Основные тенденции развития современного экспериментального театра
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ 6
1.1. Типы и тематика современных пьес 6
1.2 Жанровые особенности современной драматургии 12
1.3 Национальные тенденции в современной драматургии 16
2 СИСТЕМА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ 20
2.1 Инновационные режиссерские идеи 20
2.2 Синтез видов искусств 29
2.3 Освоение виртуального пространства как новой художественной среды 35
3 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА 40
3.1 Синтетический театр и театра художника: развитие визуальной культуры и соединение элементов разных стилей и жанров 40
3.2 Иммерсивный театр: эффект полного погружения 43
3.3 Выход за рамки искусства: социальный и документальный театр 45
ЗАКЛЮЧЕНЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ 6
1.1. Типы и тематика современных пьес 6
1.2 Жанровые особенности современной драматургии 12
1.3 Национальные тенденции в современной драматургии 16
2 СИСТЕМА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННОЙ СЦЕНОГРАФИИ 20
2.1 Инновационные режиссерские идеи 20
2.2 Синтез видов искусств 29
2.3 Освоение виртуального пространства как новой художественной среды 35
3 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА 40
3.1 Синтетический театр и театра художника: развитие визуальной культуры и соединение элементов разных стилей и жанров 40
3.2 Иммерсивный театр: эффект полного погружения 43
3.3 Выход за рамки искусства: социальный и документальный театр 45
ЗАКЛЮЧЕНЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Драматургические и театральные явления конца 20 – начала 21 вв. отмечены разнообразием и часто обозначаются общим понятием «новая драма». На сегодняшнем театральном рынке стремление занять четкую и определенную позицию в информационном пространстве общества предполагает, в первую очередь, борьбу за известность, интерес и внимание публики. Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей.
На данный момент театральное искусство переживает очередной кризис. Старые формы воспроизведения и передачи исчерпывают себя, медиа закрывает собой видимые перспективы развития театрального искусства. Стремление сохранить и возродить театр приводит к тому, что сценографы идут на любые эксперименты, чтобы шокировать публику.
Однако основные тенденции развития современного экспериментального театра, временные рамки, состав текстов, особенности поэтики до настоящего времени не были определены. Данное исследование посвящено эстетическому и жанровому своеобразию указанного явления.
Актуальность темы диплома определяется следующими параметрами:
- отсутствием социокультурных и научных литературоведческих исследований, посвященных экспериментальному театру как явлению конца 20 - начала 21 века;
- не изученностью жанровой парадигмы и художественного своеобразия вышеуказанного явления, его типологических разновидностей.
Объект исследования – театрально-сценическое искусство XXI века.
Предмет исследования – современный экспериментальный театр.
Цель исследования – определить основные тенденции развития современного театрального искусства, особенности драматургии XXI века и системы выразительных средств в экспериментальном театре данного исторического периода.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить основные типы и тематики современных пьес.
2. Выявить жанровые особенности современной драматургии.
3. Оценить характер влияния национальной составляющей в современной драматургии.
4. Исследовать систему выразительных средств современной драматургии.
5. Проанализировать качество использования виртуального пространства как новой художественной среды.
6. Дать оценку основным направлениям современного экспериментального театра.
Теоретическо-методологической основой исследования являются труды ведущих литературоведов, культурологов, искусствоведов, таких как: Бахтин М. М., Виноградов В. В., Лихачев Д. С., Лотман Ю. М., Максимов Д.Е., Поспелов Г. Н., Тимофеев Л. М. (проблема теории конфликта), Аникст А.А. (история драмы), В. В. Фролов (организационно-творческие формы театра) и др.
Методы исследования:
1) Дескриптивный (оценочно-описательный метод, использовался для эмпирического исследования и описания поведения театральных деятелей и театров как субъектов театральной деятельности);
2) Историко-культурологический (использовался для проведения анализа исторических и культурных реалий исследуемого явления);
3) Компаративный методы работы с материалом (использовался для установления родства между предметами различных исследований);
4) Метод контекстуального анализа (использовался при анализе индивидуальных признаков явлений для учета признаков контекстов, к которым относится явление);
5) Метод целостного анализа литературного произведения;
6) Социокультурный (использовался для исследования влияния человеческой деятельности на общество как единство культуры и социальности).
Исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы.
На данный момент театральное искусство переживает очередной кризис. Старые формы воспроизведения и передачи исчерпывают себя, медиа закрывает собой видимые перспективы развития театрального искусства. Стремление сохранить и возродить театр приводит к тому, что сценографы идут на любые эксперименты, чтобы шокировать публику.
Однако основные тенденции развития современного экспериментального театра, временные рамки, состав текстов, особенности поэтики до настоящего времени не были определены. Данное исследование посвящено эстетическому и жанровому своеобразию указанного явления.
Актуальность темы диплома определяется следующими параметрами:
- отсутствием социокультурных и научных литературоведческих исследований, посвященных экспериментальному театру как явлению конца 20 - начала 21 века;
- не изученностью жанровой парадигмы и художественного своеобразия вышеуказанного явления, его типологических разновидностей.
Объект исследования – театрально-сценическое искусство XXI века.
Предмет исследования – современный экспериментальный театр.
Цель исследования – определить основные тенденции развития современного театрального искусства, особенности драматургии XXI века и системы выразительных средств в экспериментальном театре данного исторического периода.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить основные типы и тематики современных пьес.
2. Выявить жанровые особенности современной драматургии.
3. Оценить характер влияния национальной составляющей в современной драматургии.
4. Исследовать систему выразительных средств современной драматургии.
5. Проанализировать качество использования виртуального пространства как новой художественной среды.
6. Дать оценку основным направлениям современного экспериментального театра.
Теоретическо-методологической основой исследования являются труды ведущих литературоведов, культурологов, искусствоведов, таких как: Бахтин М. М., Виноградов В. В., Лихачев Д. С., Лотман Ю. М., Максимов Д.Е., Поспелов Г. Н., Тимофеев Л. М. (проблема теории конфликта), Аникст А.А. (история драмы), В. В. Фролов (организационно-творческие формы театра) и др.
Методы исследования:
1) Дескриптивный (оценочно-описательный метод, использовался для эмпирического исследования и описания поведения театральных деятелей и театров как субъектов театральной деятельности);
2) Историко-культурологический (использовался для проведения анализа исторических и культурных реалий исследуемого явления);
3) Компаративный методы работы с материалом (использовался для установления родства между предметами различных исследований);
4) Метод контекстуального анализа (использовался при анализе индивидуальных признаков явлений для учета признаков контекстов, к которым относится явление);
5) Метод целостного анализа литературного произведения;
6) Социокультурный (использовался для исследования влияния человеческой деятельности на общество как единство культуры и социальности).
Исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Драматургия современных пьес очень разная, что не позволяет давать однозначную оценку. На сегодняшнем театральном рынке побеждает не качество и новизна, а умение занять четкую и определенную позицию в информационном пространстве общества.
Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей. Во многих театральных постановках отражаются злободневные проблемы. При этом многие сюжеты базируются на личном авторском опыте.
Инновационные режиссерские идеи в современном экспериментальном театре имеют несколько категорий: объекты и предметы конфликтов, типы конфликтов, причины возникновения и психологические составляющие конфликта, презентация мотивов, целей и соответствующих стратегий поведения участников конфликтов, динамика развития конфликтов.
В драматургии 20-21 вв. отразился процесс эволюции художественного конфликта. Развитие конфликта происходило от «бесконфликтности» до системы конфликтов, включающей в себя различные типы (внешние, внутренние, социальные, исторические и т.д.). Расширение тематики и жанровых форм происходит не только за счет психологизма, но и новых художественных решений.
Многогранность палитры конфликта раскрывается за счет использования таких художественных приемов, которые драматурги используют для усиления социальной, нравственной, лирической или героической тональности драм.
Современная драматургия предпочитает конфликт внутренний, основанный на борьбе человека с самим собой или борьбе универсальных принципов. В рамках одного сюжета такой конфликт не разрешим из-за своей универсальности.
Синтез искусств может быть представлен уже в самом театре. Основным искусством в театральном произведении является литература. Она задает фабулу, прописывает сюжет. Литература находит выражение не в своем прочтении, а в «обыгрывании» написанного сюжета.
Основным видом театра является драматический театр, для которого более характерны диалоги. Введение пения создает оперу. Введение хореографии - балет. Различные виды театра настроены на трансляцию идей через какой-то вид искусств больше, чем через остальные.
Изначально театр и кино, прежде всего, были зрелищем, ориентированным на самую широкую и не всегда требовательную публику. Впоследствии каждая из этих муз поделилась на сегменты. И хотя фильм и спектакль - различные зрелища, можно говорить об использовании театрального искусства в кино и киноискусства в театре.
Одним из проявлений интермедиальности в современной русской драматургии является включение в структуру произведений элементов, представляющих телевидение, кино или интернет.
Синтетический театр соединяет вербальное понимание средств художественной выразительности и ориентацию на пластико-визуальный ряд спектакля. Это предполагает максимальный уровень экспрессии по отношению к зрителю.
Театр художника предполагает максимальную художественную визуализацию происходящего. Декорации играют дополнительную роль, рассказывая историю наравне с героями. Театр ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов.
Имерсивный театр фокусируется на зрительском опыте и участии в постановке. Посетители получаются возможность влиять на события через вовлечение в процесс во время представления. Актуальные темы, которые поднимаются в нем, всегда взяты из жизни определенных социальных групп или отдельных людей. Язык и изобразительные средства социального театра соответствуют реальности, в которой живут его герои.
Документальная пьеса – это пьеса, в основе которой лежит какая-то правдивая история и она передана той же лексикой человека, рассказывает при помощи тех же художественных конструкций.
При доминировании популярной культуры, поддержка и пропаганда настоящего высокого искусства – одна из ключевых задач. И это откладывает серьезный отпечаток на театр.
Театральное искусство предстает перед огромной массой людей, поэтому должно нести в себе многообразность и способность воздействовать на разные типажи. Каких бы принципов не придерживался театр, если он хочет воспитать своих зрителей, то при всей серьезности идей требуется также их общедоступность.
Зритель, даже маленький, должен иметь возможность прийти неподготовленным, удивиться, поразиться, проникнуться, прочувствовать и захотеть прийти еще.
Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов демонстрировать свое мастерство на своей сцене.
Среди творческих проектов способствует увеличению аудитории театра открытие дополнительных сцен. Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов.
Развитие технологий приводит к выводу, что традиционное искусство «израсходовало» все известные художественные методы. Новые средства и способы коммуникации втягивают художников в новое цифровое поле. Многие художники работают на стыке современной науки, традиционного искусства и технологий. Это приводит к тому, что традиционным видам искусства приходится в прямом смысле бороться за свою популярность среди зрителей. Во многих театральных постановках отражаются злободневные проблемы. При этом многие сюжеты базируются на личном авторском опыте.
Инновационные режиссерские идеи в современном экспериментальном театре имеют несколько категорий: объекты и предметы конфликтов, типы конфликтов, причины возникновения и психологические составляющие конфликта, презентация мотивов, целей и соответствующих стратегий поведения участников конфликтов, динамика развития конфликтов.
В драматургии 20-21 вв. отразился процесс эволюции художественного конфликта. Развитие конфликта происходило от «бесконфликтности» до системы конфликтов, включающей в себя различные типы (внешние, внутренние, социальные, исторические и т.д.). Расширение тематики и жанровых форм происходит не только за счет психологизма, но и новых художественных решений.
Многогранность палитры конфликта раскрывается за счет использования таких художественных приемов, которые драматурги используют для усиления социальной, нравственной, лирической или героической тональности драм.
Современная драматургия предпочитает конфликт внутренний, основанный на борьбе человека с самим собой или борьбе универсальных принципов. В рамках одного сюжета такой конфликт не разрешим из-за своей универсальности.
Синтез искусств может быть представлен уже в самом театре. Основным искусством в театральном произведении является литература. Она задает фабулу, прописывает сюжет. Литература находит выражение не в своем прочтении, а в «обыгрывании» написанного сюжета.
Основным видом театра является драматический театр, для которого более характерны диалоги. Введение пения создает оперу. Введение хореографии - балет. Различные виды театра настроены на трансляцию идей через какой-то вид искусств больше, чем через остальные.
Изначально театр и кино, прежде всего, были зрелищем, ориентированным на самую широкую и не всегда требовательную публику. Впоследствии каждая из этих муз поделилась на сегменты. И хотя фильм и спектакль - различные зрелища, можно говорить об использовании театрального искусства в кино и киноискусства в театре.
Одним из проявлений интермедиальности в современной русской драматургии является включение в структуру произведений элементов, представляющих телевидение, кино или интернет.
Синтетический театр соединяет вербальное понимание средств художественной выразительности и ориентацию на пластико-визуальный ряд спектакля. Это предполагает максимальный уровень экспрессии по отношению к зрителю.
Театр художника предполагает максимальную художественную визуализацию происходящего. Декорации играют дополнительную роль, рассказывая историю наравне с героями. Театр ставит на первое место «картинку», создавая спектакль как череду зрительных образов.
Имерсивный театр фокусируется на зрительском опыте и участии в постановке. Посетители получаются возможность влиять на события через вовлечение в процесс во время представления. Актуальные темы, которые поднимаются в нем, всегда взяты из жизни определенных социальных групп или отдельных людей. Язык и изобразительные средства социального театра соответствуют реальности, в которой живут его герои.
Документальная пьеса – это пьеса, в основе которой лежит какая-то правдивая история и она передана той же лексикой человека, рассказывает при помощи тех же художественных конструкций.
При доминировании популярной культуры, поддержка и пропаганда настоящего высокого искусства – одна из ключевых задач. И это откладывает серьезный отпечаток на театр.
Театральное искусство предстает перед огромной массой людей, поэтому должно нести в себе многообразность и способность воздействовать на разные типажи. Каких бы принципов не придерживался театр, если он хочет воспитать своих зрителей, то при всей серьезности идей требуется также их общедоступность.
Зритель, даже маленький, должен иметь возможность прийти неподготовленным, удивиться, поразиться, проникнуться, прочувствовать и захотеть прийти еще.
Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов демонстрировать свое мастерство на своей сцене.
Среди творческих проектов способствует увеличению аудитории театра открытие дополнительных сцен. Театр может повышать свою популярность, предоставляя возможность для любительских и профессиональных коллективов.
Подобные работы
- ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО БАЛЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИГРОВОЙ ИНДУСТРИИ НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ИНДИ-ИГР С КОММЕРЧЕСКИМИ ИГРОВЫМИ ПРОЕКТАМИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАМЫСЛА ЭСПОЗИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЕЕ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Сценография и время (на материале постановок оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в России)
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Театральная жизнь города на примере Тольяттинского театра кукол в
период c 1973 по 2018 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2019 - Сценография и время (на материале постановок оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в России)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - РЕСТАЙЛИНГ СЕВЕРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ ЛИНОГРАВЮРА)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Способы взаимодействия телевизионной и интернет-документалистики
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



