Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности информационных технологий как средства формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №124175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы47
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Пояснительная записка 9
1.1 Теоретические условия формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников посредством информационных технологий во внеурочной деятельности 9
1.2 Методические особенности формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников посредством информационных технологий во внеурочной деятельности 23
2. Проектная часть 30
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта 30
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта 34
Заключение 41
Список литературы 43
Словарь 46

Появление недорогих электронных устройств – персональных компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков привело к всеобщему их использованию в разных сферах человеческой жизни. Применение электронных устройств для доступа в международную сеть интернет раскрыло еще больше возможностей для использования коллективного разума. С появлением международных компьютерных сетей стало возможно получать информацию на разные темы, о разных технологиях, странах, о разном программном обеспечении.
Исследования в области педагогики и психологии личностного развития показывают, что дети являются продуктом «информационной социализации» (А.Г. Асмолов), живут в условиях быстрого увеличения объёма информации, получают её в облегченном и переработанном виде, в результате не успевают осмыслить и понять происходящее (А.Г. Гогоберидзе, А.И. Савенков, Л.В. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн и др.).
В такой ситуации возрастает значимость использования компьютерных технологий и в образовательных целях. В образовательный процесс все чаще добавляют средства информатизации, интерактивности и наглядного представления. Информация в таком виде легче усваивается и обладает большими возможностями по развитию познавательного интереса у обучающихся.
В федеральных образовательных программах (ФОП) и в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается, что особо важно визуализировать процессы мышления, а также максимально вовлекать учащихся в познавательные процессы. Это позволит добиться от обучающихся проявления повышенного интереса к процессу обучения, стимулировать у них трудолюбие, развить мотивацию к творческой и исследовательской деятельности.
Таким образом, мы наблюдаем в современных условиях переход к принципиально новому подходу в обучении, когда «аспект образования в школе» преобразуется в «аспект развития» в ее условиях: на первое место выходит развитие мышления, а не памяти. Школьники должны стремиться самостоятельно открывать для себя новое, но не получать знания в готовом формате. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у детей творческого потенциала, познавательной деятельности, стремления к открытиям, так необходимых для формирования эффективного процесса школьного обучения, поскольку с первого класса следует прививать школьникам стремление к самостоятельному образованию, получению новых знаний из разных источников, умение искать информацию, при этом учиться развивать свои способности к креативности, логическому мышлению.
Проявление и развитие психических процессов сферы познания дает ребенку возможность понимать окружающий мир. При этом познавательная сфера выступает феноменом, которому в настоящее время посвящено значительное внимание в психологической науке. Все больше становится очевидно, что для становления гармоничной, духовно богатой и самодостаточной личности ребенка важно не только развитие его интеллекта, но и развитие в целом познавательной сферы.
В младшем школьном возрасте у обучающихся активно развиваются познавательные процессы – они становятся произвольными и осознанными. У младших школьников произвольное внимание и память развиты достаточно слабо – их все еще непроизвольно привлекает всё новое, яркое и неожиданное, а больше всего запоминается то, что произвело на них впечатление – удивило или имело яркую эмоциональную окраску. Однако, постепенно развивая навыки исследователя, младшие школьники учатся управлять своей памятью, восприятием и вниманием, именно поэтому развитие исследовательских навыков в данном возрасте является чрезвычайно важной задачей образовательного процесса.
Исследовательский процесс в современной образовательной системе также становится более эффективным с помощью информационных технологий и интерактивных инструментов. Роль интерактивности возрастает и в процессе развития современной системы дистанционного образования.
Анализ практики деятельности школьных учреждений показал, что педагогический потенциал школьной образовательной организации в процессе формирования учебно-исследовательских умений во внеурочной деятельности не используется в полной мере. Слабо организовано взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся по вопросу формирования учебно-исследовательских умений и навыков обучающихся младшего школьного возраста. Этот процесс, хотя и совершается в организованных условиях школьных учреждений, тем не менее, носит часто стихийный, нерегулируемый и не целевой характер их усвоения. Такое состояние в педагогической практике и обусловливает актуальность задачи по решению проблемы настоящего исследования.
Проблеме исследования посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых.
Использование информационных технологий в рамках концепции информационной социализации рассматривают Т.П. Авдулова, Н.А. Голубева, Т.Д. Марцинковская, Е.О. Смирнова и др. Образовательные процессы в рамках представлений о цифровом обществе анализируют А.Г. Асмолов, Г.В. Солдатова, В.Н. Шляпников и др.
Вопросам исследования формирования учебно-исследовательских умений обучающихся посвящены труды таких авторов как И.П. Иванов, О.С. Изюрова, Н.А. Матинова, Е.Е. Туник, В.А. Филимонов, О.А. Фомичева, Г.Е. Логоша и др.
Вопросы формирования учебно-исследовательских умений непосредственно в современных условиях дистанционного обучения и во внеурочной деятельности затронуты в трудах таких исследователей как Н.А. Гаврик, Л.У. Кидакоева, С.А. Котова, Е.А. Булаева, М.В. Лапенок, Е.С. Полат, Г.А. Стаселович и др.
Возникает противоречие между важностью и социальной потребностью достижения положительного влияния информационной среды на всесторонне успешное развитие личности ребёнка младшего школьного возраста, и, в частности, формирования его учебно-исследовательских умений, и недостаточностью методических разработок и материалов по использованию информационных технологий для развития таких умений.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: существует недостаточный уровень сформированности учебно-исследовательских умений у младших школьников посредством информационных технологий, в частности, поиска информации как основы для исследовательских умений.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и в первую очередь - использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе, что подтверждает актуальность выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – учебно-исследовательские умения обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – методика формирования учебно-исследовательских умений обучающихся младшего школьного возраста посредством использования информационных технологий.
Гипотеза исследования: использование информационных технологий будет способствовать эффективному формированию учебно-исследовательских умений у младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
Цель – выявить и апробировать возможности информационных технологий как средства формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности.
Чтобы достичь заданной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
- раскрыть особенности осуществления исследовательской деятельности у младших школьников;
- охарактеризовать педагогические условия формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников посредством информационных технологий;
- выявить методические особенности формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников посредством информационных технологий;
- описать организацию проектной работы по формированию учебно-исследовательских умений у младших школьников посредством информационных технологий;
- разработать методические рекомендации по использованию продукта.
В работе используются следующие методы исследования:
1. анализ педагогической и методической литературы;
2. методика накопления фактов из педагогической практики;
3. метод наблюдения;
4. анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость: проведён теоретический анализ использования информационных технологий для формирования учебно-исследовательских умений.
Практическая значимость: разработан итоговый продукт: Исследовательский проект – «Мы первые». Представленный продукт может быть применен на практике в процессе очного обучения младших школьников во внеурочной деятельности для эффективного формирования учебно-исследовательских умений.
Новизна исследования заключается в том, что информационные технологии используются во время внеурочных занятий в процессе исследовательской деятельности младших школьников.
Кроме того, новизна заключается в разработке итогового продукта - проекта во внеурочной деятельности. Тема проекта «Мы первые». Итогом проекта является плакат о людях в России, которые являлись первыми в какой-либо сфере деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Целенаправленные занятия в процессе организации исследовательской деятельности с детьми выполняют социальный заказ на воспитание разносторонней. Информационные технологии более эффективно раскрывают положения деятельностного подхода в образовании и способствуют формированию творческих способностей, познавательного интереса и исследовательских навыков младших школьников. Дети становятся более самостоятельными, инициативны, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.
2. Базовыми условиями, определяющими организацию использования информационных технологий как средства формирования учебно-исследовательских умений во внеурочной деятельности, являются: (1) использование интерактивных методов, более эффективно способствующих формированию творческих способностей и познавательного интереса школьников (метод проектов, дидактические игры, методы проблемного изложения материала); (2) непосредственно использование интерактивных презентаций на занятиях у младших школьников способствует созданию оптимально благоприятной партнерской среды для осуществления педагогического взаимодействия.
3. Исследовательскую деятельность младших школьников с использованием информационных технологий во внеурочной деятельности нужно рассматривать как отдельный вид интеллектуальной деятельности, которая формируется в результате функционирования познавательной активности младших школьников и поисковой деятельности, которая включает в себя работу исследовательского характера во внеурочной деятельности. Для их формирования нужно использовать во внеурочной деятельности в начальной школе традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним большую часть внимания, так как они имеют преимущество на современном этапе образования.
После реализации проекта зафиксировано преобладание высокого уровня развития учебно-исследовательских умений у обучающихся. Тем самым можно говорить об эффективности формирования учебно-исследовательских умений у младших школьников.



1. Алиева, Л.В. Внеурочная деятельность школы – инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся. В кн.: Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: тез. докл. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 28–29 октября 2016 года. – С. 14–24.
2. Андреев В.И Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости - М., Казань Центр инновационных технологий, 2015. - 465 с.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от проблемы до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
4. Дружинина А.А. Управление проектной деятельностью детей в школьном образовании // Известия ВГПУ 2019. № 2. С. 49-54.
5. Ефимова И.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей младшего школьного возраста. Текст: электронный // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samostoyatelnosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2022).
6. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность / Т.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №3. – С. 12.
7. Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования // Исследовательская работа школьников. - 2012. - №6. - С. 126.
8. Организация экспериментальной деятельности школьников. Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2011. - 64 с.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2011. - 64 с.
10. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушария головного мозга. – «ЭКСМО», 2016. С. 2.
11. Панеш Б.Х. Исследовательская деятельность младших школьников на основе экспериментирования как условие формирования естественно-научных понятий / Б.Х. Панеш, Н.А. Афицерова // Innovative research projects : Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводcк, 14 февраля 2022 года. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 9-14.
12. Поддьяков Н.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.
13. Полякова М.Н. Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей младшего школьного возраста // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста: материалы ежегодной междунар. науч.-практ. конф. М.: Мозаика-Синтез, 2015. С. 47-51.
14. Разагатова Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (на примере г. Самара) // Известия Самарского научного центра РАН, 2016. 230 с.
15. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить школьника приобретать знания. М.: Национальный книжный центр, 2017. 240 с.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010. 128 с.
17. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение школьников / А.И. Савенков – СПб.: Питер, 2014. – 272 с.
18. Семенова Н.А. Исследовательские действия как основа включения школьников в познавательно - исследовательскую деятельность // Теория и практика начального образования. - 2015. - № 9. - С. 18.
19. Утешкалиева А.М., Таймурзина Л.С. Педагогические условия развития исследовательских способностей в начальной школе // Наука и жизнь. 2020. №5/2. С.65-67.
20. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. М.: УЦ Перспектива, 2010. 88 с.
21. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: МГУТУ, 2014. – С.14. URL: https://gigabaza.ru/doc/66553.html/ (дата обращения: 12.11.2022).
22. Хмелькова Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской деятельности младших школьников // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 2. С. 39-42
23. Nurgaliyeva A. (2021). The role of teaching practicum in the future biology teachers’ professional training. Challenges of Science. Issue IV. 2021. pp.12-17. https://doi.org/10.31643/2021.02


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ