Глава 1. Историко-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности 10
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: история развития и становления .. 10
1.2. Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели и задачи 28
1.3. Оперативно-розыскные органы: права и обязанности 31
Глава 2. Оперативно-розыскная деятельность в таможенных органах 41
2.1. Реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства и ее влияние на деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов 41
2.2 Практическое применение видов оперативно-розыскных мероприятий и порядок их осуществления 55
2.3. Организация деятельности таможенных органов по защите
внешнеэкономической деятельности 72
2.4. Проблемы в осуществлении оперативно-розыскной деятельности
таможенных органов на примере оперативно-розыскного отдела Томской таможни и пути их решения 90
Заключение 101
Список литературы 103
Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность в
таможенных органах.
Цель работы - изучение сущности оперативно-розыскной деятельности и
проблем ее практического применения в таможенных органах.
В процессе исследования был проведен анализ нормативно-правовой
базы, регулирующей деятельность таможенных органов, а также рассмотрена
практика оперативно-розыскной деятельности при расследовании таможенных
преступлений.
В результате исследования были выявлены проблемы, возникающие у
таможенных органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности,
и предложены рекомендации по их решению.
Введение
Для любого государства важной составляющей является экономическая
безопасность, и проблема ее обеспечения признается приоритетной1. Функции
ее обеспечения выполняются федеральными органами исполнительной власти,
которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности, в
том числе и таможенными органами.
В процессе обеспечения экономической безопасности таможенными
органами основную роль играет оперативно-розыскная деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности,
осуществляемый гласно и негласно, уполномоченными законом
государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их
компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности
общества и государства от преступных посягательств2.
Главной целью правоохранительной деятельности таможенной службы
является противодействие угрозам экономической безопасности РФ. Для
повышения эффективности в борьбе с таможенными преступлениями
необходимо создание определенных условий: формирование стратегий и
тактик, позволяющих своевременно пресекать правонарушения, а также
усиление взаимодействия соответствующих правоохранительных органов
путем их координирования и создания общих информационных баз данных.
Основным способом получения информации о правонарушениях в сфере
таможенного дела является оперативно-розыскная деятельность. Актуальность
дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования работы
сотрудников ОРД с целью повышения уровня раскрытия правонарушений и
преступности в сфере таможенного дела.
Объектом дипломной работы является взаимодействие таможенных
органов с точки зрения оперативно-розыскной деятельности и иных
1 Пак А. Ю. Сущность и структура понятия «Экономическая безопасность государств – членов Таможенного
Союза» в рамках ЕврАзЭС // Вестник российской таможенной академии. – 2012. – №3. – С.113.
2 Федюнин А. Е. О содержании ряда оперативно розыскных мероприятий с учетом развития современных
технологий в области передачи информации // Российский следователь. – 2012. – №1. – С.40.8
соответствующих правоохранительных органов, предметом – организация
оперативно-розыскной деятельности.
Основной целью работы является изучение сущности оперативнорозыскной деятельности и проблем ее практического применения в
таможенных органах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить историко-правовое регулирование оперативно-розыскной
деятельности;
2. Рассмотреть основные цели и задачи оперативно-розыскной
деятельности;
3. Проанализировать влияние реформы уголовного законодательства на
правоохранительную деятельность таможенных органов;
4. Дать характеристику оперативно-розыскным мероприятиям с
практической точки зрения;
5. Выявить проблемы в работе оперативно-розыскных органов;
6. Предложить рекомендации по повышению эффективности оперативнорозыскной деятельности в таможенных органах.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций
по совершенствования оперативно-розыскной деятельности в таможенных
органах.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.
В первой главе раскрывается становление оперативно-розыскной
деятельности и ее правовое регулирование.
Во второй главе рассмотрено практическое применение оперативнорозыскных мероприятий, а так же выявлен ряд общих и специфических
проблем в работе оперативно-розыскных органов на примере Томской таможни
и предложены рекомендации по их решению.9
В заключении подводятся итоги по осуществлению оперативнорозыскной деятельности таможенных органов на современном этапе.
Методами изучения поставленной проблемы являются описание
историко-правового регулирования оперативно-розыскной деятельности,
анализ и синтез оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-розыскной
деятельности в таможенных органах.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых:
Алексеева А.И., Белкина Р.С., Климова И.А., Козловского А.Ю., Лекаря А.Г.,
Синилова Г.К., Шумилова А.Ю.
Нормативной базой работы явились Федеральный закон № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности», УК РФ, УПК РФ, и другие нормативноправовые акты и федеральные законы, связанные с оперативно-розыскной
деятельностью.
Оперативно-розыскная деятельность является стратегически важным
аспектом в осуществлении таможенного дела, касаемо выявления, пресечения и
раскрытия преступлений, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
В современных условиях глобализации и повышения значимости
внешнеэкономической деятельности оперативно-розыскная деятельность
должна подняться на качественно новый уровень для обеспечения
экономической безопасности государства.
Реформа уголовного законодательства по отношению к таможенному
делу не принесла ожидаемого эффекта, а именно, существенно не повлияла на
процент раскрываемости преступлений, указанный в Стратегии развития
таможенной службы РФ до 2020 года. Причиной тому является то, что сама
Стратегия не несет в себе никаких указаний относительно работы оперативнорозыскных органов таможенной службы, кроме того, что в их обязанности
входит выявление и пресечение преступлений, связанных с
внешнеэкономической деятельностью. Как следствие, данная стратегия требует
доработки в области рекомендаций по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности.
Еще одним важным аспектом в оперативно-розыскной деятельности
таможенных органов является то, что на данный момент взаимодействие с
соответствующими правоохранительными органами исполнительной власти
остается на прежнем уровне, что в современных условиях является
недостаточным для эффективной работы. Уровень данного взаимодействия
можно повысить посредством создания единой информационной базы
правоохранительных органов, что в следствии увеличит процент
раскрываемости преступлений в сфере таможенного дела, а также позволит
достигнуть максимального обеспечения экономической безопасности
государства.
Что касается самих сотрудников оперативно-розыскных отделов
таможенных органов, то их штат на каждую таможню катастрофически мал,102
следовательно, время, затрачиваемое на проведение оперативно-розыскных
мероприятий в сфере таможенных преступлений, слишком велико.
Соотношение кадрового состава и количество совершаемых преступлений
несоизмеримо. Высокий уровень преступности в сфере внешнеэкономической
деятельности требует повышенного внимания. Для этого необходимо
расширить кадровый состав оперативно-розыскных органов таможенной
службы, что в свою очередь позволит обрабатывать больший поток
поступаемой информации и значительно сократить время на раскрытие
преступлений.
Таким образом, на сегодняшний день оперативно-розыскная деятельность
таможенных органов требует как совершенствования правового регулирования,
так и практического применения мер, по повышению обеспечения
экономической безопасности государства.
Александров Р. А. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в
России // Российский следователь. 2002. № 3. С. 22-25.
2. Алексеев Н.С. Очерк развития науки советского уголовного процесса /
Н.С. Алексеев, В.Г. Даев, Л.Д. Кокорев – Воронеж, Издательство Пресс,
1980. - 251 с.
3. Ануашат Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики. — М.:
ЛексЭСТ, 2001. - 220 с.
4. Атмажитов В. М. О законодательном регулировании оперативнорозыскной деятельности / В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров – М.: Юрист,
2003. – С. 35-50.
5. Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной
деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном
процессе. // Российская криминологическая ассоциация: М.: НОРМА,
2004. - 120 с.
6. Бобров В.Г. Правовые и организационные основы оперативной
разработки, пути и меры ее совершенствования (вопросы теории и
практики): Автореферат на соискание ученой степени д-ра юрид. наук.
М.: МГУ, 1990. - С. 74-98.
7. Вагин О.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» / О.А. Вагин, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетин —
М.: Юрист, 2004—С. 38-60.
8. Григонис Э.П. Правоохранительные органы. СПб.: Прогресс, 2001 – 10 с.
9. Евтеев С.П. О контролируемой поставке на территории Таможенного
союза: материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. «Национальный и
международный уровни противодействиянаркотической угрозе и
взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей
наркотиков» // Сибирский юрид. ин-т ФСКН России: Красноярск, 2015 –
С. 45-80.106
10.Евтеев С.П., Колесников К.А. Специальная операция – основная форма
действий оперативных подразделений ФСКН России в чрезвычайных
обстоятельствах: сб. материалов всероссийской науч.-практ. конф. (15-16
марта 2012 г.) / под общ. ред. А.Ю. Кийко. – Уфа: УФ СЗИПК ФСКН
России, 2012 – С. 65-80.
11.Еримбетов С.С. О взаимодействии правоохранительных органов по
выявлению и расследованию уголовных дел об экономической
контрабанде, незаконном обороте оружия и наркотиков // Закон и время. -
2003. - №3. - С.11-15.
12.Жбанков В.А. Направления правоохранительной деятельности
таможенных органов и ее задачи // Вестник Российской таможенной
академии. 2008. № 4(5). С. 99-101.
13.Земскова А. В. Теоретические основы использования результатов
оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений:
Автореферат на соискание ученой степени д-ра юрид. наук. М.: МГУ,
2002. – 57 с.
14.Ищенко Е.П. Криминалистика / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков — М.:
Юрист, 2006, 585 с.
15.Карелин В. Б. Угрозы экономической безопасности Российской
Федерации (в контексте оперативно-розыскных и таможенных интересов)
// Оперативник (сыщик). 2009. № 4. С. 51–55.
16.Кисловский Ю. Г. История таможни государства Российского – М.: ИПО
«Автор», 1995 – С. 120-135.
17.Козлов В.И. Совершенствование взаимодействия подразделений
дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов //
Юридический мир. - 2013. - № 9. – С. 57-79.
18.Козловский А. Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности
отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с
позиций сыскологии // Оперативник (сыщик). 2011. № 2 (27). С. 35–41.