ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙ В ВЫБОРЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению сферы образования в социологии 7
1.2. Мотивация семьи в выборе формы образования 18
1.3. Развитие семейного образования в России 27
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ В ВЫБОРЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 39
2.1. Социальный портрет родителя ребенка-хоумскулера 42
2.2. Мотивы семьи и роль школы в выборе семейного образования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
В современном мире дискурс об альтернативных формах образования приобрел широкое распространение и весьма важное значение для всех семей с детьми независимо от их социального статуса и материального положения. Данная тема обсуждается сейчас не только в кругах семей на бытовом уровне, этому вопросу также посвящена большая часть современной литературы. Так, например, И. Иллич в своей работе «Освобождение от школ»1 пропагандировал альтернативную форму образования - образование детей вне школы. Автор считает, что школы не имеют права владеть монополией в сфере образования, так как альтернативные формы образования имеют тождественные со школами права.
Данная работа посвящена такой форме альтернативного образования как семейное образование. В отечественной литературе термин «семейное образование» отождествляют с «домашним образованием», но это вовсе не одно и то же. На домашнем образовании обучаются дети с физическими или умственными отклонениями, подтвержденными диагнозом. Под семейным образованием в данной работе я понимаю обучение ребенка дома, а не в специализированном учреждении.
Причины перехода на семейное образование без медицинских показаний, конечно, нужно выяснить. На просторах всемирной паутины то и дело можно наткнуться на видео, как над учениками школ издеваются одноклассники или даже учителя. Перестрелки в школах стали уже обыденным делом, а сколько всего остается за кадром. Напрашивается логичный вывод, что школа сегодня небезопасна для ребенка, там ломают его психически, а иногда и физически. Может, намного безопаснее обучать ребенка дома? В этой работе я постараюсь ответить на поставленный вопрос путем выявления основных причин, по которым семьи обучают детей дома, а также рассмотреть какую роль в этом играет российская система образования.
Также актуальность данной работы заключается в том, что в России, в отличие от зарубежных стран, тема семейного образования ещё недостаточно изучена. На сегодняшний день в сфере социологии трудно найти материал по проблемам семейного образования, эта тема, безусловно, требует более тщательной разработки.
Таким образом основная идея моей работы заключается в том, что ведущим мотивом обучения детей дома является либо неудачный школьный опыт родителей, либо несостоятельность системы образования.
Объектом работы является семейное образование.
Предметом - мотивы семьи и роль школы в выборе семейного образования.
Цель - изучить внутренние мотивы семьи в выборе семейного образования, а также определить, какую роль в этом процессе играет современная общеобразовательная система.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Изучение и описание основных методологических подходов к образованию в социологии;
2. Описание теоретико-методологических подходов к мотивации в контексте выбора формы образования;
3. Идентификация состояния семейного образования в России на сегодняшний день;
4. Выявление социально-демографических характеристик родителей детей-хоумлскулеров;
5. Изучение мотивов семьи в выборе семейного образования;
6. Определение роли школы в выборе семейного образования.
Помимо рассмотрения основных теоретико-методологических подходов к образованию и к мотивации в социологии, также представляется возможным провести эмпирическое исследование (программу исследования см. в Приложении 1).
Методологическую и теоретическую основу работы составила концепция Д. Ван Гален о двух моделях родительского участия в семейном образовании2. Исследователь выявила основные причины выбора семейного образования, на основе чего в последующем определила два «чистых» типа родительства в семейном образовании: идеологов и педагогов. Соотнесение полученных моделей родительского участия в семейном образовании позволит подтвердить или опровергнуть основные гипотезы: основная гипотеза заключается в том, что в России преобладающим типом родительства на семейном образовании являются Педагоги. Вспомогательные гипотезы:
• родитель ребенка-хоумскулера, как, правило, - безработная (или временно не работающая) женщина, ведущая домашнее хозяйство и занимающаяся образовательным маршрутом ребенка;
• Педагоги самостоятельно разрабатывают только организацию учебного процесса ребенка, а содержательно воспроизводят школьную программу на семейном образовании, в связи с чем такие родители не испытывают потребности в методической подготовке для обучения детей на семейном образовании;
• основными причинами выбора семейного образования являются: неудачный школьный опыт (собственный или ребенка) - для Идеологов; для Педагогов — неудовлетворенность качеством школьного образования.
Совокупность двух методов (онлайн-опрос и полустандартизированное интервью) помогут выявить полную картину семейного образования в России сегодня. Также представляется интересным какие существуют модели родительского участия в семейном образовании и какие из них наиболее популярны на территории РФ.
Анкета (см. Приложение 2) представлена на сервисе Google Формы и распространена в сообществах социальной сети ВКонтакте, посвященных семейному образованию. Анализ полученных данных осуществлялся с помощью программного обеспечения SPSS и Microsoft Excel.
Выборка исследования - неслучайная, стихийная, так как доступ к сообществу родителей детей-хоумскулеров несколько затруднен. Кроме размещения в сообществах, посвященных семейному образованию, опрос также был разослан некоторым участникам сообществ лично и впоследствии переслан их знакомым. Участниками опроса могли стать все желающие вне зависимости от пола и возраста, если в семье есть дети от 6 до 18 лет, находящиеся на семейном образовании. Всего в опросе приняли участие 110 человек.
Количество интервью (гайд интервью см. в Приложении 3) определяется в ходе полевого этапа, так как доступ к респондентам усложнен тем, что сообщество так называемых семейников довольно закрытое. Проводить исследование в таком сообществе довольно сложно, ситуацию ухудшает также обстановка в стране на данный момент.
Практическая значимость исследования представляется в том, что результаты проведенной работы (в особенности эмпирического исследования) могут быть использованы исследователями современной образовательной, сообществами хоумскулеров и родителями для определения плюсов и минусов семейного образования, а также административными представителями общеобразовательной системы для определения ограничений школьного образования через причины выбора семейного образования и их устранения.
Структура данной работы: титульный лист, оглавление, две главы (теоретического и практического плана), заключение, список литературы и источников, приложение.
Альтернативные формы образования - уже не новое явление в нашей жизни. Семьи во всем мире практикуют альтернативное образование для своего ребенка по различным причинам и обстоятельствам. Семейное образование - одна из форм альтернативного образования позволяет родителям разработать собственный образовательный маршрут ребенка независимо от общеобразовательной системы. В данной выпускной квалификационной работе предпринята попытка систематизации и обобщения теоретико-методологических подходов в социологии к образованию в целом и к семейному образованию в частности, а также к мотивации семьи в выборе семейного образования. Кроме того, описаны и проанализированы результаты исследования, целью которого является выявление основных мотивов родителей в выборе семейного образования и определение их роли в образовательном процессе ребенка-хоумскулера.
В Главе 1 данной работы были полностью выполнены поставленные задачи, а именно: рассмотрены теоретико-методологические подходы к образованию в социологии, представлена их краткая характеристика, образование рассмотрено как объект социологического исследования; описаны теоретико-методологические подходы к мотивации в социологии и психологии, а также мотивация рассмотрена в контексте выбора формы образования; продемонстрировано состояние семейного образования в России на сегодняшний день: представлены основные исследования семейного образования, проведенные как в России, так и за рубежом, обозначены основные проблемы семейного образования в современности. Также описана теоретико-методологическая рамка исследования, в соответствии с которой мотивация родителей в выборе семейного образования определяется тем, к какому из двух типов они относятся - Идеологи или Педагоги. Каждый из этих типов предполагает различные мотивы в выборе семейного образования. Данная теоретическая концепция легла в основу эмпирического исследования, которое было проведено с использованием методов онлайн-опроса и интервью.
В Главе 2 выпускной квалификационной работы представлены результаты эмпирического исследования «Мотивы семьи и роль школы в выборе семейного образования». На основании анализа результатов онлайн-опроса были выявлены социально-демографические характеристики родителя ребенка-хоумскулера, основные причины выбора семейного образования, а также респонденты были отнесены к одному из двух типов родителей на семейном образовании: Идеологам или Педагогам. Основными мотивами в выборе семейного образования для Идеологов является возможность проводить больше времени с ребенком и в кругу семьи, а также возможность передать ребенку собственную систему норм и ценностей. Как правило, такие родители в выборе семейного образования руководствуются наличием негативного школьного опыта (собственного или ребенка). В организации учебного процесса Идеологи подражают школе, так как сами не сильны в создании творческой учебной атмосферы. Для педагогов наиболее важным мотивом стала неудовлетворенность школьной организацией учебных занятий. Такие родители стремятся создать благоприятную для развития талантов ребенка обстановку, отличную от школьной. Возможно также выделить смешанный тип родителей, сочетающих в себе черты как Идеологов, так и Педагогов, однако других типов родительства на семейном образовании выявлено не было.
На основании результатов интервью с мамами детей-хоумскулеров был дополнен социальный портрет родителя ребенка-хоумскулера, а также были выявлены факторы, влияющие на выбор семейного образования. Ими стали собственный школьный опыт респондента, взаимоотношения респондента с родителями, а также участие респондента в школьной жизни ребенка. Данные категории оказали также существенное влияние на идею семейного образования для респондента и на его взаимоотношения с собственными детьми.
Наконец, беседа с представителями общеобразовательной системы позволила определить роль школы в выборе семейного образования. Школа не может оказать существенного влияния на выбор формы образования, она может лишь предложить для ребенка ту или иную форму образования. Решение, конечно, всегда остается за родителями. Роль школы заключается в оформлении ребенка на семейную форму образования и в предоставлении условий для прохождения промежуточной аттестации во избежание семьей проблем формального характера.
Проведение данного исследования и его результаты подняли множество вопросов относительно семейного образования на сегодняшний день, на которые пока нет ответов. Представляется возможным проведение исследования, затрагивающего тему способов социализации детей на семейном образовании; посредством проведения исследований в данной сфере можно достичь полной разработки темы современного состояния семейного образования, так как сейчас она ещё недостаточно развита. В России немногие исследователи занимаются проблематикой семейного образования, но данное исследование - вклад в общее развитие данной темы Семейное образование на сегодняшний день весьма популярно по всему миру, в связи с чем требуется полное исследование всех его аспектов.
1. Антуфьева М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. 2018. №15. С. 204-206.
2. Антуфьева М.П. Понятие «Семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ // МНКО. 2019. №5 (78). С. 164 - 165.
3. Безрукова О. Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 87 - 98.
4. Болдуинг К. Общая теория систем - скелет науки // Исследование по общей теории систем. М., 1969. С. 11 - 17.
5. Василенко Н.В., Шапкин В.В. Образование в контексте институционализма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2011. №1 (7). С. 4 - 17.
6. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 148-160.
7. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. №3. С. 68 - 90.
8. Захарчук Л.А. Социально-системный взгляд на образование // Евразийский Союз Ученых. 2015. №4-13 (13). С. 106 - 108.
9. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21-29.
10. Зборовский Г.Е., Е.А. Шуклина. Социология образования: учеб. пособие. М., 2005. 383 с.
11. Иванова В. А., Осипов А. М. Теории конфликта в современной социологии образования // Вестник НовГУ. 2005. №31. С. 71 - 73.
12. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 160 с.
13. Кенибаева Г. А. Методы включения родителей в реализацию образовательной программы // Челябинский гуманитарий. 2016. №3 (36). С. 71 - 79.
14. Королева К. Ю. Образование в социокультурном контексте: системный подход // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2007. №9 (40). С. 56 - 69.
15. Кощеев Э.Б. Теория рационального выбора в истории социологии // ИСОМ. 2012. №5. С. 142 - 145.
...