Прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Российской Федерации (Московский Университет МВД России)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЮ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 8
§ 1 Основы правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях: история и современность 8
§ 2 Сообщение о преступлении: понятие и виды 17
§ 3 Правовое регулирование процедуры приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в зарубежных странах 31
ГЛАВА II ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 44
§ 1 Особенности приёма и регистрации сообщений о преступлениях 44
§ 2 Процессуальный порядок разрешения сообщений о преступлениях 48
§ 3 Ведомственный контроль и прокурорский надзор за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЮ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 8
§ 1 Основы правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях: история и современность 8
§ 2 Сообщение о преступлении: понятие и виды 17
§ 3 Правовое регулирование процедуры приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в зарубежных странах 31
ГЛАВА II ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 44
§ 1 Особенности приёма и регистрации сообщений о преступлениях 44
§ 2 Процессуальный порядок разрешения сообщений о преступлениях 48
§ 3 Ведомственный контроль и прокурорский надзор за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
Актуальность темы исследования. Одним из основных направлений деятельности государства является обеспечение безопасности живущих в нем граждан. Конституция Российской Федерации устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства . Чтобы обеспечить безопасность и защиту в государстве существуют правоохранительные органы, которые призваны бороться с преступностью.
Органы внутренних дел ежедневно сталкиваются с необходимостью противостоять различного рода преступлениям. Важным элементом этой деятельности является качественная и эффективная работа сотрудников по приему, регистрации и разрешению поступивших сообщений о преступлениях. Указанное направление служебной деятельности основывается на положениях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) , который устанавливает, какие сообщения могут быть сделаны и каким образом необходимо осуществлять работу с ними. Помимо УПК РФ органы внутренних дел руководствуются ведомственными приказами, которые конкретизируют положения УПК РФ и поэтапно регулируют деятельность по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях, действия сотрудников на каждом из этапов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается статистическими данными. Так, за 2022 г. органами внутренних дел было зарегистрировано 1 966 795 преступлений , а за 2021 г. – 2 004 404 преступления , за 2020 г. – 2 044 221 преступление . Необходимо отметить, что некоторые преступления имеют очень высокий уровень латентности и не регистрируются. Актуальной остается проблема совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, количество которых в 2022 г. увеличилось на 0.8% (зарегистрировано 522,1 тыс.) по сравнению с 2021 годом . С учетом того, что такие технологии стали неотъемлемой частью жизни, указанная проблема требует реагирования, в том числе в вопросе приема и регистрации сообщений об указанных видах преступлений.
Также следует отметить, что правовое регулирование приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях претерпевает изменения: появляются новые способы приема и регистрации: электронная форма приема сообщений, электронная книга учета сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП), по отдельным видам преступлений самостоятельные поводы для возбуждения уголовного дела (регламентируются УПК РФ). Изменения, вносимые в УПК РФ, требуют самостоятельного изучения и обоснования, что также подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
В уголовном процессе вопросы, связанные с приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях, выступают в качестве одних из наиболее актуальных, в связи с чем, имеют достаточно высокую степень научной разработанности. Исследованием вопросов, возникающих при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях занимались такие авторы, как: Д.А. Варнавский, Л.В. Головко, В.Н. Григорьев, А.В. Ендольцева, П.А. Лупинская, А.В. Победкин, М.О. Румянцева, Л.А. Сиверская, В.Ю. Стельмах, О.В. Химичева, С.Н. Шатилович, В.Н. Яшин и другие.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел и выработке предложений, направленных на совершенствование рассматриваемого института уголовно-процессуального права.
Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть основы правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях с исторической и современной позиции;
– охарактеризовать понятие и виды сообщения о преступлении;
– изучить правовое регулирование процедуры приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в зарубежных странах;
– раскрыть особенности приёма и регистрации сообщений о преступлениях;
– проанализировать процессуальный порядок разрешения сообщений о преступлениях;
– охарактеризовать ведомственный контроль и прокурорский надзор за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
Предметом исследования являются положения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые определяют процессуальный порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, при осуществлении приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
Методологической основой исследования послужили положения материалистической диалектики; теоретическую основу работы составили достижения науки уголовно-процессуального права.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные методы научного исследования правовых и социальных явлений: метод анализа, исторический метод, системно-структурный, логико-правовой, сравнительно-правовой, социологический и другие.
Теоретическая база настоящего исследования сформирована из трудов отечественных ученых, ряда зарубежных источников, посвященных вопросам приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении и нашедших свое выражение в диссертациях, монографиях, учебниках, учебных пособиях, научных статьях и других изданиях.
Эмпирическая база представлена материалами судебной практики, статистикой ГИАЦ МВД России, а также результатами проведенного анкетирования сотрудников, осуществляющих прием, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Практическая ценность работы заключается в том, что выработаны предложения по усовершенствованию практической деятельности, касающейся процедуры приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. В частности, процессуального порядка видеофиксации явки с повинной, изъятия документов и предметов при рассмотрении сообщения о преступлении, а также процессуальной формы документа о передаче материалов по подследственности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников, приложений.
Органы внутренних дел ежедневно сталкиваются с необходимостью противостоять различного рода преступлениям. Важным элементом этой деятельности является качественная и эффективная работа сотрудников по приему, регистрации и разрешению поступивших сообщений о преступлениях. Указанное направление служебной деятельности основывается на положениях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) , который устанавливает, какие сообщения могут быть сделаны и каким образом необходимо осуществлять работу с ними. Помимо УПК РФ органы внутренних дел руководствуются ведомственными приказами, которые конкретизируют положения УПК РФ и поэтапно регулируют деятельность по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях, действия сотрудников на каждом из этапов.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается статистическими данными. Так, за 2022 г. органами внутренних дел было зарегистрировано 1 966 795 преступлений , а за 2021 г. – 2 004 404 преступления , за 2020 г. – 2 044 221 преступление . Необходимо отметить, что некоторые преступления имеют очень высокий уровень латентности и не регистрируются. Актуальной остается проблема совершения преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, количество которых в 2022 г. увеличилось на 0.8% (зарегистрировано 522,1 тыс.) по сравнению с 2021 годом . С учетом того, что такие технологии стали неотъемлемой частью жизни, указанная проблема требует реагирования, в том числе в вопросе приема и регистрации сообщений об указанных видах преступлений.
Также следует отметить, что правовое регулирование приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях претерпевает изменения: появляются новые способы приема и регистрации: электронная форма приема сообщений, электронная книга учета сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП), по отдельным видам преступлений самостоятельные поводы для возбуждения уголовного дела (регламентируются УПК РФ). Изменения, вносимые в УПК РФ, требуют самостоятельного изучения и обоснования, что также подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
В уголовном процессе вопросы, связанные с приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях, выступают в качестве одних из наиболее актуальных, в связи с чем, имеют достаточно высокую степень научной разработанности. Исследованием вопросов, возникающих при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях занимались такие авторы, как: Д.А. Варнавский, Л.В. Головко, В.Н. Григорьев, А.В. Ендольцева, П.А. Лупинская, А.В. Победкин, М.О. Румянцева, Л.А. Сиверская, В.Ю. Стельмах, О.В. Химичева, С.Н. Шатилович, В.Н. Яшин и другие.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел и выработке предложений, направленных на совершенствование рассматриваемого института уголовно-процессуального права.
Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть основы правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях с исторической и современной позиции;
– охарактеризовать понятие и виды сообщения о преступлении;
– изучить правовое регулирование процедуры приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в зарубежных странах;
– раскрыть особенности приёма и регистрации сообщений о преступлениях;
– проанализировать процессуальный порядок разрешения сообщений о преступлениях;
– охарактеризовать ведомственный контроль и прокурорский надзор за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
Предметом исследования являются положения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые определяют процессуальный порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, при осуществлении приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
Методологической основой исследования послужили положения материалистической диалектики; теоретическую основу работы составили достижения науки уголовно-процессуального права.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы различные методы научного исследования правовых и социальных явлений: метод анализа, исторический метод, системно-структурный, логико-правовой, сравнительно-правовой, социологический и другие.
Теоретическая база настоящего исследования сформирована из трудов отечественных ученых, ряда зарубежных источников, посвященных вопросам приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении и нашедших свое выражение в диссертациях, монографиях, учебниках, учебных пособиях, научных статьях и других изданиях.
Эмпирическая база представлена материалами судебной практики, статистикой ГИАЦ МВД России, а также результатами проведенного анкетирования сотрудников, осуществляющих прием, регистрацию и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Практическая ценность работы заключается в том, что выработаны предложения по усовершенствованию практической деятельности, касающейся процедуры приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях. В частности, процессуального порядка видеофиксации явки с повинной, изъятия документов и предметов при рассмотрении сообщения о преступлении, а также процессуальной формы документа о передаче материалов по подследственности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников, приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:
-в настоящий период есть возможность осуществления приема и регистрации сообщений с помощью электронных систем, однако она требует дополнительного правового регулирования и совершенствования, так как продолжается ведение бумажных КУСП, что приводит к дублированию процессуальной деятельности.
– существующее в УПК РФ понятие сообщения о преступлении является собирательным для видов сообщений, но не отражает сущность данного явления. Предлагается следующее определение: «Сообщение о преступлении представляет собой фактическое событие или действие, облеченное в установленную уголовно-процессуальным законом форму, на основании которого в уголовном процессе начинаются правоотношения, объектом которых является информация о совершенном или готовящемся преступлении, после приема и регистрации которого требуется его проверка и принятие решения в соответствии со ст. 145 УПК РФ».
- в ст. 142 УПК РФ предусмотреть обязательность участия защитника в процедуре принятия явки с повинной или ее полной видеофиксации. В практической деятельности, руководствуясь законодательными нормами, следует проработать механизм видеофиксации явки с повинной.
- существующее законодательство предусматривает одинаковое правовое регулирование, как для заявления, так и для сообщения, при этом критерии отграничения одного от другого в ней не определены. Необходимо привести в единообразный вид содержащиеся в рассматриваемых нормативных актах понятия.
- следует конкретизировать положения ст. 141 УПК РФ и установить, что в случае отсутствия ознакомления заявителя со статьей об ответственности за заведомо ложный донос, информация о преступлении признается не заявлением, а сообщением. В ст. 142 УПК РФ предусмотреть обязательность участия защитника в процедуре принятия явки с повинной или ее полной видеофиксации. В практической деятельности, руководствуясь законодательными нормами, следует проработать механизм видеофиксации явки с повинной.
- УПК РФ не предусматривает процессуальной формы и в целом механизма, с помощью которого осуществляется передача материалов по подследственности. Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях также не содержит указания на то, в какой форме осуществляется передача сообщения о преступлении. Следует определить единый порядок передачи сообщения о преступлении по подследственности: в какой момент следует передавать материалы, с помощью какого процессуального документа. Предусмотреть единую форму документа (постановление) о передаче по подследственности, закрепить его основные составляющие в Инструкции.
Необходимыми для обеспечения гарантий прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства являются ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлении. В законодательстве также отсутствуют определения указанных понятий, что порождает трудности в понимании механизма и сущности данных явлений. Следует рассмотреть вопрос об уточнении в законодательстве понятий ведомственного контроля и прокурорского надзора, в работе соответствующие определения нами предложены. Также стоит обратить внимание, что в настоящее время является нецелесообразным расширение ведомственного контроля и прокурорского надзора. Следует обратить внимание на снижение объема отчетности в органах внутренних дел, чтобы сократить забюрократизированность при ведомственном контроле. В рамках прокурорского надзора полномочий у прокуроров достаточно, что подтверждается и словами Генерального прокурора России.
-в настоящий период есть возможность осуществления приема и регистрации сообщений с помощью электронных систем, однако она требует дополнительного правового регулирования и совершенствования, так как продолжается ведение бумажных КУСП, что приводит к дублированию процессуальной деятельности.
– существующее в УПК РФ понятие сообщения о преступлении является собирательным для видов сообщений, но не отражает сущность данного явления. Предлагается следующее определение: «Сообщение о преступлении представляет собой фактическое событие или действие, облеченное в установленную уголовно-процессуальным законом форму, на основании которого в уголовном процессе начинаются правоотношения, объектом которых является информация о совершенном или готовящемся преступлении, после приема и регистрации которого требуется его проверка и принятие решения в соответствии со ст. 145 УПК РФ».
- в ст. 142 УПК РФ предусмотреть обязательность участия защитника в процедуре принятия явки с повинной или ее полной видеофиксации. В практической деятельности, руководствуясь законодательными нормами, следует проработать механизм видеофиксации явки с повинной.
- существующее законодательство предусматривает одинаковое правовое регулирование, как для заявления, так и для сообщения, при этом критерии отграничения одного от другого в ней не определены. Необходимо привести в единообразный вид содержащиеся в рассматриваемых нормативных актах понятия.
- следует конкретизировать положения ст. 141 УПК РФ и установить, что в случае отсутствия ознакомления заявителя со статьей об ответственности за заведомо ложный донос, информация о преступлении признается не заявлением, а сообщением. В ст. 142 УПК РФ предусмотреть обязательность участия защитника в процедуре принятия явки с повинной или ее полной видеофиксации. В практической деятельности, руководствуясь законодательными нормами, следует проработать механизм видеофиксации явки с повинной.
- УПК РФ не предусматривает процессуальной формы и в целом механизма, с помощью которого осуществляется передача материалов по подследственности. Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях также не содержит указания на то, в какой форме осуществляется передача сообщения о преступлении. Следует определить единый порядок передачи сообщения о преступлении по подследственности: в какой момент следует передавать материалы, с помощью какого процессуального документа. Предусмотреть единую форму документа (постановление) о передаче по подследственности, закрепить его основные составляющие в Инструкции.
Необходимыми для обеспечения гарантий прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства являются ведомственный контроль и прокурорский надзор за деятельностью по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлении. В законодательстве также отсутствуют определения указанных понятий, что порождает трудности в понимании механизма и сущности данных явлений. Следует рассмотреть вопрос об уточнении в законодательстве понятий ведомственного контроля и прокурорского надзора, в работе соответствующие определения нами предложены. Также стоит обратить внимание, что в настоящее время является нецелесообразным расширение ведомственного контроля и прокурорского надзора. Следует обратить внимание на снижение объема отчетности в органах внутренних дел, чтобы сократить забюрократизированность при ведомственном контроле. В рамках прокурорского надзора полномочий у прокуроров достаточно, что подтверждается и словами Генерального прокурора России.
Подобные работы
- Делопроизводство в органах внутренних дел (на примере межмуниципального отдела МВД Шушенского района)
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за исполнением органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - Органы внутренних дел как орган дознания
Магистерская диссертация, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Получение оперативно-процессуальной информации о преступлениях и порядок назначения оперативно-розыскных мероприятий, а также использование их результатов по делам оперативного учета и в следственно-судебной практике
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Поводы и основание для возбуждения уголовного дела (Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Перспективы развития органов предварительного следствия
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ (12.00.09)
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



