Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №118644

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 11
1.1 Анализ процесса развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 11
1.2 Современные информационные технологии как средство
развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 20
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации информационных технологий как средства развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при обучении литературному чтению 37
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников в процессе литературного чтения 37
2.2 Реализация информационных технологий как средства развития
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при обучении литературному чтению 49
2.3 Динамика развития коммуникативных универсальных учебных
действий младших школьников в процессе литературного чтения.... 56
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение А Конспекты занятий 71
Приложение Б Перспективное планирование 90


Актуальность исследования. Успешное формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является одним из основных условий их развития, формирования как личности. Поэтому проблема организации коммуникативного развития детей младшего школьного возраста сегодня является актуальной.
На социально-педагогическом уровне актуальность названной проблемы поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В нем прослеживается формирование универсальных учебных действий у младших школьников, как основа любого вида деятельности, без которой невозможно добиваться целей, как педагогу, так и ученику. Стандарт указывает на то, что в процессе общения школьникам необходимо научиться «выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач».
В Концепции начального образования развитие коммуникативных универсальных учебных действий определяется как важное приобретение школьника, как одно из основных элементов формирования личности, средство социализации и психического развития.
Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста изучались такими авторами, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов под руководством А.Г. Асмолова. Отечественными психологами научно обосновано, что все коммуникативные качества приобретаются в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.).
В работах (К.С. Джалилова, О.В. Исаева, С.Н. Кириллова М.А. Мазалова, А.Р. Слободина и др.) выделены преимущества и возможности развития коммуникативных универсальных учебных действий именно на уроке литературного чтения в начальной школе.
Проблема развития универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий представлена в ряде исследований: Л.Д. Азиева, С.С. Горячева, А.А. Идрисова, М.П. Козлова, А.А. Мусина, Т.И. Тарасова и др.
Как отмечают Л.Ю. Овчаренко, Е.С. Романова, И.В. Рябова: «Современные информационные технологии позволяют формировать адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, планирование сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка» [39].
Научно-методический уровень определяет педагогический процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, как основу подготовки детей к следующей ступени получения образования.
Несмотря на существенный интерес ученых, проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников остается недостаточно разработанной, что подтверждает актуальность исследования.
Анализ научных исследований и практики педагогической деятельности в образовательных учреждениях выявил следующие противоречия:
- между возрастанием интереса к решению данной проблемы со стороны учителей и отсутствием системной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий;
- между значительным теоретическим аппаратом по данной проблеме и отсутствием эффективных практических методик развития коммуникативных универсальных учебных действий с помощью современных информационных технологий;
- между необходимостью развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточным развитием современной информационной базы школы.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного начального школьного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия использования современных информационных технологий в развитии у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий в условиях образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия использования современных информационных технологий в развитии у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс развития у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных информационных технологий при обучении литературному чтению.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий будет эффективным, если будут созданы организационно-педагогические условия:
- организация регулярной, распределённой во времени деятельности учащихся в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками учебного процесса;
- создание комплекса уроков для педагогов, преподающих предмет «Литературное чтение» для организации учебного процесса, направленного на развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий;
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию коммуникативных универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1) провести анализ методологических и теоретических подходов к проблеме развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста;
2) уточнить показатели и охарактеризовать уровни развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
3) разработать комплекс уроков, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий.;
4) провести опытно-экспериментальную работу по апробации организационно-педагогических условий развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами современных информационных технологий и анализ её результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепция развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
- положения о коммуникативной компетентности личности (М.М. Бахтин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев);
- положения о новой модели обучения, основанной на учебном сотрудничестве учащихся (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин);
- личностно-ориентированный подход в образовании (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта);
- эмпирические (беседы с педагогами, детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ «Лицей №19». В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста, которые для эксперимента были разделены на две группы - экспериментальную (25 детей 2 «В» класса) и контрольную (25 детей 2 «Г» класса).
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.) проводилось изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления состояние проблемы в науке и педагогической практике. Определение диагностического инструментария и проведение диагностики по выявлению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
На втором этапе (апрель 2019 г. - февраль 2020 г.) проводилось выявление уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе литературного чтения, а также реализация информационных технологий как средства развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при обучении литературному чтению.
Третий этап (февраль 2020 г. - май 2020 г.) был посвящен теоретическому осмыслению результатов экспериментальной работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, определены и обоснованы задачи и содержание работы по развитию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий при обучении литературному чтению.
Теоретическая значимость: состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, охарактеризованы организационно-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных информационных технологий.
Практическая значимость: возможность использовать практическим работникам диагностические материалы (критерии, показатели и диагностические методики) по развитию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологией исследования, ее соответствием поставленной проблеме; системным подходом и анализом педагогических объектов; обоснованной логикой научного исследования; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; выбором методов адекватных целям и задачам исследования; внедрением результатов в педагогическую практику.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в изучении теоретического и практического состояния проблемы, разработке методического обеспечения для учителей начальных классов (в курсе «Литературное чтение»), проведении работы по внедрению результатов исследования в практическую деятельность, анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты доказывались на следующих конференциях:
- Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь. Наука. Общество» г. Тольятти;
- Научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ»
2019 г.;
- Научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ»
2020 г.
Результаты проведённого научного исследования внедрены в практическую деятельность МБУ «Лицей №19» г. Тольятти.
На защиту выносятся положения:
1. Под современными информационными технологиями подразумевают технологии, отвечающие за хранение, передачу, обрабатывание, защиту и воссоздание информации с применением персонального компьютера. Современные информационные технологии позволяют формировать адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, планирование сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка. Современные информационные технологии позволяют развивать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.
2. Организационно-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных информационных технологий:
- организация регулярной, распределённой во времени деятельности учащихся в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками учебного процесса;
- комплекс уроков для педагогов, преподающих предмет «Литературное чтение» для организации учебного процесса, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий;
- развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию коммуникативных универсальных учебных действий средствами современных информационных технологий.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (61 наименование), 5 приложений. Для иллюстрации текста используются 10 таблиц, 10 рисунков. Основной текст работы изложен на 70 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование коммуникативных УУД у учащихся является важной педагогической задачей. Благодаря данному блоку универсальных учебных действий повышается эффективность учебной деятельности младших школьников в целом, оптимизируется процесс сотрудничества с педагогом и ровесниками, увеличивается способность получать, анализировать и передавать информацию, повышается готовность исполнять различные социальные роли в коллективе. Коммуникативные УУД являются наиболее эффективным ресурсом для социального развития личности ребёнка.
Информационно-образовательная среда - это некая совокупность, которая организована системно и включает в себя информационное, учебно-методическое и техническое обеспечение. Она связана с человеком, которого представляет как субъект образовательного процесса. Использование современных средств информационных технологий является важным инструментом для развития коммуникативных УУД. Часто для этих целей учащиеся могут вести свой собственный форум или блог в социальных сетях, что достаточно популярно на сегодняшний день. Одним из самых главных принципов социальных сетей заключается в принципе ответственности каждого за свой собственный контент. Совместное создание определенных документов, работа в единой среде дает прекрасную возможность понимать своего партнера, делать планы, выполнять определенные действия, делить роли, контролировать друг друга, проявлять умение договариваться, правильным образом выражать свои мысли и слова. Всё это позволит ученикам выходить за рамки обычного класса, и даже школы, меняться информацией, сотрудничать со своими одноклассниками, с взрослыми людьми, например, родителями и специалистами по всему миру.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ Лицей №19. В исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста, которые для эксперимента были разделены на две группы - экспериментальную (25 детей 2 «В» класса) и контрольную (25 детей 2 «Г» класса).
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития коммуникативных универсальных учебных действий 21,25% детей, средним 60%, и высоким уровнем 18,75%. В контрольной группе выявлено, что 30% детей обладает низким уровнем, у 53,75%% детей был выявлен средний уровень и у 16,25% - высокий уровень. В связи с полученными результатами вопрос проведения работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при обучении литературному чтению явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 10%, когда на констатирующем этапе он составлял 37%. Средний уровень возрос с 53,75% до 60%, высокий с 16,25% до 30%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 30% (30% констатирующий этап). Средний уровень 53,75% (было также 53,75%). Таким образом, изменений не наблюдается.
Анализ результатов показал, что используемые информационные средства по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при обучении литературному чтению являются эффективным. Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.



1. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Академия, 2014. 338 с.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 2015. 169 с.
3. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в школе // Фестиваль педагогических идей. 2014. №1. С. 5-7.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Директ- Медиа, 2014. 612 c.
5. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М.: АСТ, 2015. 432 с.
6. Борисова Л.Г. Педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника: дис. канд. пед. наук. Калининград, 2013. 193 с.
7. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии / Под общ. ред. В. С. Кукушина. 2-е изд., испр. и доп. М. Ростов н/Д: МарТ, 2014. 334 с.
8. Волохина Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Ростов н/Д.: Феникс,
2014. 288 с.
9. Волошина Л.Н. Проблемы социально-психологической адаптации детей и молодежи в условиях модернизации российского образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2014. 504 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2015. 508 с.
11. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 2013. №7. С. 45.
12. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета. 2013. №9. С. 3-9.
13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 2014. 110 с.
14. Журавлев Д.И. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. 2014. №9. С. 123.
15. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ в редакции на 01.09.2015г. М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2016. 192 с.
16. Крылова Н.Б. Культура учебной деятельности // Школьные технологии. 2013. №1. С. 224-232.
17. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис.... канд. психол. наук. СПб.,
2013. 201 с.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Воронеж, 2015. 384 с.
19. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования / Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск: ИПКПРО,
2014. 64 с.
20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: АСТ, 2015. 96 с.
21. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. №1. С. 88-92.
22. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2014. 248 с.
23. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2015. 304 с.
24. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках // Студенческий научный форум. 2013. С. 1-7.
25. Николаева А.Д., Маркова О.И. Метапредметные компетенции как педагогическая категория // Современные проблемы науки и образования.
2015. №4. С. 7-10.
26. Образование через всю жизнь: теория и практика непрерывного образования для устойчивого развития / под науч. ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова и М. Теневой. СПб: ЛГУ им А.С. Пушкина, 2016. 328 с.
27. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2014. 112 с.
28. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во Смысл, 2017. 278 с.
29. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма
субъективизма. Ростов-на-Дону, 2016. 404 с.
30. Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования // Исследовательская работа школьников. 2017. №4. С. 47-56.
31. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2015. 365 с.
32. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.
33. Почепцов Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2015. 656 с.
34. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования»
35. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы // Психологические исследования. 2017. №4. С. 10-14.
36. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. СПб.: Питер, 2014. 155 с.
37. Рамендик Д. М., Зонабед Ф. М., Клименко А. Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. М.: 2014, № 6. С. 13¬16
38. Романова Н. Н. Культура речевого общения: учеб. пособие / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. М.: МАКС-пресс, 2017. 165 с.
39. Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М. К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений // Системная психология и социология, 2013, №8, С. 89-100.
40. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Эксмо, 2014. 479 с.
41. Собкин В.С. Трансформация целей и мотивации учебы
школьников // Социологические исследования. 2018. №8. С. 106-115.
42. Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М: ООО «АЛВИАН», 2014. 224 с.
43. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
44. Фоминская Е.А. Теоретические основы формирования
коммуникативных умений, 2013 [Электронный ресурс] //
URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/07/01/teoreticheskie- osnovy-formirovaniya(дата обращения: 25.03.2020)
45. Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности: Дисс. . д-ра психол. наук. М., 2016. 225 с.
46. Харисова Л.И. Программа по коррекции коммуникативных умений и навыков для детей и подростков [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/65205/(дата обращения: 16.03.2020)
47. Худякова Н.Л. Воспитывающая функция образования. В помощь учителю. Челябинск, 2014. 59 с.
48. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. 73 с.
49. Цукерман Г.А. Виды общения. Томск: Пеленг, 2014. 268 с.
50. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2012. 480 с.
51. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии младших школьников / И.И. Шурыгина //Социс, 2013. №5. С.52.
52. Щедровицкий П.Г. Коммуникативная и рефлексивная
компетенция в рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания //Педагогика развития: ключевые компетентности и их
становление. Красноярск, 2014. 278 с.
53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Эксмо, 2014. 560 с.
54. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М.: Эксмо, 2012. 268 с.
55. Якобсон П. М. Психологическое компоненты и критерии становления зрелой личности. СПб.: Изд-во «Питер», 2016. 193 с.
56. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2014. 638 с.
57. Adler R.B., Rosenfeld L.B., Towne N. Interplay: The process of interpersonal communication / R.B. Adler. N. Y.: Holt, 1980. XII. 306 p.
58. Ames C. Motivation: What Teachers need to know / C. Ames // Teachers College Record, 1990.V. 90. P. 409-421.
59. Brumfit С. Communicative Methodology in Language Teaching, Cambridge University Press, 2014. 213 s.
60. Cenin М. Podstawy teoretyczne stosownych metod treningu
psychologicznego// Acta Bratisl. Pr. Psychol. 2015. № 22. p.35-64.
61. Landy F.G. Psychology of work behavior. Dorsey Press, 2015. 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ