Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ

Работа №110141

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ 9
§1. Психолого-педагогические основы развития наглядно-образного мышления обучающихся 9
§2. Теоретические предпосылки активизации наглядно-образного мышления бакалавров в процессе применения информационных образовательных технологий 22
§3. Педагогические условия применения информационных образовательных технологий в целях активизации наглядно-образного мышления бакалавров .. 45
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ 50
§4. Средства развития наглядно-образного мышления бакалавров в процессе обучения математике в вузе 50
§5. Опытно-экспериментальное исследование влияния информационных образовательных технологий на развитие наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе 61
§6. Оценка эффективности организационно-педагогических условий развития наглядно-образного мышления бакалавров в процессе обучения математике в вузе 71
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87


Актуальность исследования. В настоящее время одним из направлений реформирования системы образования является информатизация, которая основывается на внедрении информационных и коммуникационных технологий в обучение. Информационные образовательные технологии открывают широкие перспективы увеличения эффективности обучения и интенсификации педагогической деятельности, что связано с уникальными возможностями современной компьютерной техники и программного обеспечения. Известны следующие функции информационных образовательных технологий в образовательном процессе: доступ к мировым информационным ресурсам, коммуникация, контроль усвоения знаний и коррекция действий, обучение, творческое развитие обучающегося, тестирование, совершенствования управления учебным заведением и учебным процессом; в качестве объекта изучения; в качестве инструмента познания действительности.
Одной из характерных черт развития образования в РФ является его гуманистическая ориентация, определяющая направленность основных задач изучения математических дисциплин в современном вузе. В настоящее время на образование влияют коренные изменения, происходящие в обществе, в научной, технической и производственной сферах, которые обуславливают социальный заказ вузу. Основы социального заказа вызывают смещение целевых установок в различных областях знаний, и в том числе по математике. В такой ситуации практически общепринятой и очевидной стала мысль о том, что выпускник бакалавриата должен обладать способностью и готовностью самостоятельно добывать новые знания и осваивать новые виды деятельности, которые являются необходимыми для адекватного действия в разных ситуациях.
В настоящее время ориентирами обучения служат не формальное усвоение обучающимися фиксированного объёма знаний, умений и навыков, а полноценное восприятие ими системы знаний, овладение аппаратом самостоятельного научно-исследовательского поиска, средствами поиска истины на базе становления и развития разнообразных видов мышления, в том числе наглядно-образного. В существующей системе образования обучающийся выступает в роли «запоминающего устройства», в то время как обучающий служит передатчиком готовой информации. Это отторгает обучающихся, так как, по словам Д.И. Менделеева, готовые знания являются не наукой, а рабством перед изучаемым [36, с. 175]. Разделы математики содержат целый ряд педагогических возможностей, которые могут найти применение для развития наглядно-образного мышления. С другой стороны, усвоение этих разделов невозможно без использования наглядно-образного мышления обучающихся. Наглядно-образное мышление помогает восприятию философских категорий, на которые опирается математика, что влияет на мировоззрение и предоставляет возможность получения целостного представления об области применимости полученных знаний.
Проблемы проектирования информационных обучающих систем и специальных обучающих предметно-ориентированных сред, которые основаны на личностных моделях обучения и технологиях виртуальной реальности, рассматривались В.А. Далингером [21], Л.И Долинером [23], Н.В. Балицкой [3], Н.С. Кудиновой [29], А.И. Назаровым [38], А.Р. Ганеевой [15], Д.А. Васильевым [8], Л.А. Фединой [62], Е.Ю. Романовой [46], Т.М. Фроловой [66], Р.С. Фомичёвым [64] и др.
В исследованиях Л.И. Долинера [23] и др. раскрыты вопросы создания условий для личностного развития, формирования информационной культуры личности и креативности при организации обучения в современном информационно-образовательном пространстве на основе информационных и коммуникационных технологий 90-х годов ХХ-начала ХХ! века.
Анализ ранее выполненных диссертационных работ, посвящённых применению информационных технологий в образовании, показал, что они были рассмотрены в аспекте: организации профессионально-ориентированного обучения [3]; предметной подготовки будущих учителей [29]; системы открытого обучения [38]; организации самостоятельной работы обучающихся по геометрии [15]; обеспечения педагогических условий [8]; повышения качества подготовки обучающихся [62]; формирования профессионально-математической культуры [46]; оптимизации учебно-методического обеспечения образовательного процесса [66]; модернизации среднего образования [64]. Непосредственно информационным образовательным технологиям посвящена работа Д.С. Ломакина [31], в которой основное внимание уделено активизации познавательной деятельности обучающихся в среднем профессиональном учреждении.
Итак, можно констатировать, что информационные образовательные технологии востребованы на практике; имеется опыт проектирования и реализации информационных технологий в условиях профессионального образования, проведены ряд исследований. Однако в них развитие наглядно-образного мышления бакалавров не являлась предметом специального изучения. Анализ научно-методической литературы по обучению математике в вузе и констатирующий этап эксперимента дали возможность отметить целый ряд малоисследованных проблем: какова роль, место, цели проектирования образовательного процесса с применением информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров; каким основным требованиям должно удовлетворять применение информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров; каковы условия проектирования и эффективной реализации образовательного процесса с применением информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров в процессе обучения математике в вузе.
Таким образом, актуальность темы магистерского диссертационного исследования вытекает из установленного противоречия между достаточно высоким потенциалом информационных образовательных технологий как средства развития наглядно-образного мышления бакалавров педагогического профиля в области математики в вузе и недостаточным его использованием во время обучения математике с целью развития наглядно-образного мышления, имеющего значение для освоения математических дисциплин, а также низким уровнем проработанности педагогического аспекта развития этого вида мышления.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление особенностей проектирования образовательного процесса с применением информационных образовательных технологий в качестве средства развития наглядно-образного мышления бакалавров педагогического профиля при обучении математике в вузе.
Объект исследования: процесс подготовки бакалавров педагогического профиля при обучении математике в вузе.
Предмет исследования: информационные образовательные технологии как средство развития наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе.
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть характер и потенциал использования информационных образовательных технологий с целью развития наглядно-образного мышления при реализации математических дисциплин в современном вузе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что если во время изучения математики систематически включать в процесс обучения информационные образовательные технологии, направленные на развитие наглядно-образного мышления, то можно ожидать положительных результатов учебной деятельности будущих бакалавров по математике.
Задачи исследования:
1) рассмотреть содержание термина «наглядно-образное мышление» путём анализа психолого-педагогической и философской литературы для выявления условий, способствующих его развитию;
2) установить место наглядно-образного мышления в цикле математических дисциплин;
3) выявить информационные образовательные технологии, которые оказывают положительное влияние на развитие наглядно-образного мышления обучающихся при реализации математических дисциплин;
4) внедрить выявленные информационные образовательные технологии, имеющие значение для развития наглядно-образного мышления, в процесс обучения математическим дисциплинам.
С целью решения указанных задач использовались такие методы исследования, как анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, нормативно-программной документации; использовании изучения, наблюдения, обобщения, моделирования, проектирования; анализ собственного опыта работы в вузе; на педагогическом эксперименте, тестировании, анкетировании обучающихся и преподавателей; различные виды эксперимента по проверке базовых положений исследования; методы статистической обработки полученных результатов; экспертиза разработанного курса.
Нормативной базой исследования является ФГОС ВО по направлению бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование [1].
Основные этапы магистерского диссертационного исследования:
1 семестр (2015/16 уч. г.): анализ имеющихся исследований по теме магистерской диссертации, анализ учебников для вуза, нормативных документов, анализ опыта работы вуза по теме исследования (на базе анализа научной и учебной литературы и практики работы).
2 семестр (2015/16 уч. г.): выявление методических и теоретических основ магистерского диссертационного исследования.
3 семестр (2016/17 уч. г.): создание собственной методики, принципов, системы задач, построение модели, проектирование системы и т.п..
4 семестр (2016/17 уч. г.): оформление магистерской диссертации, корректировка разработанного ранее материала, уточнение аппарата магистерского диссертационного исследования, оформление результатов экспериментов, формулирование выводов.
Апробация результатов магистерского диссертационного исследования осуществлялась во время выступлений на:
- методических семинарах магистрантов кафедры «Алгебра и геометрия»;
- научной конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (I этап, апрель 2016 г., I и II этапы, апрель 2017 г.);
- на VIII Международной конференции «Математика. Образование. Культура», посвящённой 240-летию Карла Фридриха Гаусса.
Экспериментальная работа по проверке предлагаемых методических рекомендаций выполнялась во время педагогической и преддипломной практик, а также во время работы старшим преподавателем на базе ФГБОУ ВО ТГУ.
Основные результаты магистерского диссертационного исследования нашли отражение в трёх публикациях.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения информационных образовательных технологий как средства развития наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе.
Во второй главе предложены методические рекомендации по применению информационных образовательных технологий как средства развития наглядно-образного мышления бакалавров при обучении математике в вузе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённая в настоящем исследовании теоретическая и экспериментальная работа позволила в целом реализовать изначально поставленные задачи в решении выдвинутой проблемы.
В ходе решения первой задачи в теоретической части работы был проведён анализ различных подходов к содержанию понятия наглядно - образного мышления на основе изучения философской и психолого - педагогической литературы.
В ходе решения второй задачи определено место наглядно-образного мышления в структуре учебно-воспитательного процесса в цикле математических дисциплин. Было отмечено, что успешное освоение разделов математики невозможно без опоры на наглядно-образное мышление.
Был сделан вывод о том, что современные информационные образовательные технологии способны оказать значительное влияние на развитие наглядно-образного мышления, а системно организованное применение информационных образовательных технологий в вузе при обучении математике позволяет развить наглядно-образное мышление будущих бакалавров.
В ходе решения третьей задачи выделены информационные образовательные технологии, которые оказывают положительное влияние на развитие наглядно-образного мышления обучающихся при реализации математических дисциплин.
В ходе решения четвёртой задачи осуществлено внедрение выявленных информационных образовательных технологий, имеющих значение для развития наглядно-образного мышления, в процесс обучения математическим дисциплинам.
Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущего бакалавра педагогического образования к использованию компьютерных средств информационных образовательных технологий, предназначенных для развития наглядно-образного мышления, в процессе обучения математике:
- ориентация на применение будущими бакалаврами педагогического образования интерактивных форм организации процесса обучения;
- интеграция информационных образовательных технологий, направленных на развитие наглядно-образного мышления обучающихся в процессе обучения математике в вузе, при реализации программ обучения различным дисциплинам блоков «математика», «информатика», «методика обучения математике», организации учебной и производственной практик, специально разработанных дисциплин по выбору;
- вовлечение будущих бакалавров педагогического образования в самостоятельную и проектно-исследовательскую деятельность по разработке и применению компьютерных средств информационных образовательных технологий, направленных на развитие наглядно-образного мышления обучающихся в процессе обучения математике;
- совершенствование компетентности преподавателей в области подготовки будущих бакалавров педагогического образования к использованию компьютерных средств информационных образовательных технологий, направленных на развитие наглядно-образного мышления обучающихся в процессе обучения математике.
Опытно-экспериментальным путём доказана эффективность научно-методического обеспечения, направленного на практическую реализацию теоретической модели системы, состоящего из дисциплины «Информационные технологии в образовании», учебно-методических пособий, кластера информационной образовательной среды «Компьютерные средства на уроках математики» для поддержки обмена опытом обучающих и обучающихся ТГУ. Учитывая, что полученные результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 440305 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата): Приказ Мин. образования и науки РФ от 09.02.2016 г. №91. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/8073.
Научная и методическая литература
2. Архитектура виртуальных миров / Под ред. А.Е. Войскунского, М.Б. Игнатьева, А.В. Никитина. - Санкт-Петербург: Изд-во ГУАП, 2009. - 287 с.
3. Балицкая, Н.В. Информационные технологии как средство организации профессионально-ориентированного обучения в техническом училище и вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Балицкая. - Новокузнецк, 2004. - 21 с.
4. Барабанщиков, В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. - М.: Когито-Центр, 2006. - 241 с.
5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Мечинская. - М.: АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
6. Бондарчук, Е.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций / Е.И. Болгарчук, Л.И. Болгарчук. - Киев: МАУП, 2002. - 168 с.
7. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008.- 406 с.
8. Васильев, Д.А. Педагогические условия применения современных информационных технологий в физическом воспитании студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.А. Васильев. - Курск, 2006. - 23 с.
9. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте / Сост. Н.В. Чудова. - М.: Росс. ассоциация искусств, интеллекта, 1998. - 316 с.
10. Войскунский, А.Е. Исследования в области психологии
компьютеризации: история и актуальное состояние // Национальный
психологический журнал. 2006. - №11. - С. 58-62.
11. Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета / А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. - № 2. - С. 140-153.
12. Войскунский, А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете / А.Е. Войскунский // Информационное общество, 2005. - № 1. - С. 36-41.
13. Вострикова, Н.М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе / Сибирский педагогический журнал. №8. 2012. С. 255-259.
14. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
15. Ганеева, А.Р. Информационные технологии в педагогическом вузе: Организация самостоятельной работы студентов по геометрии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / А.Р. Ганеева. - Елабуга, 2005. - 26 с.
16. Глейзер, Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. - М.: Педагогика, 1978. - 104 с.
17. Гудкова, М.В. Характеристики критического мышления субъекта при решении социальных задач: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Гудкова. - Казань, 2011. - 213 с.
18. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.
19. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии. - 1986. - № 2. - С. 126-137.
20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
21. Далингер, В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии / В.А. Далингер. - Омск: Изд-во ОГПИ, 2001. - 33 с.
22. Дернер, Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. - М.: Смысл, 1997. - 243 с.
23. Долинер, Л.И. Адаптивные методические системы в подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.08 / Л.И. Долинер. - Екатеринбург, 2004. - 408 с.
24. Зинченко, Ю.П., Меньшикова, Г.Я., Банковский, Ю.М. Технологии
виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и
перспективы / Ю.М. Банковский, А.Е. Войскунский, Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова, А.М. Черноризов // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 54-62.
25. Клейман, Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / Пер. с англ. - М.: «Радио и связь», 1987. - 176 с.
26. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
27. Корнилова, Т.В. Мышление, опосредованное данными ЭВМ / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1986, № 6. - С. 123-130.
28. Коул, М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. - М.: Когито-Центр, 1997. - 432 с.
29. Кудинова, Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.С. Кудинова. - Омск, 2005. - 19 с.
30. Кучеренко, В.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин // Вопросы психологии. 1998. №3. - С. 70-78.
31. Ломакин, Д.С. Информационные образовательные технологии в среднем профессиональном учреждении как средство активизации познавательной деятельности студентов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д.С. Ломакин. - Ставрополь, 2004. - 21 с.
32. Лузан, П.П. Научно-исследовательские знания для высшего образования. Монография. - Смоленск: Универсум, 2010. - 260 с.
33. Лысенко, Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности.
Автореферат дисс. канд. психол. наук / Е.Е. Лысенко. - М., 1988. - 19 с.
34. Маргулис, Е., Косов, Ю., Мележик, Ю. Компьютерные игры в обучении / Е. Маргулис, Ю. Косов, Ю. Мележик // Информатика и образование.
- 1990, № 2. - С. 66-71.
35. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
36. Менделеев, Д.И. Сочинения. Том 20. Экономические работы. Часть 3 / Менделеев Д.И. - Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950 . - 589 с.
37. Методика обучения геометрии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Гусев, В.В. Орлов, В.А. Панчищина и др.; Под ред. В.А. Гусева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
38. Назаров, А.И. Информационные и коммуникационные технологии в системе открытого обучения физике в региональном вузе: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02 / А.И. Назаров. - СПб., 2005. - 34 с.
39. Носов, Н.А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. - М.: Аграф, 2000.
- 432 с.
40. Носов, Н.А. Решение задач в психологической виртуальной реальности // Труды конференции по искусственному интеллекту КИИ-98. Т.2. Пущино, 1998. С. 549-553.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.
- 1200 с.
42. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. - М., Педагогика, 1989. - С. 3-48.
43. Петренко, В.Ф. Влияние аффекта на семантическую организацию значений. Сб. «Текст как психологическая реальность» / В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.А. Пистратов. - М., 1982. - С. 60-80.
44. Побокин, П.А. Виртуальное и визуальное мышления на уроках математики / П.А. Побокин // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2014. - № 6. (59) - С. 133-136.
45. Радугина, А.Л. Психология и педагогика: учеб. пос. для вузов. - 2-изд. испр. и допол. - М.: Центр, 2002. - 252 с.
46. Романова, Е.Ю. Формирование в вузе профессионально-математической культуры будущих специалистов в сфере бизнес-информатики: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Ю. Романова. - М., 2013. - 25 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
48. Санина, Е.И. Обобщающее повторение начал стереометрии // Математика в школе, 1993. - № 6. - С. 12-14.
49. Селиванов, В.В. Использование методов виртуальной реальности в развитии интеллекта и обучении / Под редакцией А.С. Коповского, Г.Н. Малюченко // Образование в современном информационном обществе: синергетическая модель. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С.135-139.
50. Селиванов, В.В. Процессуальные характеристики мышления в структуре интеллекта / Ред. А.Г. Егоров, В.В. Селиванов // Психология когнитивных процессов (материалы 3-ей международной конференции). - Смоленск: Универсум, 2009. - С. 99-106.
51. Селиванов, В.В., Селиванова, Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова //Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество», 2014. - Т.17. № 3. - C. 378-391.
52. Селиванов, В.В. Современное состояние и перспективы теории мышления А.В. Брушлинского // Психологический журнал. - 2008. - Vol. 29. - C. 29-40.
53. Семушин, А.Д. Методика обучения решению задач на построение по стереометрии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 159 с.
54. Старшинова, А.В. Изучение различных видов проекций фигур как средства их изображения учащимися средней школы: Дисс. канд. пед. наук. - М., 2005. - 199 с.
55. Субботский, Е.В. Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию / Е.В. Субботский // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). - С. 42-47.
56. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей / Под редакцией А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. - М., 1999. - С. 125-160.
57. Субботский, Е.В. Строящееся сознание / Е.В. Субботский. - М.: Смысл, 2007. - 424 с.
58. Тихомиров, О.К. Психология и практика программного обеспечения ЭВМ / О.К. Тихомиров, И.Г. Белавина, А.Е. Войскунский. - Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психология, 1981. - № 1. - С. 3-14.
59. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: Учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
60. Усов, Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства (Часть 1) / Ю.Н. Усов // Искусство в школе, 2000. №6. - С. 3-6.
61. Усов, Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства (Часть 2) / Ю.Н. Усов //Искусство в школе, 2001. №1. - С. 27-34.
62. Федина, Л.А. Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.А. Федина. - М., 2007. - 21 с.
63. Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогическая проблема построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука: Известия уральского отделения РАО, 2010. - № 7 (73). - С. 3-15.
64. Фомичёв, Р.С. Комплексное использование педагогами
информационных технологий в процессе модернизации общего среднего образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р.С. Фомичёв. -
Кемерово, 2015. - 23 с.
65. Форман, Н., Вилсон, П. Можно ли смоделировать реальность?
Использование в психологии трёхмерной среды, генерированной при помощи компьютера // Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.:
Институт психологии РАН, 1998. - С. 251-276.
66. Фролова, Т.М. Оптимизация учебно-методического обеспечения
образовательного процесса в вузе МВД России на основе современных информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /
Т.М. Фролова. - СПб., 2014. - 25 с.
67. Хакимов, Г.Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений на уроках черчения в 7 классе: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1982. - 240 с.
68. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Метод. пособие. - Москва РОСТкнига, 2004. - 190 с.
69. Чабарова, Б.М. Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области «Естествознание»: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б.М. Чабарова. - Омск, 2005. - 18 с.
70. Человек и компьютер / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.. 1972. - С. 235-262.
71. Черкасов, Р.С., Крупич, В.И. Методика преподавания математики: Общая методика. - М.: Просвещение, 1985. - 178 с.
72. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
Литература на иностранном языке
73. Albuquerque, A.L.P.. Togetherness through virtual worlds: how real can be that presence / A.L.P. Albuquerque, L. Velho // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 435-447.
74. Arnsprang, J. An investigation into virtual representations of real places / J. Arnsprang, D. Benyon, M.W. Fahle, E. Granum, C.B. Madsen, T. Pajdl, S. Peleg,
M. Smyth, P. Turner, S. Turner, D. Weinshal // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 66-78.
75. Biocca, E. Defining and measuring social presence: contribution to the networked minds theory and measure / E. Biocca, C. Harms // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal. 2002. - P. 7-36.
76. Dillon, C. It’s been emotional: affect, physiology, and presence / C. Dillon, E. Keogh, J. Freeman // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa Porto, Portugal. 2002. - P. 223-232.
77. Haans, A., Usselsteijn, W. Mediated social touch: A review of current research and future directions / A. Haans, W. Usselsteijn // Virtual Reality, 2006. Vol. 9. - P. 149-159.
78. Huang, M.P. Presence as an Emotional Experience / M.P. Huang,
N. E. Alessi // Medicine Meets Virtual Reality: The Convergence of Physical and Informational Technologies Options for a New Era in Healthcare.- Amsterdam: IOS Press, 1999. - P. 148-153.
79. Lanier, G. Interview / G. Lanier // Computer graphics world. - 1992, V. 15, n. 4. - P. 47-54.
80. Lombard, M. At the Heart of It All: The Concept of Presence /
M. Lombard, T. Ditton // Journal of Computer-Mediated Communication. 1997. Vol. 3. P. 1-33.
81. Mente, G. Virtual gestures, analyzing social presence effects of computer- mediated and computer generated nonverbal behavior / G. Mente, N.C. Kramer // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 233-244.
82. Shubert, T. Five theses on the book problem: presence in books, film and VR / T. Shubert, J. Crusius // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal. 2002. - P. 53-58.
83. Waterworth, J. Presence as performance: the mystique of digital participation / J. Waterworth, E. Waterworth, J. Westling // Filth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. - Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. - P. 174-182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ