Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №108472

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта 8
1.1 Понятие и структура социального интеллекта в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет
социального интеллекта 12
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта 20
2.1 Определение уровня развития у детей 5-6 лет социального
интеллекта 20
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей
5-6 лет социального интеллекта 32
2.3 Результаты динамики уровня развития у детей 5-6 лет
социального интеллекта 45
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 56

В период дошкольного детства происходит развитие будущей личности: это формирование отношения к себе, к деятельности, к окружающим. А также идёт формирование таких социально-значимых качеств, как социальная активность, целеустремленность, общительность. Все вышеперечисленные умения характеризуют в целом психологический феномен социального интеллекта.
В западной психологической литературе проблему развития социального интеллекта изучали такие известные ученые, как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, и другие.
В отечественной литературе проблеме развития у детей социального интеллекта посвящены исследования М.И. Бобневой, Г.П. Геранюшкиной, Е.В. Субботского, О.Б. Чесноковой, и др.
Социальный интеллект - это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Социальный интеллект - это способность человека понимать окружающую среду и адекватно реагировать на социальное поведение. Ребенок формирует свой личный социальный опыт только в процессе общения и социальных отношений с ближайшим окружением. Он учится понимать не только вербальную сторону общения и отношений, но и невербальную сторону: мимику, позы, жесты.
Высокий уровень социального интеллекта дает возможность человеку адекватно оценить себя и других, а также способствует эффективному межличностному взаимодействию. Согласно последним исследованиям социальный интеллект начинает развиваться в дошкольном возрасте. Становление активности личности и её самореализации всегда сопровождается процессом развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, ученые считают, что дошкольное обучение призвано стать основой для формирования личности ребенка как части общества.
Наряду с пониманием актуальности исследования можно выделить также противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет социального интеллекта и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет социального интеллекта будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны упражнения, развивающие диалогическую форму общения и повышающие коммуникативную компетентность детей 5-6 лет;
- включены в совместную деятельность педагога и детей сюжетно-ролевые игры, обеспечивающие активность и социальную направленность личности ребенка;
- отобраны и включены в образовательный процесс социально-ориентированные трудовые поручения, которые обеспечивают воспитание самостоятельности и ответственности у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать исследования по проблеме развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
2. Подобрать и провести комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о социальных аспектах развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.Н. Куницына, Р. Стернберг, Д.В. Ушаков);
- положения о роли общения, взаимодействия ребенка со взрослыми (З.М. Богуславская, М.И. Лисина, А.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования: определены психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы и определены показатели и охарактеризованы уровни развития социального интеллекта у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений могут использовать разработанное тематическое планирование для развития социального интеллекта с детьми 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: СП д/с «Теремок» с. Приволжье. В исследовании участвовали дети в возрасте 5-6 лет в количестве 14 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников) и 5 приложений. Текст иллюстрирован 5 таблицами и 7 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования заключается в том, что развитие социального интеллекта детей 5-6 летнего возраста определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психолого-педагогической литературе. Особое значение развитие социального интеллекта приобретает на этапе вхождения ребенка в школьную среду. В тоже время отмечается особая значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблемами социального интеллекта занимались такие ученые как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова и др. На основе анализа научной литературы мы определили понятие «социального интеллекта», которое включает в себя понимание его как интегральной системы для накопления, систематизации, анализа своего социального опыта, и опыта других людей.
На констатирующем этапе изучения уровня развития социального интеллекта у детей 5-6 лет были получены следующие данные: большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне - 50 % детей (7); 20% (3) на высоком уровне и на низком уровне развития социального интеллекта - 30 % (4) детей.
В ходе формирующего эксперимента были апробированы следующие психолого-педагогические условия:
- отобраны упражнения, развивающие диалогическую форму общения и повышающие коммуникативную компетентность детей 5-6 лет;
- включены в совместную деятельность педагога и детей сюжетно-ролевые игры, обеспечивающие активность и социальную направленность личности ребенка;
- отобраны и включены в образовательный процесс социально-ориентированные трудовые поручения, которые обеспечивают воспитание самостоятельности и ответственности у детей 5-6 лет.
После специальной формирующей работы по развитию социального интеллекта у детей 5-6 лет результаты значительно улучшились. Высокий уровень развития социального интеллекта был выявлен у 25 %, средний уровень у 65%, низкий у 10% детей. Результаты исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для дошкольников при построении системы работы по формированию социального интеллекта у детей 5-6 лет в процессе когнитивных исследований.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, а гипотеза доказана.
В результате исследования была выявлена проблема, требующая дальнейшего рассмотрения, а именно поиска альтернативных способов развития социального интеллекта у детей 5-6 лет на следующих возрастных стадиях.



1. Анохин, П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: Человек в разных аспектах [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1985 - 398 с.
2. Бабаева, Т.М. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.М. Бабаева. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 99 с.
3. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья [Текст] /
В.В. Ветрова. - М. : Сфера, 2012. - 105 с.
4. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М. : Сфера, 2014. - 98 с.
5. Иванова, А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М. : Сфера, 2016. - 54 с.
6. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие [Текст] / А.И. Иванова. - М. : Сфера, 2015. - 15 с.
7. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Иванова.
- Череповец. : ЧТУ, 2014. - 150 с.
8. Икрянникова, Т.С. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп [Текст] / Т.С. Икрянникова
- М. : Корифей, 2012. - 32 с.
9. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2016.¬118 с.
10. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. - М. : Академия, 2016. - 176 с.
11. Куликова, Т.О. О воспитании у детей познавательных интересов [Текст] / Т.О. Куликова // Дошкольное воспитание. -2011. - № 9. - С. 23-25.
12. Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников [Текст] / И.И. Левашова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 2(5). - С.133-137.
13. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Педагогика, 1972. - 334 с.
14. Маневцова, Л.М. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности [Текст] / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 3-13.
15 Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М. : Гардарики, 2010. - 89 с.
16. Меньшикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы [Текст] / Л.Н. Меньшикова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 130 с.
17. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М. : Академия, 2012. - 84 с.
18. Одинцова, Л.А. Экспериментальная деятельность в, ДОО. [Текст] / Л.А. Одинцова. - М. : Сфера, 2017.- 23 с.
19. Пасечник, Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика [Текст] / Л.В. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 63-67.
20. Пищаева, М.В. Готовность к обучению [Текст] / М.В. Пищаева, С.В. Денисова, В.Ю. Маслова. - Арзамас : АГПИ, 2013. - 32 с.
21. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М. : МГУ, 2014. - 266 с.
22. Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. -2009. - № 4. - С. 29-34.
23. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] /
A. А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2013. - 416 с.
24. Сапожникова, С.Е. Развитие личности ребенка от пяти до семи [Текст] / С.Е. Сапожникова. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2015. - 89 с.
25. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М. : Академия, 2013. - 176 с.
26. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова,
B. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2003. - 56 с.
27. Смирнова, Е.О. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.В. Калягина // Вопросы психологии. -2004. № 3. - С. 50-60.
28. Смирнова, Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психологического развития [Текст] / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 63-71.
29. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 54 с.
30. Уманский, Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив. [Текст] / Л.И. Уманский. - Кострома : Изд-во Костром, гос. ун-та, 2009. - 58 с.
31. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 2012. - 80 с.
32. Хитрова, Е.В. Психолого-педагогические факторы и
результативность педагогической деятельности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] // Вестник СГАУ. - 2006. - №1 (9). - Режим доступа: http://publications.ssau.ru/files/VESTNIK_SGAU/VESTNIK_SGAU_1_ 2006/45_Hitrova_RU.pdf (дата обращения: 01.12.2018).
33. Шапиро, А.И. Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей [Текст] / А.И. Шапиро. - СПб. : Речь, 2014. - 16 с.
34. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребёнка [Текст]/ А.М. Щетинина. - Великий Новгород: Изд-во Новгород, гос. ун-та, 2000. - 88 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: «Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 33 с.
36. Южанинова, А.Л. Проблема диагностики социального интеллекта [Текст] / А.Л. Южанинова. - Саратов, 1984. - 67 с.
37. Яковлева, М.А. Большая книга научных опытов для детей и взрослых [Текст] / М.А. Яковлева, СВ. Болушевский. - М. : Эксмо. - 2012. - 32 с.
38. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии [Текст] / М.Г. Ярошевский // Вопросы психологии. -1985. № 6. - - С. 14-26.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ