Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ КОМПЕНСАТОРНО-АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕД

Работа №106348

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения в психолого-педагогической литературе 12
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 3-4 лет
с функциональными расстройствами зрения 12
1.2 Особенности формирования компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред у детей 3-4 лет
с функциональными расстройствами зрения 18
1.3 Характеристика психолого-педагогических условий развития компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных
сред у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения 24
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред 38
2.1 Выявление уровня компенсаторно-адаптивных механизмов
освоения социальных сред у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения 38
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред 47
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов
освоения социальных сред 64
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Приложение А Диагностическая карта 80
Приложение Б Список детей, участвующих в исследовании 86
Приложение В Стимульный материал к диагностической методике 5 «Пирамидка» 88
Приложение Г Вариативный комплекс по развитию компенсаторных механизмов у детей младшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения «Мир возможностей

Наличие у человека нарушения зрения может приводить к нарушению взаимодействия, как с предметной, так и социальной средой, а также обусловливать социальную дезадаптацию. У детей дошкольного возраста с нарушениями зрения из-за недостаточности образов предметного мира сложнее осуществляется ориентация в социокультурном пространстве, что затрудняет овладение различными видами деятельности, навыками общения и культуры поведения, определяющими успешность социализации и интеграции.
Современная образовательная система предусматривает получение полноценного образования для всех категорий детей с проблемами в развитии, в том числе детей с функциональными расстройствами зрения. Программа для детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией дает возможность обучаться и переходить на следующий уровень образования, выходя на общий образовательный стандарт начального основного общего образования. Одной из главных задач программы для детей младшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения является развитие компенсаторно-адаптивных механизмов в освоении социальных сред. Важно, что недостаточность зрения, его расстройство, может приводить к нарушению коммуникации и взаимодействия, как с предметной, так и социальной средой, приводя к серьезной дезадаптации. Ребенку с нарушением зрения необходима интеграция в общество, поэтому так важно начать работу по развитию компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред как можно раньше. Необходимо подвести ребенка к определенной пространственной мобильности, активности и проявлению инициативы [30].
Нельзя не согласиться со статистикой, которая говорит, что каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, а каждую минуту - ребенок. При этом только в 75% случаев слепоту вызывают заболевания, которые можно было излечить на начальных стадиях или же предотвратить развитие болезни с помощью коррекционной работы и профилактических мер [2].
Изучение компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред детей с функциональными расстройствами зрения является одной из ключевых проблем современной тифлопедагогики.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что с каждым годом растет число детей, имеющих различные нарушения зрения. Педагоги обязаны помогать детям с нарушением зрения осваивать окружающий мир, используя компенсаторно-адаптивные механизмы. Развитие компенсаторно-адаптивных механизмов для освоения социальных сред - одно из необходимых психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка с нарушением зрения, которые в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Младший дошкольный возраст - это особо ответственный период в воспитании ребенка с функциональными расстройствами зрения. В этом возрасте происходит активное изучение ребенком мира, поэтому специалистам важно помочь и направить такого ребенка [3].
Именно в младшем дошкольном возрасте необходима коррекционная, направляющая и организующая помощь специалистов. В детском возрасте наиболее часто встречаются такие функциональные расстройства, как косоглазие и амблиопия. Лечебная область вполне освещена офтальмологами-практиками не только отечественными, но и зарубежными [29].
Однако, проблематика компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе. Существует определенное количество работ: М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагина, Л.И. Солнцевой. Изучением детей с нарушением зрения занимались такие ученые-тифлопедагоги, как Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.С. Волкова, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, В.П. Ермаков, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и другие. Однако работ по изучению у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред недостаточно, поэтому данная проблема требует более детального исследования.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 3-4 года с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред и отсутствием выделенных научно-обоснованных условий, обеспечивающих эффективность данного процесса в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность психолого-педагогических условий развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред.
Объект исследования: процесс развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред, а именно, социально-предметной среды.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что процесс развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:
- организация деятельности детей с опорой на сохранные сенсорные функции (тактильной, слуховой, мышечной), развитие познавательной деятельности, формирование представлений о предметном окружении, позволяющих восполнять пробелы неполноценного зрительного восприятия;
- обеспечение полисенсорного характера деятельности детей на основе
зрительно-осязательных, зрительно-двигательных, слухо-двигательных, тактильно-двигательных действий;
- поэтапное формирование действий детей с объектами социально-предметной среды группы детского сада, включающего ориентировочный, формирующий и закрепляющий этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретико-методологические основы проблемы развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред.
2. Выявить уровни развития у детей 3-4 лет с ФРЗ компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 3-4 лет с ФРЗ компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения теории компенсации психических функций (Л.С. Выготский);
- положения теории развития компенсаторно-адаптивных механизмов
освоения социальных сред (Н.К. Акимова, Л.А. Дружинина, А.А. Кирсанов, Л.И. Плаксина);
- теории индивидуального подхода к детям с нарушением зрения (Т.А. Власова, Л.С. Волкова, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования:
- теоретические: сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы, программно-методической документации;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение; анализ и интерпретация эмпирических данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ детский сад № 33 «Мечта» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 27 детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап (сентябрь 2019 г. - июнь 2020 г.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап (сентябрь 2020 г. - февраль 2021 г.). Конкретизация теоретических позиций исследования; определение и реализация психолого-педагогических условий развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред.
Третий этап (март 2021 г. - июнь 2021 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведённого эксперимента, формулирование выводов по результатам экспериментальной работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистратской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды;
- разработан вариативный комплекс по развитию компенсаторных механизмов у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения «Мир возможностей» на основе полисенсорного подхода к коррекционно-развивающей работе.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «компенсаторно-адаптивные механизмы освоения детьми 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения социально-предметной среды», которое рассматривается как адаптивные реакции на основе актуализации деятельности сохранных сенсорных функций (тактильной, слуховой, мышечной), направленные на устранение или ослабление функциональных нарушений восприятия социально-предметной среды, вызванных функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования учителями-дефектологами, воспитателями:
- диагностического инструментария выявления уровня развития компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды детьми 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения;
- вариативного комплекса по развитию компенсаторных механизмов у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения «Мир возможностей».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались проведением исследования с опорой на теоретические положения специальной психологии и тифлопедагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методики исследования и обработки полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Личное участие студента в исследовании выражено в изучении теоретического состояния проблемы, выявлении уровня компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения; организации экспериментальной работы по проверке эффективности психолого-педагогических условий развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социальных сред
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2020 г., 2021 г.), а также на педагогических советах МБУ детского сада № 33 «Мечта» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 3 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Компенсаторно-адаптивные механизмы освоения детьми 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения социально-предметной среды - это адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных нарушений восприятия социально-предметной среды, вызванных функциональными расстройствами зрения; в основе формирования адаптивных реакций лежит актуализация деятельности сохранных сенсорных функций (тактильной, слуховой, мышечной).
2. Психолого-педагогические условия развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды:
- организация деятельности детей с опорой на сохранные сенсорные
функции (тактильную, слуховую, мышечную), развитие познавательной деятельности, формирование представлений о предметном окружении, позволяющих восполнять пробелы неполноценного зрительного восприятия;
- обеспечение полисенсорного характера деятельности детей на основе
зрительно-осязательных, зрительно-двигательных, слухо-двигательных, тактильно-двигательных действий;
- поэтапное формирование действий детей с объектами социально-предметной среды группы детского сада, включающего ориентировочный, формирующий и закрепляющий этапы.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (30 наименований) и 4 приложений. Текст содержит 7 рисунков, 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 79 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что развитие компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды занимает важное место в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения.
Исследования особенностей развития детей с функциональными расстройствами зрения диктуются определенным пониманием своеобразия, природы и механизмов восприятия в условиях зрительного дефекта и знаниями общих закономерностей, определяющих ход психического развития ребенка в целом.
На основе изучения теоретических основ процесса компенсации и особенностей психического развития детей младшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения мы уточнили понятие «компенсаторно-адаптивные механизмы освоения детьми 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения социально-предметной среды», которое рассматривается как адаптивные реакции на основе актуализации деятельности сохранных сенсорных функций (тактильной, слуховой, мышечной), направленные на устранение или ослабление функциональных нарушений восприятия социально-предметной среды, вызванных функциональными расстройствами зрения.
В ходе экспериментального исследования определены показатели, комплекс диагностических заданий для выявления уровня компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды детьми 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети из экспериментальной группы демонстрируют преимущественно средние и низкие показатели:
- восприятия формы (соотнесение эталона с формой предмета и силуэтным изображением);
- восприятия величины (словесное обозначение величинных понятий);
- ориентировки с точкой отсчета от себя (все основные критерии);
- ориентировки в микропространстве и по картинке плану;
- затруднения в представлениях о своих сенсорных возможностях и окружающем мире.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка положений гипотезы, согласно которой процесс развития у детей 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды обеспечивается реализацией следующих психолого-педагогических условий:
- организация деятельности детей с опорой на сохранные сенсорные функции (тактильной, слуховой, мышечной), развитие познавательной деятельности, формирование представлений о предметном окружении, позволяющих восполнять пробелы неполноценного зрительного восприятия;
- обеспечение полисенсорного характера деятельности детей на основе
зрительно-осязательных, зрительно-двигательных, слухо-двигательных, тактильно-двигательных действий;
- поэтапное формирование действий детей с объектами социально-предметной среды группы детского сада, включающего ориентировочный, формирующий и закрепляющий этапы.
Для экспериментальной апробации данных условий был составлен вариативный комплекс по развитию компенсаторных механизмов у детей 3-4 лет с ФРЗ «Мир возможностей».
Реализация данного комплекса в коррекционно-развивающей работе с детьми 3-4 лет с функциональными расстройствами зрения позволила получить положительную динамику показателей развития компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды у детей экспериментальной группы. Тактильное, осязательное восприятие предметов стало более уверенным. Знакомство с предметами происходит быстрее, узнавание и понимание свойств предметов - полнее и стабильнее. Дети опираются на полученные представления об окружающем мире. Значительно повысилась доля детей с показателями среднего и высокого уровней. Стабильность и системность занятий помогает детям освоить полисенсорный способ познания окружающей действительности.
После проведенного эксперимента можно сказать, что комплексная реализация выделенных психолого-педагогических условий обеспечивает развития у детей 3-4 лет с ФРЗ компенсаторно-адаптивных механизмов освоения социально-предметной среды.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность гипотезы и правомерность выдвинутых на защиту положений.



1. Бабина Е.С. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения // Дошкольное воспитание. 2012. № 10. С. 51-63.
2. Всемирная организация здравоохранения [сайт]. URL: http:// www.who.int/ru (дата обращения: 19.12.2020).
3. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры. М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2017. 96 с.
4. Дружинина Л. А. Исследования в тифлопедагогике как основа индивидуализации медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 58-69.
5. Дружинина Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина : учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. 253 с.
6. Дружинина Л. А. Организация предметно-пространственной среды
в группе для детей с разной структурой зрительного дефекта / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 32-37. URL:
https: //cyberleninka. ru/article/n/organizatsiyapredmetno -pro stranstvennoy- sredy-v- gruppe-dlya-detey-s-raznoy-strukturoyzritelnogo-defekta (дата обращения: 12.06.2020)/
7. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики. Воспитание детей с нарушенным зрением. М.: Владос, 2017. 240 с.
8. Ермаков В. П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохранным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения : учебное пособие. М. : Владос, 2017. 143 с.
9. Земцова М. И. Основы компенсации дефектов у аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Просвещение, 1965. 75 с.
10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1983. С. 392.
11. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. М. : Феникс, 2010. С. 193.
12. Осипова Л. Б. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования : учеб.-метод. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 158 с.
13. Обухова Л. Ф. Детская психология : теория, факты, проблемы. М. : Тривола, 1995. С. 48-75.
14. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 22 (64). С. 80-83.
15. Плаксина Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида : учебно-метод. пособие. М. :Элти-Кудиц, 2006. 90 с.
16. Плаксина Л. И. Роль зрительного восприятия в становлении психики ребенка // Непрерывное образование как ресурс развития Московской области : Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.И. Яковлевой. М. : Диона, 2017. С. 127-133. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_32530812_40923440.pdf (дата обращения: 20.12.2018).
17. Проблема воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под редакцией Л.И. Плаксиной. М., 1995. С. 148.
18. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха : Пособие. М. :Теревинф, 2017. 134 с.
19. Ремезова Л.А. Формирование предметной деятельности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие. Самара: ПГСГА, 2013. 182 с.
20. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст: Руководство для педагогов психологов. СПб. : Речь, 2005. 123.с.
21. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). М. : Классике Стиль, 2006. 256 с.
22. Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении : Рос. акад. образования. М.: 2001. 96 с.
23. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. №4. С. 9-15.
24. Феоктистова В.А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве// Дефектология. 1987. №4.С.35.
25. Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушением зрения : автореферат диссертации доктора педагогический наук. М,1999. С. 27.
26. BuerklenK. Psychologyoftheblind: TranslatedfromGerman / K.
Byurklen; EditedbyV. A. Gander. - Moscow: StateAcademicandPedagogical
Publishing House, 1934. 262 p.
27. Types of Challenges Experienced by Learners with Visual // Challenges
Faced by Learners with Visual Impairments in Inclusive Setting in Trans-Nzoia County Journal of Education and Practice www.iiste.org ISSN 2222-1735 (Paper) ISSN 2222-288X (Online) Vol.5, No.29, 2014 // URL:
http://catchenglish.ru/teksty/anglijskie-teksty-skachat-besplatno.html /
(дата обращения: 19.05.2021).
28. Dutton G.N. Cognitive vision, its disorders and differential diagnosis in adults and children: knowing where and what things are // Eye. 2003. №17 P. 289-304.
29. Flanagan N.M., Jackson A.J., Hill A.E. Visual impairment in childhood: insights from a community-based survey // Child Care Health Dev. 2003. № 29. P. 493-499.
30. Passini R. А., Dupre C. Yanglois Spatial mobility of the visually handicapped active persons: a descriptive stundy // Journal of visual impairment and Blindness. 1986. vol. 80, 8. Р. 904-907.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ