестанного развития является искусство. Визуальный язык позволяет запечатлеть время, мысль, сохранить отпечаток сознания, являясь при этом универсальной коммуникативной структурой. Язык визуальной культуры не требует дополнительного перевода, но действует по собственным законам, схожим с законами функционирования мыслительного процесса, визуального мышления. Вот почему исследование развития культуры в структуре визуального языка позволяет определить тенденции развития современного человека.
В современном быстро меняющемся мире сохранение и осознание ускользающего культурного кода, определение своеобразия собственного пути в культурно-философском отношении является одной из важнейших задач. С течением времени представление человека о себе меняется, но не убывает его потребность в самопознании и в познании устройства мира, в котором он живет. Память является важнейшей познавательной структурой, постоянно воплощаемой и репрезентируемой в произведениях изобразительного искусства. Каждый визуальный образ - репрезентация отпечатка памяти1. В то же время, в современной визуальной культуре, начиная приблизительно со второй половины XX века, концептуальное
^Гудкова, Е.Е. Кинематограф как визуальный концепт памяти (на материале творчества К. Маркера) [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра : 50.03.01 / Е. Е. Гудкова. — Красноярск : СФУ, 2016.
пространство памяти становится предметом активного и разностороннего осмысления. Этот процесс связан с необходимостью осмысления актуальной культурной ситуации: память как сфера сохранения и трансформации культурных кодов позволяет найти ответ на вопрос о текущем состоянии нашей ментальности, помогает протянуть нить, связывающую прошлое и настоящее и не терять направление, двигаясь от одного настоящего времени к другому. Произведения визуального искусства как репрезентанты современной визуальной культуры выступают как наиболее чувствительные «приемники», схватывающие тенденции индивидуального и социального самосознания. Концептуальное поле визуального воплощения памяти является носителем данных тенденций и полем их эстетических и этических преобразований. Все это несомненно определяет актуальность исследования специфики концепта «память» в современной визуальной культуре.
Понятие «визуальная культура» включено в сферу обширного исследовательского поля, которое объединяет множественные формы визуальной репрезентации, такие как реклама, видео-арт, визуальное искусство, кинематограф.
Среди других форм современной визуальной культуры кинематограф представляется наиболее ёмкой структурой, приближенной, как к сфере искусств, так и к областям социальной, психологической культурной организации жизни. Кинематограф развивается, вбирая в себя тенденции современных визуальных практик, и в то же время заново открывает себя как искусство . Эта особенность искусства кино позволяет выявлять в нем отражение различных тенденций развития современной культуры. Российский кинематограф, будучи включенным в сферу мирового киноискусства, является одной из форм репрезентации отечественной культуры. Среди действующих визуальных концептов в культуре концепт «память» выступает одним из наиболее распространенных, поскольку является одним из образующих элементов. В современной российской визуальной культуре развитие концепта «память» проявляется как весьма актуальный процесс в контексте формирования самосознания. Данные тенденции позволяют определить актуальность и даже необходимость исследования концепта «память» в современной визуальной культуре.
Степень изученности. Несмотря на наличие множества работ, посвященных кинокритике, философии, социологии и психологии кино, особенностям кинопроизводства, и прочим аспектам кинематографа, исследование различных его сторон еще отнюдь не исчерпало себя. Согласно мнению исследователей, время больших теорий кино уходит в прошлое , тем не менее, проблематика изучения современной кинематографии постоянно актуализируется появлением новых тенденций в развитии экранной культуры и визуального искусства.
Междисциплинарные исследования истории и методологических подходов в киноведении неизбежно затрагивают некоторые концептуальные основы киноискусства, среди которых одной из основных является связь кино с концептами времени и памяти. Данной проблематике посвящены монографии М.Ю. Лотмана, М.Ямпольского, К. Метца, Д.Л. Салынского, Н.А. Хренова, К. Разлогова, Н. Болдырева.
Развитие междисциплинарных методологических подходов в исследовании визуального концепта «память» разрабатываются в работах иностранных авторов, таких как Y. Dudai, D. Sutton, R. Gillian, I. McNeill, H.King, A. Kuhn, R. Hillman.
Более узким вопросам, связанным репрезентацией времени и памяти в кино посвящены статьи Е.В. Волкова, М. Ямпольского, Е.А. Елисеевой, О.А. Кирилловой, Л.В. Стародубцевой, В.В. Виноградова, А.В. Коневой, В.О. Чистяковой, В.А. Хохлова. Перечисленные авторы обращаются как к исследованиям особенностей отечественного кино, так и к проблеме репрезентации памяти в мировом кинематографе.
Вопрос формирования концепта «память» активно изучается и в других областях гуманитарного знания. Так, в области социальных наук и истории исследованием данного концепта посвящены статьи Л.И. Миклиной, Я.М. Поливанова, К.В. Акулинина, М.Н. Шумихина, А.В. Ахметшиной, М.О. Орлова, Р.Ю. Сабанчеева, Е.В. Романовской, и другие. Современные ученые проводят свои исследования, опираясь на концепции выдающихся историков и социологов, таких как П. Нора, М. Хальбвакс и др.
В сфере культурно-лингвистических исследований концепту «память» посвящен большой монографический труд Н.А. Брагиной. Автор рассматривает различные аспекты формирования и функционирования концепта «память» в языке и культуре, проводя междисциплинарный анализ источников. Проблеме вербализации и образного формирования памяти и других концептов также посвящены статьи Д.В. Абашевой, Н.А. Бородиной, Л.М. Бондаревой, С.Г. Шульженковой, Е.И. Нак, Н.В. Попиль, С.М. Карпенко, О.В. Фельде, Л.Н. Шамне, И.А. Тарасовой, А.А. Худякова, и др.
Теоретические основы изучения явлений визуальной культуры прорабатываются в исследованиях В.М. Розина (визуальное восприятие), С.Сонтаг (фотографические образы), К.Разлогова (экранная культура), М. Мягковой (визуальная культура как социокультурный феномен), W. Davis (теория визуальной культуры), J. Stokes (визуальная культура и самосознание).
Степень изученности проблемы репрезентации концепта «память» в целом представляется достаточно высокой. В то же время, в исследовательском поле выявляются некоторые лакуны: 1) недостаточно изучены особенности формирования концепта в визуальной культуре (большинство работ, посвященных концепту «память» происходят из литературоведения); 2) практически не исследован вопрос репрезентации концепта «память» в современном российском кино. Попытка заполнить эти лакуны является исследовательской задачей диссертации.
Объект исследования - современное российское кино на примере избранных репрезентантов - произведений 2000-2010-х годов, связанных с формированием концепта «память». Основной репрезентативный объект исследования - творчество режиссера А.А. Германа (Алексея Германа- младшего).
Предмет исследования - концепт «память» в современной визуальной культуре.
Цель магистерской диссертации - определить основные характеристики и функции концепта «память» в современной (отечественной) визуальной культуре и их значение в современной российской культуре в целом.
Методология исследования:
1. Теоретические методы: анализ отечественных и зарубежных источников, посвященных исследованию концепта «память» в различных отраслях гуманитарного знания, в частности, в сфере визуальной культуры; анализ образцов отечественной культурной практики.
2. Эмпирические методы: визуальный контент-анализ, применение
метода философско-искусствоведческого анализа.
Методологическая основа практического исследования - герменевтический подход, а также некоторые пропозиции семиотики.
Гипотеза исследования состоит в том, что концепт «память» является одним из ведущих в современной отечественной визуальной культуре, в особенности, в искусстве кино. Поскольку современная визуальная культура активно развивается, формирование концепта в визуальном кинематографическом образе является смыслообразующим фактором для культуры в целом. Предполагается, что основные характеристики концепта «память» в современном киноискусстве как художественном репрезентанте современной визуальной культуры, содержат в себе принципы формирования национальной ментальности. Таким образом, ответив на вопрос, каков визуальный образ концепта «память», формируемого и транслируемого в современной культуре, представляется возможным прояснить более сложные культурно-искусствоведческие проблемы, такие как выявление характеристик национального культурного кода, определение традиции и нового в современном киноискусстве, и другие.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования концепта «память» в современной визуальной культуре могут быть применены в качестве методического материала для дисциплин, связанных с искусствоведением, киноведением, исследованиями визуальной культуры. Кроме того, полученные результаты позволяют актуализировать более сложные академические задачи, например, составление теории и методологии анализа визуализации концептов в культуре.
Апробация результатов. Статья с результатами пилотного исследования была представлена на конференции «Проспект Свободный 2018» (г. Красноярск) и предложена к публикации в Сибирском
антропологическом журнале. Так же тезисы исследования были предоставлены на XI Международную школу социальных исследований «Рабочие языки памяти» (г. Иркутск).
Структура работы. Основная часть магистерской диссертации состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой главе прорабатываются теоретическая база. Первый параграф посвящен анализу теоретических основ исследования концепта «память» в гуманитарном знании в целом, и в частности, в современной визуальной культуре. Представлен литературный обзор современных исследований памяти как образа и концептуальной структуры. Второй параграф посвящен рассмотрению теоретических основ исследования концепта «память» в практиках визуальной культуры. Во второй части первой главы выявляются предпосылки формирования концепта «память» в современном кино, а также определяется место данного концепта в российской культуре, определяются тенденции, связанные с формированием образа памяти в современном отечественном кинематографе.
Вторая глава посвящена практическому исследованию выбранных репрезентантов - творческим работам режиссера А.А. Германа. В первом параграфе прорабатывается методология, рассматриваются
исследовательские подходы к анализу экранного образа и конкретного визуального концепта. Во втором параграфе представлен анализ репрезентативного произведения киноискусства А.А. Германа («Под электрическими облаками», 2015) с применением выбранной методологии. В результате проведенного анализа во втором параграфе формулируются особенности визуального концепта «память» в современной культурной среде.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя заключительный итог исследования, можно сделать следующие выводы. Современная российская визуальная культура в таком ее репрезентативном проявлении как киноискусство содержит в себе основные этические и эстетические тенденции, говорящие об актуальных культурных потребностях. На сегодняшний день память является одним из наиболее распространенных концептов визуального искусства, в связи с вновь назревшей необходимостью национального культурного самосознания.
Формирование концепта «память» в современной визуальной культуре (кинематографе) происходит в двух основных направлениях, которые вслед за исследователями кинематографической традиции позволительно обозначить как эстетика государства и эстетика культуры.
К первому направлению относятся фильмы, создаваемые при государственной поддержке и ориентированные на определенные социально- культурные задачи. Фильмы, создаваемые в данном направлении, представляют некую историческую реконструкцию, версию истории с целью ее актуализации сегодня. Закономерное свойство идейной составляющей кинематографических произведений в рамках эстетики государства или смежных направлениях - приоритет коллективного начала и специфическое значение личности в рамках истории, представленные как порой не каноничная, но всегда статичная историческая картина, создаваемая зачастую рядом авторов. Репрезентантами данного направления в современной визуальной культуре выступают масштабные исторические кинокартины (блакбастеры), созданные за последние годы. Их можно так же обозначить как «историческое» кино в эстетическом значении.
Другое направление - эстетика культуры предполагает значимость личностного начала, в котором концепт «память» предстает как более динамичная, живая структура. Визуальные образы в эстетике культуры складываются в четко сформулированное авторское высказывание, но при
этом сохраняют зрительскую свободу в восприятии этих образов, создавая пространство, позволяющее зрителю через визуальный образ
актуализировать собственную память в рамках культурной памяти. Отсылки к конкретным историческим периодам, будь то 1980-е, 1990-е гг, начало XX века, и другие -представляются как бы не в фокусе, через призму упоминаний, деталей, воспоминания: важно не столько рассказывать истории про далекие времена, сколько жить временем настоящим, сохраняя культурную память.
Проведенное исследование произведений современного российского киноискусства, относящихся к направлению эстетики культуры, позволяет сделать вывод, что концепт «память» является одной из определяющих смысловых категорий русской ментальности. Визуальная репрезентация концепта «память» в произведениях современного российского кино проявляет такие характеристики как возврат к классической культурной парадигме и ее актуализация в новых эстетических приемах, значимость категории вневременности, поиск эстетических форм индивидуального пути актуализации нравственного выбора и поиска себя посредством памяти. В данном случае роль визуального концепта «память» сводится к обозначению состояния современности как одной из актуальных категорий памяти.
По словам А. Кончаловского, Госфильмфонд сегодня - это тот форпост, который борется за сохранение памяти. Поиск новых эстетических решений в области киноискусства позволяет решать эту важную миссию в рефлексивных образах авторского кино.


1. Абашева Д.В. «Я здесь беседую с минувшими веками...»: историческая память в лирике Н.М. Языкова // Вестник Славянских культур. № 1 - 2014 - С. 93-101
2. Ахметшина, А.В. Понятие «историческая память» и ее значение в современном российском обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 38 - 2014 - С. 11-15.
3. Базен, А. Что такое кино? Сборник статей. Пер. с фран. В. Бажовича (книга I) и Я. Эпштейн (книги II, III, IV). - М.: Искусство, 1972 - 384 с.
4. Белоусова, Ю. Генезис образа и его функционирование в медиапространстве / Юлия Белоусова. - СПб.: Алетейя, 2015.
5. Белякова, Л.М. Герменевтический анализ текста как ядро изучения искусства // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том 1 (Гуманитарные науки) - С. 266-269.
6. Болдырев, Н.Ф. Андрей Тарковский: ускользающее таинство. - М.: Водолей, 2016. - 424 с.
7. Бородина, Н.А. Синтаксический способ репрезентации концепта «память» // Вестник Вятского государственного университета. - 2009 - С. 61-64
8. Брагина, Н. Г. Память в языке культуры.- М.: Языки славянских культур, 2007. - 520 с.
9. Брагина, Н.Г. Память и прошлое. Языковые образы, культурные практики // Известия Российской академии наук - № 5 - 2003 - С. 1-13
10. Васильев, А.Г. Воплощенная память. Коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюрггейма // Социологическое обозрение. - 2014 - № 2 - С. 141-167
11. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство речевых слов / А. Вежбицкая, М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.
12. Волков Е.В., Пономарева Е.В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. № 10 (269) - 2012 - С. 22-26
13. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. - № 1. - С. 64-72.
14. Вэньцянь, Цзан. Язык как вербализованная память культуры в
концепте формирования межкультурного медиадискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы
образования. Языки и специальность. 2014 - № 3 - С. 17-29.
15. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс - 1988
16. Герасимов, О.В. Историческая память и политический дискурс: особенности взаимодействия // Вестник Самарского муниципального института управления. № 1 (28) - 2014 - С. 136-134.
17. Герасимов, О.В. Категория исторического события в контексте исторической памяти // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс - № 2 (11) - 2013 - С. 174-179.
18. Герман, А. «Правда не сходство, а открытие» // Искусство кино - № 12 - 2001. URL: http://kinoart.ru/archive/2001/12/n12-article8.
19. Гудкова, Е.Е. Кинематограф как визуальный концепт памяти (на материале творчества К. Маркера) [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра : 50.03.01 / Е. Е. Гудкова. — Красноярск : СФУ, 2016.
20. Даниэль, С. М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. - М.: Амфора, 2006. - 206 с.
21. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. - 2001. - № 1. - С. 35-47.
22. Джола, О.С. О возможностях применения понятия «призрак» Ж. Деррида к исследованию фотографического образа // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина - №2/том 2/ 2011 - С. 198-205.
23. Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / пер. с нем. под ред. В.С. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000 - 760 с.
24. Дихтярь Г.А. Историческая память как элемент пространственно-временной организации прозы И.А. Бунина (на примере произведений «Антоновские яблоки», «Суходол») // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. № 5 - 2014 - С. 169-174
25. Долин, А.В. Оттенки русского: очерки отечественного кино / Антон Долин. - М.: Издательство ACT, 2018. - 493 с.
26. Елисеева, Е.А. Изобразительные решения отечественного кино.
Настроения (Премия «Золотой Орел-2015») // Историческая и
социально-образовательная мысль. - 2015. - С. 37-41
27. Елисеева, Е.А. Решение художественного пространства в отечественных игровых фильмах 70-80X годов XX века: традиции и новаторство // Вестник МГУКИ. - 2011 - С. 211-216
28. Елисеева, Е.А. Роль стилизации в отечественном кино 1970 - 1980-х годов // Вестник РГГУ. - 2013. - С. 122-129
29. Ерохина, Т.П. Концепт пограничности в современном искусствознании // Ярославский педагогический вестник. - № 4. - 2017. - С. 262-269.
30. Ефремов, В.А. Теория концепта и концептуальное пространство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - C. 96-106.
31. Залевская, А.А. Концепт как достояние индивида //
Психолингвистические исследования слова и текста. Тверь, 2002. - С. 5¬18.
32. Карпенко, С.М. Концепт «память» в поэтической картине мира Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой: сопоставительный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014.
33. Кириллова О.А. Пролегомены к танатологии кино: смерть и экранный хронотоп, линейность и монтаж // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология - № 1(15) / 2014 - С. 17-25
34. Киричук, Е.В., Кузьо, А.А. Моделирование в литературе и кинотексте: Кристофер Нолан и Умберто Эко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. № 3 (13) - 2013 - С. 133-136.
35. Ковалов, О. «С чего начинается прошлое?..» // Сеанс - № 33 - 34. URL: http://seance.rU/n/33-34/crossroad33-34/s-chego-nachinaetsya-proshloe/
36. Конева, А.А. Амнезия или формы объективации памяти // Международный журнал исследований культуры. № 1 - 2012 - С. 111-117.
37. Конева, А.В. Воображение времени в современном кинематографе // Международный журнал исследований культуры. № 2 - 2012 - С. 42-47.
38. Кончаловский, А. Низкие истины - М.: Совершенно секретно, 2001.
39. Коршунова, О.Н., Поливанов, Я.М. Историческая память о мировых войнах как проблема конфликтологии // Конфликтология. № 3 - 2014 - С. 39-50.
40. Кощеев, Э.Б. Изобразить прошлое // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. № 1 - 2013 - С. 119-123.
41. Кусаивнова, А.М., Козина, Е.В. Особенности репрезентации концепта «память» в произведениях Герольда Бельтера // Lingua mobilis. - 2013 - С. 27-29
42. Лотман М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Об искусстве. СПб.: Искусство - СПб. - 2005.
43. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти/ А.Р. Лурия, М.: МГУ. 2011 - 193 с.
44. Лян Хунци. Концепт «память» в стихотворениях А.А. Ахматовой (на фоне китайского языка) // Филологические науки. - 2016. - С. 100-103.
45. Мариевская, Н.Е. Время в кино / Наталья Мариевская. - М.: Прогресс- Традиция. - 2015.
46. Марущак, А.В. Концепт социальной памяти и его эвристический
потенциал (на примере «устной истории») // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - № 11(1) - 2014 - С. 129-132.
47. Маслов, В.А. Принципы и приемы исследования концептов // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Том 26 (65) - № 1 - 2013 - С. 249-253.
48. Миклина, Л.П. Структура и содержание социальной памяти общества // Научное мнение. 2014 - № 9 - С. 71-74.
49. Метц, К. Воображаемое и означающее. Психоанализ и кино. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петрбурге, 2010. - 336 с.
50. Муфазалова, Л. С. Концепт «память» в русской языковой картине мира // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014 - С. 324-327
51. Мягкова, М. Визуальная культура как социокультурный феномен // Аналитика культурологии. - 2008.
52. Нагорная, О.С., Раева, Т.В. Образы Первой Мировой войны на экранах межвоенной России и Германии: мемориальная политика и коллективная память. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: социально-гуманитарные науки. № 32 - 2012 - С. 45-48.
53. Нак, Е.И. Варианты репрезентации концепта «память» в поэтических текстах А.Ахматовой // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - С. 1-5
54. Неретина С.С. Концепт // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ит- т философии РАН, Нац. общ. - научи. фонд; Научи. ред. совет: предс. В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. - С. 306.
55. Нечаева, А.А. Историческая память Уэльса: проблемы
конструирования национальной традиции // Уральский исторический вестник. № 4 (45) - 2014 - С. 33-40.
56. Новиков, А.М., Новиков Д.А., Методология: словарь системы основных понятий. - М.: Либроком, 2013 - 208 с.
57. Нюбина, Л.М. О концептуальном пространстве автобиографической памяти // Вопросы когнитивной лингвистики. № 2 - 2010 - С. 39-47.
58. Пименова, М.В. Методология концептуальных исследований // Антология концептов. - М.: Гнозис, 2007. - С. 14-16.
59. Пожидаева, И.В. Концепт «память» в виртуальном дискурсе // Вестник Днепропетровского университета. - № 11 - 2010. - С. 265-270
60. Попиль, Н.В. Коннотативные смыслы концепта «память» (на материале текстов И.А. Бунина и А.И. Куприна) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2016. - С. 28-33
61. Познин, В.Ф. Роль памяти в восприятии экранного образа // Вестник ВГИК. № 12-13 - 2012 - С. 96-105
62. Попова, Т.Г., Курочкина, Е.В. Концепт как оперативная единица памяти // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. № 1/ 2015. C. 54-56.
63. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов. - М.: РОССПЭН. - 2010.
64. Ревзина, О.Г. Память и язык // Критика и семиотика. Вып. 10 - Новосибирск, 2006. - С. 10-24
65. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. - М.: ЛИБРОКОМ. - 2009.
66. Романовская Е.В. Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика - № 3 - 2010 - С. 39-44.
67. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1: От стимула к реакции: Около 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
68. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 2: От стимула к реакции: Более 100 тыс. реакций / Ю.Н. Караулов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
69. Рыклин, М. Жиль Делез: «Кино в свете философии» // Искусство кино - № 4 - 1997.
70. С. Зонтаг. Когда мы смотрим на боль других // Индекс/Досье на цензуру. № 22 - 2005.
71. Сабадашова, М.Г. Семантическое единство «память/забвение» в научном дискурсе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2011. - С. 1-13
72. Сабанчеев Р.Ю. Память как культурно-исторический феномен в работах Мориса Хальбвакса // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. № 2 (28) - 2014 - С. 127-132
73. Савицкая, Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы // Обсерватория культуры. - № 2. - 2008.
74. Салынский, Д.Л. Киногерменевтика Тарковского / Дмитрий Салынский. - М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009. - 576 с.
75. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. М.: ООО ТД «Белый город», 2016.
76. Соколов, М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 384 с.
77. Сонтаг, С. О фотографии. Пер.: Голышев Р. Изд.: Ад Маргинем. 2013. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ