Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общие принципы физического воспитания подростков 8
1.2. Формирование двигательной активности учащихся подросткового возраста 11
1.3. Рекреационно-спортивная деятельность и туризм как средство формирования двигательной активности 15
Выводы по главе 17
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 21
2.3. Разработка и проведение занятий спортивным туризмом для подростков 23
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
3.1. Влияние туризма на физическую подготовку подростков 31
3.2. Изменение уровня физических качеств под влиянием занятий туризмом 38
Выводы по главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение А. План лыжного похода 49
Приложение Б. Веревочный курс для школьников младшего возраста 52
Актуальность. Проблема исследования заключается в том, что современные дети подросткового возраста испытывают потребность в двигательной активности, однако, эта потребность не всегда реализуется должным образом.
С каждым годом самостоятельная двигательная деятельность подростков, все больше ограничивается, как дома, так и в школе - с увеличение продолжительности урока, увеличивается и время статических поз ребенка. Современные подростки большую часть своей жизни проводят за компьютером (общаясь исключительно в социальных сетях), передвигаются на автотранспорте и т.д.
С каждым годом здоровье людей России ухудшается. По данным средств массовой информации, продолжительность жизни в России у мужского пола составляет 57-58 лет, у женского - 63-64 года. Физическая культура способствует увеличению функционального состояния организма и физической подготовленности, оказывает положительное влияние на здоровье человека, повышает его социальную активность.
В результате двигательная активность хорошо адаптирует каждого человека к окружающей среде. По данным научных изысканий, здоровье человека только на 10 - 15% зависит от медицины, на 15 - 20% от генетики, на 20 - 25% от окружающей среды и на 50 - 55% от условий и образа жизни.
Разумно организованные физические упражнения, оказывают множество положительных эффектов на организм.
Потребность в движении, является главным вопросом, над которым работали и работают многие ученые.
Такой исследователь, как М.Р. Могендович - доктор биологических наук, в вопросе о потребности человека в движении, прежде всего, говорил о биологической потребности человека к движению и ее возрастной динамике. Этим, ученый хотел определить "естественные" возрастные нормы двигательной активности (ДА) детей, не учитывая их условия жизни и воспитание.
Рассматривая другие работы, можно обозначить труды М.Ю. Кистяковской, которая говорила о том, что, рассматривая потребность человека в движении, нельзя брать в пример лишь один возраст, так как потребность, зависит от: физического воспитания, формы проведения уроков физической культуры, внеурочной деятельности. Именно эта концепция предъявляет педагогам требование не обращать внимания на существующий у ребенка "естественный" уровень потребности в двигательной активности, а развивать эту потребность на занятиях.
Двигательная активность (ДА) - это основа индивидуального развития школьника. ДА является фактором функциональной индукции воспитательных процессов, благодаря которой ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.
Системой воспитания у человека социально направлена потребность в движении, благодаря которой он развивается и живет. Можно сказать, что ДА, носит биосоциальный характер.
В организме детей взаимодействуют разные процессы, и психическая деятельность учеников формируется под действием воспитания, на протяжении всего детства.
Психологи Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн, говорили о том, что качества человека: творчество, память, мышление, не даются ребенку с самого рождения. Они появляются и развиваются с опытом. Это относится и к двигательным действиям и движениям.
И.М.Сеченов и И.П.Павлов доказали, что психическая деятельность происходит в зависимости от телесной деятельности и от окружающего мира.
Данный эксперимент позволил говорить о том, что мозговая деятельность человека может быть сведена на мышечное движение.
Формулировка темы выпускной квалификационной работы будет звучать следующим образом: «Туризм как средство формирования двигательной активности учащихся подросткового возраста».
Объект исследования: процесс развития двигательных качеств подростков через занятия туризмом.
Предмет исследования: организация занятий по туризму для учащихся подросткового возраста.
Цель исследования: изучение влияния спортивной деятельности и туризма на формирование двигательной активности учащихся подросткового возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить текущий уровень развития физических качеств у подростков;
2) Разработать необходимый комплекс упражнений для подростков, занимающихся туризмом.
3) Оценить эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие физических качеств.
Гипотеза исследования: предполагалось, что организация занятий по спортивной и туристической деятельности способствует формированию двигательной активности учащихся подросткового возраста, развитию физических качеств, повышению мотивации для занятий физической культурой и укреплению здоровья.
Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература по педагогике и физической культуре, исследования в области физкультуры и физического воспитания подростков, статьи в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, аналитический, и эмпирический (а именно: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных наблюдения).
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, заключения, приложения. Список использованной литературы включает в себя 25 литературных источника. В работе содержится 9 таблиц и 8 рисунков.
Для нормального функционирования организма и укрепления здоровья, подростов нуждается в двигательной активности.
Результатом проведенной работы стали, следующие выводы:
• туризм был и остается одним из самых действенных средств физического воспитания;
• туризм пригоден как средство массового оздоровления детей разного возраста, развития из физических качеств;
• в условиях походов закаляется организм, повышается сопротивляемость внешним воздействиям, развиваются гибкость, сила, ловкость и выносливость;
• использование специальных физических упражнений на занятиях по туризму, благотворно влияет на развитие физических качеств подростков.
Перед началом проведения эксперимента было произведено тестирование физических качеств и оценка физического развития подростков занимающихся туризмом.
В программу занятий, для экспериментальной группы были добавлены комплекс специальных физических упражнений.
В конце эксперимента были проведены итоговые замеры показателей физического развития и тестирование физических качеств.
С помощью индекса Пинье, определен тип телосложения экспериментальной группы. Если в начале эксперимента телосложение было слабым, то в конце эксперимента достигло среднего значения. На протяжении эксперимента, у обучающихся произошли небольшие изменения в положительную сторону: вытянулось тело, увеличилась масса и объем грудной клетки.
Тестирование физических качеств подростков из экспериментальной группы показали значительные улучшения.
В показателях гибкости (рисунок 1) по итоговому тестированию обнаружено достоверное улучшение этого показателя в экспериментальной группе: с 7,2 до 10,2 см.
Показатели бега на 60 м. с низкого старта, незначительно, но улучшились, с 9,7 сек. до 9,3 сек., контрольная группа также улучшила свой результат, с 10,14 до 9,72 сек.
Время экспериментальной группы в беге с высокого старта на 400 метров, улучшилось с 1 мин. 33 сек. до 1 мин. 22 сек.
Динамика показателей силовых качеств подростков экспериментальной группы возросли. Если на начало года среднее значение в подтягивании у ребят было 9,9, то на итоговой проверке, среднее значение поднялось до 11,8.
В тесте «бросок медицинбола на дальность», также присутствует положительная динамика в экспериментальной группе: с 362 см до 390 см.
Результаты прыжков в длину с места за экспериментальный период практически остались прежними.
Хорошая динамика была отмечена в показателях скоростных и координационных способностей «тест челночный бег 3 х 10 м», где результат экспериментальной группы вырос, с 9,63 сек. до 9,14 сек. (рисунок 8).
Таким образом, цель исследования: изучение влияния туризма на формирование двигательной активности учащихся подросткового возраста - достигнута.
Задачи исследования: 1) Изучить текущий уровень развития физических качеств у подростков; 2) Разработать необходимый комплекс упражнений для подростков, занимающихся туризмом. 3) Оценить эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие физических качеств.
Гипотеза исследования о том, что организация занятий по спортивной и туристической деятельности способствует формированию двигательной активности учащихся подросткового возраста, развитию физических качеств, повышению мотивации для занятий физической культурой и укреплению здоровья - подтверждена.
1. Агранович Н. В. и др. Лечебная физкультура в продлении активного долголетия пожилых людей с различной соматической патологией (учебное пособие) //Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №. 2-2. - С. 185-186.
2. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научно-исслед. ин-та проблем физической культуры и спорта. Т. 18 / Мин-во спорта РФ, ФГБОУ ВПО "КГУФКСТ". - Краснодар, 2016. - 195 с.
3. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
4. Болобан В. Современные технологии формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения сложно координационным спортивным упражнениям //Наука в олимпийском спорте. • 2017. - №. 4. - С. 45-56.
5. Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л. А. Боярская; [науч. ред. В. Н. Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2017. - 120 с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 4-е изд., стер. • М.: КНОРУС, 2016. — 240 с.
7. Волков В.А. Физическая культура. Учебник. — М.: КНОРУС, 2016. — 190 с.
8. Гудина Г. В. Факторы, влияющие на формирование интересов студентов к занятиям физической культурой и спортом // психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Оренбург), 26 октября. - 2017. - С. 81.
9. Жуйкова Е. М., Толмачев Д. А. Физическое воспитание подростков 5-11 классов в сельских школах //Синергия Наук. - 2017. - Т. 1. - №. 18. - С. 1055-1062.
10. Зайченко В. Н. Педагогика физической культуры: учебное пособие / В. Н. Зайченко. - Волгоград: ВГАФК, 2015. - 240 с.
11. Калинец П. П. Физическое воспитание в процессе социализации детей и молодежи. - 2019. - 274 с.
12. Коломенская В. В. Психология развития : учебное пособие для бакалавров / В. В. Коломенская; И.И. Таран; Мин-во спорта РФ, ФГБОУ ВО "ВелГАФК". - Великие Луки, 2016. - 321 с.
13. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Учебник. - Издательство: "КноРус". - 2017. - 256 с.
14. Кудря А. Д., Простяков А. А., Гладких Д. Г. Процесс формирования физической культуры и культуры здорового образа жизни //Актуальные проблемы науки: от теории к практике. - 2016. - С. 330-332.
15. Лях В. Развитие координационных способностей у дошкольников. - Litres, 2017. - 160 с.
...