Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типы и категории современного англоязычного дискурса (Самарский государственный социально-педагогический университет)

Работа №126464

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

английский язык

Объем работы43
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения современного англоязычного дискурса……5
1.1 Дискурс и его категории…………………5
1.2 Типология дискурса………………10
1.3 Педагогический дискурс как один из видов институционального общения…13
Выводы по главе 1………………………15
Глава 2 Реализация категорий педагогического дискурса в академическом тексте…..16
2.1 Типовые участники…………………16
2.2 Хронотоп……………………………………………………………………..19
2.3 Цели…………………………………………………………………………..21
2.4 Ценности………………………………………………24
2.5 Стратегии…………………………………………26
2.6 Жанры………………………………………………………………………...28
2.7 Прецедентные тексты…………………………30
2.8 Дискурсивные формулы…………33
Выводы по главе 2……………………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………40
Список источников фактического материала43


Определение понятия «дискурс» является одной из центральных проблем языкознания. Категория «дискурс» имеет множество научных интерпретаций, так как дискурс представляет собой явление промежуточного характера между речью и общением, а также языковым поведением, с одной стороны, и фиксируемым текстом с другой стороны.
Дискурс – широкое понятие, которое охватывает не только текст, но и все аспекты коммуникации, такие как контекст, ситуация общения, социальные нормы и ценности. Именно в этом состоит основное отличие между дискурсом и текстом. Текст – это один из элементов дискурса.
Целью настоящей работы является выявление особенностей реализации категорий англоязычного педагогического дискурса.
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:
- определить понятие и особенности англоязычного дискурса;
- изучить теоретические аспекты типов и категорий англоязычного дискурса;
- рассмотреть практические аспекты типов и категорий англоязычного дискурса;
- проанализировать пример педагогического англоязычного дискурса, а именно методическое пособие для учителей английского языка.
Объектом исследования настоящей работы является англоязычный педагогический дискурс.
Предметом исследования настоящей работы является изучение особенностей функционирования англоязычного педагогического дискурса
Теоретической основой исследования послужили научные и периодические работы таких авторов, как В.И. Карасик, А.А. Кибрик, Н.Д. Арутюнова, В.В. Красных, М.Л. Макаров.
Материалом нашего исследования послужило методическое пособие «Communicative Language Teaching Today» Джека Ричардса.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что знание типов и категорий англоязычного дискурса является необходимым для успешной коммуникации и понимания различных текстов на английском языке.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в изучении различных типов и категорий англоязычного дискурса, в ознакомлении с основными теоретическими подходами к изучению дискурса.
Практическая значимость работы заключается в том, что она помогает научиться анализировать и оценивать различные типы англоязычного дискурса, а также применять полученные знания на практике при написании научных работ.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных, необходимый для изучения и сопоставления теоретических понятий. В работе использованы качественные методы: логический, аналогий и сравнения, которые применялись для сравнения и исследования основных определений. Нами использовалось обобщение научной и периодической литературы, которое необходимо для исследования теоретической сущности поставленных в работе задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В общепринятом понимании дискурс представляет собой сложное, составное коммуникативное явление, происходящее в процессе общения между адресантом и адресатом. Общение является частью коммуникативного действия, то есть речевого или письменного акта, имеющего как невербальные, так и вербальные компоненты. Если рассматривать данное явление более конкретно, то нельзя не отметить, что дискурс представляет собой исключительно текст или разговор и, таким образом, как правило, включает в себя только вербальный компонент общения. В повседневной жизни такой дискурс представлен в текстовом или разговорном виде, и говорят о нем как о «разговоре» или «тексте». В этом смысле термин «дискурс» обозначает конечный результат взаимодействия, осуществляемого посредством выполнения письменного или речевого действия.
При изучении дискурса встает вопрос о его классификации. Каждый тип дискурса (педагогический дискурс, научный дискурс, политический дискурс, юридический дискурс, этический дискурс, военный дискурс, аргументативный дискурс, критический дискурс, «прагматические дискурсы») протекает в определенной социальной сфере и определяется набором правил, выполнения которых он требует. В лингвистике пока отсутствует общепризнанная классификация категорий дискурса. Так, В.И. Карасик предлагает четырехчленную классификацию основных категорий дискурса: конститутивные, жанрово-стилистические, содержательные, формально структурные.
При исследовании типов дискурса основной задачей является описание структур, наиболее предпочтительных или типичных для дискурса данного вида. Основными критериями для выделения типов дискурса являются способ и канал общения, стиль изложения, фигуративность и адресность, количество участников и функциональность.
По способу общения противопоставляются информативный и фасцинативный, содержательный и фактический, несерьезный и серьезный, ритуальный и обыденный, протоколируемый и непротоколируемый типы дискурса; по каналу общения — устный и письменный, контактный и дистантный, виртуальный и реальный типы дискурса.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующий вывод о роли говорящего и слушающего дискурса и текста: если для дискурса участники являются неотъемлемыми компонентами дискурсивного процесса, то для текста говорящий и слушающий находятся в обособленном положении, «за рамками текста».
Педагогический дискурс является одним из видов институционального общения. В любом академическом тексте реализуются следующие категории педагогического дискурса: типовые участники, хронотоп, цели, ценности, стратегии, жанры, прецедентные тексты, дискурсивные формулы.
Типовые участники педагогического дискурса – учитель и ученик. В процессе обучения возникают взаимоотношения по схемам «учитель-ученик» или «ученик-ученик».
Хронотоп – строго обозначенный отрезок времени. Хронотоп представляется в виде академического занятия, но также может представляться как период времени на уроке для выполнения какого-либо задания.
Главная цель педагогического дискурса – социализация нового члена общества, то есть помимо понимания, оценки усваиваемой информации учеником, учитель выполняет роль наставника, обучая понятиям устройства мира, объясняя нормы и правила поведения в обществе.
Ценности педагогического дискурса тесно связаны с главной целью – социализацией нового члена общества. Они являются системообразующей целью педагогического дискурса.
Стратегии педагогического дискурса – различные методы, которые необходимы для эффективного обучения. Совокупность таких коммуникативных стратегий, как объясняющая, оценивающая, контролирующая, содействующая, организующая позволяют успешно передавать информацию ученикам, которые смогут применять свои знания за пределами учебного заведения.
Жанры педагогического дискурса – многообразие учебно-речевых ситуаций, которые могут произойти на уроке. Контакт, объяснение, упражнения, контроль – жанры, совокупность которых позволит успешно преподавать, а ученикам эффективно усваивать новую информацию.
Прецедентные тексты – различные материалы и ресурсы, которые используются в процессе обучения. Такими текстами могут являться учебники, аутентичные тексты, задания на письмо, говорение, аудирование. То есть это любые тексты, что используются в процессе обучения.
Дискурсивные формулы – выражения, которые учитель использует во время урока или задание, которое учитель зачитывает. Именно такие выражения присуще педагогическому дискурсу и отражают этот тип общения.
Подводя итог, можно сказать, что перспективы исследования заключаются в том, что педагогический дискурс является актуальной и важной темой в настоящее время, так как он касается вопросов образования и воспитания, которые имеют ключевое значение для развития общества. Педагогический дискурс нацелен на изучение форм и методов обучения и воспитания, а также на определение целей и задач образования в современном мире. Он является одним из важнейших инструментов, позволяющих анализировать и оценивать процессы обучения и воспитания, исследовать различные методы образования, а также создавать новые и эффективные подходы к образованию.



1. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. отд. лит. и яз. АН СССР. М., 1981. Т. 40, № 4. С. 356-367.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт // М.: Наука, 1988. С. 341.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. Москва: Прогресс, 1974. 446 с.
4. Бондарева Л.М. Текст и дискурс как понятийные категории // Язык. Текст. Дискурс, 2009. №7. С. 91-97.
5. Глушакова А.Ю. Основные характеристики педагогического дискурса // Научные исследования и инновации, 2020. №1. С. 170.
6. Данилова С.А. Типология дискурса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С. 345-349.
7. Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и слова обыденного языка [Электронный ресурс]. URL: www.infolex.ru/Txtdsvol.htm (дата обращения 05.04.2023)
8. Карасик В.И. О категориях дискурса: сб. науч. трудов. / Волгоград – Саратов: Перемена, 1998. 185–197 с.
9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
10. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. №2. С. 5-15.
11. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций / Москва: ИТДГК ≪Гнозис≫, 2001. 270 с.
12. Литвинов А.В. Типологическая классификация произведений делового дискурса // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 5. С. 161-166.
13. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2003. 280 с.
14. Минеева О., Оладышкина А., Клопова Ю. Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 125–128.
15. Полонский А.В. Медиа-дискурс-концепт: опыт проблемного осмысления // Современный дискурс-анализ. 2012. № 1 (6). С. 42-56.
16. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: моногр. учеб. пособие / Киев.: ЦУЛ “Фитосоциоцентр”, 2002. 336 с.
17. Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика. Москва: Ювента, Филологический факультет СПбГУ, 2000. 296 с.
18. Спиркин А.Г. Философия: учебник для тех. вузов / Москва: Гардарики, 2006. 368 с.
19. Альтернативный мир, дискурс, факт и принцип причинности: сб. статей / Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995. 35-73 с.
20. Тленкопачева М.Н. Педагогический дискурс как тип институционального дискурса // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3 (5). С. 98-101.
21. Фуко M. Археология знания. СПб: ИЦ “Гуманитарная академия”: Университетская книга, 2004. 416 с.
22. Хомутова Т. Н. Типология дискурса: интегральный подход // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2014. №2 (11). С. 14-20.
23. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учеб. пособие / Москва: Директ-Медиа, 2014. 1- 208 с.
24. Шевченко В.Д. Введение в теорию интерференции дискурсов: монография / Самара: СамГУПС, 2008. С. 203.
25. Шевченко В.Д. Теория интерференции дискурсов: монография. М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Самарский гос. ун-т". Самара: Самарский ун-т, 2010. 211 с.
26. Beaugrande R. de., Dressler W.U. Introduction to Text Linguistcs. London, 1981, 270 p.
27. Chafe Wallace. Integration and involvement in speaking, writing, and oral literature. In: Spoken and written language: Exploring orality and literacy, ed. D. Tannen - Norwood: Ablex, 1982, 35-54 р.
28. Dijk T.A., van. Strategies of Discourse Comprehension. New York, 1983, 302 p.
29. Harris Z.S. Discourse analysis. Language, 1952, vol. 28, no. 1, pp. 1-30.

Список источников фактического материала
1. Richards J.C., Communicative Language Teaching Today. Cambridge, 2006. 1-52 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ