Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни 15
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни 21
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни 21
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6лет интереса к здоровому образу жизни 39
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни 45
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 64
В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, это состояние здоровья подрастающего поколения. Вопрос здоровья населения, наряду с проблемами образования, науки и культуры, прочно занимает высшие ранги значимости среди приоритетов любого государства.
В период дошкольного возраста закладывается фундамент здоровья, созревают и совершенствуются жизненные системы и функции организма, происходит развитие его адаптивных возможностей, формирование движений, осанки, физических качеств, вырабатываются первоначальные навыки гигиены и самообслуживания. Кроме того, приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых в дальнейшем невозможно вести здоровый образ жизни. Особое место в этом процессе отводится дошкольной образовательной организации, которая должна стать: «школой здорового стиля жизни детей».
Много исследований современных педагогов и ученых посвящены общим аспектам развития культуры здорового образа жизни у детей (Е.Н. Андреева, А.Ю. Горбунова, П.Л. Дрибинский, Е.Е. Лутовина, Л.В. Мурзагалина, Г.Б. Сафина и др.).
Проблемой формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни занимались: Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, М.Я. Виленский, Н.Г. Веселов, Н.П. Дубинин, В.П. Петленко и др. Проблемой формирования здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации: Л.В. Абдульманов, Ю.Ф. Змановский, Л.Г. Татарникова и др.
Известные педагоги и исследователи связывают приобщение детей к здоровому образу жизни, с их осознанным отношением к своим действиям, с организацией педагогических условий, направленных на развитие необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечение оценки и самоконтроля данного процесса (Е.И. Смирнова, В.А. Соломонов, Л.Н. Чайка и др.).
Несмотря на наличие многочисленных исследований, проблема развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста требует ее дальнейшего изучения, поиска нового подхода к реализации задачи по развитию у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни в практической деятельности дошкольной образовательной организации, что и обусловливает выбор темы исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт автора данного исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий реализации этого процесса.
Цель исследования: теоретические обосновать и экспериментально доказать положительное влияние психолого-педагогических условий на развитие у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни будет эффективным, при реализации следующих психолого-педагогических условий:
• осуществление поэтапного развития у детей интереса к здоровому образу жизни (мотивационный, когнитивный, поведенческий этапы);
• отбор содержания, форм работы, средств развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• проведение систематической и целенаправленной работы по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в семьях воспитанников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования намечены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
3. Разработать содержание работы по реализации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы;
• опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, опрос, беседа, экспертная оценка, наблюдение);
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая основа исследования:
• теоретические положения по проблеме формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни Н.М. Амосова, И.А. Аршавского, М.Я. Виленского, Н.Г. Веселова, Н.П. Дубинина, В.П. Петленко и др.;
• теоретические положения по проблеме формирования здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации Л.В. Абдульмановой, Ю.Ф. Змановского, Л.Г. Татарниковой и др.
Новизна исследования заключается в разработке психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание разработанных психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни и практический материал, могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Детский сад - начальная школа «Росток-филиала ЧОУ ВО Тольяттинская академия управления». В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источника), 5 приложений. Работа иллюстрируется 13 рисунками и 12 таблицами.
Уже в детском саду у ребенка необходимо начинать развитие интереса здорового образа жизни. Но главным препятствием при этом является то, что у детей отсутствует осознанное отношение к своему здоровью. Главная задача - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать психолого-педагогические условия, способные повысить эффективность процесса развития интереса у детей 5-6 лет к здоровому образу жизни: осуществление поэтапного развития у детей интереса к здоровому образу жизни; отбор содержания, форм работы, средств развития, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-6 лет; проведение систематической и целенаправленной работы по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в семьях воспитанников.
В ходе констатирующего эксперимента мы выяснили, что большинство детей, как экспериментальной, так и контрольной групп находятся в основном на среднем уровне развития интереса к здоровому образу жизни. Заинтересованность родителей к развитию интереса и соблюдению ЗОЖ у своего ребенка также не высока (средний ).
На формирующем этапе эксперимента были реализованы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет интереса к здоровому образу жизни.
Контрольный этап эксперимента выявил положительную динамику в уровне развития у детей 5-6 интереса лет к здоровому образу жизни в экспериментальной группе. Высокий уровень в ЭГ поднялся у 4 (20%) детей и составил 40 %. Дети стали проявлять инициативу при проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, у них стал проявляться интерес к здоровому образу жизни. Существенных изменений в контрольной группе не выявлено, так как работа с данной группой дошкольников не проводилась.
Результат анкетирования родителей на контрольном этапе, также показал повышение уровня интереса родителей к развитию у детей интереса к ЗОЖ, родителей, не заинтересованных в развитии интереса и соблюдения ЗОЖ у своих детей, на контрольном этапе выявлено не было.
Таким образом, можно констатировать, что уровень развития интереса у детей 5-6 лет ЭГ повысился, что свидетельствует об эффективности разработанных и реализованных психолого-педагогических условий данного процесса, тем самым мы подтвердили выдвинутую гипотезу исследования. Цель исследования достигнута, а задачи - решены.
1. Абдулина, М.Н. Формирование ценностного отношения к здоровью детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М.Н. Абдулина // Новая наука как результат инновационного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (Сургут, 22 апреля 2017 г.) / отв. ред. И.Н. Пилипчук. - Уфа: Агентство международных исследований. - 2017. - С. 3-4.
2. Абдульманова, В.Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста / Л.В. Абдульманова, М.А. Богданова // Итоги научно-исследовательской деятельности 2015 г.: изобретения, методики, инновации: сборник материалов VI международной научно-практической конференции (Москва, 30 ноября 2015 г.). - Астрахань: Олимп, 2015. - С. 22-26.
3. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. - Санкт- Петербург: Речь, 2013.
4. Андреева, Е.Н. Ценностное отношение к здоровью как психологическая проблема / Е.Н. Андреева // Актуальные проблемы профессиональной и учебно-профессиональной деятельности: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / ред. А.И. Сафронов, А.А. Зуйкова. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2015. - С. 149-152.
5. Бичева, И.Б. Эмоциональное благополучие дошкольника как условие развития ценностного отношения к своему здоровью / И.Б. Бичева, А.Е. Терехина, А. В. Удовика // Детский сад от А до Я. - 2017. - № 1 (85). - С. 6-10.
6. Воднева, Е.В. Формирование представлений о культуре здоровья у детей 6-7 лет / Е.В. Воднева. - Смоленск : СГПУ, 2010. - 17 с.
7. Гордиенко, Л.И. Роль инновационных здоровьесберегающих технологий в системе развития дошкольника / Л.И. Гордиенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. - С. 94-100.
8. Гримовская, Л.М. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольников / Л.М. Гримовская, А. Ю. Кулагина // Аксиологические проблемы педагогики. - 2016. - № 7. • С. 53-57.
9. Дрибинский, П.Л. Проблема формирования ценностного отношения учащихся к здоровью в современных педагогических исследованиях / П.Л. Дрибинский // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. • 2014. - № 1 (8). - С. 88-95.
10. Золотухина, И.П. Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия современного дошкольного образовательного учреждения и семьи / И.П. Золотухина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - № 1 (5). - С. 306-308.
11. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова // Профессиональное образование. - 2012. • №1. - С.8-14.
12. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы // Т.Г. Карепова. - М. : Учитель, 2014.
13. Касьянова, Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. / Л.Г. Касьянова. - Шадринск, 2004.
14. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
15. Латыговская, О.В. Психолого-педагогические особенности формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста / О.В. Латыговская // Вестник Полоцкого государственного университета. - Серия Е: Педагогические науки. - 2016. - № 15. - С. 35-41.
...