Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные тенденции развития современного экспериментального театра

Работа №12803

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы56стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ 6
1.1. Типы и тематика современных пьес 6
1.2 Жанровые особенности современной драматургии 12
1.3 Национальные тенденции в современной драматургии 16
2 СИСТЕМА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ 20
2.1 Инновационные режиссерские идеи 20
2.2 Синтез видов искусств 29
2.3 Освоение виртуального пространства как новой художественной среды 35
3 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА 40
3.1 Синтетический театр и театра художника: развитие визуальной культуры и соединение элементов разных стилей и жанров 40
3.2 Иммерсивный театр: эффект полного погружения 43
3.3 Выход за рамки искусства: социальный и документальный театр 45
ЗАКЛЮЧЕНЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51



Драматургические и театральные явления конца 20 – начала 21 вв. отмечены разнообразием и часто обозначаются общим понятием «новая драма». На сегодняшнем театральном рынке стремление занять четкую и определенную позицию в информационном пространстве общества предполагает, в первую очередь, борьбу за известность, интерес и внимание публики. Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей.
На данный момент театральное искусство переживает очередной кризис. Старые формы воспроизведения и передачи исчерпывают себя, медиа закрывает собой видимые перспективы развития театрального искусства. Стремление сохранить и возродить театр приводит к тому, что сценографы идут на любые эксперименты, чтобы шокировать публику.
Однако основные тенденции развития современного экспериментального театра, временные рамки, состав текстов, особенности поэтики до настоящего времени не были определены. Данное исследование посвящено эстетическому и жанровому своеобразию указанного явления.
Актуальность темы диплома определяется следующими параметрами:
- отсутствием социокультурных и научных литературоведческих исследований, посвященных экспериментальному театру как явлению конца 20 - начала 21 века;
- не изученностью жанровой парадигмы и художественного своеобразия вышеуказанного явления, его типологических разновидностей.
Объект исследования – театрально-сценическое искусство XXI века.
Предмет исследования – современный экспериментальный театр.
Цель исследования – определить основные тенденции развития современного театрального искусства, особенности драматургии XXI века и системы выразительных средств в экспериментальном театре данного исторического периода.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить основные типы и тематики современных пьес.
2. Выявить жанровые особенности современной драматургии.
3. Оценить характер влияния национальной составляющей в современной драматургии.
4. Исследовать систему выразительных средств современной драматургии.
5. Проанализировать качество использования виртуального пространства как новой художественной среды.
6. Дать оценку основным направлениям современного экспериментального театра.
Теоретическо-методологической основой исследования являются труды ведущих литературоведов, культурологов, искусствоведов, таких как: Бахтин М. М., Виноградов В. В., Лихачев Д. С., Лотман Ю. М., Максимов Д.Е., Поспелов Г. Н., Тимофеев Л. М. (проблема теории конфликта), Аникст А.А. (история драмы), В. В. Фролов (организационно-творческие формы театра) и др.
Методы исследования:
1) Дескриптивный (оценочно-описательный метод, использовался для эмпирического исследования и описания поведения театральных деятелей и театров как субъектов театральной деятельности);
2) Историко-культурологический (использовался для проведения анализа исторических и культурных реалий исследуемого явления);
3) Компаративный методы работы с материалом (использовался для установления родства между предметами различных исследований);
4) Метод контекстуального анализа (использовался при анализе индивидуальных признаков явлений для учета признаков контекстов, к которым относится явление);
5) Метод целостного анализа литературного произведения;
6) Социокультурный (использовался для исследования влияния человеческой деятельности на общество как единство культуры и социальности).
Исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Драматургия современных пьес очень разная, что не позволяет давать однозначную оценку. На сегодняшнем театральном рынке побеждает не качество и новизна, а умение занять четкую и определенную позицию в информационном пространстве общества.
Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей. Во многих театральных постановках отражаются злободневные проблемы. При этом многие сюжеты базируются на личном авторском опыте.
Инновационные режиссерские идеи в современном экспериментальном театре имеют несколько категорий: объекты и предметы конфликтов, типы конфликтов, причины возникновения и психологические составляющие конфликта, презентация мотивов, целей и соответствующих стратегий поведения участников конфликтов, динамика развития конфликтов.
В драматургии 20-21 вв. отразился процесс эволюции художественного конфликта. Развитие конфликта происходило от «бесконфликтности» до системы конфликтов, включающей в себя различные типы (внешние, внутренние, социальные, исторические и т.д.). Расширение тематики и жанровых форм происходит не только за счет психологизма, но и новых художественных решений.
Многогранность палитры конфликта раскрывается за счет использования таких художественных приемов, которые драматурги используют для усиления социальной, нравственной, лирической или героической тональности драм.
Современная драматургия предпочитает конфликт внутренний, основанный на борьбе человека с самим собой или борьбе универсальных принципов. В рамках одного сюжета такой конфликт не разрешим из-за своей универсальности.
Синтез искусств может быть представлен уже в самом театре. Основным искусством в театральном произведении является литература. Она задает фабулу, прописывает сюжет. Литература находит выражение не в своем прочтении, а в «обыгрывании» написанного сюжета.
Основным видом театра является драматический театр, для которого более характерны диалоги. Введение пения создает оперу. Введение хореографии - балет. Различные виды театра настроены на трансляцию идей через какой-то вид искусств больше, чем через остальные.
Изначально театр и кино, прежде всего, были зрелищем, ориентированным на самую широкую и не всегда требовательную публику. Впоследствии каждая из этих муз поделилась на сегменты. И хотя фильм и спектакль - различные зрелища, можно говорить об использовании театрального искусства в кино и киноискусства в театре.
Одним из проявлений интермедиальности в современной русской драматургии является включение в структуру произведений элементов, представляющих телевидение, кино или интернет.
Синтетический театр соединяет вербальное понимание средств художественной выразительности и ориентацию на пластико-визуальный ряд спектакля. Это предполагает максимальный уровень экспрессии по отношению к зрителю.
Театр художника предполагает максимальную художественную визуализацию происходящего. Декорации играют дополнительную роль, рассказывая историю наравне с героями. Театр ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов.
Имерсивный театр фокусируется на зрительском опыте и участии в постановке. Посетители получаются возможность влиять на события через вовлечение в процесс во время представления. Актуальные темы, которые поднимаются в нем, всегда взяты из жизни определенных социальных групп или отдельных людей. Язык и изобразительные средства социального театра соответствуют реальности, в которой живут его герои.
Документальная пьеса – это пьеса, в основе которой лежит какая-то правдивая история и она передана той же лексикой человека, рассказывает при помощи тех же художественных конструкций.
При доминировании популярной культуры, поддержка и пропаганда настоящего высокого искусства – одна из ключевых задач. И это откладывает серьезный отпечаток на театр.
Театральное искусство предстает перед огромной массой людей, поэтому должно нести в себе многообразность и способность воздействовать на разные типажи. Каких бы принципов не придерживался театр, если он хочет воспитать своих зрителей, то при всей серьезности идей требуется также их общедоступность.
Зритель, даже маленький, должен иметь возможность прийти неподготовленным, удивиться, поразиться, проникнуться, прочувствовать и захотеть прийти еще.
Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов демонстрировать свое мастерство на своей сцене.
Среди творческих проектов способствует увеличению аудитории театра открытие дополнительных сцен. Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов.




1. Аникст А. История учений о драме. – М.: Наука, 1983. – 290 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Наука, 1975. – 506 с.
3. Виноградов В. В. Избранные труды. В 7 кн. М.: Наука, 1975—2003.
4. Богданова П. Беседа с Я. Пулинович / П. Богданова // Современная драматургия. – 2015. - №1. – С. 197.
5. Волькенштейн В. М. Драматургия / В.М. Волькенштейн. - Изд. 5-е, доп. - М., 1969. – 495 с.
6. Вопросы театра/PROSCAENIUM. – М.: Государственный институт искусствознания, 2011. – №1-2. – 352 с.
7. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие / О.В. Журчева. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 312 с.
8. Казин А.Л. Художественный образ и реальность / А.Л. Казин. – М.: Искусство, 1985. – 120 с.
9. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема / А.А. Карягин / М.: Наука, 1971. – 224 с.
10. Курочкина А.В. Особенности «новой драмы» в контексте современной отечественной драматургии / А.В. Курочкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. - №1. – 83-86.
11. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман. – М.: ABCdesign, 2013. – 286 с.
12. Липовецкий М. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы» / М. Липовецкий, Б. Боймерс. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 314 с.
13. Лихачев Д.С. Литературоведение и лингвостилистика.— Киев, 1987. – 186 с.
14. Лотман. Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллинн: Издательство «Ээсти Раамат», 1973. – 76 с.
15. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга : Сотворение человека печатной культуры / М. Мак-Люэн. – К. : Ника-Центр, 2004. – С. 43.
16. Малиновская Е. О. Типы конфликта в драматургии Велимира Хлебникова / Е.Л. Малиновская. – М., 2008. – 251 с.
17. Новое литературное обозрение. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – №5 (111). – 448 с.
18. Павловский Р. Краткая история польской революции (в драматургии) / Р. Павловский // Антология современной польской драматургии. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – С. 21.
19. Перышкина Е.Е. Навыки социального театра / Е.Е. Перышкина // Театр+. – 2017. - №28. – С. 18-22.
20. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц / И.Ф. Петровская. – Л., 1990. – 271 с.
21. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. – М.: Искусство, 1984. – С. 235.
22. Пулинович Я. В любой пьесе должна быть авторская боль / Я. Пулинович // Современная драматургия. – 2015.- №1. - 195-198.
23. Сазонова Е. В. Теория драмы и основы сценарного мастерства: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – С.19.
24. Сарбашева А.М. Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция, эволюция, жанровая специфика / А.М. Сарбашева. – Нальчик : ФГБУН «Кабардино-Балкарский ИГИ КБНЦ РАН», 2014. – 254 с.
25. Смагина С. Театрализация кинематографа. Пути обновления киноязыка / С. Смагина. – М., 2014. – 238 с.
26. Сорочкин Б.Ю. Формирование творческого состава драматического театра / Б.Ю. Сорочкин. – Л., 1982. – 69 с.
27. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1980. —431с.
28. Театр. – М.: СТД РФ, 2013. – № 10. – 208 с.
29. Фролова Н.Л. Нетипичные организационно-творческие формы российского репертуарного театра в 2000-е годы / Н.Л. Фролова // Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 13. - №3. - С. 321-328.
30. Фролова Н.Л. Основные признаки современного российского репертуарного драматического театра и критерии постоянства его труппы / Н.Л. Фролова // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2016. - №1. - С.89-100.
31. Фролова Н.Л. Современный репертуарный театр: проблемы и перспективы развития / Н.Л. Фролова // Культура и искусство. – 2016. - №3. - С.379-385.
32. Шендерова А. Драма времен Интернета и мобильника / А. Шендерова // Итоги. – 2003. - №14. – С. 78-79.
33. Шур Ю.Е. Репертуар и пантеон / Ю.Е. Шур // Вестник МГУП.– 2013. – № 7. – С. 62-65.
34. Pawłowski R. Wstęp / Roman Pawłowski // Pokolenie Porno i inne niesmaczne utwory teatralne : antologia najnowszego dramatu polskiego w wyborze R. Pawłowskiego. – Kraków : Wydawnictwo Zielona Sowa, 2003. – S 9.
35. Барр Ж.-М. Теория драматургии / Ж.-М. Барр // Проза.Ру. – 2008. – URL: https://www.proza.ru/2008/05/07/64 (дата обращения: 17.04.2018).
36. 5 фильмов последних лет, снятых по пьесам, получившим Пулитцеровскую премию // ЭКСМО. – 2016. – 17 августа. – URL: https://eksmo.ru/ekranizacii/5-filmov-poslednikh-let-snyatykh-po-pesam-poluchivshim-pulittserovskuyu-premiyu--ID3118216/ (дата обращения: 26.03.2018).
37. Взаимовлияние двух искусств: театральные приемы в кино и элементы киноязыка в театре // CINEMOTION. – 2014. – 15 мая. – URL: http://www.cinemotionlab.com/novosti/00065-vzaimovliyanie_dvuh_iskusstv_teatralnye_priemy_v_kino_i_elementy_kinoyazyka_v_teatre/ (дата обращения: 26.03.2018).
38. Головненко А. Театр социальных исследований и терапии / А. Головненко // Театральный портал. – 2016. – 03 июля. – URL: http://teatre.com.ua/modern/eatr-sotsialnogo-doslidzhennja-i-terapij/ (дата обращения: 23.04.2018)
39. Гремина Е. // Театр.Doc. – 2018. - URL: http://teatrdoc.ru/person.php?id=191 (дата обращения: 22.05.2018).
40. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Отвеств. ред. А. А. Аникст. - 1979. – URL: http://teatr-lib.ru/Library/Singerman/XX_cent/ (дата обращения: 17.04.2018).
41. Зинцов О. Видео в театре: инструмент и метафора / О. Зинцов // Искусство кино. – 2011. - №5. – URL: http://kinoart.ru/archive/2011/05/n5-article13 (дата обращения: 26.03.2018).
42. Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова // Официальный сайт. – URL: http://www.dramteatr.ru/ (дата обращения: 27.03.2018).
43. Кокотюха А. Як театр пішов у кіно / А. Кокотюха // Детектор медиа.- 2017. – 5 июля. – URL: http://detector.media/production/article/127644/2017-07-05-yak-teatr-pishov-u-kino/ (дата обращения: 26.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ