Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сценография и время (на материале постановок оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в России)

Работа №124590

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Историография
Глава 1. Новаторство и традиция в современных постановках «Пиковой дамы»
1.1. Действенная сценография Давида Боровского.
1.2. Образы Юрия Александрова и Зиновия Марголина.
Глава 2. «Пиковая дама» Вс. Мейерхольда. Проблемы сценического воплощения.
Глава 3. «Пиковая дама» на сцене Оперы С.И. Зимина, недооцененный спектакль в декорациях Ф. Федоровского.
3.1. Основные тенденции развития театрально-декорационного искусства на рубеже веков и идейные истоки Оперы С.И. Зимина.
3.2. Неизвестный Ф. Федоровский
Глава 4. Мировая премьера оперы «Пиковой дамы» на сцене Императорского Мариинского театра.
4.1 История создания оперы.
4.2. Некоторые проблемы развития реализма в русском театрально-декорационном искусстве.
4.3. Оформление первой «Пиковой дамы и его роль в сценической жизни оперы.
Заключение
Список использованной литературы


Сценография сегодня – это одно из мощнейших средств воздействия на публику, какими располагает театр. Как искусство она включает в себя архитектуру, живопись и графику. Русская сценография – это интереснейшая тема исследования, поскольку в наши дни музыкальный театр ведет непрерывный поиск новых форм, и средств выразительности. Будучи тесно связанной с режиссурой она играет огромную роль в идейной трактовке и воплощении произведения. Театр всегда был творческим экспериментом, однако, в основе каждого, на первый взгляд авангардного сценографического решения спектакля лежит историческая традиция, сложившаяся на протяжении долгого времени.
За всю свою жизнь композитор – Петр Ильич Чайковский создал всего десять опер и множество симфонических произведений. Но, и в девятнадцатом веке, и сегодня, публика помнит Чайковского больше, как талантливого сочинителя опер на популярнейшие сюжеты русской литературы, чем автора многочисленных инструментальных произведений. По словам Чайковского, опера была его страстью, его вдохновением. Даже, будучи признанным мэтром русской классики, он всю свою жизнь без устали искал свой собственный путь в театре, который был далеко не простым. Долгие годы его оперы шли с переменным успехом, взлеты чередовались с падениями. Когда он сам отмечал несовершенство своей музыки, то его уже не волновало, как ее принимает публика. Художественный результат, по его мнению, был достигнут только в опере «Евгений Онегин», и то не в первой редакции, так как это была уже его пятая опера. Поэтому к моменту создания «Онегина" Чайковский ясно сформулировал, каким должен быть подход композитора к созданию оперного произведения. Опираясь на прошлый опыт, он уже четко понимал причину своих первых "неудач". Ведь оперный жанр, в отличие от симфонического требует от композитора понимания условий сценических законов театра.
«Пиковая дама» - это последняя опера композитора и вершина его творчества, она всегда обгоняла время по своему драматическому содержанию и была необычайно сложнейшим и богатейшим материалом для постановщиков на протяжении всей своей сценической жизни по наши дни. Она требовала не только живого и качественного исполнения, но особенного подхода к оформлению, который рождал эксперимент, однако, основанный на исторической традиции.
Таким образом цель данной работы проследить связь современного экспериментального решения спектаклей с богатейшей историей русского театрально-декорационного искусства на примере избранных постановок оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
1. Провести развернутый анализ сценического решения некоторых постановок
2. Проследить развитие художественных тенденций в отечественном и театрально-декорационном искусстве XIX- ХХ веков;
3. Обозначить место, которое занимали постановки оперы «Пиковая дама» в творчестве передовых деятелей культуры и искусства, принимавших участие в работе над спектаклями.
Объектом данной работы является сценография спектаклей, над которыми работали ведущие художники театра. Работа начинается с двух современных знаковых постановок «Пиковой дамы»: постановки Большого театра 2015, которую оформил художник Давид Боровский и постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в 1999 году в декорациях Зиновия Марголина. Данные постановки повлекли широкий диссонанс в критике, вызванный коренным переосмыслением сюжета оперы авторским подходом к воплощению музыкального произведения на сцене. Сценография этих спектаклей во многом основана на образах, символах, решениях и опыте художников и постановщиков прошлого. По – этому, от современной сценографии постановок «Пиковой дамы» мы поэтапно возвращаемся к их историческому истоку, которым является первая постановка оперы Чайковского в 1890 году на сцене Императорского Мариинского театра, останавливаясь на спектакле Вс. Мейерхольда «Пиковая дама» и постановке Оперы И.С. Зимина. В работе рассмотрены такие важные вехи в сценографической истории оперы, как появление в первой трети XX столетия частных музыкальных театров, которые привлекали к работе над постановками передовых культурных деятелей эпохи. Данный период мы рассматриваем на примере малоизученного исследователями спектакля на сцене Оперы С.И. Зимина в декорациях Ф. Ф. Федоровского.
В начале двадцатого столетия огромным стимулом для развития декорационного искусства стала деятельность выдающихся режиссеров, среди которых был и Всеволод Мейерхольд. Его взгляд на творческое наследие П. И. Чайковского стал во многом отправной точкой для различных сценических поисков и экспериментов в будущем. Мейерхольд – это ярчайший пример режиссера, обладавшего не только музыкальным чутьем, но и художественным взглядом. Его «Пиковая дама» 1937 года, над оформлением которой работал художник Л.Т. Чупятов - это легендарный спектакль, который привлекает многих исследователей, проанализировав сценографию данной постановки, мы попытаемся дать ответ, как сегодня трансформируются и живут идеи прославленного режиссера и художника.
Характер данной работы предопределил большое разнообразие источниковедческой и исследовательской базы. В основу иконографического ряда, на котором строится аналитическая часть исследования, легли подлинные эскизы, фотографические материалы, макеты с которыми проводилось натурное ознакомление и работа в фондах Театрального музея им. А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургской театральной библиотеки, и в Музее Большого театра.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема сценография и «время была раскрыта» в данной работе не традиционным путем. Мы проследили связь современного экспериментального решения спектаклей с богатейшей историей русского театрально-декорационного искусства на примере избранных постановок оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского.
Отталкиваясь от современной сценографии постановок «Пиковой дамы»: постановки Большого театра 2015, которую оформил художник Давид Боровский и постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в 1999 году в декорациях Зиновия Марголина мы поэтапно возвращаясь к первой премьере выяснили, что современная сценография оперирует образами, и решениями, которые складывались на протяжении десятилетий с момента премьеры оперы.
Первая Постановка «Пиковой дамы» несла на себе отпечаток многих проблем, которые были в русском театральном искусстве. Время определяло характер декорационного оформления, моды, вкусы двора оказали воздействие на сценографическое решение спектакля. Оно не было целостным и подвергалось критике. Однако, ознакомившись с историей постановки, мы пришли к выводу, что именно первое представление стало важной вехой в сценической истории. Во-первых, сценография повлияла на либретто, во-вторых, оформление 1890 года стало определенным каноном. Оно прочно закрепило за этой оперой образ Петербурга, который так или иначе всплывал во многих последующих интерпретация произведения. Федоровский – один из художников, чей талант вырос и впитал лучшее из наследия театра Зимина. И в нашей работе мы полагаем, что талант художника, который проявился в этой работе, был недооценен исследователями. Например, пейзаж, который мы видим на эскизе «Летнего сада» очень поэтичен с художественной точки зрения. Густые кроны деревьев, нависшие над сценой, сдержанный колорит, соответствующий музыкальному настроению всей сцены создают удивительный психологический образ. В этом эскизе нет ни вычурности, ни парадности, ни массивных архитектурных форм, в чем обвиняли Федоровского критики. Наоборот, учитывая не большие габариты сцены театра Зимина, он мастерски решает задачу создания образа Перербурга в спектакле, вписывая античные статуи ассоциирующиеся с образом города. Этот же прием использует и Зиновий Марголин. Создавая сценографию для камерного пространства, он вписывает в композицию скульптуру ангела. Еще более явно скульптура, как символ Петербурга появляется и у Боровского, когда в конце первого действия стены палаты Германа открываются.
В тридцатые годы к музыке Чайковского обращается Мейерхольд. Его спектакль "Пиковая дама" на сцене Малого оперного театра имел многие недостатки, первым и главным из которых было вольное обращение с партитурой и купирование многих сцен в угоду собственному замыслу. Его видение "Пиковой дамы" полностью шло вразрез с музыкой и образами, созданными Чайковским. Однако, современники приняли эту постановку с величайшим восторгом. Причиной этого был новый подход к оформлению и воплощению произведения Чайковского на сцене. Именно в тридцатые годы начинается переосмысление драматургии произведений композитора. Спектакль Мейерхольда оказал огромное влияние на многие постановки на протяжении всего двадцатого века и стал рубежом и началом творческих поисков новых форм различными театральными художниками и режиссерами по отношению к музыке Петра Ильича Чайковского в двадцатом и двадцать первом веках. Этот спектакль ярчайший пример того, как новые задачи, продиктованные временем, определяют новый статус режиссера. Режиссер становится автором идеи и художником в театре.
В ней мы находим многое из того, что мастерски использовали Д. Боровский и З. Марголин. Символ зеленого сукна и лестница, как доминанта декорационного решения, были впервые использованы в сценографии «Пиковой дамы» именно Вс. Мейерхольдом и Л. Чупятовым. Переосмысленная, данная композиция была развита Боровским и стала основой для его находок. Кроме того, Мейерхольд и Чупятов впервые создали многоплановое оформление, с разными уровнями, что так же очень успешно получилось у Боровского. Однако, в современный постановках, которые мы анализируем встает ряд исторических символов, таких как архитектурные памятники Петербурга, образы главных героев – в частности это касается образов Графини, Лизы и Германа. В спектаклях, которые были представлены на сцене Большого театра и театра «Санктъ-Петербургъ Оперы» в костюмах героев видна определенная тенденция. Например, костюм Германа, созданный Боровским и Марголиным среди групп персонажей отличается монохромным черным цветом. Истоки этих решений необходимо искать в истории первой постановки «Пиковой дамы», которая состоялась в 1890 году на сцене Императорского Мариинского театра, а так же в спектакле Оперы С.И. Зимина.



1.Берлянд-Черная Е. Пушкин и Чайковский. М.1950
2.Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра.Т.1. М. 1997.
3. Боровский В. Московская опера С.И. Зимина. М., 1977
4. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Л. 1984.
5. Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.
6. Гиляровская Н. Ф.Ф. Федоровский. М.. Л., 1946.
8. Давыдова М.В. История русского театрально-декорационного искусства. М. 1984.
9. Кашкин Н.Д. Избранные статьи о П.И. Чайковском. М., 1954.
11.Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей. Т.2. М.1922
12. Орлова А.А. П.И. Чайковский о музыке, о жизни, о себе. М.; Л.,1976
13.Соллертинский И. Критические статьи. Л., 1963
14. Соловьев Н. "Петербургская газета". 1874. №61
14. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М. 1962
16.Ремезов Ив. АП. Бородин. М. Л. 1952
17.Сыркина Ф.Я. Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М.1978.
18.Сыркина Ф.Я. Гонзага. ПьетроГоттардо. Жизнь и творчество.М.1997.
19.Федор Федорович Федоровский.альбом. М.Л. 1948
20.Федор Федорович Федоровский.альбом эскизов. авт. предисл. А. Солодовников. М. 1956
21.Федор Федоровский. Легенда Большого театра издание к выставке "Художник Федор Федоровский (1883-1955). Легенда Большого театра", Гос. Третьяк. галерея, 8 апреля - 8 августа 2014. сост.. Чуракова. Е. А. М. 2014.
22. Чайковский П.И. Полное собрание произведений. Литературные произведения и переписка. М. 1966
Художники театра о своем творчестве. Сборник статей.сост. Сыркина Ф. Я. М. 1953
23.Художники Большого театра. Альбом-каталог выст. к 225-летию Большого театра (11-31 марта 2001 г., Центр.Манеж г. Москва): В 2 т. Сост., авт. текста В. И. Березкин.
Ярустовский Б. Оперная драматургия Чайковского. М.-Л. 1947


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ