Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве

Работа №106619

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве 8
1.1 Проблемы развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве 12
Глава 2 Экспериментальное изучение психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве 17
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве 17
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий 32
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий 37
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 56
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 58
Приложение Г Конспекты занятий 60

Актуальность исследования объясняется тем, что в условиях модернизации образования проблема развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве является объектом пристального внимания с точки зрения организации целенаправленного образовательного процесса.
В старшем дошкольном возрасте ребенок активно усваивает новую информацию. Также старший дошкольный возраст связан с доминированием игровой деятельности. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в двухмерном пространстве. Пространственное мышление является особым видом умственной деятельности. Все чаще педагоги отмечают недостаточное развитие пространственной ориентировки у детей. Развитие пространственной ориентировки необходимо для общего психического развития ребенка.
Общеизвестно значение игры в развитии детей дошкольного возраста. В образовательном процессе используются сюжетно-ролевые и дидактические, строительные и театрализованные игры. Таким образом, основным психолого-педагогическим условием развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве становится применение игрового метода. Однако прочие психолого-педагогические условия развития ориентировки в педагогической литературе проработаны слабо.
Проблемам изучения, развития пространственных представлений и ориентировок посвящены многочисленные работы педагогов, психологов (Б.Г. Ананьев, Н.Е. Веракса, Е.Ф. Волкова, К.С. Лебединская, Л.С. Медникова, Г.З. Самигуллина). «Результаты их исследований позволили выявить особенности чувственной и словесной ориентировки в двухмерном пространстве, описать видовое разнообразие систем отсчета («от себя», «от объекта») и используемых речевых средств (наречия, предлоги), установить последовательность возрастных этапов развития пространственной ориентировки, дать характеристику каждому из них».
Изучением вопросов развития ориентировки в двухмерном пространстве у детей старшего дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги, как в нашей стране, так и за рубежом (Е.Ф. Рыбалко, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, В.В. Данилова, Р.Л. Непомнящая, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Т.Д. Рихтерман, А.М. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.И. Мусейибова, Э.Я. Степаненкова, А.А. Столяр, В. Каразану, М. Фидлер). Анализ этих работ показал, «что несформированность пространственных представлений и ориентировок к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками».
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития ориентировки в двухмерном пространстве у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве будет эффективным, если:
• учтены возрастные особенности детей (игровая мотивация, особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость);
• подобраны специальные дидактические игры на развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве;
• развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве происходит поэтапно.
Задачи исследования:
• изучить проблемы развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве в психолого-педагогической литературе;
• выявить уровень развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве;
• разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий;
• определить эффективность экспериментальной работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
• концепции возрастного развития детей 6-7 лет, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• исследования развития пространственных представлений и ориентировок, приведенные в работах Б.Г. Ананьева, Н.Е. Вераксы, Е.Ф. Волковой, К.С. Лебединской, Л.С. Медниковой, Г.З. Самигуллиной;
• изучение психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве, описанные в работах Е.Ф. Рыбалко, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинского, З.А. Михайловой, В.В. Даниловой, Р.Л. Непомнящей, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Т.Д. Рихтерман, А.М. Леушиной, Е.И. Щербаковой, Т.А. Мусейибовой, Э.Я. Степаненковой, А.А. Столяра, В. Каразану, М. Фидлер.
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• эмпирический: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
• методы обработки полученных данных: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГКУ СО «Октябрьский СРЦН».
В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве; определены показатели и уровни развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические основы психолого-педагогических условий развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве, мы установили, что в общем смысле под пространством принято считать такую форму существования материи, которая не зависит ни от человека, ни от особенностей его восприятия данной материи. Ориентировка в двухмерном пространстве - это навык ориентироваться на бумажном листе. В старшем дошкольном возрасте мыслительная деятельность в основном направлена на установку связей с предметами. Происходит познание окружающего пространства, развивается способность ориентирования в знакомой обстановке, вырабатывается понимание направления. Развивается долговременная память, постепенно увеличивая временной промежуток запоминания. Дидактические игры являются перспективным средством развития ориентировки в двухмерном пространстве у детей 6-7 лет. Использование игр в данной работе позволяет значительно повысить мотивацию, заинтересованность детей занятиями.
Психолого-педагогические условия развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве: учтены «возрастные особенности детей (игровая мотивация» [19], особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость); подобраны специальные дидактические игры на развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве; развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве происходит поэтапно.
«По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития у детей 6-7 лет» [19] ориентировки в двухмерном пространстве 7 (35%) детей. Дошкольник не может найти середину листа, а также нарисовать линии к верху и низу листа. Не может найти выход из лабиринта, комментируя, в какую сторону двигается карандаш. Не может продолжить маршрут на листе бумаги по словесной инструкции педагога, не понимает, что значит «вверх», «влево» или «вправо». Не может нарисовать звездочки по инструкции педагога, не понимают понятий «сверху», «снизу», «слева», «справа». Не может назвать правильно расположения предметов, путает все предлоги.
Средним уровнем развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве обладают 11 (55%) детей. Дошкольник может найти середину листа после подсказки педагога, а также нарисовать линии к верху и низу листа только после помощи педагога. Может найти выход из лабиринта, комментируя, в какую сторону двигается карандаш, после помощи взрослого. Может продолжить маршрут на листе бумаги по словесной инструкции педагога только при дополнительной подсказке взрослого, путает понятия «вправо» и «влево». Может нарисовать звездочки по инструкции педагога после дополнительной подсказки взрослого, путает понятия «слева» и «справа». Может назвать правильно расположения предметов после подсказки педагога, путает часть предлогов.
Высоким уровнем развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве обладают 2 (10%) детей. Дошкольник может самостоятельно найти середину листа, а также нарисовать линии к верху и низу листа. Может найти выход из лабиринта, комментируя, в какую сторону двигается карандаш. Может продолжить маршрут на листе бумаги по словесной инструкции педагога самостоятельно, понятия не путает. Может нарисовать звездочки по инструкции педагога самостоятельно. Может назвать правильно расположения предметов самостоятельно, предлоги не путает.
В контрольной группе обладают низким уровнем развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве 7 (35%) детей, у 11 (55%) детей диагностирован средний уровень и у 2 (10%) детей - высокий.
«Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий» [5].
Нами было доказано, что развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве будет эффективным, если:
• «учтены возрастные особенности детей (игровая мотивация, особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость)» [16];
• подобраны специальные дидактические игры на развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве;
• развитие у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве происходит поэтапно.
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня развития у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве стал ниже на 25 %.
Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Проанализировав полученные результаты, можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию у детей 6-7 лет ориентировки в двухмерном пространстве с применением психолого-педагогических условий является эффективным. Задачи исследования решены, цель достигнута.


1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф., Шемякин Ф. Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. 2020. №4. С. 18-28.
2. Белошистая А. В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: Теория и практика. 2019. № 3. С. 14 - 21.
3. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 317 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2014. 174 с.
5. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2018. 241 с.
6. Еланева Е. П. Развитие пространственных представлений посредством игр и упражнений // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 222-224.
7. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Просвещение, 2019. 332 с.
8. Кудинова М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3. С. 360-364.
9. Курмаева И. В., Белова О. Р., Медведева Е. Ю. Развитие пространственных представлений у старших дошкольников // Вектор развития современной науки: Сборник материалов Х Международной научно-практической конференции. 2016. С. 656-659.
10. Максакова А. И. Учите детей играя. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2014. 376 с.
11. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. 119 с.
12. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: Мозаика - Синтез, 2019. 104с.
13. Новоселова С. А. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 25-37.
14. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. 173 с.
15. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Слово, 2017. 234 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ