Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лего-технология как средство стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи

Работа №36671

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы127
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
847
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования лего-технологии как средства стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 8
1.2. Речевая активность детей дошкольного возраста в норме и при речевой
патологии и способы ее стимуляции 12
1.3. Лего-технология как средство развивающего обучения детей
дошкольного возраста 18
1.4. Использование лего-технологий в логопедической практике 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
2.1. Организация и методы изучения уровня развития речевой активности
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 29
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
(качественный анализ) 34
Выводы по главе 2 42
Глава 3. Логопедическая работа по использованию лего-технологии как средства стимуляции речевой активности детей с общим недоразвитием речи 44
3.1. Организация коррекционной работы с целью стимуляции речевой
активности детей с общим недоразвитием речи 44
3.2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по главе 3 60
Заключение 60
Список использованной литературы 68
Приложения 73


Актуальность темы исследования. Речь - важная часть человеческой жизни. Дошкольный возраст является периодом своевременного овладения правильной речью, как одним из условий нормального психического развития ребенка. Активное пользование речью способствует формированию полноценной личности, психофизического развития и успешного обучения в школе.
В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Поэтому важно вести работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Проблемы речевой активности детей дошкольного возраста исследуются в трудах С.Ю. Бениловой, Т.А. Воробьевой, П.А. Воробьева, А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой, Г.А. Каше, О.А. Козыревой, С.А. Мироновой, Л.Г. Моисеевой, Н.В. Нищевой и др.
Согласно ФГОС ДО в образовательную практику необходимо внедрять новые развивающие педагогические технологии. На наш взгляд, лего- педагогика - это новое направление в коррекционном обучении детей с ОНР. Лего-технология является инновационной технологией, так как она многофункциональна. Конструкторы Лего безопасны, привлекательны, красочны и прочны. Лего-конструирование обладает большим диапазоном методов для развития речевой активности и всех психических процессов, формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Вопросам применения лего-технологий в практической работе логопеда посвящены работы М.С. Ишмакова, Л.Г. Комаровой, Т.В. Лусс, М.И. Лынской, О.В. Михеевой, О.П. Якушкина, Л.А. Паромоновой, С.А. Судариковой, А.А. Твардовской, М.А. Тропыниной, К.К. Утробина, Г.Ф. Утробина, Е.В. Фешиной, Г.Р. Шашкиной и др.
Интерес представляют работы с разработками занятий при использовании лего-конструктора с детьми старшего дошкольного возраста С.В. Бойковой, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Солошенко, О.Г. Ивановской, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, Г.Ю. Шалаевой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью организации логопедической работы по развитию речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточным исследованием особенностей применения лего-технологии для организации данного процесса.
Проблема исследования: какова эффективность применения лего- технологии как средства стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в логопедической практики.
Объект работы - дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет работы - логопедические игры с использованием лего- конструктора как средство стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования логопедических игр и упражнений с применением лего-конструктора, как средства стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза работы: речевая активность может быть повышена при использовании в логопедической практике лего конструктора, так как лего- конструктор представляет множество возможностей для детей и является многофункциональным игровым инструментом. Посредством лего- конструктора у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня можно развивать навыки диалогической речи, лексико-грамматической стороны речи, мелкую моторику, общение и взаимодействие между собой.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить уровень речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- разработать комплекс логопедических игр с использованием лего- конструктора как средства стимуляции речевой активности детей с ОНР, и проверить его эффективность
Методологическая основа работы:
- положения об общем недоразвитии речи Е.Н. Винарской, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, В.И. Руденко, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной и др.;
- концепции о проблемах речевой активности детей дошкольного возраста С.Ю. Бениловой, Т.А. Воробьевой, П.А. Вообьева, А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, О.Б. Иншаковой, Г.А. Каше, О.А. Козыревой, С.А. Мироновой, Л.Г. Моисеевой, Н.В. Нищевой и др.;
- положения о применении лего-технологий в практической работе логопеда М.С. Ишмакова, Л.Г. Комаровой, Т.В. Лусс, М.И. Лынской, О.В. Михеевой, О.П. Якушкина, Л.А. Паромоновой, С.А. Судариковой, А.А. Твардовской, М.А. Тропыниной, К.К. Утробина, Г.Ф. Утробина, Е.В. Фешиной, Г.Р. Шашкиной и др.;
- разработки занятий с использованием лего-конструктора с детьми старшего дошкольного возраста С.В. Бойковой, Л.Н. Зуевой, Н.Ю. Костылевой, О.П. Солошенко, О.Г. Ивановской, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, Г.Ю. Шалаевой и др.
Методы работы: анализ научной литературы по теме работы, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
Теоретическая значимость работы. Разработан комплекс логопедических игр и упражнений с использованием лего-конструктора как средства стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы логопедами и воспитателями ДОО для развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, по теоретической части исследования сделаны следующие выводы:
Ведущим признаком ОНР является позднее начало речи: первые слова появляются к трем-четырем, иногда и к пяти годам. Речь малопонятна и аграматична.
Р.Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи, которые отражают состояние компонентов языка у детей старшего дошкольного с ОНР. Переход с одного уровня на другой характеризуется новыми языковыми возможностями, повышением речевой активности, изменением смыслового содержания речи.
Большинство исследователей - Л.А. Белогруд, В.С. Бурова, В.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.Н. Траугот, М.Е. Хватцев, О.Н. Усанова и др. - отмечают, что по отношению к недоразвитию устной речи у детей старшего дошкольного возраста трудности когнитивных операций вторичны, так как интеллект сохранен.
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с ОНР также как и у нормально развивающихся сверстников связаны с условиями жизни в семье и в детской дошкольной образовательной организации. У некоторых детей можно наблюдать повышенные суетливость, беспокойство, агрессивность, конфликтность и т.д. У других детей можно наблюдать тревожность, фобии, пониженное настроение. Другие дети не уверенны в себе, малоинициативны, не общительны. Данные причины связаны с несформированностью коммуникативно-речевых навыков.
Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации. Речевая активность является качественно-количественной характеристикой речевой деятельности.
Речевая активность детей старшего дошкольного возраста в норме характеризуется эмоциональной насыщенностью, резкими интонациями, криками, смехом, кривляниями. В общении со сверстниками дошкольники чувствуют себя раскованно, передразнивают друг друга. Для детей важнее высказаться самому и проявить инициативу.
Недостаточное развитие речевых средств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ограничивает круг их общения и приводит к возникновению замкнутости, стеснительности, безынициативности. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.
Развитие активности речи детей старшего дошкольного возраста как с нормальным уровнем развития, так и детей с ОНР осуществляется разными способами стимуляции: народные игры, художественное слово, различные игры, продуктивная деятельность, песочная терапия, лего-конструирование и др.
Лего-технологии являются универсальной технологией, способствующей оказывать мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с этим конструктором, что является очень важным при работе с детьми имеющих нарушения речи. В частности оказывает коррекционное воздействие на детей с ОНР.
В практической части исследования было проведено исследование уровня речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на базе Детского сада комбинированного вида №144 г. Казани РТ. В исследовании приняло участие 50 детей старшего дошкольного возраста. 25 дошкольников составили экспериментальную группу (ЭГ) и 25 дошкольников составили контрольную группу (КГ).
Для выявления уровня речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня были использованы были использованы методики, разработанные на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской.
1. Диагностика уровня речевой активности детей старшего дошкольного возраста
Цель: выявить уровень речевой активности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Диагностика речевого общения детей старшего дошкольного возраста О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской.
Цель: выявить особенности речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики уровня речевой активности детей старшего дошкольного возраста показали, что средний уровень речевой активности выявлен у 28% дошкольников ЭГ и 32% дошкольников КГ; низкий уровень выявлен у 72% дошкольников ЭГ и 68% дошкольников КГ. Высокий уровень речевой активности не выявлен.
Результаты диагностики речевого общения детей старшего дошкольного возраста показали, что 36% дошкольников ЭГ и 40% дошкольников КГ находятся на среднем уровне речевого общения, 64% дошкольников ЭГ и 60% дошкольников КГ находятся на низком уровне речевого общения.
По результатам исследования мы сделали вывод о необходимости разработки комплекса игр с использованием лего-технологии как средства стимуляции речевой активности детей с ОНР III уровня.
Лего-технология позволяет оптимизировать педагогический процесс по стимуляции речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. С помощью лего-технологии можно расширить образовательное пространство, обогатить предметно-развивающую среду, способствовать экспериментированию с лего-материалами, развитию познавательной, игровой, творческой активности дошкольников, обеспечить развитие моторики, тем самым способствуя развитию речевой активности детей. Исходя из этого, было принято разработать комплекс игр с использованием лего-технологии с целью стимуляции речевой активности дошкольников
Цель комплекса игр - стимулировать речевую активность детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Участники реализации комплекса игр: дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; учитель-логопед; воспитатели; родители воспитанников. Продолжительность реализации комплекса игр: 6 месяцев (октябрь 2018 года - март 2019 года).
Разработан комплекс игр для стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Представлен план работы с родителями с целью повышения их компетенции в стимуляции речевой активности дошкольников посредством лего-технологии.
Повторная диагностика уровня речевой активности детей старшего дошкольного возраста О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской проводилась с целью выявить уровень речевой активности у детей старшего дошкольного возраста Результаты исследования по диагностике уровня речевой активности детей старшего дошкольного возраста О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской показали, что высокий уровень речевой активности выявлен у 25% дошкольников ЭГ и 8% дошкольников КГ, средний уровень речевой активности выявлен у 50% дошкольников ЭГ и 34% дошкольников КГ; низкий уровень выявлен у 25% дошкольников ЭГ и 58% дошкольников КГ.
Повторная диагностика речевого общения детей старшего дошкольного возраста О.Н. Сомковой, З.В. Бадаковой, И.В. Яблоновской проводилась с целью выявить особенности речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что высокий уровень речевого общения выявлен у 25% дошкольников ЭГ, средний уровень речевого общения выявлен у 25% дошкольников ЭГ и 34% дошкольников КГ; низкий уровень выявлен у 50% дошкольников ЭГ и 66% дошкольников КГ.
Результаты ЭГ заметно улучшились, результаты КГ немного улучшились, однако, не столь эффективно, как в ЭГ.
Результаты исследования показывают, что разработанный комплекс игр с целью стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня показал свою эффективность. Необходимо продолжать работу с дошкольниками средствами лего-технологий.



1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР. - М.: Скрипторий 2015. - 264 с.
2. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович, Н.В. Микляева. - М.: Парадигма, 2012. - 870 с.
3. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. - М.: Каро, 2010. - 176 с.
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедия в диалогах. - М.: Каро, 2014. - 112 с.
5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2015. - 256 с.
6. Винарская Е.Н. Дизартрия. - М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2012. - 144 с.
7. Воробьева Т.А., Вообьева П.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. - М.: Литера, 2014. - 144 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Перспектива, 2018. - 456 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: ДетствоПресс, 2013. - 99 с.
10. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 с.
11. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 80 с.
12. Ивановская О. Г. Энциклопедия логопедических игр. - М.: Каро, 2017. - 200 с.
13. Играем вместе с ЛЕГО: Образовательная программа по ЛЕГО- конструированию для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО / М. Н. Кузнецова, И. В. Николаева, О. С. Кедровских. -Челябинск: «Край Ра», 2016.
- 168 с.
14. Иншакова О.Б. Развитие читательских навыков у детей. - М.: Высшая школа, 2015. - 346 с.
15. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - М.: ИПЦ «Маска», 2013.
- 346 с.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 171 с.
17. Козырева О.А. Лексика, грамматика, связная речь. - М.: Владос, 2016. -843 с.
18. Козырева О.А., Борисова Н.Б. Формирование лексикограмматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда. - М.: Владос, 2016. - 120 с.
19. Комарова Л.Г. Строим из LEGO. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. -
268 с.
20. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. - Мн.: НИО, 2013.
- 232 с.
21. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши.
- М.: Секачев В. Ю., Сфера, 2013. - 128 с.
22. Кудрявцев В.И. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С.61-68.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М.: Владос, 2010. - 568 с.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 680 с.
25. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии // Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. Заведений / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. «Академия», 2012. - С. 425-438.
26. Лусс Т.В. Леготерапия. - М: «Сопричастность», 2013. - 566 с.
27. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников / Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ». - М., 2015. - С. 68-71.
28. Лусс Т.В. Формирование конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО ДАКТА у детей с отклонениями в развитии. Диссер. / Т.В. Лусс. - М., 2010. - 200 с.
29. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.
30. Максаков А.И. Ш-Ш-Шипящие скороговорки. - М.: Карапуз,
2007. - 134 с.
31. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 835 с.
32. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2017. - 208с
33. Михеева О.В., Якушкин О.П. LEGO: среда, игрушка, инструмент // Информатика и образование. - 2016. - №5. - С. 56.
34. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму. - М.: Речь, 2014. - 864 с.
35. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 с.
36. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 240 с.
37. Панченко-Миль И. Трудные дети - трудные родители. Новый взгляд на речевое воспитание. - М.: Свет, 2015. - 208 с.
38. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. - М.: Академия, 2017. - 344 с.
39. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей // Детский сад: теория и практика. - 2013. - №24. - С.67-69.
40. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. - М.: Феникс, 2013. - 176 с.
41. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. - М.: Феникс, 2011. - 480 с.
42. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. - М.: Феникс, 2014. - 288 с.
43. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. - М.: Сфера, 2014. - 525 с.
44. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия. - М.: Высшая школа, 2018. - 288 с.
45. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - М.: Гостехиздат, 2017. - 320 с.
46. Сударикова С.А. Организация учебного процесса с
использованием новых информационных технологий обучения //
Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 2008 год. Часть 2. - М. - с. 505-510.
47. Твардовская А.А., Тропынина М.А. Технология диагностико - коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами лего-конструирования в условиях Лекотеки. Монография, - Казань: Отечество, 2014. - 30 с.
48. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное конструирование с детьми 3-7 лет. - М.: ГНОМ и Д., 2015. - 107 с.
49. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы 2-е изд. - М.: Юрайт, 2016. - 466 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
51. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 304 с.
52. Фешина ЕВ. Лего-конструирование в детском саду. - М.: Сфера, 2016. - 398 с.
53. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
54. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис- пресс, 2010. - 224 с.
55. Цуканова С.П. Учим ребенка говорить и читать. 3 период / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 112 с.
56. Шалаева Г.Ю. Логопедические игры. - М.: Слово, Эксмо, 2018. -176 с.
57. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ